[134]

Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава двенадцатая

В первых числах июля 1919 г. на фронт Добровольческой армии прибыл вновь сформированный лёгкий бронепоезд «Слава Офицеру». Возвратился в состав Добровольческой армии тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита», который был отправлен временно на Царицынское направление. Прибыл из Царицына в Харьков лёгкий бронепоезд «Орёл». Не считая трёх бронепоездов 1-го дивизиона, оставшихся в районе Царицына, и двух бронепоездов, находившихся на Северном Кавказе, при Добровольческой армии числилось в начале июля 1919 г. 16 наших бронепоездов. Однако некоторые из них ещё не закончили в это время формирования или должны были идти в тыл для ремонта. Между тем с расширением фронта Добровольческой армии нашим бронепоездам надлежало действовать на 9—10 железнодорожных линиях, пересекавших этот фронт. Владея центром России с наибольшим количеством заводов, красные могли скорее развивать строительство новых бронепоездов. Только искусство и решительность командиров наших бронепоездов и доблесть команд позволяли продолжать успешную борьбу с численным и техническим превосходством красных.

Войска 13-й советской армии, отходившие на север после оставления ими Харькова и Белгорода, замедлили, а затем и прекратили своё отступление. Части 14-й советской армии отходили в общем направлении на запад к среднему течению Днепра, но предпринимали частные контратаки. Советское командование отдавало себе отчёт в возникшей для него опасности и стремилось ускорить сосредоточение главной боевой мощи красных против войск генерала Деникина. Но для переброски подкреплений на южный фронт требовалось значительное время. Между тем и правый фланг Добровольческой армии ещё не мог воспользоваться благоприятной обстановкой, приступить к выполнению так называемой «Московской директивы» и перейти в решительное наступление на север. [135] Нашим бронепоездам приходилось, однако, вести частые бои на линиях, отходивших от узловой станции Белгород.

Отправленный в ремонт на станцию Юзово лёгкий бронепоезд «Генерал Корнилов» получил три новые артиллерийские бронеплощадки системы полковника Голяховского, с вращающимися башнями для орудий, после чего возвратился в Белгород 7 июля. С 8 по 18 июля бронепоезд действовал по линии Белгород — Волчанск совместно с частями Алексеевского полка. На линии Белгород — Курск находился в начале июля тяжёлый бронепоезд «Грозный». Он выходил к позиции наших войск у станции Сажное, в 30 верстах от Белгорода, чтобы бороться с приближавшимися бронепоездами красных. Первоначально бронепоезд «Грозный» выезжал в этот период в составе одного 5-дюймового и одного 6-дюймового орудия. Но вскоре обнаружились многочисленные недостатки английских 5-дюймовых орудий: частые осечки, неправильный откат и малый угол обстрела. Тогда бронепоезд «Грозный» стал выезжать в составе двух 6-дюймовых орудий, между тем как 5-дюймовые орудия пришли в негодность и были отправлены на завод в Харьков. Со стороны красных появился на этом участке бронепоезд «Черноморец». Он был тогда вооружён двумя 105-миллиметровыми орудиями с дальностью стрельбы до 14 вёрст и потому мог оставаться вне досягаемости орудий бронепоезда «Грозный». 7 июля на Курское направление был временно вызван лёгкий бронепоезд «Офицер», который поддерживал наступление частей Корниловского полка на селение Лески. Починив железнодорожный путь, бронепоезд вышел вперёд и своим огнём принудил к молчанию батарею красных, несмотря на ответные выстрелы тяжёлого бронепоезда противника. 8 июля бронепоезд «Офицер» вернулся на линию Белгород — Готня и в течение ближайших дней несколько раз вёл перестрелку с бронепоездами красных между станциями Томаровка и Герцовка, в расстоянии примерно 40 вёрст к северо-западу от Белгорода. 16 июля было замечено, что два неприятельских бронепоезда продвигаются к станции Герцовка. Бронепоезд «Офицер» вышел вперёд на [136] открытую позицию, вступил с ними в бой и вскоре оказался под сильным обстрелом 42-линейных и лёгких орудий противника. Нашим огнём один из неприятельских бронепоездов был подбит и принуждён замолчать. Но в то же время тяжёлый неприятельский снаряд попал в паровоз бронепоезда «Офицер», пробил броню и разорвался в котле. Вырвавшимся паром были тяжко обожжены машинист Никитин и его помощник Ефременко, которые потом оба умерли от ожогов, а также офицер связи прапорщик Бедрик. Не имея возможности двигаться, бронепоезд «Офицер» продолжал всё-таки вести огонь. Тогда вспомогательный поезд под командой хорунжего Щёкина подошёл к бронепоезду под жестоким обстрелом противника, взял боевой состав бронепоезда на фаркоп и вывез его в тыл. Неприятельский снаряд попал в вагон вспомогательного поезда, причем разрывом были убиты два солдата и несколько солдат ранены. По возвращении из этого боя была получена телеграмма командующего Добровольческой армией с благодарностью за доблестную работу бронепоезда. В центре Добровольческой армии было предпринято в первой половине июля 1919 г. наступление к Полтаве как первый этап для осуществления плана Главнокомандующего: выйти на рубеж реки Днепр. Наступление велось вдоль двух железнодорожных линий: Харьков — Полтава и Лозовая — Полтава. В наступлении со стороны Харькова приняли участие лёгкие бронепоезда «Слава Офицеру», «Орёл», «Генерал Дроздовский» и тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». Состоявший под командой капитана Харьковцева бронепоезд «Слава Офицеру» отправился на фронт, на Полтавское направление, 3 июля. В ночь с 6 на 7 июля началась подготовка к внезапному нападению на занятую красными станцию Коломак, примерно в 80 верстах к западу от Харькова. С наступлением темноты приступили к починке взорванного пути по направлению к неприятелю. По мере починки пути бронепоезд «Слава Офицеру» медленно продвигался к расположению красных. Командир бронепоезда капитан Харьковцев шёл пешком впереди в сопровождении одного [137] офицера и разведчиков, которые осматривали кусты. В полной тишине прошли первую будку, где никого не было. Не доходя до второй будки, пришлось залечь, так как сзади стали слышны гулкие удары молота, а со стороны близкой деревни лаяли собаки. Командир бронепоезда приказал затем окружить будку, выставил охранение и вошёл в будку сам. Путевой сторож дал нужные сведения о состоянии железнодорожного пути до станции Коломак. Во время разговора выяснилось, что в той местности не хватает хлеба.

На рассвете 7 июля бронепоезд «Слава Офицеру» прошёл вторую будку и в полной тишине продолжал двигаться вперёд. Когда стало совсем светло, бронепоезд миновал слободку с мельницей и подошёл к полю ржи. Внезапно из этой ржи была открыта по бронепоезду ружейная стрельба залпами. Бронепоезд отвечал пулемётным огнем, но во ржи противника не было видно. Тогда поручик Белавенец вышел из бронепоезда с пулемётным взводом. Пулемёты были быстро установлены около полотна на сваленном вагоне и на деревянных щитах. После этого наш пулемётный огонь стал более действенным и красные поспешно отошли. Пулемётный взвод вернулся на бронепоезд «Слава Офицеру», который снова медленно двинулся вперёд. Вскоре был замечен идущий навстречу неприятельский бронепоезд «Товарищ Егоров». Бронепоезд «Слава Офицеру» открыл частый огонь из своих трёх орудий по советскому бронепоезду и появившейся пехоте и артиллерии противника. Красные стали отходить к станции Коломак, и несколько эшелонов ушло с неё в сторону следующей станции Искровка. На расстоянии около 100 сажен от станции Коломак бронепоезд «Слава Офицеру» должен был остановиться из-за взорванного пути. Тогда командир бронепоезда капитан Харьковцев вышел из боевого состава с пулемётным взводом, атаковал станцию и занял её. Пулемёты с бронепоезда были установлены на платформе и расстреливали отходящую конницу и артиллерию красных. Однако действия наших войск в этот день не были достаточно согласованы. Бронепоезд «Слава [138] Офицеру» атаковал станцию Коломак самостоятельно, между тем как начало наступления остальных наших воиск было назначено на 7 часов утра. Бронепоезд «Слава Офицеру» не мог долго держаться один у станции Коломак до подхода нашей пехоты и тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита». Красные оправились от неожиданности и перешли в наступление на станцию Коломак при поддержке своего бронепоезда. На бронепоезде «Слава Офицеру» заклинилось головное орудие, так что он не мог отвечать на обстрел. Наш пулемётный взвод, занимавший станцию, оказался в тяжёлом положении. Неприятельские снаряды стали попадать в здание станции, осыпая наших пулемётчиков обломками досок и кирпичей. Один из пулемётов был разбит. Один пулемётчик был убит, а другой ранен. Командир бронепоезда капитан Харьковцев приказал отходить. Под жестоким пулемётным и ружейным огнём чины бронепоезда подобрали раненого и отошли к своему боевому составу. После этого бронепоезд «Слава Офицеру» стал медленно двигаться назад. Когда он прошёл около 200 сажен, то оказалось, что позади бронепоезда неприятельским снарядом повреждён путь. Красные заметили трудное положение бронепоезда и продолжали наступление. Несколько человек из состава команды были высланы навстречу красным, чтобы подорвать путь и не дать неприятельскому бронепоезду подойти вплотную. Тем временем производилась спешная починка повреждённого пути позади бронепоезда для его дальнейшего отхода. Был снова высажен пулемётный взвод для охраны работающих. Под сильным обстрелом батареи и бронепоезда красных железнодорожный путь был наконец исправлен, и бронепоезд «Слава Офицеру» благополучно вернулся на соседнюю с востока станцию Водяная.

Позднее начали наступление на станцию Коломак части Самурского полка. Бронепоезд «Слава Офицеру» отделил от боевой части две бронеплощадки с заклинившимися орудиями и снова вышел в бой в составе одной орудийной и одной пулемётной бронеплощадки. Наша пехота была встречена неприятельским бронепоездом. Под его [139] огнём наши цепи залегли во ржи и не поднимались. Тогда бронепоезд «Слава Офицеру» двинулся быстрым ходом на советский бронепоезд «Товарищ Егоров». Первыми же орудийными выстрелами бронепоезд противника был подбит и столкнулся со своим вспомогательным поездом. Часть команды бронепоезда «Слава Офицеру» выскочила из своих боевых площадок и атаковала неприятельский боевой состав. После короткой схватки красные обратились в бегство. Командовавший советским бронепоездом был убит наповал выстрелом из револьвера. (По сведениям, полученным позднее, это был не командир неприятельского бронепоезда, а его помощник, выехавший в тот день на боевой части.) Бронепоезд «Слава Офицеру» подошёл к боевому составу красного бронепоезда «Товарищ Егоров» и при громком «ура» команды взял его на фаркоп. Красные предприняли несколько контратак, но всякий раз отбрасывались огнём наших пулемётов и тех пулемётов, которые были только что захвачены в бою. Потери неприятеля в этом бою были велики; много трупов лежало на окрестных полях. На следующий день 8 июля бронепоезд «Слава Офицеру» со взятым в плен советским боевым составом возвратился в Харьков.

11 июля в Харьков прибыл лёгкий бронепоезд «Орёл» и получил приказание отправиться на линию Харьков — Полтава в распоряжение командира Самурского полка полковника Звягина. 12 июля бронепоезд поддерживал наступление батальона Самурского полка на станцию Искровка, примерно в пяти верстах к западу от станции Коломак. Во время боя с артиллерией красных оба орудия бронепоезда испортились. 13 июля на фронт была спешно вызвана пулемётная площадка бронепоезда «Орёл», так как красные повели наступление на станцию Искровка под прикрытием сильного артиллерийского огня. Пулемётная площадка бронепоезда «Орёл» была поддержана в этот день огнём тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита», который был отправлен затем на линию Харьков — Ворожба. После боя противник был принуждён отойти в исходное положение. На следующий день 14 июля на [140] бронепоезде «Орёл» было исправлено первое орудие и заменено второе орудие. Наши бронепоезда вышли на фронт к станции Искровка в следующем порядке: лёгкие бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Орёл» и вновь прибывший на это направление тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский». Противник открыл сильный артиллерийский огонь по нашим бронепоездам, которые, согласно приказанию, не отвечали на него в течение трёх часов. Затем с помощью наблюдателя бронепоезда «Князь Пожарский» были обнаружены батарея и бронепоезд красных. Тогда артиллерийским огнём наших бронепоездов противник был принуждён замолчать. Наши бронепоезда постепенно продвинулись на 7 вёрст к западу от станции Искровка и подошли к следующей станции Скороходово, но с наступлением темноты отошли обратно.

На направлении Лозовая — Полтава действовали первоначально лёгкие бронепоезда: «Дмитрий Донской», «Витязь» и «Генерал Шкуро», и недолго — тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский». Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл на это направление, на станцию Константиноград, 24 июня. Боевая часть его состояла тогда из двух высоких четырехосных бронеплощадок. На каждой было установлено по одному 75-миллиметровому морскому орудию, защищённому полубашней. Особой пулемётной бронеплощадки не было, а имевшиеся 12 пулемётов разных систем помещались в амбразурах орудийных площадок. В ближайшие дни на фронте было спокойно. Бронепоезд «Дмитрий Донской» получил задачу оборонять станцию Константиноград от советского бронепоезда, находившегося на станции Карловка, примерно в 30 верстах западнее. Для этого бронепоезд «Дмитрий Донской» выходил на целый день к разъезду Кумы и станции Ланная, примерно в 15 верстах от Константинограда в сторону противника. На этот же участок выезжал и бронепоезд «Генерал Шкуро», боевая часть которого состояла из одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудиями. У бронепоезда «Дмитрий Донской» было преимущество над неприятелем в смысле дальнобойности орудий. Но запас 75-миллиметровых [141] снарядов был очень ограничен, и скорого пополнения его не ожидалось. Поэтому было приказано соблюдать при стрельбе строгую экономию снарядов. Стрельба велась при помощи цейссовской трубы. 1 июля командир бронепоезда «Дмитрий Донской» капитан 2-го ранга Бушен отбыл в каспийскую флотилию вместе со всеми служившими на бронепоезде морскими офицерами. Во временное командование бронепоездом вступил капитан Лихачёв.

В ночь на 4 июля конный отряд красных прорвался южнее Константинограда в наш тыл и взорвал железнодорожный мост у станции Кегичевка, примерно в 25 верстах к востоку от Константинограда, в направлении на Лозовую. Таким образом было нарушено железнодорожное сообщение наших войск, занимавших Константиноград, и находившихся при них бронепоездов с тылом. Днём 4 июля красные перешли в наступление на Константиноград большими силами. Наши бронепоезда прикрывали отход наших кавалерийских и гвардейских пехотных частей, находясь под огнём неприятельских бронепоездов и батарей. Бронепоезд красных, вооружённый 3-дюймовыми орудиями, не мог продвинуться за станцию Ланная из-за огня бронепоезда «Дмитрий Донской» и стрелял со своей предельной дальности. Маневрируя близ разъезда Кумы, бронепоезд «Дмитрий Донской» получил два попадания: в бронеплощадку и в контрольную платформу. При этом было контужено двое чинов команды. Затем бронепоезду было приказано взять две сотни чеченцев и с ними отправиться в тыл, к взорванному мосту. На фронте у Константинограда оставался бронепоезд «Генерал Шкуро». Около 16 часов бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл к мосту у станции Кегичевка для охраны работ по его починке. По другую сторону моста, ближе к станции Лозовая, находился в это время бронепоезд «Витязь», которым командовал полковник Александров. Боевая часть его состояла из трёх низких бронеплощадок, вооружённых двумя 75-миллиметровыми орудиями и одним 3-дюймовым орудием. В ночь на 5 июля Константиноград был оставлен нашими войсками. [142] 6 июля была закончена починка взорванного железнодорожного моста у станции Кегичевка. Это позволило нашим бронепоездам выдвинуться для поддержки наших отступавших гвардейских частей к станции Балки, примерно в 10 верстах к востоку от Константинограда. Впереди находился бронепоезд «Дмитрий Донской», за ним — лёгкий бронепоезд «Витязь» и тяжёлый бронепоезд «Князь Пожарский». Со стороны красных действовали также два лёгких бронепоезда и один тяжёлый. Советские бронепоезда вели частый огонь, не жалея снарядов. Всё же они не смогли подойти к станции Балки на близкое расстояние, так как наши бронепоезда при ограниченном количестве снарядов успели, однако, пристрелять прямую линию железной дороги при подходе к станции Балки. 8 июля наши гвардейские части и подошедшие пластуны генерала Геймана перешли в наступление на Константиноград. Поддерживавший это наступление бронепоезд «Генерал Шкуро» получил два попадания 42-линейных снарядов в бронепаровоз и бронеплощадку. В течение дальнейшего боя нашими бронепоездами «Дмитрий Донской» и «Витязь» был подбит лёгкий бронепоезд красных, стоявший у сахарных складов. Около 16 часов станция Константиноград была нами занята. Другие неприятельские бронепоезда отошли, отстреливаясь, на станцию Карловка. Наши бронепоезда заняли к вечеру разъезд Кумы. 9 июля наша попытка овладеть станцией Ланная не имела успеха. Открытое полотно железной дороги обстреливалось большим числом неприятельских орудий, и для наших бронепоездов не было никаких укрытий. В ближайшие после этого дни преследование отходивших красных было очень затруднено необходимостью чинить взорванные ими железнодорожные пути.

День взятия войсками Добровольческой армии города Полтавы указывается в разных источниках неодинаково: от 12 до 6 июля. Последнее число представляется более вероятным. В этот день со стороны Харькова приближались к Полтаве лёгкие бронепоезда «Орёл» и «Генерал Дроздовский» и одна площадка тяжёлого бронепоезда «Князь [143] Пожарский» под командой поручика Машорина. Со стороны Лозовой подходили к Полтаве лёгкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Витязь». В трёх верстах от Полтавы бронепоезд «Орёл» вступил в бой с отходившими красными. Связь между отдельными нашими частями не была налажена. Поэтому, подходя к стрелкам станции Полтава, бронепоезд «Орёл» принял двигавшийся по другой линии бронепоезд «Дмитрий Донской» за неприятеля и открыл по нему огонь. Несколько орудийных выстрелов, по счастью, не причинили вреда. Бронепоезд «Дмитрий Донской» несколько отошёл, и с него были высланы чины команды сш национальным флагом, чтобы прекратить недоразумение. Наши бронепоезда лишь вечером смогли войти на станцию Полтава, где было захвачено много поездных составов. После взятия Полтавы бронепоезд «Орёл» был отправлен на линию Харьков — Ворожба. Бронепоезд «Витязь» наступал по линии Полтава — Кременчуг. Бронепоезд «Дмитрий Донской» продвинулся по линии на Киев до станции Решетиловка, примерно в 30 верстах от Полтавы. Там наступление наших частей было задержано бронепоездом красных. Бронепоезд «Дмитрий Донской» вступил с ним в бой, заставил отойти, и станция Решетиловка была нами занята. В этом бою были израсходованы последние 75-миллиметровые снаряды бронепоезда «Дмитрий Донской». На следующий день бронепоезд получил приказание отправиться для ремонта на станцию Юзово.

Войска конного корпуса генерала Шкуро были немногочисленны по сравнению с занятой ими обширной территорией. Однако постепенное продвижение их на западном берегу Днепра продолжалось. Сформированный в Екатеринославе бронепоезд номер 2-й нёс разведывательную службу в районе станции Сухачёвка, в 15 верстах к западу от Екатеринослава. 2 июля его боевая часть была усилена получением одной бронеплощадки. Часть её была занята бронированной кабинкой с четырьмя пулемётными гнёздами. Впереди кабинки было установлено на тумбе вращающееся 3-дюймовое орудие, защищённое полубашней. [144] Кроме того, был получен бронепаровоз. 6 июля бронепоезд № 2 и бронепоезд № 1, от которого ведёт своё начало лёгкий бронепоезд «Генерал Шифнер-Маркевич», вступили в бой с красными у станции Сухачёвка и преследовали противника на расстояние свыше 10 вёрст, до станции Запорожье. На этой станции были захвачены 2 платформы, блиндированные шпалами, пять 3-дюймовых орудий, много снарядов и патронов, десять походных кухонь и агитационный поезд. На следующий день, 7 июля, наши бронепоезда отошли по приказанию начальника боевого участка обратно на станцию Сухачёвка. 12 июля бронепоезд № 2 участвовал в бою совместно с 3-м Кубанским пластунским батальоном и частями 5-й пехотной дивизии. Красные были отброшены, и преследование их продолжалось до узловой станции Верховцево, в 70 верстах от Екатеринослава. Были замечены попадания в два неприятельских бронепоезда. На бронепоезде № 2 были ранены его командир полковник Бурков и один офицер. В командование бронепоездом вступил поручик Назаров. 13 июля бронепоезд № 2 был переименован в лёгкий бронепоезд «Генерал Гейман».


 

2010—2013 Design by AVA