Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава первая

Особые условия Гражданской войны благоприятствовали применению бронепоездов. Можно сказать, что таких условий никогда не было до 1918 г. и, вероятно, никогда не будет впредь. Военные действия развивались на обширных пространствах. Численность войск им не соответствовала. Сплошной линии фронта не было. Насыщенность отдельных участков фронта войсками была ничтожной по сравнению с только что окончившейся Первой мировой войной. Артиллерия была слаба как по числу орудий, так и в смысле запаса снарядов. В начале 2-го Кубанского похода в Добровольческой армии было примерно по 2 полевых орудия на 1000 винтовок. Такая норма артиллерии была ниже соотношения числа орудий и винтовок в русской армии даже летом 1914 г. В условиях Гражданской войны приобретала особое значение борьба за крупные населённые пункты. Рядом с ними были почти всегда и узловые станции железных дорог. Близ таких станций могли лучше всего маневрировать бронепоезда.

В такой обстановке становились особенно ценными преимущества бронепоездов: огневое могущество, подвижность и удобство управления. При достаточном количестве орудий, пулемётов и боевых припасов бронепоезда могли мгновенно развить сильный огонь. Сила огня [25] бронепоезда была основана не на постепенной пристрелке и общем расходе снарядов, а на непосредственном поражении цели, без долгой пристрелки, благодаря сближению с целью. Действия бронепоездов хорошо определяются выражением «огневая атака». Подвижность бронепоездов позволяла им быстро маневрировать в бою, выходя во фланг и даже в тыл противника. В оперативном отношении бронепоездами можно было пользоваться как артиллерийским резервом, который быстро переходил по железной дороге с одного участка фронта на другой. Удобство управления бронепоездом можно сравнить с управлением военным кораблём. Находясь сам на бронепоезде, командир его мог выполнить принятое решение с предельной быстротой. Вся работа команды бронепоезда происходила на глазах у командира, в зависимости от его воли. Поэтому успех или неуспех бронепоезда в ещё большей степени, чем во всякой другой воинской части, зависел от искусства, решительности и доблести его командира.

Наряду с преимуществами у бронепоездов были и недостатки. Из них главные: уязвимость от огня противника и зависимость от состояния железнодорожного пути и мостов. Бронепоезд представлял собой большую, хорошо видимую цель. Броня боевых площадок давала надёжную защиту лишь от пуль и осколков. Прямые попадания даже лёгких снарядов её по большей части пробивали. Легко перебивались снарядами и рельсы. Если же бронепоезд не мог больше маневрировать из-за перебитых рельс и стоял неподвижно, то он оказывался всегда слабее артиллерии противника, обстреливающей его с закрытой позиции. Разрушение железнодорожного пути, взрыв моста через самую незначительную речку вызывали долгую задержку бронепоездов и не позволяли им выполнить их задачу. Бронепоезд оказывался в особенно тяжёлом положении, когда это происходило на пути его отхода, — в то время как он должен был двигаться последним, прикрывая свои отступающие войска.

Наконец, наряду с этими техническими свойствами бронепоездов надо принять во внимание и их моральное [26] воздействие на войска. Это моральное воздействие нашло надлежащую оценку в «Наставлении для действий бронепоездов в бою», которое было утверждено 23 марта 1919 г. начальником Военного управления генералом Лукомским и издано Учебно-подготовительной артиллерийской школой. На первой странице «Наставления» было сказано: «Бронепоезда имеют громадное моральное значение, как для своих войск, так и для противника. Работа их происходит на глазах всех участников боя и является тем пульсом, по которому судят об успехе или неудаче. Как только бронепоезд начинает отходить, в душу пехоты закрадывается сомнение. Слова «бронепоезда отходят» обрекают операцию на данном участке на дальнейший неуспех. Обратно — смелое продвижение бронепоезда вперёд поднимает дух пехоты, и она охотно двигается вперёд».

Значение бронепоездов в Гражданской войне было ясно обеим сторонам. Красные, овладевшие с самого начала главными промышленными районами России, приступили к постройке бронепоездов первые. Добровольческая армия получила возможность строить для себя бронепоезда значительно позднее. Первые же бронепоезда Добровольческой армии были сформированы из площадок, взятых у красных в бою. Во время 1-го Кубанского похода у Добровольческой армии бронепоездов ещё не было. Широкую известность получил подвиг генерала Маркова и полковника Миончинского, которые разбили бронепоезд красных при переходе частей Добровольческой армии через железную дорогу у станции Медведовской, на линии Екатеринодар — Тимашевская.

2-й Кубанский поход начался со взятия станций Великокняжеская и Торговая на линии Царицын — Екатеринодар. Затем Добровольческая армия перешла в наступление в юго-западном направлении, к узловой станции Тихорецкая. При взятии станции Торговая у красных было захвачено одно 3-дм. орудие. Оно было поставлено на открытую железнодорожную платформу, наскоро блиндированную шпалами. На платформе были также установлены два пулемёта. Таким образом, получилось подобие первого [27] бронепоезда Добровольческой армии. Неофициально его прозвали «еловый». Команда поезда состояла из чинов одной из полевых батарей. Эта блиндированная платформа была сожжена неприятельскими снарядами в бою у станции Белоглинская. Взамен сожжённого поезда был построен по распоряжению полковника Дроздовского другой, тоже вооружённый одним 3-дм. орудием и пулемётами. Этот блиндированный поезд также обслуживался чинами полевой батареи и также был сожжён попаданием неприятельского снаряда (в бою между станциями Ея и Порошинская). Несколько пулемётчиков, находившихся на площадке, были тяжело ранены и погибли в пламени. Команды обоих поездов не были постоянными и сменялись через несколько дней.

1 июля 1918 г. по старому стилю войска Добровольческой армии взяли узловую станцию Тихорецкая. Там были захвачены боевые площадки красных бронепоездов. Из них были сформированы первые три бронепоезда Добровольческой армии: 1-й Бронированный поезд (впоследствии лёгкий бронепоезд «Генерал Алексеев»), лёгкий бронепоезд «Вперёд за Родину» и Батарея дальнего боя (впоследствии тяжёлый бронепоезд «Единая Россия»). Они вошли в состав вновь образованной группы армейской артиллерии. 1-й Бронированный поезд состоял из одной бронеплощадки с 3-дм. орудием образца 1900 г. на лафете и одной пулемётной площадки. Командиром его был назначен полковник Стремоухов. Бронепоезд «Вперёд за Родину» состоял из одной бронеплощадки с 75-мм орудием и одной пулемётной площадки. Кроме того, в состав бронепоезда входила ещё платформа с 3-дм. орудием, которая обслуживалась артиллеристами-дроздовцами. При периодических сменах этих артиллеристов менялось и орудие. Командиром бронепоезда был назначен капитан Высевко. Батарея дальнего боя состояла из бронеплощадок, вооружённых двумя 105-мм орудиями, одним 120-мм орудием Кане и одним 47-мм орудием сист. Гочкис, а также тремя пулемётами. Командиром Батареи дальнего боя был назначен полковник Скопин. [28]

После взятия станции Тихорецкая Добровольческая армия была двинута для дальнейшего наступления по трём направлениям: на северо-запад в сторону станции Кущёвка, на юго-запад в сторону Екатеринодара и на юго-восток в сторону станции Кавказская. 1-й Бронированный поезд и Батарея дальнего боя поддерживали наступление наших войск на район узловых станций Сосыка и Кущёвка. В бою у станции Кисляковка около 7 июля 1918 г. огнём Батареи дальнего боя был взорван бронепоезд красных с двумя орудиями, а также цистерна с бензином. Бронепоезд «Вперёд за Родину» поддерживал наступление дивизии ген. Дроздовского на Екатеринодар. Наступление сначала развивалось успешно, и наши части заняли 14 июля станцию Динская, в 26 верстах от Екатеринодара. Бронепоезд «Вперёд за Родину» произвёл разведку до разъезда Лорис, в 12 верстах от Екатеринодара. Между тем так называемая советская армия Сорокина, отступая из района станции Кущёвка, неожиданно вышла 15 июля к станции Кореновская. Красные оказались таким образом в тылу частей Добровольческой армии, направленных на Екатеринодар. В течение 10 дней в районе станции Кореновская шли упорные бои, во время которых бронепоезд "Вперёд за Родину" содействовал прорыву сквозь расположение красных и отошёл до станции Выселки. После боев у станции Кореновская главным силам армии Сорокина удалось уйти на левый берег Кубани. Наступление Добровольческой армии на Екатеринодар возобновилось. В бою 1 августа у разъезда Лорис прямым попаданием снаряда был убит командир бронепоезда "Вперёд за Родину" капитан Высевко. В командование бронепоездом вступил подполковник Григорьев. 3 августа Екатеринодар был взят Добровольческой армией.

За неделю перед тем, 27 июля, был сформирован лёгкий бронепоезд № 2 (впоследствии лёгкий бронепоезд "Генерал Корнилов"). Он состоял из двух орудийных бронеплощадок с 3-дм. орудием образца 1900 г. и 47-мм орудием сист. Гочкиса и одной пулемётной бронеплощадки. [29] Командиром бронепоезда был назначен полковник Громыко. С 4 августа лёгкий бронепоезд № 2 участвовал в боях у города Ставрополя, где поддерживал Корниловский полк. Наступление красных на Ставрополь было остановлено.

После взятия Добровольческой армией Екатеринодара оборонявшие его войска красных под командой Ковтюха начали отступать в направлении станции Крымская и Новороссийска, чтобы соединиться с так называемой Таманской красной армией. Для преследования их был двинут отряд полковника Колосовского. Железнодорожный мост через реку Кубань к югу от Екатеринодара был взорван, так что имевшиеся в Добровольческой армии бронепоезда не могли через него пройти. Ввиду этого для содействия отряду полковника Колосовского было приступлено 7 августа 1918 г. к спешному формированию нового бронепоезда из бронеплощадок, оставленных красными на левом берегу Кубани. Этот бронепоезд (впоследствии лёгкий бронепоезд «Офицер») состоял первоначально из одной открытой платформы с 3-дм. орудием образца 1900 г. и двух пулемётных бронеплощадок.

Командиром его был назначен капитан Харьковцев. 9 августа бронепоезд капитана Харьковцева подошёл к станции Абинская, в 70 верстах от Екатеринодара, и вступил в бой с бронепоездом красных. После короткой перестрелки бронепоезд красных был брошен командой. Входившая в его состав бронеплощадка с двумя малокалиберными орудиями была присоединена к бронепоезду капитана Харьковцева. На неё было перенесено 3-дм. орудие с небронированной платформы. 11 августа бронепоезд прошёл через узловую станцию Крымская несмотря на то, что на ней горели поездные составы. Среди них были и вагоны со снарядами. Происходили взрывы. При дальнейшем преследовании красных бронепоезд расстрелял в упор близ станции Баканская неприятельский поезд, шедший по соседнему пути. С него успели выпрыгнуть и скрыться лишь несколько человек. Потом оказалось, что в поезде ехали советские [30] комиссары для эвакуации штаба и имущества со станции Крымская. 13 августа наши части подошли к станции Баканская. Бронепоезд прошёл туннель и к вечеру первым ворвался в Новороссийск. Красный бронепоезд, отведённый на восточный мол, несколько времени вёл перестрелку с нашим бронепоездом, который продолжал с ним сближаться. Затем советский бронепоезд был оставлен своей командой. В Новороссийске был взят и второй бронепоезд красных, оставленный уже раньше и не принимавший участия в бою. 16 августа бронепоезду капитана Харьковцева было присвоено название «Офицер», которое было утверждено полковником Кутеповым. Главные силы Таманской армии красных всё-таки успели пройти Новороссийск до его занятия нашими войсками и направились по берегу моря на Туапсе.

В Екатеринодаре было начато 11 августа формирование нового бронепоезда под названием «Морская батарея № 2» (впоследствии лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской»). Для боевой части были даны взятые у красных три угольные платформы, вооружённые четырьмя 75-мм морскими орудиями и одним 47-мм орудием, и один десантный вагон. Командиром Морской батареи был назначен капитан 2-го ранга Марков. Личный состав Морской батареи был сформирован преимущественно из морских офицеров и офицеров авиации, которые обслуживали пулемёты. Материальная часть была в плохом состоянии из-за небрежного отношения красных. Запас снарядов был очень ограничен, и можно было рассчитывать на пополнение его, лишь захватывая снаряды у противника. Гильзы приходилось перезаряжать по несколько раз, и от этого происходили заклинения. Устранять же заклинения было трудно, ибо в Добровольческой армии не было в то время подвижных артиллерийских мастерских.

Во второй половине августа 1918 г. Добровольческая армия наступала на красную армию Сорокина, которая занимала район Армавира с его узловой станцией. Бронепоезда могли поддерживать наши части, действовавшие [31] вдоль двух железнодорожных линий: Ставрополь — Армавир и Кавказская — Армавир. На линии от Ставрополя находились в это время лёгкий бронепоезд № 2 и Батарея дальнего боя. В конце августа в бою у станции Державная был убит механик Батареи дальнего боя и ранены командир Батареи полковник Скопин и два офицера. Во временное командование Батареей вступил подполковник Левиков. 7 сентября Батарея дальнего боя была переименована в тяжёлый бронепоезд «Единая Россия». На линии Кавказская — Армавир находились 1-й Бронированный поезд и бронепоезд «Вперёд за Родину». С 28 августа бронепоезда поддерживали наступление 3-й пехотной дивизии и за три дня заняли с боем станции Гулькевичи и Отрада-Кубанская. 31 августа красные, получив подкрепление, перешли в контрнаступление, и у станции Отрада-Кубанская начался упорный бой; 1 сентября около полудня наши части были вынуждены отходить под давлением противника от станции Отрада-Кубанская. Бронепоезд «Вперёд за Родину» продолжал оставаться на станции, задерживая своим огнём конницу красных, которая стремилась преследовать наших пластунов. Противник в свою очередь сосредоточил по станции сильный огонь. Маневрируя под обстрелом, бронепоезд налетел своей пулемётной бронеплощадкой на разбитый снарядами путь. Бронеплощадка сошла с рельс и была отцеплена, но бронепоезд продолжал вести бой с конницей красных. Затем попаданием снаряда была сброшена скатом с рельс и орудийная бронеплощадка. Конница красных стала выходить в тыл бронепоезду. Тогда были сняты пулемёты, замок и прицел с орудия и снаряды. Бронепоезд начал отходить к станции Гулькевичи в составе только бронепаровоза и десантного вагона. На расстоянии 8 вёрст были встречены части 2-го Офицерского полка, занимавшие позицию. В этом бою были ранены три офицера бронепоезда «Вперёд за Родину». Бронепоезд отправился на следующий день в Екатеринодар для получения новых боевых площадок.


 

2010—2013 Design by AVA