[32]

Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава вторая

К 1 сентября 1918 г., по старому стилю, в Добровольческой армии было уже шесть бронепоездов, упомянутых выше. К началу сентября Добровольческой армии удалось освободить от красных две трети Кубанской области, но красные ещё занимали восточную её часть. Главные силы советских войск под командой Сорокина находились в районе Армавира и станции Невинномысская, вдоль главной линии Владикавказской железной дороги. Добровольческая армия охватывала их с северо-востока и с северо-запада. Но при этом командованию Добровольческой армии приходилось считаться и с другим серьёзным противником. Так называемая Таманская советская армия продвинулась вдоль морского берега от Новороссийска до Туапсе. Там она нанесла поражение грузинским войскам, пытавшимся преградить ей дорогу. Таманцы захватили у грузин всю их артиллерию: 16 орудий с 6000 снарядов. Усилившись таким образом, таманцы стали наступать для соединения с войсками Сорокина вдоль железной дороги Туапсе — Армавир.

Для нашего нового наступления в сторону Армавира были собраны на участке железной дороги Кавказская — Армавир: 1-й Бронированный поезд, бронепоезд «Офицер» и Морская батарея № 2, которую называли также «Морской бронепоезд». Около 1 сентября бронепоезду «Офицер» было поручено произвести глубокую разведку расположения противника. Пройдя примерно 10 вёрст от станции Гулькевичи, бронепоезд «Офицер» отогнал бронепоезд красных и вступил в бой с пехотой противника, которая засела в кукурузном поле близ железнодорожного полотна. Её поддерживал взвод артиллерии красных. При быстром движении вперёд с целью поражать красных во фланг, бронепоезд «Офицер» наскочил на разобранные рельсы. Повреждение пути не было своевременно замечено, так как наступали сумерки. Передние колёса пулемётной площадки, шедшей впереди, сползли на насыпь. Цепь красных открыла сильный ружейный огонь и пыталась [33] выйти на железнодорожное полотно позади бронепоезда. Тогда бронепоезд «Офицер» стал медленно отходить, отстреливаясь из пулемётов и таща за собой по шпалам пулемётную площадку. Несмотря на пулемётный огонь красных, с площадки было снято и вынесено вооружение. Пройдя с боем около двух вёрст, бронепоезд «Офицер» остановился и спустил цепь из разведчиков 2-го Офицерского полка, которые выехали в этот день на бронепоезде в качестве десанта. С помощью прибывших рабочих пулемётная площадка была поднята, и бронепоезд вернулся в темноте на станцию Гулькевичи.

Успешное наступление 3-й дивизии полковника Дроздовского закончилось взятием Армавира 3 и 4 сентября 1918 г. Наши бронепоезда поддерживали наступление и должны были неоднократно чинить взорванный противником путь. Когда наши части заняли курганы у северо-западной окраины Армавира, бронепоезд «Офицер» оставался всю ночь в сторожевом охранении и несколько раз вёл бой с бронепоездом красных. Бронепоезда сближались до 200 сажен. При своём отходе красные выпустили на бронепоезд "Офицер" гружёную платформу, к буферам которой был прикреплён динамит. Эту платформу удалось остановить, и динамит был с неё снят.

Около 5 сентября два наших бронепоезда были высланы, по приказанию полковника Дроздовского, в набег на станцию Коноково, находящуюся в 22 верстах от Армавира, по главной линии Владикавказской железной дороги. Первым шёл бронепоезд «Офицер», а за ним Морской бронепоезд. Выйдя из Армавира около 7 час. вечера, бронепоезда чинили в нескольких местах путь и приблизились к станции Коноково около 11 час. ночи. Когда бронепоезд «Офицер» подошёл к семафору станции, были замечены при свете луны по обе стороны от железнодорожного полотна отходящие обозы красных. Командир бронепоезда подозвал одного из красноармейцев с заставы. Этот красноармеец не догадался, с кем он имеет дело, а командир бронепоезда приказал перевести стрелки. После этого бронепоезд «Офицер» быстро вошёл на станцию Коноково [34] и открыл огонь. Снаряд с бронепоезда попал в отходивший от станции состав. В это время рядом с бронепоездом взорвалась платформа, которая, по-видимому, была нагружена взрывчатыми веществами. Осколками был убит офицер из числа разведчиков 2-го Офицерского полка, находившийся на тендере, и ранено 15 человек, в том числе 6 чинов команды бронепоезда. Отойдя несколько назад, командир бронепоезда «Офицер» приказал занять десантом станционные постройки, в которых скрывались красные. Захваченные с оружием в руках 7 красноармейцев были расстреляны. Налёт на станцию Коноково был настолько неожиданным для красных, что они не успели сообщить об этом своим. Командир бронепоезда «Офицер» лично разговаривал по телефону с командиром советского бронепоезда, который находился на соседней станции Овечки. Он просил пропустить какие-то составы. На станции Коноково была захвачена платформа, на которую был погружен исправный грузовой автомобиль с пулемётом и запасом лент. Были также взяты брошенные красными бомбомёты и винтовки. Наши бронепоезда оставались на станции Коноково около часа и к рассвету вернулись на станцию Армавир.

6 сентября 1-й Бронированный поезд и Морской бронепоезд прибыли на станцию Андрее-Дмитриевскую, на железнодорожной линии Армавир — Туапсе, в 20 верстах к юго-западу от Армавира. Там они поступили в распоряжение командира Самурского пехотного полка. Следующая станция, Курганная, была занята красными. Позднее оказалось, что это были передовые части Таманской армии, наступавшей из Туапсе на Армавир. Наши бронепоезда получили приказание произвести ночной налёт на станцию Курганная и двинулись в сторону этой станции около полуночи. Впереди шёл 1-й Бронированный поезд, а за ним Морской бронепоезд. Ещё дальше шёл вспомогательный поезд, который был предназначен не для боевых действий, а для помощи бронепоездам и для ремонта пути. Ввиду того, что путь был освещён ярким лунным светом, бронепоезда двигались довольно быстро. Когда 1-й [35] Бронированный поезд подходил по высокой насыпи к мосту через овраг близ станицы Михайловской, то в темноте близ железной дороги был обнаружен отряд пехоты. Эти пехотинцы спокойно пропускали бронепоезд. Но когда, в ответ на окрик с бронепоезда, они назвали спрашивавшего «товарищем», то стало ясно, что это красные. По ним был немедленно открыт огонь, и они устремились с насыпи в овраг. Встреча оказалась неожиданной для всех. Механик 1-го Бронированного поезда, не дожидаясь приказания, поспешил дать задний ход. В то время ещё не был приобретен достаточный опыт в совместном движении двух бронепоездов. Шедший вторым Морской бронепоезд не ожидал этого манёвра и продолжал двигаться вперёд. Произошло столкновение. Задняя предохранительная площадка 1-го Бронированного поезда и передняя предохранительная площадка Морского бронепоезда были разбиты и сошли с рельс. Предохранительными площадками в составе бронепоезда назывались обыкновенные товарные платформы, на которых не было вооружения, а складывались запасные рельсы и инструменты на случай ремонта пути. Самое название «предохранительные» указывало на то, что эти платформы, помещавшиеся впереди и позади боевого состава бронепоезда, должны были до известной степени предохранять боевые площадки от схода с рельс при неисправности железнодорожного пути. Из-за происшедшего столкновения обратный путь для 1-го Бронированного поезда был преграждён. Был вызван вспомогательный поезд. А между тем совсем рассвело. Из-за холма за оврагом появился бронепоезд красных. Первый снаряд с 1-го Бронированного поезда разорвался на пути как раз перед советским бронепоездом. Он тотчас же двинулся обратно и скрылся за холмом, выпустив на ходу несколько снарядов. Эти снаряды дали перелёты. Со стороны станицы Михайловской начали стрелять по нашим бронепоездам две гаубицы красных. Морской бронепоезд отцепил разбитую предохранительную платформу и несколько отошёл, чтобы обстреливать красную кавалерию, которая стала продвигаться в тыл бронепоездам. Опасаясь [36] порчи пути в тылу, которая могла привести к гибели двух бронепоездов, командир Морского бронепоезда, состоявший временно начальником группы бронепоездов, принял решение отходить, не дожидаясь расчистки пути на месте столкновения. Исполняя полученное приказание, команда 1-го Бронированного поезда сняла затвор с орудия, взяла с собой часть пулемётов и снаряды и погрузилась на Морской бронепоезд. Остальные пулемёты были приведены в негодность. После этого Морской бронепоезд быстро отошёл к станции Андрее-Дмитриевская и присоединился к нашим войскам. Произведённая 7 сентября попытка спасти боевой состав 1-го Бронированного поезда не имела успеха. Эта задача была не по силам одному Морскому бронепоезду со спешенной командой 1-го Бронированного поезда, тем более что наступающие красные начали оттеснять наши части.

8 сентября Морской бронепоезд участвовал в обороне станции Андрее-Дмитриевская и удачным огнём остановил наступление красных. Советский отряд предпринял обход и внезапно подошёл к станции, на которой находился так называемый «резерв» бронепоезда, то есть обыкновенные вагоны, приспособленные для жилья команды. Если численность команды бронепоезда это позволяла, то команда разделялась на две смены. Они выезжали в бой на бронепоезде по очереди. Тогда незанятая смена находилась при вагонах «резерва». Красные готовы были броситься на эти вагоны, но вовремя подоспела рота Самурского полка. С позиции подошёл и Морской бронепоезд, так как с него успели заметить артиллерийский обстрел станции. Одним из неприятельских снарядов было разбито купе командира Морского бронепоезда в вагоне «резерва».

К востоку от Армавира бронепоезд «Офицер» вновь занял станцию Коноково 8 сентября и должен был содействовать нашему наступлению на селение Успенское в 6 верстах от этой станции. Командир бронепоезда капитан Харьковцев спустил десант с пулемётами и лично руководил его наступлением. Красные открыли ружейный и пулемётный огонь из домов и садов села. На село Успенское [37] наступала также наша конница, состоявшая из казаков и черкесов. Конница спешилась, но её цепь не могла продвинуться дальше насыпи. Между тем десант с бронепоезда подошёл на расстояние 500 шагов к каменному зданию школы. В это время командир бронепоезда капитан Харьковцев был тяжело ранен пулей в живот. Бронепоезд не мог поддержать свой десант артиллерийским огнём на близкой дистанции, так как угол горизонтального поворота орудия был весьма ограничен. Десант отошёл на бронепоезд, куда был доставлен и раненый командир. В командование бронепоездом вступил поручик Хмелевский. Бронепоезд несколько отошёл и обстреливал село Успенское артиллерийским огнем. Затем бронепоезд прикрывал отвод на станцию Коноково обоза, который ранее был отбит нашей конницей у красных.

10 сентября бронепоезд «Офицер» вышел из Армавира по Туапсинской железной дороге, продвинулся на 16 вёрст от позиции наших войск и внезапно атаковал станцию Андрее-Дмитриевская, которая к тому времени была занята противником. Встреченный огнём двух батарей и бронепоезда красных, бронепоезд «Офицер» медленно отходил до вечера, обстреливая и задерживая цепи советской пехоты. Советское наступление привело к упорным боям за Армавир с 11 по 13 сентября. Красные матросы наступали тремя густыми цепями на окопы, занятые ротой Самурского полка близ станции Армавир Туапсинской железной дороги. Морской бронепоезд врезался в цепи красных, открыл по ним огонь и принудил их к отходу. В тот же день советская пехота предприняла ещё три атаки, но всякий раз была отбита с помощью Морского бронепоезда. Когда красные перерезали железнодорожный путь в сторону станции Кавказская, то Морскому бронепоезду пришлось постепенно отходить с боем к станции Армавир-Товарный, а затем и к станции Армавир-Пассажирский. После оставления Армавира нашими войсками Морской бронепоезд перешёл за реку Кубань к станции Убеженская и обстреливал красных, пытавшихся переправиться через реку. Часть пулемётной команды с двумя [38] пулемётами была временно высажена для обороны двух бродов через Кубань.

Бронепоезд «Вперёд за Родину», лишившийся двух бронеплощадок в бою 1 сентября на станции Отрада-Кубанская, был отправлен в Екатеринодар для получения новой боевой части. 14 сентября бронепоезд вернулся на фронт в составе одной бронеплощадки с лёгким 3-дм. орудием обр. 1900 г. на колёсах и двух пулемётных бронеплощадок. По прибытии на станцию Кубанская в 18 верстах к северо-западу от Армавира бронепоезд поступил в распоряжение генерала Казановича, начальника 1-й дивизии, которая заменила 3-ю дивизию на этом боевом участке. Бронепоезд продвинулся в сторону Армавира и вступил в бой с красными. В этом бою на бронепоезде «Вперёд за Родину» был убит поручик Дебагор-Мокриевич и ранены два офицера-пулемётчика Марковского полка, временно прикомандированные к бронепоезду. Бронепоезд «Офицер» действовал с 15 по 17 сентября на этом же направлении. Затем он был отправлен в Новороссийск для ремонта: 1-й Бронированный поезд получил в конце сентября боевую часть в составе одной бронеплощадки с 3-дм. орудием обр. 1895 г., одной бронеплощадки с 3-дм. орудием обр. 1902 г. и одной пулемётной бронеплощадки. Установка обоих орудий позволяла круговой обстрел. Это было важным преимуществом по сравнению с орудиями, которые наскоро устанавливались в то время на боевых площадках на обыкновенных колёсных лафетах. В начале октября 1-й Бронированный поезд был отправлен далеко от района боёв у Армавира, а именно — к станции Торговая, на линии Тихорецкая — Царицын. Ей угрожали советские войска, которые усилились в степной полосе к северу от Ставрополя.

Между тем 1-я дивизия генерала Казановича предприняла новое решительное наступление на Армавир. С утра 2 октября бронепоезд «Вперёд за Родину» получил приказание выдвинуться к цепям красных и оттеснить их к городу. За бронепоездом шли: слева от железной дороги части Марковского полка, а справа — Сводно-гвардейский [39] батальон. Советская пехота отступила. В этот день в составе бронепоезда, кроме бронеплощадки с 3-дм. орудием, была и бронеплощадка с 75-мм орудием, с круговым обстрелом. Но к этому орудию имелось лишь около 10 снарядов. Поэтому впереди была поставлена площадка с 3-дм. орудием. Поддерживая дальнейшее наступление наших частей и ведя бой с бронепоездом красных, бронепоезд «Вперёд за Родину» израсходовал к 2 часам дня свой небольшой запас снарядов. Командир бронепоезда послал офицера на нашу батарею, стоявшую недалеко, с просьбой снабдить его хоть небольшим количеством снарядов. Но оказалось, что и у батареи снаряды были на исходе. Тогда командир бронепоезда донёс начальнику дивизии генералу Казановичу и просил разрешить отойти в тыл для пополнения боевых припасов. Генерал Казанович в этом отказал ввиду того, что (по его мнению) присутствие бронепоезда в первой линии, хотя бы и без снарядов, было необходимо для поддержания духа нашей пехоты. Находясь на открытом пространстве близ кладбища, бронепоезд «Вперёд за Родину» был всё время под обстрелом красных, которые засели в домах предместья. Затем справа от железной дороги выехало на открытую позицию неприятельское орудие. С дистанции в полторы версты оно стало расстреливать бронепоезд, оборонявшийся только пулемётным огнём. На красном бронепоезде заметили, вероятно, что наш бронепоезд остался без снарядов. Бронепоезд противника быстро пошёл на сближение. Так как бронепоезду «Вперёд за Родину» не было разрешено отойти, то он двинулся навстречу неприятелю. Между бронепоездами оставалось расстояние в 300 сажен. Находившийся на передней боевой площадке штабс-капитан Языков стал обстреливать из пулемёта прикрытое щитом неприятельское головное орудие. Так как пули были не бронебойные, то они не могли причинить вреда красным, а производили лишь моральное впечатление. В этом бою бронепоезд «Вперёд за Родину» получил пять прямых попаданий снарядами в бронеплощадки и два прямых попадания в бронепаровоз. Последний неприятельский снаряд попал в котёл [40] паровоза и там разорвался. Из котла стал вырываться пар. Бронепоезд был таким образом выведен из строя. Командир бронепоезда подполковник Григорьев и поручик Малыгин были смертельно ранены. Кроме них, были ранены ещё четыре офицера бронепоезда. В момент последнего попадания бронепоезд «Вперёд за Родину» имел движение назад. Поэтому он прокатился без пара по инерции ещё около версты и тогда остановился. Неприятельский бронепоезд сначала следовал за бронепоездом «Вперёд за Родину» с целью захватить его. Однако наша батарея внезапным выстрелом попала в неприятельский паровоз, и он также остановился. С разрешения начальника дивизии был вызван паровоз со станции Кубанская. Он вывез в тыл повреждённый боевой состав бронепоезда «Вперёд за Родину». В командование бронепоездом вступил полковник Кельберер. Несмотря на понесённые большие потери нашим войскам не удалось взять Армавир в этот день 2 октября. Он был взят Добровольческой армией при содействии бронепоездов лишь 13 октября. Этим бои у Армавира закончились.


 

2010—2013 Design by AVA