[5]

Максим Коломиец

БРОНЕПОЕЗДА В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
В РОССИИ В 1918—1922 ГГ.

Годы Гражданской войны в России стали периодом настоящего бума бронепоездов, которые использовались с невиданным до этого размахом. «Сухопутные броненосцы» действовали на стороне всех воюющих сторон — у красных, белых, украинцев, петлюровцев, поляков и иностранных интервентов. Но по размаху строительства и боевого применения бронепоездов Красная Армия, без сомнения, опережала всех. Всего же с осени 1917 года по начало 1922 года на железных дорогах бывшей Российской империи всеми воюющими сторонами было задействовано более 500 бронепоездов различных конструкций.

Особые условия Гражданской войны благоприятствовали применению бронепоездов. Можно с уверенностью сказать, что таких условий никогда не было до 1918 года и, вероятно, никогда не будет в будущем. Военные действия развивались на обширных пространствах, численность войск им не соответствовала, в результате чего не было сплошной линии фронта.

В условиях Гражданской войны приобретала особое значение борьба за крупные населённые пункты, рядом с которыми почти всегда были узловые станции железных дорог. Вблизи таких станций с большим успехом могли действовать бронепоезда.

Первый период Гражданской войны — с конца 1917 года по лето 1918 года — характеризовался массовым строительством бронированных поездов. Как правило, они строились наспех, без необходимых чертежей и расчётов. Чаще всего это были товарные вагоны, угольные пульманы или платформы с сооружёнными на них укрытиями из шпал, брёвен, металлических листов или мешков с песком. [6] В качестве вооружения использовались различные типы полевых артиллерийских орудий и пулемёты разнообразных систем.

Большой популярностью пользовались американские высокобортные металлические полувагоны для перевозки угля. На некотором расстоянии от их борта сооружали второй борт, часто из досок, и в промежутках между ними заливали цемент, насыпали щебень, песок или землю. Сверху сооружалась крыша из металлических листов, шпал или брёвен.

Даже бронепоезда, изготовленные в тот период на крупных промышленных предприятиях, отличались некоторым примитивизмом. Бронеплощадки, как правило, представляли собой пулемётный каземат, занимавший примерно 2/3 длины, а на оставшейся части за броневым барбетом устанавливалось орудие, часто даже на полевом колёсном лафете. Такие бронепоезда изготавливали на паровозостроительном заводе Русского общества машиностроительных заводов в Луганске, судостроительном заводе Русского акционерного общества Николаевских судостроительных и машиностроительных заводов и верфей «Наваль», казённом пушечном заводе в поселке Мотовилиха близ Перми и других.

Очень часто конструкторы этих импровизированных бронепоездов являлись и их командирами. В большинстве своём эти люди были малограмотны в техническом отношении и не имели боевого опыта. А обстановка на фронтах требовала бронепоездов для решения самых разнообразных боевых задач — прорыва обороны противника, поддержки наступления пехоты и кавалерии, захвата и удержания важных пунктов до подхода своих войск, борьбы с бронепоездами неприятеля и многого другого. Всё это требовало срочного принятия мер по совершенствованию материальной части бронепоездов, подготовки команд для них.

БРОНЕПОЕЗДА КРАСНОЙ АРМИИ. Командование Красной Армии сразу оценило роль бронепоездов в начавшейся Гражданской войне. Уже в марте 1918 года создаётся [7] Центральный совет по управлению бронечастями РСФСР, в августе реорганизованный в Центральное броневое управление (Центробронь). Одной из важнейших задач нового управления стала работа по унификации бронепоездного парка, разработке проектов новых бронепоездов, их постройке и ремонту.

Для этих целей в июле 1918 года в Нижнем Новгороде создаётся Депо бронепоездов, состоящее из трёх отделов — строевого, технического и снабжения. Одновременно там же на Сормовском заводе общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов началось серийное производство бронепоездов — до конца года требовалось передать армии 15 единиц.

С инженерной и боевой точек зрения бронепоезда, изготовленные в Нижнем Новгороде (позже получившие название Сормовских), являлись одними из лучших, изготовленных в годы Гражданской войны.

Каждый состоял из бронированного паровоза серии «ОВ» с трёх- или четырёхосным тендером и двух двухбашенных бронеплощадок, каждая из которых вооружалась двумя орудиями и 6—8 пулемётами Максима образца 1910 года. В качестве артсистем чаще всего использовались трёхдюймовые (76,2-мм) полевые орудия образца 1902 года, но довольно часто применялись 76,2-мм зенитные ("противоаэропланные") пушки Лендера, приспособленные для стрельбы по наземным целям, или 75-мм морские орудия. Боекомплект бронепоезда составлял 1200 снарядов и до 10 000 патронов. Благодаря удачной конструкции площадок в зоне огня сормовского бронепоезда не оставалось ни одной цели, на которой нельзя было сосредоточить огня как минимум одного орудия и двух пулемётов. Для удобства управления и обслуживания вооружения в бою большинство сормовских площадок оснащалось командирскими наблюдательными башенками и вентиляционными люками. Всего же с 1918 по 1920 год на Сормовском заводе изготовили более 30 бронепоездов.

Осенью 1918 года к производству бронепоездов для Красной Армии подключился Ижорский адмиралтейский [8] и механический завод в Колпино, под Петроградом. Основу программы здесь составляли бронепоезда, вооружённые 76,2-мм зенитными орудиями (их выпускал Путиловский завод в Петрограде). В центре четырёхосной платформы монтировался пулемётный каземат, имевший по 4 пулемёта Максима на борт, а на каждом её конце открыто располагалась зенитная пушка, защищённая откидными броневыми бортами. Разработали на заводе и двухбашенную бронеплощадку, одна башня которой располагалась выше другой, что допускало стрельбу обоих орудий вдоль состава.

Характерным конструктивным решением всех бронеплощадок, изготовленных на Ижорском заводе, являлась бронезащита ходовой части в виде трёх бронелистов и бронепаровозы оригинальной клиновидной формы. Всего Ижорским заводом было изготовлено около 15 броневых поездов.

Довольно оригинальными являлись бронепоезда конструкции Хлебникова, которые изготовлялись на орудийном заводе Русского акционерного общества артиллерийских заводов. Они включали в себя две четырёхосные бронеплощадки, вооружённые трёхдюймовыми (76,2-мм) и 42-линейными (107-мм) орудиями в двух башнях довольно больших размеров. Однако большая масса площадок — более 80 т — не допускала их движение по слабому железнодорожному полотну и лёгким мостам.

Довольно много бронепоездов изготовили на заводе Гретера и Криванека в Киеве и Брянском заводе в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Характерной особенностью этих составов были бронеплощадки довольно больших размеров с двумя орудийными башнями конической формы и четырьмя пулемётными, а также бронепаровозы, имевшие характерную полукруглую бронировку со скошенной передней частью. Впоследствии такие бронепоезда получили название днепровских, всего их изготовили более 20.

В марте 1920 года Депо по формированию бронепоездов реорганизуется в Запасную бригаду по формированию бронепоездов и переводится из Нижнего Новгорода в город [9] Бежица Брянской губернии, на Брянский машиностроительный завод. Для последнего работы по бронепоездам не являлись делом новым — ещё весной 1918 года завод изготовил 7 бронепоездов, а осенью 1919 года здесь была развёрнута база по ремонту бронепоездов Южного фронта.

Одновременно с подготовкой кадров и формированием команд для бронепоездов на Брянском заводе в 1920 году велись большие работы по стандартизации пёстрого бронепоездного парка Красной Армии. Обязанности инженера по руководству постройкой и ремонтом бронепоездов на Брянском заводе исполнял инспектор бронесил Южного фронта К. Сиркен, в то время один из ведущих специалистов в данной области. Он спроектировал орудийные и пулемётные установки, несколько типов бронебашен, усовершенствовал типы бронировки площадок и паровозов.

В ходе ремонта многие бронепоезда получали артиллерийские башни и полубашни конструкции Сиркена, имевшие характерную цилиндрическую форму. Кроме того, наряду с ремонтом завод изготовил около двух десятков бронепоездов конструкции Сиркена, бронировка паровоза которых имела оригинальную бочкообразную форму.

С марта 1919 года в Красной Армии ввели деление бронепоездов на лёгкие и тяжёлые. Согласно инструкции броневой поезд включал в себя две части — боевую, в составе лёгкого бронепоезда № 1 (две бронеплощадки с трёхдюймовыми орудиями и бронепаровоз) и тяжёлого № 2 (две бронеплощадки с 42-линейными (1О7-мм) или 6-дюймовыми (152-мм) орудиями и бронированный или полубронированный паровоз), и резервную (база) - поезд № 3 (обычный железнодорожный состав для перевозки команды бронепоезда и имущества).

Однако на практике такая структура оказалась громоздкой, трудноуправляемой. Командиры бронепоездов часто из-за отсутствия опыта и знаний пускали в ход всю мощь боевой части по целям, для подавления которых достаточно было пулемётов. Поэтому в боях бронепоезда [10] № 1 и № 2 использовались раздельно, как самостоятельные единицы.

8 августа 1920 года издаётся новая инструкция, сводившая все бронепоезда к трём основным типам: А — полевой ударный (штурмовой) для решения задач в условиях ближнего боя, вооружённый трёхдюймовыми (76,2-мм) орудиями и 15—20 пулемётами; тип Б — вооружённый 42-линейными орудиями для огневого обеспечения боя штурмовых бронепоездов; тип В — особого назначения, с мощной артсистемой (от 6 дюймов (152-мм) и выше) для подавления тыловых объектов противника.

Бронепоезда Красной Армии активно действовали на всех фронтах Гражданской войны, причём на всём её протяжении наблюдалось стремление к их массированному использованию. Например, в контрнаступлении под Петроградом в октябре 1919 года 7-я армия использовала 7 бронепоездов. Осенью 1919 года только в подчинении Южного фронта насчитывалось 53 бронепоезда, а при ликвидации войск Врангеля в Северной Таврии войска Южного фронта располагали 17 бронепоездами против 19 у противника. Но наиболее значительная их концентрация была достигнута весной 1919 года в результате создания Заднепровской бригады бронепоездов, насчитывающей 15 бронепоездов, действовавших на узком участке фронта.

Венцом боевых действий красных бронепоездов стал 1920 год — Бакинская и Бухарская операции, а особенно война с Польшей. К этому времени был накоплен огромный опыт применения бронепоездов во всех видах боевых операций. Например, в приказе по войскам 3-й Польской армии говорилось: «В последних боях на всём фронте самым серьёзным и ужасным противником являются неприятельские бронепоезда, которые очень хорошо оборудованы, действуют разительно смело и решительно, обладают значительной силой и являются очень серьёзным средством борьбы противника. Для победы над неприятельскими бронепоездами пехота наша бессильна». И через десять лет мнение поляков не изменилось. В одной из книг, изданной в 1930 году и посвященной советско-польской [11] войне, было сказано: «Во имя исторической правды следует признать, что советские броневые силы, а в особенности бронепоезда, имели всегда прекрасно обученный и отважный личный состав, подобранный по преимуществу из убеждённых коммунистов».

Довольно активно использовали бронепоезда в Гражданской войне и белые армии, однако масштабы бронепоездного дела у них были не такими грандиозными, как у красных. Причём наиболее активно и успешно действовали бронепоезда Вооружённых сил на Юге России, входившие в состав Добровольческой, Донской и Кубанской армий.

БРОНЕПОЕЗДА ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ. Белое движение, зародившееся на окраинах России, сначала не имело ни средств, ни предприятий, пригодных для изготовления собственных бронепоездов. Поэтому первые белые бронепоезда создавались из захваченных у красных бронеплощадок. Так, при взятии узловой станции Тихорецкая 1 июля (по старому стилю) 1918 года войска Добровольческой армии взяли у красных несколько бронеплощадок, из которых были сформированы три первых бронепоезда Добровольческой армии — 1-й бронированный поезд (впоследствии лёгкий бронепоезд «Генерал Алексеев»), лёгкий бронепоезд «Вперёд за Родину» и Батарея дальнего боя (впоследствии тяжёлый бронепоезд «Единая Россия»).

1-й бронированный поезд состоял из артиллерийской площадки с 3-дюймовым (76,2-мм) орудием образца 1900 года на полевом станке и одного пулемётного вагона. "Вперёд за Родину" имел артиллерийский вагон с 75-мм морским орудием и пулемётный вагон, а батарея дальнего боя состояла из четырёх площадок с морскими пушками: двумя 102-мм, одним 47-мм и одним 120-мм орудием Кане и тремя пулемётами.

27 июля 1918 года белые сформировали лёгкий бронепоезд № 2 (впоследствии лёгкий бронепоезд "Генерал Корнилов"), а 7 августа из бронеплощадок, оставленных красными на левом берегу Кубани, сформировали ещё один бронепоезд (впоследствии лёгкий бронепоезд "Офицер"). [12] Последний состоял из открытой платформы с 3-дюймовым (76,2-мм) орудием образца 1900 года на полевом станке и двух пулемётных вагонов.

11 августа 1918 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар) сформировали бронепоезд под названием «Морская батарея № 2» (впоследствии лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской»). Для боевой части использовались захваченные у красных три платформы «Фокс-Арбель», на которые установили четыре 75-мм и одно 47-мм морские орудия.

Таким образом, к 1 сентября 1918 года в Добровольческой армии имелось уже 6 бронепоездов, которые входили в армейскую группу артиллерии и подчинялись инспектору артиллерии армии. Но так как долгое время не было руководящих документов, регулирующих формирование, вооружение и снабжение бронепоездов, этот процесс был достаточно хаотичным. Так как в это время белые не строили своих бронепоездов, то формирование происходило после захвата соответствующей техники у красных.

Личный состав первых (да и многих последующих) бронепоездов состоял в основном из артиллеристов, в большинстве кадровых, которые имели боевой опыт Первой мировой войны. Существовали и «морские» экипажи из моряков, степень подготовки которых к боевой службе на бронепоездах была гораздо выше, чем у членов сухопутных команд. Это было связано с тем, что на бронепоездах (особенно тяжёлых) стояли морские орудия, кроме того, моряки были более привычны к условиям пребывания в замкнутом пространстве и более дисциплинированны. В целом боевая подготовка экипажей белых бронепоездов была выше, чем у красных. Это объяснялось тем, что на белых бронепоездах служило большое количество офицеров и кадровых военных, хорошо подготовленных и часто имевших богатый боевой опыт (говоря современным языком профессиональных военных). Сравниться с белыми экипажами могли только команды бронепоездов красных, укомплектованные моряками. Однако по техническому [13] совершенству и качеству материальной части бронепоезда белых значительно уступали красным.

Материальная часть белых бронепоездов была достаточно пёстрой, а бронеплощадки чаще всего примитивной конструкции — как правило, чаще всего они переделывались из угольных полувагонов «Фокс-Арбель». Обычно бронепоезда состояли из одной-двух артиллерийских и пулемётной бронеплощадок и бронепаровоза. На артиллерийских устанавливались 1—2 орудия (3-дюймовые (76,2-мм) орудия образца 1900 или 1902 года на полевых станках, 37- и 47-мм Гочкиса, 75- и 102-мм морские, а также 120- и 152-мм системы Кане), часто имеющие небольшие углы обстрела. Пулемётный вагон имел 2—8 пулемётов различных систем — Максима, Виккерса, Кольта или Льюиса. Такой пёстрый парк вооружения создавал немало трудностей в обслуживании, кроме того, остро ощущался недостаток боеприпасов к морским артсистемам.

Осенью 1918 года, с увеличением территории, контролируемой белыми войсками, в их ведение попало довольно значительное количество промышленных предприятий. Для белого командования это послужило толчком для начала работ по постройке бронепоездов собственных конструкций. Наибольший объём работ был выполнен на заводах «Кубаноль» в Екатеринодаре, «Провиданс» в Мариуполе, «Судосталь» в Новороссийске, «Гретер и К°» в Киеве, РОПИТа («Русское Общество пароходства и торговли») и «Механического Гарриса» в Одессе, Южно-Русского Металлического общества в Екатеринославе, а также мастерских Одесского, Севастопольского и Новороссийского портов.

В начале 1919 года начинается новый этап в истории белого движения на Юге России. 8 января в результате соглашения между командующим Добровольческой армией Деникиным и атаманом Донского казачьего войска Красновым создаются Вооружённые силы на Юге России (ВСЮР). В связи с этим появилась должность инспектора артиллерии ВСЮР, который помимо прочего должен был [14] контролировать и процесс строительства и формирования новых бронепоездов. Благодаря принятым мерам, уже к концу января велось строительство 10 новых бронепоездов.

Для удобства боевых действий и снабжения приказом главнокомандующего ВСЮР Деникина № 295 от 14 февраля 1919 года все имеющиеся на тот момент бронепоезда&nbap;— «Генерал Алексеев», «Вперёд за Родину», «Единая Россия», «Генерал Корнилов», «Офицер», «Иоанн Калита», «Витязь», «Дмитрий Донской» и «Князь Пожарский» — сводились в три дивизиона, каждый из которых состоял из двух лёгких и одного тяжёлого бронепоездов. Всего до весны 1920 года в составе ВСЮР было сформировано 10 бронепоездных дивизионов.

Кроме того, в феврале был утверждён руководящий документ, регламентирующий подчинённость и боевое применение бронепоездов — «Наставление для действий бронепоездов в бою». Согласно «Наставлению», каждый лёгкий бронепоезд должен был состоять из трёх орудийных бронеплатформ с тремя орудиями калибра не более 3 дюймов (76,2-мм), одной пулемётной и бронепаровоза. Тяжёлый бронепоезд состоял из четырёх орудийных платформ с морскими орудиями калибра 6 дюймов (152-мм), 120- или 102-мм в различных комбинациях, пулемётного вагона и бронепаровоза. Однако в ходе Гражданской войны эти теоретические требования не могли быть выполнены во всей полноте. Бронепоездам ВСЮР лишь изредка приходилось действовать в составе целых дивизионов. Из-за всё увеличивающейся протяжённости линии фронта и нехватки бронепоездов им приходилось действовать то в составе временных групп, то по одному и даже делить себя на части.

Одновременно начались работы по унификации бронепоездного парка. Так, полковником артиллерии Голяховским был разработан проект двухосной бронеплощадки для лёгких бронепоездов, строительство которых началось в Новороссийске. Она была вооружена 3-дюймовой (76,2-мм) полевой пушкой во вращающейся башне и шестью [15] пулемётами. Корпус собирался из 15—20-мм корабельной брони, которая использовалась в военно-морском флоте. Точных данных о количестве изготовленных бронеплощадок нет, но достоверно известно, что весной-летом 1919 года их построили более двух десятков.

По единому проекту, разработанному офицерами морской артиллерии, строились и тяжёлые бронепоезда. Как правило, для установки тяжёлых морских орудий использовались металлические полувагоны, которые усиливались специальными балками и оборудовались системой упоров в грунт, опускающихся при стрельбе.

Помимо штатных бронепоездов, входивших в состав дивизионов, весной-летом 1919 года в составе ВСЮР появляются так называемые нештатные бронепоезда — «Белозёрец», «Аскольд», «Генерал Духонин», «Генерал Шкуро», «Святой Георгий Победоносец», «Новороссия», «Сокол», «Терец», — которые формировались по инициативе отдельных командиров из местных ресурсов или трофейных бронепоездов красных. Часть нештатных бронепоездов впоследствии вошла в состав формируемых дивизионов, но в большинстве случаев их служба была непродолжительной.

Начало лета 1919 года — время крупных успехов белых армий. После взятия Царицына главнокомандующий ВСЮР генерал Деникин 20 июня 1919 года подписал так называемую «Московскую директиву» о дальнейшем развитии летней кампании и наступлении на Москву. В связи с этим широко развернулось строительство новых бронеплощадок, которые были нужны не столько для новых бронепоездов, сколько для пополнения и замены материальной части старых. Потребность в них была велика, так как многие штатные бронепоезда за время своей боевой службы формировались по несколько раз — площадки часто выходили из строя во время боёв. Тем не менее в результате принятых мер к 1 июля 1919 года Добровольческая и Кавказская армии располагали 21 бронированным [16] поездом, часть из которых была сведена в пять дивизионов.

В ходе боёв в августе — ноябре 1919 года бронепоездной парк ВСЮР пополнился бронепоездами «Полковник Запольский», «Москва», «Доблесть Витязя», «Баян», «Слава Кубани», «Гром Победы», «На Москву», «За Русь Святую», «Желбат-1», «Кавалерист», «Бронепоезд особого назначения», «Волк», «2-й Отдельный тяжёлый бронепоезд», «Степной». Часть из них была построена на заводах юга России, но большинство было сформировано из трофейных красных бронепоездов.

Наибольшее количество бронепоездов белых приходится на осень 1919 года — момент их наибольшего продвижения на север. Так, по состоянию на 20 сентября в составе ВСЮР имелось 40 бронированных поездов, из них 3 — на Северном Кавказе, 19 — в Кавказской армии, 12 — в Добровольческой армии, 5 — в войсках Киевской области и 3 в Новороссии, причём из этого количества 15 бронепоездов находилось в ремонте.

После начала контрнаступления войск Красной Армии в октябре 1919 года и отступления ВСЮР на юг количество бронепоездов белых стало резко сокращаться. Это было связано с тем, что большинство бронепоездов находилось в арьергарде, прикрывая отход своих частей. Так, 6 ноября из-за порчи железнодорожных путей на станции Льгов недалеко от Курска были оставлены бронепоезда «Офицер», «Генерал Дроздовский», «Москва» и «Иоанн Калита». 16 декабря в ловушку, устроенную красными, попали «Орёл» и «Грозный». В конце декабря под Ростовом застряла целая колонна бронепоездов: «Слава Офицеру», «Генерал Корнилов», «Мстислав Удалой» и «Орёл». После тщетных попыток прорваться команды взорвали бронепоезда.

В январе 1920 года тяжёлое положение для белых сложилось под Одессой. В этом районе скопилось большое количество бронепоездов, многие из которых требовали ремонта. Командование белых не смогло организовать [17] оборону, и 25 января началась эвакуация Одессы, которая была организована очень плохо. Бронепоезда с частями генерала Бредова отошли к станции Тирасполь. Но так как румыны отказались пропустить части Добровольческой армии, команды оставили бронепоезда и стали отходить по направлению к Польше. Таким образом, в районе Тирасполя в руки красных попало 10—12 (по разным данным) белых бронепоездов — «Витязь», «Доблесть Витязя», «Князь Пожарский», «Непобедимый», «Коршун», «Генерал Шифнер-Маркевич», «Баян», «Генерал Духонин», «Гроза» и др.

15 бронепоездов было брошено белыми при поспешной эвакуации Новороссийска, ещё 5 бронепоездов были оставлены в районе Туапсе и три во Владикавказе. Таким образом, к концу марта 1920 года из всех бронепоездов ВСЮР у белых остались лишь пять — «Святой Георгий Победоносец», «Слава Кубани», «Дмитрий Донской», «Волк» и «Желбат-1», — которые обороняли Крым у мостов через Сиваш. Кроме того, в Севастополе находились на ремонте три батареи Морской тяжелой артиллерии и два бронепоезда.

БРОНЕПОЕЗДА РУССКОЙ АРМИИ. 22 марта 1920 года генерал Врангель вступил в должность Главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России (ВСЮР). После понесённых поражений и отступления войска нуждались в реорганизации. С 4 апреля 1920 года ВСЮР перестали существовать, а 11 мая все оставшиеся воинские формирования были сведены в Русскую армию. К этому же времени, благодаря принятым мерам, удалось сформировать 12 бронепоездов, сведённых в четыре дивизиона: «Генерал Алексеев», «Севастополец», «Единая Россия», «Офицер», «Святой Георгий Победоносец», «Грозный», «Дмитрий Донской», «Волк», «Иоанн Калита», «Дроздовец», «Солдат», «Москва».

Бронепоезда подчинялись инспекторам артиллерии 1-го и 2-го корпусов (позже 1-й и 2-й армий) и начальникам групп бронепоездов. Бронепоезда Русской армии с успехом [18] использовались во время боёв в Северной Таврии, на Перекопе и Юшуни летом-осенью 1920 года. При этом четыре бронепоезда — «Дроздовец», «Солдат», «Севастополец» и «Генерал Алексеев» — были потеряны. При эвакуации частей Русской армии из Крыма в ноябре 1920 года матчасть оставшихся бронепоездов была брошена в Севастополе, Феодосии и Керчи.

Характерной особенностью бронепоездов Русской армии являлось широкое использование в качестве вооружения морских орудий, снятых с кораблей Черноморского флота. По конструкции они были достаточно примитивны и в этом отношении сильно уступали бронепоездам красных.

БРОНЕПОЕЗДА ДОНСКОЙ АРМИИ. Несмотря на то, что Донская армия входила в состав Вооружённых сил на Юге России, о её бронепоездах следует сказать особо, так как и конструктивно, и организационно они отличались от бронепоездов ВСЮР.

Интерес к бронепоездам командование Войска Донского проявило ещё в декабре 1917 года, но положение в тот момент было таково, что ничего сделать не удалось. Весной 1918 года у Азова казакам удалось захватить две бронеплощадки красных. После ремонта в мастерских Владикавказа из них сформировали два первых бронепоезда Донской армии.

Более активно и упорядоченно процесс формирования бронепоездов на Дону начался после прибытия туда полковника (позже генерал-майора) Н. Кондырина. Это был очень энергичный человек, который в 1915—1917 годах командовал бронепоездами 9-го и 8-го железнодорожных батальонов на Юго-Западном фронте и был большим патриотом этого нового вида боевой техники.

Под его руководством в Донской армии развернулось строительство и формирование бронепоездов. Основные работы велись на предприятиях Ростова и Новочеркасска, причём в отличие от пёстрого парка бронепоездов Добровольческой армии донские стальные крепости были [19] довольно сильно унифицированы. Н. Кондырин разработал проект на основе бронепоезда «Генерал Анненков» 8-го железнодорожного батальона, которым он командовал ещё в годы Первой мировой войны. Первый бронепоезд нового типа, получивший название «Генерал Бакланов», был готов летом 1918 года. Он имел две четырёхосные бронеплощадки, каждая из которых была вооружена двумя 3-дюймовыми (76,2-мм) полевыми пушками образца 1902 года и 14 пулемётами, и бронированный паровоз. За этим бронепоездом последовало ещё несколько однотипных, в результате чего к декабрю 1918 года в составе Донской армии имелось 14 бронепоездов: «Атаман Суворов», «Гундоровец», «Князь Суворов», «Раздорец», «Митякинец», «Илья Муромец», «Партизан полковник Чернецов», «Казак Земнухин», «Генерал Бакланов», «Атаман Орлов» и «Атаман Назаров». Они были сведены в четыре дивизиона по три поезда в каждом, а два бронепоезда были отдельными. Дивизионы входили в состав Донской железнодорожной броневой бригады, которой командовал генерал-майор Н. Кондырин. Сведение дивизионов в бригаду было шагом вперёд по сравнению с дивизионной структурой Добровольческой армии (тем более с бронепоездами красных) и позволяло массированно использовать бронепоезда, находившиеся под единым руководством.

Кроме того, в 1918—1919 годах под руководством адмирала Кононова на Дону сформировали 13 батарей Морской тяжёлой артиллерии. На вооружении каждой имелось два 6-дюймовых (152-мм) морских орудия системы Кане или 127-мм английских. Две батареи составляли дивизион, который не входил в состав бронепоездных частей, а подчинялся инспектору артиллерии. В ноябре 1919 года четыре батареи переформировали в тяжёлые бронепоезда Добровольческой армии.

Летом 1919 года броневую бригаду переформировали — теперь она состояла из двух броневых полков, каждый из которых имел 7 бронепоездов, две батареи морской тяжёлой артиллерии и ремонтный поезд. [20]

В целом бронепоезда Донской армии успешно действовали в боях 1918—1919 годов, оказывая большую поддержку своим войскам. Зимой 1919-го — весной 1920 года все они были потеряны в боях под Ростовом и Новороссийском.

БРОНЕПОЕЗДА ДРУГИХ БЕЛЫХ АРМИЙ. Естественно, помимо Вооружённых сил на Юге России использовали бронепоезда и другие белые армии. Однако их использование не было таким активным, а количество весьма небольшим. По конструкции они были весьма примитивны и чаще всего представляли собой металлические полувагоны для перевозки угля, деревянные теплушки или обычные платформы, защищённые металлическими листами, досками, брёвнами, мешками с песком или цементным раствором. Как правило, они вооружались полевыми или морскими орудиями, установленными на своих штатных лафетах и имевшими ограниченные углы обстрела, а также пулемётами различных систем.

Например, войска Северной области, действовавшие на мурманском и архангельском направлении, в начале мая 1919 года имели два бронепоезда — «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин», чуть позже к ним добавились ещё два — «Муха» и «Губа». Все они были очень длинными, имея до 10 вагонов каждый, вооружались 5—7 различными орудиями и пулемётами.

Войска Северо-Западного фронта генерала Н. Юденича, наступавшие на Петроград со стороны Прибалтики, в июле 1919 года имели всего 8 бронепоездов (4 в составе Северо-Западной армии генерала А. Родзянко и 4 в составе Западной Добровольческой армии под командованием П. Бермонт-Авалова), причём половина из них была захвачена у красных.

Действовали белые бронепоезда и на востоке России. Например, по состоянию на 24 декабря 1918 года Сибирская армия адмирала А. Колчака имела 4 бронепоезда, а к 1 июля 1919 года их число достигло 10.

В начале 1920 года, после поражения армии Колчака, [21] атаман Г. Семёнов сформировал из её остатков и своих частей войска Российской Восточной окраины (Дальневосточная армия), в составе которой была сформированная ещё 23 сентября 1919 года дивизия бронепоездов имени атамана Семенова, насчитывающая 12 единиц: «Атаман», «Семёновец», «Грозный», «Мститель», «Беспощадный», «Истребитель», «Бесстрашный», «Усмиритель», «Отважный», «Каратель», «Справедливый», «Повелитель». Их конструкция была очень примитивной — все они состояли из товарных вагонов и платформ, защищённых мешками с песком и брёвнами.

Последние бронепоезда белых — три единицы — действовали летом 1922 года в составе Приамурской земской рати генерала М. Дитерихса, а после разгрома белых отошли в Китай, где были интернированы.


 

2010—2013 Design by AVA