[81]

Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава седьмая

Конный корпус генерала Шкуро прорвался сквозь фронт частей 1З-й советской армии в Донецком бассейне и после этого двинулся по советским тылам на запад, в сторону левого фланга Добровольческого корпуса. Это позволило нашим войскам снова занять свои позиции, утраченные в начале марта 1919 г. Но к советским войскам продолжали подходить подкрепления, и вскоре началось новое наступление красных в Донецком бассейне, на тех же направлениях. На правый фланг Добровольческого корпуса прибыл 20 марта с левого фланга лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской» под командой капитана 2-го ранга Бушена. Бронепоезд дошёл по линии Иловайская — Дебальцево до станции Чистяково и продвинулся далее до станции Рассыпная, оттеснив с боем бронепоезд противника. Благодаря этому части Марковского полка получили возможность восстановить своё первоначальное расположение. На следующий день, 21 марта, бронепоезд «Дмитрий Донской» поддерживал наступление частей Марковского полка на станцию Чернухино. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, эта станция была нами взята. Бронепоезд «Дмитрий Донской» получил при этом несколько незначительных попаданий. 22 марта бой у станции Чернухино продолжался. Большие силы красных вышли в тыл офицерской роте Марковского полка, которая находилась восточнее бронепоезда «Дмитрий Донской» между двумя железнодорожными ветками. Рота стала нести тяжёлые потери. Было убито и несколько лошадей пулемётной команды. Несколько бронепоездов красных, в том числе и тяжёлый бронепоезд под названием «Черноморец», и несколько батарей противника сосредоточили сильный огонь по бронепоезду «Дмитрий Донской», когда он прикрывал отход частей Марковского полка. Бронепоезд «Дмитрий Донской» всё-таки вышел вперёд, привлекая на себя огонь противника и обстреливая один из неприятельских бронепоездов. Для спасения многих наших раненых, лежавших на поле, с бронепоезда [82] спустились сестра милосердия Наталия Полякова, мичман князь Шаховской и один казак. Они стали подносить и подводить раненых к железнодорожному полотну. Между тем бронепоезд «Дмитрий Донской» получил попадание в паровоз. Был вызван вспомогательный поезд, которым командовал поручик Заболоцкий. Пока он успел подойти, бронепоезд получил ещё шесть попаданий. Одно орудие было разбито 42-линейным снарядом. Когда боевой состав бронепоезда «Дмитрий Донской» был сцеплен со вспомогательным поездом, то командир бронепоезда приказал двигаться вперёд, несмотря на потери. Стреляя только из одного орудия, бронепоезд «Дмитрий Донской» оттеснил ближайший бронепоезд красных, который заставил отойти и остальные. После этого цепи советской пехоты были отогнаны пулемётным огнём бронепоезда «Дмитрий Донской», и станция Чернухино очищена от противника. Когда раненые чины Марковского полка были собраны у железнодорожного полотна, командир бронепоезда приказал отходить. По пути были погружены все эти раненые. Части Марковского полка были благополучно выведены из боя. На бронепоезде «Дмитрий Донской» были в этот день убиты помощник механика и один казак, ранены и контужены четыре офицера. В течение следующих дней до конца марта бронепоезд «Дмитрий Донской» продолжал поддерживать Марковский полк, ведя бои с неприятельскими бронепоездами и батареями близ станции Чернухино. К 31 марта нашим войскам пришлось несколько отойти до разъезда 106-й версты.

В центре Добровольческого корпуса действовали во второй половине марта 1919 г. тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» и лёгкий бронепоезд «Офицер». Во время боя бронепоезда «Единая Россия» севернее станции Криничная было замечено попадание в советский бронепоезд под названием «Гроза». Бронепоезд «Офицер» находился 16 марта на линии Криничная — Хацепетовка, близ станции Щебёнка. 17 марта части конного корпуса генерала Шкуро, продвигавшиеся на запад, взяли станцию Енакиево. Это позволило бронепоезду «Офицер» продвинуться [83] вперёд. Починив железнодорожный путь, который был взорван красными в 24 местах, бронепоезд прошёл через станцию Енакиево и занял вечером станцию Хацепетовка. 18 марта бронепоезд «Офицер» в составе двух орудийных и одной пулемётной бронеплощадок вёл бой у станции Хацепетовка с советским бронепоездом. Было получено попадание гранатой в крышу пулемётной площадки, и на бронепоезде «Офицер» были два легко раненных. Количество наших бронепоездов было недостаточно для действия на всех железнодорожных линиях Донецкого бассейна, где требовалась их поддержка. Поэтому бронепоезд «Офицер» был разделён 19 марта на две части. Одна бронеплощадка выехала в направлении станции Горловка, а другая — в направлении станции Хацепетовка, для содействия конным частям генерала Шкуро. Первый полубронепоезд вёл в этот день бой с бронепоездом красных к северу от станции Пантелеймоновка и заставил его отойти. По показанию железнодорожного сторожа было установлено, что наш снаряд попал в паровоз советского бронепоезда «Товарищ Троцкий». На нём были убиты машинист и его помощник. 20 марта первый полубронепоезд «Офицер» вёл бой с бронепоездами и пехотой красных у станции Горловка, которая к вечеру была занята частями генерала Шкуро. На следующий день, 21 марта, после починки пути, взорванного в нескольких местах, полубронепоезд прошёл станцию Горловка и подошёл к узловой станции Никитовка. Там он снова вступил в бой с бронепоездами и пехотой красных. 23 марта бронепоезд «Офицер» участвовал в обороне станции Горловка на участке Дроздовского полка и несколько раз выезжал навстречу атакующей пехоте красных, поражая её шрапнельным и пулемётным огнём. К ночи наши войска были вынужденыш оставить станцию Горловка вследствие обхода левого фланга. В этом бою бронепоезд «Офицер» получил два попадания в орудийную площадку. В ней был вырван пол и сбит угол. 25 марта бронепоезд «Офицер» был снова разделён на две части для действия на двух направлениях. Первый полубронепоезд в составе боевой площадки с 75-миллиметровым [84] орудием и пулемётной площадки выходил в направлении на станцию Хацепетовка и участвовал в отражении наступления красных. 75-миллиметровое орудие нашего бронепоезда, стреляя на дистанцию до семи вёрст, имело перевес над бронепоездом красных, который был вооружён 3-дюймовыми орудиями. Второй полубронепоезд в составе бронеплощадки с 3-дюймовым орудием действовал в направлении на станцию Горловка, оттесняя советский бронепоезд. Вечером 25 марта станция Горловка была занята батальоном Дроздовского полка. 26 марта полубронепоезд «Офицер» с 75-миллиметровым орудием выходил за станцию Волынцево на участок Корниловского полка, а полубронепоезд с 3-дюймовым орудием находился на станции Горловка, на участке Дроздовского полка. Красные весь день метко обстреливали станцию Горловка, и полубронепоезду «Офицер» приходилось маневрировать. Разрывом неприятельской гранаты, попавшей в борт боевой площадки, был убит начальник орудия поручик Сверчков и ранен один офицер. Вечером наши части отошли от станции Горловка. В ближайшие дни бронепоезд «Офицер» вёл бои с красными у станций Енакиево и Волынцево.

30 марта бронепоезд «Офицер» прибыл на рассвете на станцию Волынцево в составе бронеплощадки с 75-миллиметровым орудием, пулемётной площадки и бронепаровоза. Боевой частью командовал в этот день штабс-капитан Разумов-Петропавловский. Около полудня было получено донесение, что со стороны станции Хацепетовка показался неприятельский бронепоезд. Штабс-капитан Разумов-Петропавловский немедленно двинул бронепоезд ему навстречу. Пройдя линию нашего расположения, бронепоезд «Офицер» вошёл в выемку. По выходе из этой выемки был обнаружен бронепоезд красных, стоявший на дистанции около версты впереди на открытой позиции под углом в 45 градусов. Бронепоезд «Офицер» остановился и открыл огонь раньше противника. Вторым нашим снарядом был разбит цилиндр неприятельского паровоза. Благодаря следующим четырём попаданиям в паровоз советский [85] бронепоезд был лишён возможности двигаться. Противник направил свои 4 орудия на бронепоезд «Офицер», вооружённый только одним орудием, и в свою очередь открыл огонь. Однако головное орудие красных произвело лишь один выстрел, после чего его команда бежала. Второе неприятельское орудие было разбито нашими попаданиями. Площадка воспламенилась, и произошёл взрыв. Советская прислуга этого орудия погибла в пламени. После этого остававшиеся ещё на неприятельском бронепоезде красные стали выскакивать из горящего состава на землю. Бронепоезд «Офицер» расстреливал их пулемётным и картечным огнём. Лишь с четвёртой неприятельской бронеплощадки было сделано ещё два выстрела. Но новым нашим попаданием и это орудие было выведено из строя. Под сильным огнём пехоты и артиллерии красных бронепоезд «Офицер» медленно подошёл к горевшему неприятельскому бронепоезду, на котором продолжали взрываться снаряды, взял его на фаркоп и вывез из неприятельского расположения. На станции Волынцево пожар на захваченном советском бронепоезде был потушен, и бронепоезд «Офицер» вновь вышел на позицию к нашим цепям. В этом бою на бронепоезде «Офицер» не было потерь. Израсходовано было при стрельбе по неприятельскому бронепоезду 30 снарядов, из коих 21 дали попадания. Захваченный бронепоезд красных носил название «2-й Сибирский броневой поезд» и лишь за несколько дней перед тем был переброшен в Донецкий бассейн с Царицынского фронта. Он состоял из четырёх бронеплощадок, вооружённых четырьмя 3-дюймовыми орудиями образца 1902 г. Головное и заднее орудия имели обстрел под небольшим углом. Два орудия средних бронеплощадок свободно вращались на металлических дисках и имели круговой обстрел. На вооружении советского бронепоезда было также 18 пулемётов, из коих 6 были взяты в полной исправности. Снарядов было взято около 500. Паровоз был защищён сплошной бронёй, накладываемой сверху. На неприятельском бронепоезде имелось электрическое освещение, водопровод для постоянной циркуляции воды в кожухах [86] пулемётов и рупорная система передачи приказаний. Командир Добровольческого корпуса генерал Май-Маевский лично благодарил штабс-капитана Разумова-Петропавловского и всю команду бронепоезда «Офицер» за совершённый подвиг. Все офицеры, участники славного боя, были представлены к производству в следующие чины, а нижние чины награждены Георгиевскими крестами. Захваченный состав бронепоезда был сначала доставлен на станцию Криничная, а затем отправлен для ремонта на станцию Грозный, на Северном Кавказе. Из отремонтированных боевых площадок предполагалось сформировать новый бронепоезд, которому должно было быть присвоено название «Слава Офицеру».

На левый фланг Добровольческого корпуса, кроме находившихся там ранее наших лёгких бронепоездов, прибыли около 15 марта вновь сформированные тяжёлые бронепоезда «Иоанн Калита» и «Князь Пожарский». В «Наставлении для действий бронепоездов», утверждённом 23 марта 1919 г., был указан нормальный боевой состав лёгких и тяжёлых бронепоездов. Согласно «Наставлению» лёгкие бронепоезда вооружены тремя скорострельными орудиями калибра не свыше 3 дюймов, установленными в башнях с круговым обстрелом. Боевую часть лёгкого бронепоезда составляют: три орудийные бронеплатформы, одна пулемётная и бронепаровоз. Кроме того, может быть придан десантный вагон. Нормальный порядок расположения боевой части: впереди две орудийные платформы, затем одна пулемётная, бронепаровоз и, наконец, одна орудийная платформа. Если командирская рубка на тендере, то паровоз ставится тендером вперёд. Спереди к боевой части бронепоезда прицепляются две предохранительные платформы обыкновенного типа. Назначение их: предохранять боевую часть от крушения и возить материалы и инструменты для исправления пути. Если неисправность пути не будет вовремя замечена, то с рельс сойдут только предохранительные платформы. То же случится, если на пути будут заложены самовзрывающиеся фугасы. Боевую часть тяжёлого бронепоезда составляют: четыре орудийных [87] бронеплатформы с морскими орудиями, из коих или все четыре — калибра 6 дюймов, или же два 6 дюймов и два 105 миллиметров или 120 миллиметров, одна пулемётная бронеплатформа и бронепаровоз. Нормальный порядок расположения боевой части: впереди две орудийные платформы с более лёгкими орудиями, затем пулемётная платформа, бронепаровоз и две орудийные бронеплатформы с более тяжёлыми орудиями. Тяжёлый бронепоезд, вооружённый дальнобойными орудиями с настильной траекторией, не следует ставить на позицию ближе 5—6 вёрст от неприятеля. Для стрельбы его платформы должны расцепляться, и откидываются кронштейны. Для изготовления к стрельбе нужно время не менее 10 минут. Таким образом, тяжёлый бронепоезд лишён возможности маневрировать и представляет собой открытую, хорошо видимую цель. Поэтому он должен ставиться вне досягаемости огня лёгких орудий противника.

В течение всей Гражданской войны эти теоретические требования по большей части не могли выполняться. Немногие заводы, находившиеся на территории, занятой Вооружёнными силами Юга России, не могли достаточно быстро строить боевые площадки для бронепоездов. Потребность же в бронепоездах при численной слабости нашей артиллерии всё возрастала, в особенности когда фронт стал весьма широким при нашем наступлении летом 1919 г. Поэтому по почину частных начальников стали спешно сооружаться новые бронепоезда при помощи местных средств и главным образом из боевых площадок, отбитых нашими войсками у красных. Таким образом, боевой состав многих бронепоездов Добровольческой армии, особенно так называемых «нештатных», не соответствовал нормам, указанным в официальном наставлении. К сожалению, некоторые частные пехотные и кавалерийские начальники не вполне отдавали себе отчет в разнице между тяжёлыми и лёгкими бронепоездами. Тяжёлым бронепоездам давались иногда задачи, которые совсем не соответствовали их техническим свойствам.

Тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» формировался с [88] февраля 1919 г. в Екатеринодаре и Новороссийске. Командиром его был назначен полковник Зеленецкий. Боевая часть его была составлена первоначально из двух бронеплощадок с 6-дюймовыми орудиями системы Кане, одной бронеплощадки с 42-линейным орудием на лафетной установке, пулемётной бронеплощадки и отдельной площадки для хранения 6-дюймовых снарядов, с подъёмным механизмом. По прибытии бронепоезда «Иоанн Калита» около 15 марта в Донецкий бассейн, «база» его, то есть вагоны, приспособленные для жилья команды, была оставлена на узловой станции Криничная. На этой же станции находился в поездном составе штаб Добровольческого корпуса. Боевой состав бронепоезда выезжал со станции Криничная в западном направлении для участия в боях на левом фланге корпуса. Иногда боевой состав был разделён на две части. Перед открытием огня орудийные бронеплощадки разводились на расстояние по крайней мере в 10 сажен друг от друга, дабы избежать поражения двух боевых площадок взрывом одного неприятельского снаряда. Тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский» формировался с февраля 1919 г. в Новороссийске. Командиром его был назначен капитан 1-го ранга Потёмкин. Боевая часть его состояла из одной бронеплощадки с 6-дюймовым орудием системы Кане, двух бронеплощадок со 1О5-миллиметровыми орудиями Обуховского завода и одной пулемётной бронеплощадки. 105-миллиметровые орудия в 60 калибров длиной могли стрелять на дистанцию в 14 вёрст. Главным источником пополнения снарядами служили запасы таковых с наших миноносцев, затопленных на Новороссийском рейде. Извлечённые из воды унитарные снаряды поступали сначала в особую лабораторию в Новороссийске, где они переснаряжались, а затем посылались в распоряжение Инспектора артиллерии Добровольческого корпуса. Снабжение бронепоездов тяжёлыми снарядами было скудное. Бронепоезд «Князь Пожарский» прибыл в Донецкий бассейн на станцию Криничная около 15 марта.

Во время боёв в конце марта 1919 г. левый фланг Добровольческого корпуса занимал позиции вдоль железнодорожной [89] линии протяжением около 40 вёрст, соединяющей станции Очеретино — Авдеевка — Юзово — Рутченково — Мандрыкино — Доля. В упорной борьбе эти станции много раз переходили из рук в руки. На расстоянии примерно в 15 вёрст к востоку от вышеуказанной линии проходила параллельно ей другая железнодорожная ветка, протяжением около 50 вёрст, соединявшая станции Железная — Скотоватая — Ясиноватая — Караванная. Около этих станций тоже шли упорные бои. Лёгкие бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Генерал Алексеев» и тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский» участвовали в боях в районе станции Скотоватая совместно с Белозёрским батальоном. Ввиду недостатка тяжёлых снарядов на бронепоезде «Князь Пожарский» часто назначалась норма для стрельбы: по 10 снарядов на орудие в день. Замечено было, что красные, по-видимому, подсчитывали число этих выстрелов. Когда они предполагали, что бронепоезд «Князь Пожарский» больше не станет стрелять, то подводили ближе свою артиллерию и бронепоезда. Впрочем, на бронепоезде «Князь Пожарский» удалось создать некоторый «неофициальный» запас снарядов. Он был использован неожиданно для красных в бою у станции Железная 20 марта. Не ожидавшие частого обстрела тяжёлыми снарядами красные обратились в бегство. Станция Железная была занята батальоном Дроздовского полка. Бронепоезду «Князь Пожарский» была объявлена благодарность командира Добровольческого корпуса генерала Май-Маевского. Тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» участвовал в боях у станций Авдеевка, Юзово и Рутченково. Бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Князь Пожарский» приняли участие в конце марта в боях у станций Рутченково, Мандрыкино и Доля. Во время этих боёв бронепоезд «Генерал Алексеев» получил много прямых попаданий снарядами. Все его боевые площадки были сильно повреждены и заменены другими.

Одновременно с наступлением в Донецком бассейне советские войска, среди которых было много так называемых махновцев, предприняли наступление в сторону Крыма. Часть Северной Таврии оборонялась нашими немногочисленными [90] войсками Крымско-Азовской Добровольческой армии, которой командовал генерал Боровский. После поддержки наших войск во время февральских боёв первая половина бронепоезда «Сокол» находилась в ремонте на станции Джанкой. 12 марта была закончена в Симферополе постройка второй половины этого бронепоезда. Этот второй полубронепоезд отправился на фронт под командой полковника Огонь-Догоновского. Боевая часть его состояла из одной орудийной бронеплатформы с двумя морскими орудиями калибра 75 миллиметров и одной пулемётной бронеплощадки. В течение трёх дней второй полубронепоезд «Сокол» поддерживал наши войска, которые обороняли от красных узловую станцию Пологи. Во время этих боёв полубронепоезд доходил до неприятельских цепей. С нашей стороны ощущался недостаток в артиллерии, однако наступление красных на Пологи было отбито. 16 марта советские войска предприняли наступление с севера, перпендикулярно железнодорожной линии Верхний Токмак — Фёдоровка. Неприятельской коннице удалось захватить станцию Стульнево на этой линии. Таким образом были отрезаны от железнодорожных сообщений с Крымом наши войска у станции Пологи и находившийся с ними второй полубронепоезд «Сокол». Наши части стали отходить к югу, на Бердянск, под прикрытием полубронепоезда. 18 марта Бердянск был эвакуирован. Во время погрузки наших войск на суда в Бердянске второй полубронепоезд «Сокол» передвигался у пристани и вёл артиллерийский и пулемётный огонь, прикрывая погрузку от наступающих красных и восставших местных большевиков. По окончании погрузки команда полубронепоезда сняла замки с орудий и пулемёты и спустила боевые площадки с пристани в море. После этого команда была погружена на транспорт и доставлена в Керчь. Между тем первая половина бронепоезда «Сокол» по окончании ремонта отправилась 15 марта на фронт под командой старшего лейтенанта Муромцева. 17 марта первый полубронепоезд «Сокол» был спешно вызван на станцию Большой Токмак. Под напором противника город Большой Токмак [91] был оставлен нашими войсками, которые заняли позицию близ станции, вдоль железнодорожного полотна. Полубронепоезд открыл огонь по пехоте красных, наступавшей на станцию, и по батарее противника, которая стреляла из города. Эта батарея была принуждена замолчать, и наступление советской пехоты было остановлено. По общему плану наши части были затем погружены в поезда, и ночью станция Большой Токмак была нами оставлена. 18 марта первый полубронепоезд «Сокол» прикрывал нашу конницу и артиллерию, отходившие от Большого Токмака. Через некоторое время полубронепоезд был спешно вызван на узловую станцию Фёдоровка. Красные повели на неё наступление с севера, стремясь окружить наш арьергард. При поддержке полубронепоезда это наступление было отбито. Наша кавалерия и артиллерия успели между тем отступить непосредственно на Мелитополь. 19 марта наши войска отходили от станции Фёдоровка к Мелитополю. Первый полубронепоезд «Сокол» двигался вслед за ними, ведя непрерывный арьергардный бой с красными. 20 марта первый полубронепоезд «Сокол» участвовал в обороне Мелитополя, поддерживая наши части: Симферопольский офицерский полк, Крымский сводный батальон и Сводный конный дивизион. На следующий день, 21 марта, наши части, к которым присоединился Екатеринославский отряд под командой генерала Васильченко, предприняли короткое наступление и отбросили красных. Это наступление должно было дать возможность эвакуировать город Мелитополь. После оставления Мелитополя большая часть наших войск отошла к Перекопу, а первый полубронепоезд «Сокол» прикрыл отступление и дошёл до станции Сиваш. 22 марта прибыла на смену команда второй половины бронепоезда, которая была эвакуирована из Бердянска. В командование бронепоездом вступил полковник Огонь-Догоновский. 23 марта по приказанию полковника Слащёва бронепоезд «Сокол» двинулся ещё в темноте на линию наших цепей. Вследствие заноса пути бронепоезд сошёл с рельс у самой боевой линии, и поднять его до рассвета не удалось. Когда красные заметили [92] бронепоезд, лишённый возможности двигаться, они сосредоточили против него огонь всей своей артиллерии. Боевой состав бронепоезда «Сокол» был разбит. Команда его отошла пешим порядком. В ближайшие дни красным удалось вторгнуться в Крым, и 27 марта ими была занята узловая станция Джанкой. Наши войска отошли в восточную часть полуострова на Ак-Манайские позиции. Штаб Крымско-Азовской Добровольческой армии был после этого расформирован.


 

2010—2013 Design by AVA