Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава пятая

Так называемый советский Южный фронт в составе 8-й, 9-й и 10-й советских армий и группы Кожевникова повёл с начала 1919 г. наступление на Донскую армию, которую красные превосходили по численности примерно [60] вдвое. За полтора месяца Донская армия была оттеснена на 200—300 вёрст к югу, и левый фланг её оказался в районе станции Лихая и Луганска, примыкая к юго-восточной части Донецкого каменноугольного бассейна. Группа Кожевникова была переименована в 13-ю армию, усилена новыми частями и перешла на правый берег реки Северный Донец. В середине февраля 1919 г. директива Командующего Южным советским фронтом Гиттиса указывала на овладение Донецким бассейном как на ближайшую задачу красных. Войска Добровольческого корпуса, к которым присоединились 4 лёгких бронепоезда, продолжали занимать в начале февраля центральную часть Донецкого бассейна с главными узловыми станциями Никитовка и Дебальцево. Численность Добровольческого корпуса была в это время лишь около 6000 чел. Дальнейшие перевозки наших войск с Северного Кавказа не могли быть выполнены очень быстро. При малой насыщенности фронта войсками оборона в Донецком бассейне была основана на быстрой переброске по железнодорожным линиям резервов и бронепоездов к наиболее угрожаемым пунктам.

Бронепоезд «Офицер» участвовал в феврале 1919 г. в боях главным образом на правом фланге Добровольческого корпуса, в районе узловой станции Дебальцево. 3 февраля утром станция Баронская на линии Дебальцево — Луганск была занята красными. В 9 час. утра бронепоезд «Офицер» двинулся в наступление на станцию Баронская в густом тумане. Справа и слева от железнодорожного полотна наступала совместно с бронепоездом рота Корниловского полка. Под частым ружейным, пулемётным и артиллерийским огнём противника бронепоезд «Офицер» вошёл на станцию Баронская и сблизился там на дистанцию 40 сажен с бронепоездом красных. Во время короткого боя советский бронепоезд получил несколько попаданий и отошёл. Бронепоезд «Офицер» оставался на станции Баронская до вечера и вёл оттуда перестрелку с бронепоездами противника. После этого бронепоезд «Офицер» участвовал несколько дней в боях в центре Добровольческого корпуса. Он возвратился на станцию Дебальцево 9 февраля. [61] В 7 час. утра 14 февраля бронепоезд был вызван на позицию к станции Вергилеевка, на линии Дебальцево — Попасная, по приказанию командира Корниловского полка. Красные перешли в наступление и вытеснили наши передовые части со станции Вергилеевка. Вследствие порчи пути бронепоезд «Офицер» не мог продвинуться дальше входных стрелок этой станции, но отогнал противника и начал перестрелку с бронепоездами красных. Через некоторое время неприятельским снарядом был пробит водяной бак на паровозе. Вследствие этого бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти на станцию Дебальцево для спешной починки. В этом бою со стороны красных действовал бронепоезд под названием «Черноморец». Команда его, по полученным сведениям, состояла из бывших матросов Черноморского флота. Бронепоезд был вооружён морскими орудиями калибра 105 мм. Стрельба с него производилась залпами, без пристрелки, по-видимому, с применением дальномера. На следующий день 15 февраля бронепоезд «Офицер» снова вступил в бой с бронепоездом красных у станции Вергилеевка, находясь на открытой позиции. Бронепоезд противника стоял на повороте путей, что позволяло ему стрелять одновременно из трёх морских орудий. На бронепоезде "Офицер" был убит осколком снаряда, попавшим в голову, поручик Олейников, который корректировал стрельбу.

17 февраля на правый фланг Добровольческого корпуса прибыл бронепоезд «Генерал Алексеев», который до того действовал в центре расположения корпуса. Бронепоезд перешёл через станцию Дебальцево на фронт к станции Баронская и вступил в бой, поддерживая части Марковского полка. В этом бою на бронепоезде «Генерал Алексеев» были ранены и контужены два офицера. Командиром бронепоезда «Генерал Алексеев» был назначен, вместо полковника Кельберера, подполковник Шамов. На следующий день бронепоезд был снова отправлен к центру Добровольческого корпуса, в район станции Никитовка.

Бронепоезд «Офицер» находился 18 февраля на станции Хацепетовка к западу от станции Дебальцево. Станция [62] обстреливалась дальнобойными орудиями противника. Вследствие отъезда командира бронепоезда «Офицер» в отпуск, в командование бронепоездом вступил в этот день полковник Лебедев. 21 февраля бронепоезд «Офицер» вёл продолжительную перестрелку с двумя бронепоездами красных около станции Вергилеевка, к северу от станции Дебальцево. К вечеру наши части, сначала потеснённые, заняли своё первоначальное расположение. Находившийся на наблюдательном пункте командующий бронепоездом «Офицер» полковник Лебедев был ранен. Во временное командование бронепоездом вступил капитан Муромцев. 24 февраля снова начался упорный бой у станции Вергилеевка. Бронепоезд «Офицер» участвовал в отражении нескольких фронтальных атак красных. Затем обходящие цепи противника внезапно появились на нашем левом фланге. Бронепоезд «Офицер» переменил позицию и огнём своих двух орудий заставил обходящие части противника отступить, несмотря на поддержку их со стороны бронепоезда красных. После этого противник был вынужден очистить станцию Вергилеевка, и к вечеру положение наших войск было восстановлено. Прибывший на этот участок генерал Май-Маевский благодарил команду бронепоезда «Офицер» и лично наградил Георгиевскими крестами машинистов Анисимова и Растегаева, находившихся в этот день на паровозе. Бронепоезд получил два попадания снарядами 42-лн. орудия противника, которое стреляло во фланг. На усиление боевой части бронепоезда «Офицер» была придана ещё одна бронеплощадка с 75-мм орудием.

Наступление красных на правый фланг Добровольческого корпуса становилось всё более упорным. 27 февраля утром бронепоезд «Офицер» вступил в бой с бронепоездом красных, который снова занял станцию Вергилеевка. Под сосредоточенным огнём двух орудий бронепоезда «Офицер» неприятельский бронепоезд был вынужден несколько раз отходить за линию бугров. Было замечено наше удачное попадание в неприятельский паровоз. Около полудня бронепоезд «Офицер» двинулся в наступление впереди [63] цепей нашей пехоты. Сильным шрапнельным огнём бронепоезд рассеял цепь красных, которые отошли в беспорядке за станцию Вергилеевка. Однако к вечеру, вследствие глубокого обхода противником, наши войска должны были отступить к югу, к станции Боржиковка. В этот же день на фронт к станции Вергилеевка был вызван и бронепоезд «Генерал Алексеев» с задачей поддерживать Корниловский полк. 28 февраля бой у станции Вергилеевка продолжался. Бронепоезд «Офицер» стал на закрытую позицию у входных стрелок этой станции и вёл оттуда перестрелку с бронепоездом противника. Около 2 час. дня советская батарея начала сильно обстреливать бронепоезд «Офицер». Гаубичный снаряд попал в тендер паровоза, и бронепоезд был вынужден отойти на станцию Дебальцево.

К концу февраля прибыл в Донецкий бассейн с Кавказа после ремонта тяжёлый бронепоезд «Единая Россия». Предполагалось образовать из бронепоездов Добровольческой армии бронепоездные дивизионы. Каждый дивизион должен был состоять из двух лёгких и одного тяжёлого бронепоезда. Командир бронепоезда «Единая Россия» полковник Скопин был назначен командиром 1-го Бронепоездного дивизиона. На его место командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен полковник Карпинский. В состав 1-го Бронепоездного дивизиона должны были войти бронепоезда:  Генерал Алексеев», «Вперёд за Родину» и «Единая Россия». Но в этот период боёв в Донецком бассейне они действовали отдельно. 28 февраля бронепоезд «Единая Россия» продвинулся со станции Дебальцево на север по линии Дебальцево — Попасная. Боевая часть состояла из бронеплощадки с 6-дм. орудием сист. Кане, бронеплощадки со 1О5-мм орудием и пулемётной бронеплощадки. В течение утра происходила перестрелка с бронепоездами красных. Около 2 час. дня командир бронепоезда «Единая Россия» полковник Карпинский получил известие о том, что восточнее советские войска окружают части Марковского полка. Бронепоезд «Единая Россия» тотчас же перешёл на юг, на линию Дебальцево — Луганск, и подошёл к станции Баронская. Там командир [64] 1-го батальона Марковского полка полковник Блейш сообщил командиру бронепоезда, что его части находятся в тяжёлом положении: красные наступают на них большими силами при поддержке двух бронепоездов и четырёхорудийной батареи. Бронепоезд «Единая Россия» выдвинулся к окраине посадки, где лежала цепь Марковского полка. Как только бронепоезд «Единая Россия» был замечен противником, весь артиллерийский огонь красных был перенесен на него. Вероятно, окраина посадки была уже пристреляна красными. Бронепоезд сразу получил два попадания снарядами в головную контрольную площадку. Два бронепоезда красных стреляли с дистанции в полторы версты. Бронепоезд «Единая Россия» мог отвечать им только выстрелами из одного головного орудия. Однако это орудие стреляло столь метко, что советские бронепоезда были принуждены отойти за пределы видимости. Бронепоезд «Единая Росссия» приблизился к пехоте противника и стал обстреливать её пулемётным огнём — советская пехота начала отходить. Тогда части Марковского полка перешли в контратаку, и положение на участке фронта у станции Баронская было восстановлено.

В центре Добровольческого корпуса продолжал действовать в течение февраля 1919 г. бронепоезд «Генерал Корнилов», а также по большей части и бронепоезд «Генерал Алексеев», который иногда переходил на правый и левый фланги. После недельного ремонта бронепоезд «Генерал Корнилов» выезжал от узловой станции Никитовка по разным направлениям, по линиям Никитовка — Константиновка, Никитовка — Бахмут и Никитовка — Попасная. Командир бронепоезда полковник Громыко был назначен командиром 2-го бронепоездного дивизиона. Вместо него командиром бронепоезда «Генерал Корнилов» был назначен капитан Лазарев.

5 февраля бронепоезд «Генерал Алексеев» участвовал в бою у станции Константиновка совместно с частями Дроздовского полка и сблизился с советским бронепоездом на расстояние менее 500 сажен, на закруглении пути. После нескольких выстрелов наш снаряд попал в бронепаровоз [65] противника, и советский бронепоезд начал отходить. В этот момент последний неприятельский снаряд попал в переднюю боевую площадку бронепоезда «Генерал Алексеев» и там разорвался. Это была шрапнель, поставленная на удар. Часть шрапнельных пуль попала в переднюю стенку бронированной кабинки и сделала на ней глубокие выбоины. Другие шрапнельные пули пошли по верху следующей пулемётной площадки. В это время один казак высунулся до пояса из верхнего люка пулемётной площадки и вытащил в люк пулемёт, намереваясь обстреливать советский бронепоезд сверху. Пуля попала казаку в лоб, и он был убит наповал. Преследовать советский бронепоезд в этот день не удалось, так как в расстоянии 20 сажень впереди бронепоезда «Генерал Алексеев» оказался разобранным железнодорожный путь. Следы разборки пути были замаскированы. Для того чтобы попытаться вызвать сход с рельс площадок бронепоезда, вынимались все костыли, которыми рельсы прикрепляются к шпалам. Затем расстояние между рельсами немного уширялось, чтобы колёса первой площадки сошли с рельс на шпалы. Своей тяжестью они раздвигали бы рельсы дальше в стороны, поскольку рельсы не были большеш скреплены со шпалами при помощи костылей. Противник стремился расширить расстояние между рельсами малозаметным образом, рассчитывая на то, что механик паровоза этого не увидит с далёкой дистанции и не успеет затормозить. Рано утром 7 февраля бронепоезд «Генерал Алексеев» получил задание наступать совместно с офицерской ротой Дроздовского полка по линии Доломит — Роты, к северо-востоку от узловой станции Никитовка. Пройдя с рассветом станцию Доломит, бронепоезд медленно продвигался дальше и вёл артиллерийский бой с бронепоездом красных. Офицерская рота Дроздовского полка следовала вдоль полотна железной дороги, верстах в двух позади, закрепляя за нами пройденное пространство. Не доезжая четырех вёрст до станции Роты, бронепоезд был встречен сильным ружейным огнём цепи красных, которая расположилась поперёк железнодорожного полотна, близ дорожной [66] будки. От будки стрелял неприятельский пулемёт. Бронепоезд открыл огонь по будке из орудия. Два наших снаряда попали в будку, и пулемёт замолчал. Тогда бронепоезд быстро выдвинулся вперёд, поравнялся с цепью красных и остановился, не прекращая боя головным орудием с неприятельским бронепоездом. Одновременно бронепоезд «Генерал Алексеев» открыл огонь из всех своих пулемётов и из винтовок во фланг цепи советской пехоты. После того как цепь красных оставалась под огнём некоторое время, бронепоезд прекратил стрельбу, и советской пехоте было поставлено требование сдаваться. Несколько человек из команды бронепоезда «Генерал Алексеев» спустились на железнодорожное полотно. Красные пехотинцы, числом до 80 человек, поднялись и пошли к бронепоезду, продолжая держать свои винтовки в руках. Чины бронепоезда оказались перед ними почти безоружными. Один из офицеров бронепоезда громко скомандовал: «Бросай винтовки!» Это было исполнено. Все пленные были посажены на две контрольные площадки бронепоезда и переданы подошедшей к тому времени офицерской роте Дроздовского полка.

На следующий день 8 февраля бронепоезд «Генерал Алексеев» находился в бою в том же районе. Головная боевая площадка бронепоезда сошла с рельс, но была поднята при содействии вспомогательного поезда, несмотря на огонь красных. Около 16 февраля бронепоезд «Генерал Алексеев» действовал в направлении на станцию Роты и к вечеру начал по установившемуся порядку отходить к своей базе. Красные воспользовались этим и стали теснить превосходными силами немногочисленную часть Дроздовского полка. Бронепоезд стал тогда двигаться очень медленно, поддерживая своим огнём нашу отступающую пехоту. Противник начал обходить наш отряд слева вдоль железнодорожного полотна. 3-дм. орудие бронепоезда было повёрнуто для стрельбы почти перпендикулярно пути. Во время особенно сильной отдачи от одного выстрела это орудие ударилось в стенку бронеплощадки. Его стреляющее приспособление было повреждено. Находившееся на [67] другой боевой площадке орудие калибра 57 мм системы Норденфельда не могло стрелять уже в течение некоторого времени из-за отсутствия снарядов. Чтобы не оставить дроздовцев в тяжёлом положении без поддержки, бронепоезд «Генерал Алексеев» остановился. Дроздовцы были приняты на боевые площадки через открытые нижние люки или посажены на контрольные площадки и доставлены к железнодорожной будке, где были выставлены наши заставы.

В этот же период был вызван в центр Добровольческого корпуса к станции Никитовка и бронепоезд «Офицер», который до того находился на правом фланге. 7 февраля бронепоезд «Офицер» участвовал в наступлении по линии Никитовка — Константиновка. Не доходя до разъезда Александровский, бронепоезд был вынужден остановиться у разобранного пути. Но он продолжал поддерживать наши цепи, ведя артиллерийский огонь по красным, которые занимали окраину селения. Бой длился несколько часов. К вечеру наша пехота отошла к станции Дылеевка ввиду обходного движения противника. Бронепоезд «Офицер» прикрывал отход наших частей, не позволяя красным выйти из занятого ими селения, и вёл перестрелку с неприятельским бронепоездом. 8 февраля бронепоезд «Офицер» оттеснил красный бронепоезд, подходивший к станции Дылеевка. Затем при поддержке нашей пехоты он занял разъезд Александровский. Под огнём бронепоезда «Офицер» густые цепи красных были принуждены к отходу. Бронепоезд двинулся дальше, подошёл к станции Константиновка и открыл по ней артиллерийский огонь. Между тем красные успели собраться в укрытой балке и стали наступать к железнодорожному полотну в тылу бронепоезда. Так как наша пехота не смогла продвинуться, то бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти, отстреливаясь от красных во все стороны, и вернулся на станцию Дылеевка. В этом бою был тяжело ранен на бронепоезде прапорщик Жаков, который потом умер от раны. На следующий день бронепоезд «Офицер» возвратился на правый фланг корпуса, на станцию Дебальцево. [68]

22 февраля во время боя бронепоезда «Генерал Корнилов» у станции Доломит на линии Никитовка — Попасная прямым попаданием в наблюдательную будку на паровозе был убит командир этого бронепоезда капитан Лазарев. В командование бронепоездом вступил капитан Молчанов.

На левом фланге добровольческого корпуса участвовал в февральских боях 1919 г. бронепоезд «Вперёд за Родину». Он поступил в распоряжение командира Самурского полка для содействия обороне участка к югу от станции Юзово и действовал по железнодорожной линии Юзово — Еленовка. С нашей стороны здесь находились: 2-й батальон Самурского пех. полка под командой полковника Зеленина, 2-я батарея Дроздовского арт. дивизиона и дивизион Ингерманландского гусарского полка. Бои происходили в районе станций Старо-Михайловка, Рутченково, Мандрыкино, Доля, Еленовка. При обороне участка бронепоезд «Вперёд за Родину» ежедневно вёл борьбу с одним или двумя бронепоездами красных, которые были вооружены дальнобойными орудиями. Несколько раз бронепоезд получил благодарность начальника дивизии и командира Самурского полка. В район к северу от станции Юзово 21 февраля прибыл временно бронепоезд «Генерал Алексеев» и участвовал в бою у станций Железная и Кривой Торец, поддерживая Белозёрский батальон. 23 февраля бронепоезд «Генерал Алексеев» был отозван с этого участка и вскоре отправился к правому флангу корпуса.

К концу февраля Морской бронепоезд, которым командовал старший лейтенант Бушен и который нёс службу охраны железнодорожных линий в Терской области, получил приказание отправиться в Донецкий бассейн. На станции Тихорецкая был произведен краткий ремонт. Бронепоезд был переименован в лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской». 28 февраля бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл на станцию Ясиноватая, на левом фланге Добровольческого корпуса, и сменил бронепоезд «Вперёд за Родину», который получил другое задание. В этот же день бронепоезд [69] «Дмитрий Донской» уже вёл свой первый бой в Донецком бассейне. Бой происходил у станции Старо-Михайловка против бронепоездов и батарей красных. Командир бронепоезда «Вперёд за Родину» полковник Гадд получил назначение командиром З-го бронепоездного дивизиона. Вместо него командиром бронепоезда «Вперёд за Родину» был назначен полковник Скоритовский.

Немногочисленные наши войска, входившие в состав Крымско-Азовской Добровольческой армии, вели в феврале 1919 г. бои с так называемыми махновцами. Половина формировавшегося в Симферополе лёгкого бронепоезда «Сокол» была спешно выслана для поддержки наших частей на железнодорожную линию Фёдоровка — Александровск, к северу от Мелитополя. 6 февраля бронепоезд «Сокол» в составе одной орудийной и одной пулемётной бронеплощадок участвовал в бою у станции Канкриновка. С нашей стороны здесь находились батальон Крымского сводного полка и батальон Симферопольского офицерского полка. После упорного боя наступление превосходных сил противника было отбито. 8 февраля бронепоезд «Сокол» был вызван на узловую станцию Пологи, к северо-востоку от Мелитополя, в распоряжение ген. Шиллинга, который командовал гвардейскими частями. На этом участке уже находился спешно сооружённый блиндированный поезд из небронированной платформы с одним орудием и обыкновенного паровоза. Ему было дано название «Гвардеец». 12 февраля бронепоезд «Сокол» вышел со станции Пологи в восточном направлении, но вынужден был остановиться из-за разобранного пути. Вышедший вслед за ним по тому же пути блиндированный поезд "Гвардеец", двигавшийся быстрым ходом, из-за тумана не заметил своевременно стоявший состав бронепоезда «Сокол» и врезался в его хвост. Произошло крушение, при котором были ранены 12 чел. Боевая площадка блиндированного поезда «Гвардеец» была разбита, пулемётная площадка бронепоезда «Сокол» сошла с рельс. С помощью вспомогательного поезда пришлось сбросить с пути обе [70] потерпевшие крушение боевые площадки. После этого бронепоезд «Сокол» в составе одной орудийной бронеплощадки отправился в ремонт на станцию Джанкой.


 

2010—2013 Design by AVA