Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава десятая

Наступление Кавказской армии генерала Врангеля от Великокняжеской к Царицыну в мае 1919 г. продолжалось около 3 недель. За это время войска Кавказской армии прошли с боями около 300 вёрст. Советское командование приняло меры к усилению своей 10-й армии, отошедшей к [113] Царицыну. Для обороны Царицына туда была подвезена значительная часть войск 11-й советской армии от Астрахани, прибыла одна дивизия с Восточного фронта и другие подкрепления. Большое значение для обороны могла иметь и неприятсльская Волжская речная флотилия. В её состав входили два миноносца, а также суда и баржи, вооружённые не только лёгкими, но и тяжёлыми орудиями. Приданные Кавказской армии бронепоезда ещё не могли принять участие в походе на Царицын до окончания починки железнодорожного моста. Таким образом, первая атака Царицынской укреплённой позиции 1 и 2 июня 1919 г. была предпринята войсками Кавказской армии без поддержки наших бронепоездов. Атака успехом не увенчалась. Поражаемые сильнейшим артиллерийским огнём советских бронепоездов и речной флотилии, наши войска понесли большие потери. За два дня выбыло из строя свыше 1000 человек. Части Кавказской армии были отведены после этого в район Сарепты, в 25 верстах к югу от Царицына, в ожидании нового штурма. Законченный ремонт железнодорожного моста через реку Сал позволил наконец направить на фронт к Царицыну и наши бронепоезда. Кроме лёгкого бронепоезда «Орёл», уже находившегося на линии Тихорецкая — Царицын, на эту же линию были отправлены в начале июня с фронта у Донецкого бассейна тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» и лёгкий бронепоезд «Генерал Алексеев». Прибыл из ремонта и лёгкий бронепоезд «Вперёд за Родину». Таким образом на Царицынском направлении сосредоточился весь 1-й бронепоездной дивизион, состоявший из трех вышеупомянутых бронепоездов. Кроме того, к Царицыну был отправлен из состава 2-го бронепоездного дивизиона тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». Но он не успел подойти к штурму Царицына. Бронепоезд «Генерал Алексеев» был также задержан с 4 по 15 июня на станции Песчаноокопская для содействия проведению мобилизации. За это время бронепоезд получил одну новую бронеплощадку весьма усовершенствованной системы полковника Голяховского с 3-дюймовым орудием в башенной установке. [114]

После повреждений, полученных в майских боях в Донецком бассейне, бронепоезд «Вперёд за Родину» был отправлен в ремонт и находился в течение 4 недель на станции Станичная, на железнодорожной линии Екатеринодар — Тихорецкая. Новая боевая часть бронепоезда состояла из трёх однотипных орудийных площадок системы полковника Голяховского с 3-дюймовыми орудиями, одной пулемётной бронеплощадки и бронепаровоза. 10 июня бронепоезд «Вперёд за Родину» прибыл на станцию Жутово и поступил в распоряжение Инспектора артиллерии Кавказской армии. Бронепоезд «Единая Россия» прибыл 12 июня на станцию Сарепта.

Несмотря на тактические трудности атаки Царицынской укреплённой позиции с юга, вдоль Волги, командующий Кавказской армией генерал Врангель решил нанести главный удар именно в этом направлении. Благодаря этому представлялась возможность использовать при новом наступлении наших войск на Царицын технические средства, зависевшие от железной дороги, и в частности — бронепоезда. Директива командующего армией от 14 июня указывала группе генерала Улагая в составе 2-го и 4-го конных корпусов, 7-й пехотной дивизии и четырёх бронепоездов — прорвать фронт противника и, наступая вдоль железной дороги, овладеть Царицыном с юга. Бронепоезд  Орёл» в течение нескольких дней скрытно от противника выезжал к нашим частям, занимавшим фронт у Сарепты, и участвовал в службе сторожевого охранения. С нашей стороны старались скрыть от красных, что железнодорожный мост через реку Сал уже исправлен и что наши бронепоезда смогут участвовать в предстоящем бою. В ночь на 16 июня бронепоезд «Орёл» отправился на станцию Сарепта, откуда были вывезены в тыл все поездные составы, загромождавшие пути. Затем бронепоезд «Орёл» прикрывал до рассвета роту железнодорожного батальона, которая исправляла путь от станции Сарепта в сторону станции Бекетовка, в 9 верстах к северу от Сарепты. Наступление наших войск началось около 3 часов утра 16 июня. Западнее железной дороги при поддержке трёх танков [115] наступали части 7-й пехотной дивизии. На нашем крайнем правом фланге непосредственно у железной дороги наступали части 3-й Кубанской дивизии под командой генерала Мамонова. В колонне бронепоездов первым шёл бронепоезд «Орёл» в составе трёх орудийных и одной пулемётной бронеплощадок. Боевой частью командовал в этот день командир бронепоезда полковник Вальрос. Дальше находился лёгкий бронепоезд Донской армии «Атаман Самсонов» и за ним тяжёлый бронепоезд «Единая Россия». Бронепоезд «Вперёд за Родину» был оставлен в резерве на станции Сарепта. Пройдя две версты от семафора станции Сарепта до линии наших цепей, бронепоезд «Орёл» был встречен сильным артиллерийским огнём советского бронепоезда «Товарищ Ленин», который стоял у станции Бекетовка. Однако под ответным огнём орудия бронепоезда «Орёл» красный бронепоезд стал поспешно отходить дальше к северу, в сторону следующей станции Ельшанка. Впоследствии выяснилось, что на этом советском бронепоезде были убиты его командир и механик. Бронепоезд «Орёл» двинулся тогда вперёд, оставив за собой наши части, и подошёл к позиции противника, укреплённой проволокой. Под фланговым артиллерийским и пулемётным огнём бронепоезда красные были принуждены к отступлению в сторону станции Ельшанка. Кубанская конница охватывала красных с запада, оттесняя их к Волге. Бронепоезд «Орёл» прошёл оставленную противником станцию Бекетовка, не задерживаясь, и преследовал отступавшие неприятельские войска артиллерийским и пулемётным огнём. При этом было взято около 100 пленных. Дойдя до семафора станции Ельшанка, примерно в 10 верстах от станции Бекетовка, бронепоезд «Орёл» попал под сильный обстрел 42-линейных и 6-дюймовых орудий неприятельской Волжской флотилии. Кроме того, в бою принял участие советский бронепоезд, вернувшийся на станцию Ельшанка. Бронепоезд «Орёл» сильно выдвинулся вперёд по сравнению с нашей конницей, и полковник Вальрос решил задержаться, продолжая бой с превосходными силами противника. Через полчаса красные хорошо пристрелялись к [116] полотну железной дороги. Мощность их огня ещё усилилась лёгкой батареей. Так как наши войска были ещё далеко позади, то бронепоезд «Орёл» начал медленно отходить под сильнейшим артиллерийским огнём красных в сторону станции Бекетовка. В это время оттуда показался вспомогательный поезд, а за ним бронепоезда «Единая Россия» и «Атаман Самсонов» со своими вспомогательными поездами. Вытянувшись в одну линию, они закрыли путь для отхода бронепоезда «Орёл». Офицер-механик стал давать тревожные гудки. Но они были, вероятно, плохо слышны из-за канонады. Не успев полностью затормозить, бронепоезд «Орёл» столкнулся со своим вспомогательным поездом. Задняя, нагруженная снарядами, платформа бронепоезда сошла одним скатом с рельс, и бронепоезд остановился.

Между тем бронепоезд «Единая Россия» вступил в бой с неприятельской речной флотилией, в составе которой было до 10 судов и барж с орудиями. Несмотря на сосредоточенный огонь флотилии бронепоезд «Единая Россия» продолжал обстреливать её из всех своих орудий. На некоторых судах произошли взрывы, и они стали отходить вверх по Волге. Остановившийся вследствие столкновения бронепоезд «Орёл» находился под сильным обстрелом с трёх направлений. Вскоре команды бронепоезда «Орёл» и вспомогательного поезда, которые работали у сошедшей с рельс платформы, стали нести потери. Прямым попаданием 42-линейного снаряда в компрессор 1-го орудия бронепоезда были ранены все чины команды, составлявшие прислугу этого орудия, и оно замолчало. Затем разрывом тяжёлого снаряда был убит командир бронепоезда полковник Вальрос и ранены два офицера. В командование бронепоездом вступил капитан Муромцев. Через полчаса потерпевшая крушение платформа была сброшена, и бронепоезд «Орёл» отошёл в тыл. В этом бою бронепоезд получил пять попаданий в площадку 1-го орудия, одно попадание в площадку 2-го орудия и два попадания в пулемётную площадку. На площадке 3-го орудия осколками сорвана дверь. Убит командир бронепоезда, ранены и [117] тяжело контужены 5 офицеров и 13 нижних чинов. Из команды вспомогательного поезда убит один и ранено 20 человек. Пропустив вперёд другие наши бронепоезда, бронепоезд «Орёл» прибыл на станцию Сарепта около 6 часов вечера. Там на место бронеплощадки с разбитым 1-м орудием была поставлена площадка со 2-м орудием. Бронепоезд пополнил запас снарядов и в составе двух орудийных площадок и одной пулемётной отправился вечером к станции Ельшанка. Однако оказалось, что наши войска, дойдя 16 июня до этой станции, ещё не могли с наступлением темноты проникнуть в Царицын и были принуждены остановиться перед последней неприятельской позицией.

17 июня бронепоезд «Орёл» вышел по направлению к станции Ельшанка снова впереди других наших поездов. Вследствие запоздалого получения распоряжения об участии в наступлении бронепоезд «Вперёд за Родину» прибыл на станцию Бекетовка последним и должен был стать в хвосте колонны, позади тяжёлого бронепоезда «Единая Россия». После боя с пехотой противника бронепоезд «Орёл» прошёл через станцию Ельшанка и продвинулся до повреждённого красными железнодорожного моста у окраины города Царицына. Здесь бронепоезд оказался под огнём неприятельской батареи. Пехота красных залегла в овраге у моста, засела в некоторых домах окраины и продолжала стрелять из пулемётов. Выбить красных из этого оврага огнём с бронепоезда было невозможно. Поэтому командовавший бронепоездом капитан Муромцев приказал прапорщику Шабану и двум казакам с пулемётом сойти с боевой части для обстрела красных вдоль оврага. Прапорщик Шабан исполнил это приказание, подошёл к оврагу вплотную и выбил из него красных пулемётным огнём. Сам он был при этом ранен пулей в челюсть. К вечеру наши войска стали охватывать правый фланг красных и заставили их отходить к Царицыну. Бронепоезд "Орёл" обстреливал артиллерийским огнём пехоту красных на окраине города. Бронепоезд «Единая Россия» перенёс свой огонь на станцию Царицын, где были видны дымы паровозов, увозивших составы на север. Нашим огнём было [118] перебито несколько железнодорожных путей и стрелок. В этот день на бронепоезде «Единая Россия» был ранен один офицер. Из-за повреждённого железнодорожного моста наши бронепоезда не могли войти на станцию Царицын в то время, как наша конница проникла в город. К стоявшему бронепоезду «Орёл» подъехал между тем начальник штаба Кавказской армии и от имени командующего армией генерала Врангеля благодарил капитана Муромцева за действия бронепоезда в двухдневных боях.

В то время как войска Кавказской армии готовились ко взятию Царицына, войска Добровольческой армии, поддержанные бронепоездами, начали преследование расстроенных частей 8-й, 13-й и 2-й Украинской советских армий. Неприятель отходил в северном и западном направлении от Донецкого бассейна. В начале июня 1919 г. главнокомандующий советским южным фронтом Гиттис приказал подчинённым ему армиям перейти к обороне. Наличные советские резервы направлялись в 10-ю армию для обороны Царицына, и не предвиделось скорого усиления армий, отходивших от Донецкого бассейна. В целях установления в советских войсках более строгого порядка так называемый Украинский советский фронт был упразднён. 2-я украинская армия, в которой было много так называемых махновцев, была переименована в 14-ю советскую армию. Несколько позднее из 1-й и 3-й украинских советских армий была образована 12-я армия. Обе они вошли в состав Южного фронта. Попытка красных нанести из района узловой станции Синельниково фланговый удар наступающим войскам Добровольческой армии, чтобы устранить угрозу Харькову, не имела успеха. После боёв с частями конного корпуса генерала Шкуро войска 14-й советской армии были вынуждены отходить к Днепру. Бронепоездам Добровольческой армии предстояло поддерживать наступление наших войск вдоль многих железных дорог, отходивших от Донецкого бассейна.

На правом фланге Добровольческой армии лёгкие бронепоезда «Офицер» и «Дмитрий Донской» содействовали наступлению наших войск, продвигаясь по линии [119] Лисичанск — Купянск совместно с частями Марковского полка. Из-за необходимости чинить мост у станции Сватово бронепоездам не удалось принять участие во взятии узловой станции Купянск, которой овладела 1 июня Терская дивизия генерала Топоркова. После этого бронепоездам Добровольческой армии предстояло вести наступление по трём железнодорожным линиям, отходившим от Купянска в сторону противника. Направленный по линии Купянск — Валуйки бронепоезд «Дмитрий Донской» несколько раз производил починку пути. Несмотря на это он продвинулся к 4 июня до станции Уразово, пройдя за 4 дня около 50 вёрст. Близ станции Уразово бронепоезд «Дмитрий Донской» вступил в бой с бронепоездами красных, в то время как наши войска находились ещё в 30 верстах позади. Затем чины бронепоезда были высланы в разведку в селение Уразово. Там им удалось взять в плен командира советской кавалерийской бригады и командира советского 1-го конного имени Ленина полка с их вестовыми и лошадьми. К концу следующего дня эти пленные были сданы подошедшему разъезду Изюмского гусарского полка. 7 июня бронепоезд «Дмитрий Донской» участвовал совместно с Алексеевским партизанским полком во взятии узловой станции и города Валуйки, а 8 июня поддерживал части Алексеевского полка при взятии станции Мандрово на 15 вёрст дальше, в направлении на Лиски. 10 июня бронепоезд перешёл на другую линию: Валуйки — Касторная и вступил в бой с советскими бронепоездами у станции Принцевка, примерно в 20 верстах от станции Валуйки. На следующий день бронепоезду была дана задача доставить в город Валуйки личный состав перешедшего на нашу сторону 412-го советского пехотного полка. 15 июня бронепоезд отправился на взятую между тем узловую станцию Белгород для переброски на новое направление.

Бронепоезд «Офицер», направленный по линии Купянск — Белгород, предпринял 3 июня глубокую разведку вслед отступавшим красным. Приняв на свой боевой состав команду разведчиков Корниловского полка, бронепоезд [120] прошёл от Купянска около 80 вёрст и к вечеру занял станцию Белый Колодезь. Находившиеся на этой станции части и штаб 9-й советской дивизии были рассеяны артиллерийским огнём. Затем бронепоезд «Офицер» вёл перестрелку на дальней дистанции с подошедшим бронепоездом красных. Ввиду необеспеченности тыла бронепоезд «Офицер» отошёл через некоторое время в сторону Купянска, сняв телефонные и жезловые аппараты станции Белый Колодезь. На обратном пути были захвачены несколько коммунистов, которые производили грабежи и поджоги. 3 июня командиром бронепоезда «Офицер» был назначен полковник Лебедев. 4 июня бронепоезд «Офицер» снова выдвинулся на станцию Белый Колодезь с одной ротой Корниловского полка и подошёл затем на расстояние пяти вёрст к станции Волчанск. Со стороны противника в начавшемся бою действовали два бронепоезда, которые сильным огнём четырёх орудий задержали продвижение наших войск. Разрывом неприятельского снаряда на бронепоезде «Офицер» был контужен один из офицеров. В бронеплощадку № 2 было три попадания, и она была отправлена в ремонт. На следующий день 5 июня бронепоезд снова участвовал в бою у станции Волчанск совместно с ротой Корниловского полка. На стороне противника появился уже известный со времени боёв в Донецком бассейне бронепоезд «Черноморец». Имея в своём составе два бронепаровоза, он мог по временам разделяться как бы на два бронепоезда. 6 июня красные повели наступление со стороны Волчанска на станцию Белый Колодезь, примерно в 20 верстах от Волчанска, занятую частями Корниловского полка. Для более успешного боя с двумя бронепоездами противника одна из двух оставшихся орудийных бронеплощадок бронепоезда «Офицер» была присоединена к составу вспомогательного поезда с обыкновенным паровозом. Таким образом одна бронеплощадка могла продолжать вести огонь, пока другая маневрировала. После продолжительного боя наступление красных было отбито. Совместно с частями Корниловского полка бронепоезд «Офицер» занял 7 июня станцию Волчанск, [121] оставленную красными в течение ночи. Затем бронепоезд произвёл разведку на 18 вёрст в сторону узловой станции Белгород, находящейся на одной из главных железнодорожных линии Харьков — Курск — Орёл, но противника не обнаружил. Вследствие отправки бронепаровоза в ремонт бронепоезду «Офицер» пришлось 9 июня выйти в бой в составе обыкновенного, небронированного паровоза и одной орудийно-пулемётной бронеплощадки. У станции Топлинка, примерно в 20 верстах от Белгорода, был высажен десант из одной инженерной роты и двух рот Марковского полка. Огнём с закрытой позиции бронепоезд «Офицер» заставил отойти два бронепоезда красных, и наши части заняли станцию Топлинка. Преследуя противника, бронепоезд «Офицер» подошёл к следующей станции Разумная, которая оказалась занятой советской пехотой. Для обороны узловой станции Белгород, находящейся уже к северу от Харькова, красные попытались перейти в короткое наступление и временно потеснили части Корниловского полка. Тогда бронепоезд «Офицер» вышел навстречу цепям советской пехоты и отбросил их картечным и пулемётным огнём с близкой дистанции. К вечеру наши части заняли станцию Разумная и продолжали наступление к Белгороду. В этом бою на бронепоезде «Офицер» неприятельским снарядом был разбит пулемёт. 10 июня нашими войсками был взят Белгород, и таким образом был перерезан прямой путь от Харькова на Курск. Следовавший на фронт бронепоезд «Офицер» потерпел в этот день крушение, так как у одной из бронеплощадок вследствие недобросовестного ремонта отлетела шейка оси. Боевой состав бронепоезда был отправлен на несколько дней на станцию Купянск для нового ремонта.

Между тем другие войска Добровольческой армии вели наступление непосредственно на Харьков. Бронепоезд «Генерал Корнилов» был направлен по линии Купянск — Харьков и участвовал с 4 по 8 июня в боях у Чугуева совместно с Белозёрским полком. При взятии Харькова 11 июня бронепоезд поддерживал части Дроздовского полка. При выходе наших войск из Донецкого бассейна в [122] начале июня тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский» участвовал сперва в наступлении по железнодорожной линии Славянск — Лозовая. Затем он отправился на Харьковское направление и поддерживал наши войска в бою у Змиева, на линии Лиман — Харьков. Чтобы не оставлять наши войска без необходимой им поддержки, бронепоезд «Князь Пожарский» поспешил перейти по мосту через реку Северный Донец, не дожидаясь удаления всех подрывных патронов, которые были оставлены под мостом отступавшими красными. Это позволило бронепоезду участвовать в бою при взятии станции Основа, примерно в пяти верстах от Харькова, а затем 11 июня — содействовать взятию Харькова. На бронеплощадку со 100-миллиметровым орудием (в разных источниках и историях тяжёлых бронепоездов калибр дальнобойных морских орудий указывается различно: то 100 мм, то 105 мм. Не представляется возможным установить, что правильно. Или существовали оба калибра?) поместились командир корпуса генерал Кутепов и начальник дивизии генерал Витковский и таким образом первыми прибыли на вокзал Харькова. Бронепоезд «Князь Пожарский» успел дать только один выстрел, после чего остававшийся ещё на вокзале небольшой отряд красных обратился в бегство. Вскоре к вокзалу Харькова подошли части Дроздовского полка.

Тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» находился к началу июня к западу от Донецкого бассейна и действовал на линии Очеретино — Синельниково. В бою 2 июня у станции Чаплино (в расстоянии примерно 100 вёрст к западу от Очеретино) на бронепоезде был убит подпоручик Кафтунов. В наступлении на Чаплино принял также участие вновь сформированный лёгкий бронепоезд «Генерал Дроздовский», командиром которого был назначен полковник Васильев. Бронепоезд «Генерал Дроздовский» продвигался в сторону Чаплино по линии от узловой станции Пологи и 1 июня участвовал в бою при взятии станции Макаренко. В этом бою на бронепоезде «Генерал Дроздовский» были контужены и отравлены неприятельскими химическими снарядами три офицера и ранен один [123] офицер. На следующий день 2 июня при взятии станции Чаплино был ранен командир бронепоезда «Генерал Дроздовский» — полковник Васильев.

Находившийся первоначально в резерве Кавказской армии тяжёлый бронепоезд «Грозный» прибыл 2 июня на станцию Авдеевка в Донецком бассейне с задачей сменить тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита», который должен был отправиться на Царицынское направление. Смена состоялась 5 июня на станции Магедово, на линии Волноваха — Александровск. После этого бронепоезд «Грозный» отправился на узловую станцию Пологи и поступил там в распоряжение командира 2-й пластунской бригады генерала Геймана. 7 июня бронепоезд «Грозный» участвовал в бою у станции Ново-Карловка, в присутствии командира 2-го корпуса генерала Промтова. На следующий день, 8 июня, бронепоезд «Грозный» был отправлен на станцию Верхнетокмак и вступил там в бой с бронепоездами красных, которые поддерживали советское наступление на наши войска сводного отряда генерала Виноградова. Неприятельские бронепоезда, обстрелянные бронепоездом «Грозный», отошли, а наши части продвинулись вперёд. Новый бой с советскими бронепоездами произошёл 9 июня у станции Стульнево, которую бронепоезд «Грозный» занял совместно с сотней Лабинского полка Кубанского казачьего войска. Затем бронепоезд «Грозный» был разделён на две части для действий на двух направлениях. 11 июня полубронепоезд в составе второго шестидюймового орудия и пулемётной площадки участвовал в бою у станции Ново-Карловка совместно со 2-м пластунским батальоном полковника Науменко. Было получено попадание неприятельским снарядом в бронепаровоз. 12 июня полубронепоезд, состоявший из площадки с первым 6-дюймовым орудием, участвовал в нашем наступлении от станции Стульнево на станцию Большой Токмак, двигаясь за лёгким бронепоездом «Генерал Дроздовский», который шёл впереди. С нашей стороны в этом бою приняли также участие Сводно-гвардейский полк и два танка. 13 июня, после [124] соединения обеих его частей, бронепоезд «Грозный» был отправлен в Харьков.

Войска нашего 3-го корпуса, оборонявшие на Ак-Манайской позиции восточную часть Крыма с городом Керчь, также перешли в наступление 5 июня. В этом наступлении принял участие бронепоезд, сформированный в Керчи и получивший первоначально название «Бронепоезд № 3-й». Из него позднее был образован тяжёлый бронепоезд «Непобедимый». 11 июня в бою у станции Грамматиково, на линии Керчь — Джанкой, наш бронепоезд подавил своим огнём артиллерийский огонь советского тяжёлого бронепоезда «Память товарища Иванова» и тем помог наступлению наших частей.


 

2010—2013 Design by AVA