Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава тринадцатая

Во второй половине июля 1919 г. Вооружённые силы Юга России занимали широкий фронт примерно в 1200 вёрст. В это время произошли перемены в советском высшем командовании. С ними совпала разработка нового плана большого наступления красных против Вооружённых сил Юга России. Главнокомандующим всеми советскими войсками вместо Вацетиса был назначен Каменев. Командующим Южным фронтом стал Егорьев, сменивший Гиттиса. Директива штаба советского Южного фронта задавалась целью нанести поражение войскам генерала Деникина посредством сочетания наступлений двух сильных войсковых групп. Для главного удара предназначалась группа войск под командой Шорина в составе 9-й и 10-й [145] советских армий и подкреплений, подвозившихся в район Ртищево — Аткарск — Саратов. Группа Шорина должна была отбросить войска Кавказской армии генерала Врангеля, которая к этому времени заняла город Камышин на Волге. Её передовые части продвинулись до местности в 80 верстах к югу от Саратова. В дальнейшем предполагалось вытеснить Кавказскую армию из Царицына и развивать оттуда наступление советских войск веером: на запад и юго-запад. Вспомогательный удар был поручен группе под командой Селивачёва, в составе частей 8-й и 13-й советских армий. Предполагалось довести численность войск этой группы до 37 000 человек при 250 орудиях. Войска группы Селивачёва должны были наступать с севера на юг, по направлению Старый Оскол — Валуйки — Купянск, против левого фланга Донской армии и правого фланга Добровольческой армии. С занятием красными Купянска, к востоку от Харькова, создавалась угроза прорыва между Донской и Добровольческой армиями и нового вторжения советских войск в Донецкий бассейн.

Пока красные готовились к выполнению своего плана, правый фланг Добровольческой армии ещё не мог во второй половине июля 1919 г. предупредить противника и перейти в общее наступление, указанное так называемой «Московской директивой» Главнокомандующего. На главном направлении Харьков — Белгород — Курск и на направлении Харьков — Ворожба наши войска за две недели почти не продвинулись. Лишь в промежутке между этими линиями было предпринято наступление ограниченными силами на узловую станцию Готня, примерно в 70 верстах к северо-западу от Белгорода. Нашим бронепоездам приходилось между тем вести почти ежедневные бои с советскими бронепоездами на железнодорожных линиях в районе правого фланга Добровольческой армии. Чтобы бороться с численным превосходством красных, приходилось часто перебрасывать отдельные наши бронепоезда с одной линии на другую. Таким образом, характерное качество бронепоездов — их подвижность — принесло очень большую пользу. На линии Белгород — Курск наши войска занимали [146] фронт около станции Сажное, примерно в 30 верстах к северу от Белгорода. Около 20 июля на это направление прибыли лёгкие бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Слава Офицеру» и тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». В ночь на 20 июля бронепоезд «Слава Офицеру» произвёл починку пути между станциями Сажное и Беленихино и на рассвете внезапно подошёл к станции Беленихино. Занимавшие станцию красные сначала поспешно отступили. Но затем подошел неприятельский бронепоезд и открыл весьма меткий огонь. Не имея поддержки со стороны наших войск, бронепоезд «Слава Офицеру» после перестрелки отошёл. В это время боевая часть тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» состояла из одной бронеплощадки с 42-линейным орудием на колёсном лафете, двух бронеплощадок с 6-дюймовыми морскими орудиями и одной пулемётной площадки с 6 пулемётами. Обычно бронеплощадки с 6-дюймовыми орудиями выходили в бой поочерёдно. Они часто нуждались в мелком ремонте. Перед открытием огня бронепоезд «Иоанн Калита» расцеплялся на три части: две орудийные бронеплощадки и бронепаровоз с пулемётной площадкой. Расстояние между частями бронепоезда было около 10 сажен. Стрельба велась обычно на дистанции от 5 до 8 вёрст. При этом стремились незаметно остановить боевой состав в так называемой «посадке», то есть под прикрытием деревьев и кустов, посаженных вдоль железнодорожного полотна. Таковых было довольно много на линии Белгород — Курск. Для успеха маскировки требовалось, чтобы паровоз не дымил заметно. Управление огнём велось с наблюдательного пункта, который мог быть на расстоянии до двух вёрст от бронепоезда и соединялся с ним телефонной линией. При командире на наблюдательном пункте должны были находиться: офицер-наблюдатель, телефонисты и еще человека три из команды для охраны. Скорость стрельбы могла доходить для 42-линейного орудия — до трёх выстрелов в минуту, а для 6-дюймовых орудий она не превышала одного выстрела в шесть минут. Запас снарядов на бронепоезде «Иоанн Калита» был в течение июля 1919 г. достаточный. 23 июля лёгкий бронепоезд [147] «Слава Офицеру» вышел на позицию и попал под сильный обстрел красных. Взрывом неприятельского снаряда был убит на бронепоезде подпоручик Голицынский и несколько человек ранено. 26 июля прибыл на Курское направление бронепоезд «Офицер», участвовавший перед тем во взятии узловой станции Готня. В составе одной бронеплощадки он занимал позицию у станции Сажное, а 29 июля в составе трёх бронеплощадок вышел на разведку в сторону следующей к северу станции Беленихино. Не доезжая двух вёрст до этой станции, бронепоезд был обстрелян тяжёлым бронепоездом красных и отошел обратно на станцию Сажное без потерь. 31 июля бронепоезд «Офицер» получил приказание занять к полудню следующего дня станцию Прохоровка, примерно в 25 верстах к северу от станции Сажное, и удерживать её до подхода нашей пехоты. Ему должен был оказать поддержку тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». В 22 часа бронепоезд «Офицер» вышел в направлении станции Беленихино и приступил, пользуясь темнотой, к починке железнодорожного пути.

Схема железнодорожной сети

Упрощённое схематическое изображение железнодорожной сети района
действий бронепоездов Добровольческой армии летом 1919 г.

На рассвете 1 августа бронепоезд «Офицер» незаметно подошёл на расстояние 2 вёрст к двум бронепоездам красных, которые стоялиi севернее станции Беленихино, и открыл по ним огонь из своих трёх орудий. Неприятельские бронепоезда стали поспешно отходить, не стреляя. Бронепоезд «Офицер» преследовал их, развивая полный ход. Позднее было установлено, что один из этих двух советских бронепоездов был бронепоезд «Черноморец». Он считался сильнейшим неприятельским бронепоездом на этом участке фронта, был вооружён дальнобойными морскими орудиями и часто вступал в бой с нашими бронепоездами. Его уклонение от боя 1 августа объяснялось, по-видимому, тем, что он был захвачен врасплох, когда на нём был почти израсходован запас снарядов. Сохранился текст обращения по телеграфу командира этого советского бронепоезда к его начальству. Командир требовал в самых грубых выражениях скорейшей доставки снарядов. Уходившие бронепоезда красных миновали станцию Прохоровка, [149] не останавливаясь. Преследуя неприятеля, бронепоезд «Офицер» ворвался на станцию, где находились поездные составы с пехотой красных. Они были расстреляны в упор пулемётным огнём с бронепоезда. Многие красноармейцы не успели даже одеться и спасались бегством в одном белье. На станции Прохоровка были захвачены пленные, жилые составы, поезд-баня, аптека, полковая канцелярия, цейхгауз и составы с боевыми припасами. Немедленно были произведены маневры, и часть вагонов с военными грузами была прицеплена к вспомогательному поезду. Между тем бронепоезда красных остановились на закрытой позиции и начали обстреливать станцию Прохоровка из 105-миллиметровых орудий. С окраины селения и из-за кустов советская пехота открыла по бронепоезду «Офицер» ружейный и пулемётный огонь, а затем повела наступление в сторону входных стрелок станции. Подошедший тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» не мог сразу оказать поддержку, так как не успел найти удобный наблюдательный пункт и имел лишь ограниченный угол обстрела. Ввиду этого бронепоезд «Офицер» был вынужден временно отойти со станции Прохоровка к её входному семафору. Через час подошла наша пехота. Бронепоезд «Иоанн Калита» открыл огонь по бронепоездам красных. Наше наступление возобновилось. Преследуя снова отходящие неприятельские бронепоезда, бронепоезд «Офицер» одновременно обстреливал с бортов цепи пехоты красных и дошёл до следующей станции Ельниково. Здесь бронепоезд был встречен огнём взвода 42-линейных орудий. Но он продолжал продвигаться дальше, зашёл во фланг стрелявших орудий и заставил их замолчать. При дальнейшем продвижении бронепоезд «Офицер» подошёл к узловой станции Ржава (до войны 1914 г. она носила название Клейнмихелево и находилась примерно в 25 верстах к северу от станции Прохоровка). Бронепоезд застиг врасплох и обстрелял ещё неразвернувшуюся пехоту красных. Красноармейцы залегли и не решались даже стрелять. Фронт противника был таким образом прорван. Бронепоезд «Офицер» ворвался на станцию Ржава в сопровождении [150] своего вспомогательного поезда и тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита». У бугров, занятых пехотой красных, было оставлено охранение из состава команды бронепоезда «Иоанн Калита». В это время происходила эвакуация станции. Часть поездных составов красных отошла на запад по железнодорожной ветке на Обоянь. Нами были захвачены вагоны со снарядами, патронами и винтовками, канцелярии двух советских полков и часть эшелона артиллерийского снабжения, уходившего под нашим огнём по главной линии на Курск. Оборудование станции Ржава было немедленно снято, произведены маневры, и ещё несколько вагонов с военным грузом прицеплено к вспомогательному поезду. Между тем красные при поддержке двух батарей повели в месте прорыва фронта наступление на оставленное нами охранение с пулемётным взводом. Пребывание наших бронепоездов на станции Ржава в большом удалении от остальных наших войск становилось опасным. Под сильным огнём противника колонна наших поездов прорвалась обратно к станции Ельниково. На подъеме вспомогательный поезд, шедший вторым, получил два попадания снарядами и был разорван на две части. Вагоны, бывшие в хвосте, покатились на шедший сзади бронепоезд «Иоанн Калита». Однако крушение было предотвращено, и покатившиеся под уклон вагоны были снова сцеплены с составом вспомогательного поезда. С наступлением темноты бронепоезда пришли на станцию Прохоровка, вывезли захваченные там поездные составы и отошли дальше, в Белгород. За день 1 августа бронепоезд «Офицер» прошёл с боем до 45 вёрст и захватил три станции с находившимися на них воинскими составами. Однако прорыв фронта красных и смелое проникновение наших бронепоездов глубоко в расположение противника не были использованы.

За несколько дней перед этим бронепоезд «Офицер» принял участие в наступлении наших войск вдоль соседней линии Белгород — Готня, которое началось 23 июля. На следующий день, 24 июля, бронепоезд «Офицер», двигавшийся в голове колонны наших бронепоездов, подошёл [151] к станции Готня, где был встречен сильным огнём бронепоездов красных. Несмотря на это бронепоезду «Офицер» удалось починить поврежденный путь и двинуться дальше в атаку на неприятеля. Нашим снарядом было подбито головное орудие советского бронепоезда «Воля». Ведя бой с пехотой красных, бронепоезд «Офицер» вошёл на станцию Готня. В это время к станции подходил по линии Северо-Донецкой железной дороги со стороны Харькова наш недавно сформированный лёгкий бронепоезд «Дроздовец», командиром которого был капитан Рипке. По ошибке он открыл огонь по бронепоезду «Офицер». Снаряды его, к счастью, не причинили вреда, и недоразумение вскоре выяснилось. К вечеру бронепоезд «Офицер» преследовал отходящих красных в западном направлении на расстояние около семи вёрст, вплоть до станции Свекловичная, где был разобран путь. Отступающие части красных, обстрелянные из пулемётов, рассеялись. 26 июля на станцию Готня прибыл с Курского направления бронепоезд «Слава Офицеру» и на следующий день продвинулся до станции Юсупово, в 15 верстах к северу от станции Готня. Оказалось, что советские войска уже покинули станцию Юсупово, и на ней оставались лишь несколько женщин. Однако 29 июля, когда наступление наших войск прекратилось, красные перестали отходить и сами перешли в наступление на станцию Юсупово. Они были отброшены огнём бронепоезда «Слава Офицеру» и подошедшего бронепоезда «Иоанн Калита».

После участия во взятии Полтавы лёгкий бронепоезд «Орёл» получил приказание идти на станцию Богодухов, на линии Харьков — Ворожба, в 75 верстах от Харькова, где и поступил в распоряжение командира Дроздовского полка. 17 и 18 июля бронепоезд выезжал к разъезду Спицын, примерно в 20 верстах к северо-западу от Богодухова. Там бронепоезд нёс службу охранения на участке 4-го батальона Дроздовского полка и вёл орудийную перестрелку с бронепоездами противника. 19 июля бронепоезду «Орёл» было приказано произвести разведку расположения артиллерии красных в направлении на станцию [152] Кириковка. В 6 часов вечера бронепоезд в составе небронированного паровоза, двух орудийных площадок и одной пулемётной площадки вышел с разъезда Спицын и миновал 2-ю будку, где находилось сторожевое охранение от 14-й роты Дроздовского полка. Продвинувшись ещё на одну версту в сторону противника, бронепоезд «Орёл» оказался на открытом месте и попал под обстрел двухорудийной 42-линейной батареи красных и советского бронепоезда. Этот бронепоезд вёл огонь по бронепоезду «Орёл», а 42-линейная батарея сосредоточила между тем свой огонь по 2-й будке и метко пристрелялась к железнодорожному полотну. Так как расположение артиллерии противника было обнаружено и задача таким образом выполнена, то бронепоезд «Орёл» начал отходить, отстреливаясь. Красные открыли частый заградительный огонь по железнодорожному полотну близ 2-й будки. Вскоре 42-линейный снаряд пробил крышу площадки 1-го орудия бронепоезда «Орёл» и разорвался внутри, вблизи от начальника орудия поручика Дахнова. Внутренняя деревянная обшивка площадки загорелась. Начали рваться патроны в пулемётных лентах. Опалённые чины команды орудия стали спрыгивать с площадки, срывая с себя горящую одежду. На горящей боевой площадке остались только смертельно раненный, с оторванными ногами, поручик Дахнов и подпоручик Дарий. Последний успел сообщить по телефону на паровоз о необходимости остановить бронепоезд и отцепить площадку, так как взрыв находившихся на ней снарядов угрожал всей боевой части. После остановки бронепоезда и в условиях крайней опасности, ибо взрыв бронеплощадки мог произойти каждую секунду, к ней подбежали поручик Безъязычный и вольноопределяющийся Кечеджи. Тогда подпоручик Дарий вынес с площадки тяжело раненного поручика Дахнова, передал его подбежавшим и спрыгнул на полотно. Одновременно с этим командир вспомогательного поезда № 6 подпоручик Марошкин быстро отцепил от состава горящую боевую площадку. Бронепоезд немедленно двинулся назад, и почти тотчас же произошёл взрыв площадки 1-го орудия. [153] Взорвались 119 снарядов 75-миллиметрового калибра. Несмотря на жестокий обстрел бронепоезд остановился, и раненый поручик Дахнов и обожжённые солдаты были помещены в пулемётную площадку. После этого бронепоезд отошёл в Богодухов. По прибытии туда вечером поручик Дахнов был отправлен в Харьков, где на следующий день умер от ран. Через несколько дней была получена благодарность за самоотверженную службу от командира 1-го корпуса генерала Кутепова.

23 июля лёгкий бронепоезд «Орёл» находился на позиции у разъезда Спицын, куда прибыл из Харькова и тяжёлый бронепоезд «Грозный». Эти бронепоезда вместе с лёгким бронепоездом «Слава Офицеру» вошли в состав 4-го бронепоездного дивизиона. От разъезда Спицын наши бронепоезда двинулись вперёд, поддерживая наступление Дроздовского полка. Части его были направлены в обход на запад, в сторону Ахтырки. Бронепоезда были вынуждены остановиться, не доходя до станции Кириковка, для починки железнодорожного пути. Починка продолжалась до наступления темноты, и бронепоезда смогли подойти к станции Кириковка лишь во второй половине дня 24 июля. Бронепоезд «Грозный» был обстрелян лёгкой батареей противника, но попаданий не было. Бронепоезд «Орёл» вошёл на станцию Кириковка и своим огнём отогнал красную пехоту с батареей, которая находилась к востоку от станции. Бронепоезд «Грозный» стал на позицию и огнём своих тяжёлых орудий заставил отойти советский бронепоезд, приближавшийся к железнодорожному мосту через реку Ворскла. Вечером части Дроздовского полка отбросили красных за реку. 25 июля бронепоезд «Орёл» вследствие неисправности орудия отправился в Харьков. На позицию у станции Кириковка вышел один тяжёлый бронепоезд «Грозный». Ему была дана задача произвести разведку пути и моста через Ворсклу. По типу своих боевых площадок тяжёлый бронепоезд не был приспособлен к выполнению таких задач. Однако бронепоезд «Грозный» двинулся на рассвете в сторону моста. Головное тяжёлое орудие было заряжено «на картечь», и на контрольной [154] площадке были установлены два пулемёта. Оказалось, что красные ночью подорвали мост через Ворсклу и отошли. К вечеру части Дроздовского полка при поддержке бронеавтомобилей перешли в наступление восточнее Кириковки. В это время с бронепоезда «Грозный» был замечен небольшой отряд красных, возвращавшихся к мосту. Пулемётным огнём с бронепоезда красные были отогнаны.

Части 1-й Кавказской дивизии сосредоточились около 15 июля к узловой станции Верховцево, в 70 верстах к западу от Екатеринослава, и оттуда начали наступление дальше на запад, на Пятихатки. В наступлении приняли участие лёгкие бронепоезда «Генерал Шкуро» и «Генерал Шифнер-Маркевич» и тяжёлый бронепоезд «Непобедимый», прибывший из Александровска. 23 июля произошёл упорный бой между нашими и неприятельскими бронепоездами у станции Граново, на линии Верховцево — Пятихатки. Во время боя бронепоезд «Генерал Шкуро» сошёл с рельс, но продолжал отстреливаться, находясь под сильнейшим артиллерийским огнём бронепоездов противника. Сошедшая с рельс часть бронепоезда была поставлена обратно на рельсы при помощи подошедших двух паровозов. В это время бронепоезд «Непобедимый», открывший огонь с расстояния в 11 вёрст, подбил бронепоезд красных «Товарищ Раскольников». Наш снаряд попал в котёл неприятельского паровоза и вызвал его взрыв. Команда красных бежала с бронепоезда, командир его застрелился, а боевой состав был вывезен в наш тыл бронепоездом «Генерал Шифнер-Маркевич». 27 июля бронепоезда «Генерал Шифнер-Маркевич» и «Непобедимый» участвовали совместно с партизанским полком во взятии станции Користовка. Упорный бой против трёх неприятельских бронепоездов закончился взятием советского бронепоезда и вполне оборудованного вспомогательного поезда. За две недели наступления наши войска продвинулись от станции Верховцево до станции Користовка (к юго-западу от Кременчуга) на 80 вёрст, считая по прямой линии.

Лёгкий бронепоезд «Генерал Гейман», получивший позднее название «Доброволец», находился 14 июля на [155] станции Верховцево и был направлен по линии железной дороги, проходящей южнее Пятихатки по дуге через узловые станции Долгинцево и Долинская. 17 июля бронепоезд «Генерал Гейман» прибыл на станцию Долгинцево, примерно в 90 верстах от Верховцево, не обнаружив противника. Бронепоезд оставался на станции Долгинцево несколько дней, пока происходила починка моста через реку Ингулец, а 23 июля прибыл на станцию Долинская и поступил там в распоряжение генерала Склярова. Район около станции Долинская был занят так называемыми «махновцами». За 10 дней бронепоезд «Генерал Гейман» продвинулся по железной дороге на расстояние 150 вёрст!

Таким образом, в течение второй половины июля 1919 г. наибольшее продвижение войск Добровольческой армии и её бронепоездов произошло на её левом фланге, к западу от Днепра. Советские войска в этом районе по большей части уклонялись от упорной обороны. Но с точки зрения задач, указанных так называемой «Московской директивой» Главнокомандующего, это направление как раз имело наименьшее значение.


 

2010—2013 Design by AVA