Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава пятнадцатая

В середине августа 1919 г. двойное советское наступление против Вооружённых сил Юга России достигло своего полного развития. Но первоначальный успех двух групп советских войск продолжался неодинаково. Армейская группа Селивачёва была остановлена около 15 августа в районе к востоку от Харькова встречным ударом на правом фланге Добровольческой армии. Между тем советские войска Шорина, наступавшие в общем направлении с севера на Царицын, ещё продолжали в это время свой натиск и заставляли отходить наши войска Кавказской армии и правого фланга Донской армии.

Лёгкий бронепоезд «Генерал Алексеев», отправленный из Царицына для содействия войскам Донской армии, выезжал с 9 по 12 августа в район узловой станции Поворино, примерно в 350 верстах к северо-западу от Царицына, и разъезда Косарка, южнее Поворино. Он действовал в эти дни совместно с донским бронепоездом «Атаман Самсонов», которым командовал поручик Воронов. Во время одной из перестрелок с красными на бронепоезде «Генерал Алексеев» был ранен один офицер. Красные не развивали наступления на этом участке, по-видимому, дожидаясь результатов предпринятого ими решительного наступления на широком фронте со стороны реки Волги на среднюю часть железнодорожной линии Поворино — Царицын. Командир 1-го бронепоездного дивизиона Добровольческой армии полковник Скопин предвидел опасность захвата красными части этой линии и добился от командования Кавказской армии возвращения бронепоезда «Генерал Алексеев» из района южнее Поворино в Царицын. Бронепоезд прибыл в Царицын 14 августа. Донским бронепоездам не удалось отойти своевременно. [169] Значительные силы красных овладели районом станции Раковка, примерно в 170 верстах к северо-западу от Царицына, и отрезали бронепоездную группу, находившуюся в то время в районе станции Филоново, на 90 вёрст севернее. Эта группа состояла из лёгких бронепоездов «Атаман Самсонов» и «Атаман Каледин» и 4-й батареи Морской тяжёлой артиллерии с двумя тяжёлыми орудиями на железнодорожных установках. Батарея выполняла задания тяжёлого бронепоезда. 17 августа бронепоездная группа совместно с конной дивизией полковника Голубинского пыталась выбить неприятеля со станции Раковка и открыть для себя путь отхода к Царицыну. Однако тяжёлый бой сложился для наших войск неудачно, и конная дивизия отступила в сторону от железной дороги. Боевые составы бронепоездов и 4-й батареи Морской тяжёлой артиллерии были испорчены командами и оставлены. Команды отошли пешим порядком на присоединение к нашим войскам.

На Курском направлении линия фронта за это время оставалась без больших изменений. 10 августа произошел упорный бой у станции Солнцево, в 20 верстах к северу от узловой станции Ржава, между тремя нашими бронепоездами, «Слава Офицеру», «Иоанн Калита» и «Грозный», и тремя советскими бронепоездами. Наш наблюдательный пункт охранялся десантом с бронепоезда «Слава Офицеру». На следующий день, 11 августа, те же наши бронепоезда возобновили бой с рассвета. Со стороны красных снова действовали три бронепоезда, в том числе бронепоезд «Черноморец». Он обстреливал из своих дальнобойных орудий наши тяжёлые бронепоезда и лёгкий бронепоезд «Слава Офицеру», пытавшийся чинить путь впереди. Днём, вследствие угрозы окружения, наши бронепоезда были принуждены отойти к станции Ржава. 12 августа наши три бронепоезда предприняли новое наступление к станции Солнцево. Их наблюдательный пункт был выдвинут на расстояние действительного ружейного огня противника и охранялся опять десантом с бронепоезда «Слава Офицеру». После упорного артиллерийского боя с тремя [170] бронепоездами красных наши бронепоезда возвратились на станцию Ржава. Недостаточное количество наших бронепоездов не позволяло производить их весьма полезное сосредоточение в течение продолжительного времени. Поэтому вечером 12 августа тяжёлый бронепоезд «Грозный» получил приказание отправиться на другой участок, в распоряжение начальника 3-й дивизии.

Наступление советской группы Селивачёва, состоявшей из 8-й армии и двух приданных ей дивизий, привело к занятию красными Купянска, в 100 верстах к юго-востоку от Харькова, и угрожало прорывом между левым флангом Донской армии и правым флангом Добровольческой армии. За 10 дней центр группы Селивачёва продвинулся к югу на 120 вёрст. Советское высшее командование предписывало Селивачёву взять Харьков. Красные подошли также близко к городу Белгороду, в 60 верстах к северу от Харькова и в тылу правого фланга Добровольческой армии. Будучи важным узлом железнодорожных линий, Белгород имел большое значение для снабжения наших войск на фронте. Неприятелю между тем удалось занять часть линии Белгород — Купянск, и снабжение могло происходить только со стороны Харькова. Бронепоезд «Офицер», находившийся в течение 10 дней в ремонте в Харькове, получил 13 августа приказание провести в Белгород 8 вагонов со снарядами и патронами. Предполагалось, что станция Долбино на линии Харьков — Белгород, в 20 верстах к юго-западу от Белгорода, может быть уже занята красными. Бронепоезд «Офицер» привёз к станции Долбино десант в составе одной роты Дроздовского полка, но не встретил неприятеля и доставил затем по назначению в Белгород боевые припасы. Вечером того же дня 13 августа бронепоезд был вызван для участия в бою у станции Разумная на линии Белгород — Купянск, в 10 верстах к юго-востоку от Белгорода, где противник потеснил наши части. 14 августа бронепоезд «Офицер» отправился на линию Белгород — Курск к станции Гостищево, севернее Белгорода. Там также опасались неприятельского прорыва. 15 августа на рассвете бронепоезд «Офицер» продвинулся [171] дальше к северу от станции Ржава и после боя с советскими бронепоездами занял разъезд Сараевка. Однако под огнём тяжёлых орудий красных бронепоезду «Офицер» пришлось позднее оставить этот разъезд. Осколком снаряда был тяжело ранен на бронепоезде один кадет.

Для устранения угрозы прорыва красных были спешно переброшены с западного берега Днепра дивизии 3-го Конного корпуса генерала Шкуро. Им была дана задача атаковать наступающую советскую группу во фланг с запада. Между 15 и 20 августа этот маневр был выполнен с большим успехом. Лёгкий бронепоезд «Генерал Шкуро», уже действовавший совместно с войсками 3-го Конного корпуса на западном берегу Днепра и отправленный с фронта в Екатеринослав, получил приказание присоединиться к частям 3-го Конного корпуса на новом направлении. При отправке из Екатеринослава около 15 августа вооружение бронепоезда «Генерал Шкуро» состояло из одного 42-линейного орудия, трёх полевых 3-дюймовых орудий образца 1902 г. и десяти пулемётов, в том числе шести — системы Максима. Через Харьков и Белгород бронепоезд «Генерал Шкуро» прибыл на железнодорожную линию Белгород — Купянск и вышел на позицию у станции Белый Колодезь, примерно в 60 верстах к юго-востоку от Белгорода. Там бронепоезд в течение двух дней подвергался обстрелу неприятельской тяжёлой артиллерии. На бронепоезде были ранены 1 офицер и 5 казаков. На следующий после этого день бронепоезд «Генерал Шкуро» находился на станции Нежеголь, в 30 верстах от Белгорода, вместе со своим «резервом», то есть вагонами, предназначенными для жилья команды. Внезапно станция подверглась нападению прервавшейся кавалерии красных. Для более успешного обстрела конной лавы красных боевая часть бронепоезда несколько отошла. Красные окружили вагоны резерва с криками: «Выходи, белогвардейцы!» В это время бронепоезд «Генерал Шкуро» открыл огонь из орудий «на картечь» и из пулемётов. Кавалерия противника отошла в беспорядке и скрылась в лесу. Её преследовали казаки с бронепоезда и отряд Купянской [172] государственной стражи. После ликвидации неприятельского прорыва бронепоезд «Генерал Шкуро» снова вышел на станцию Белый Колодезь, откуда началось наступление наших войск на Волчанск.

Между тем лёгкий бронепоезд «Офицер» находился 17 августа на позиции к северу от узловой станции Ржава, на линии Белгород — Курск. В то время как лёгкий бронепоезд отошёл на станцию для снабжения, тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» выехал вперёд в сторону противника. В обычных условиях это не представляло особой опасности, так как железнодорожный путь был разобран на этом участке в пяти верстах к северу от станции Ржава. Боевой состав бронепоезда «Иоанн Калита» состоял в этот день из трёх бронеплощадок, на каждой из которых было по одному тяжёлому орудию 5-дюймового, 42-линейного и 6-дюймового калибров. Командовавший боевой частью старший офицер полковник Окушко отправился в сторону от железнодорожного полотна на наблюдательный пункт. Перед открытием огня боевые площадки тяжёлого бронепоезда расцеплялись и размещались на расстоянии около 10 сажен друг от друга и от бронепаровоза. Но этот маневр ещё не был выполнен, когда с наблюдательного пункта была внезапно подана команда: «К бою!» Так как боевой состав не был расцеплен, то могло стрелять только головное 5-дюймовое орудие бронепоезда «Иоанн Калита», по невидимой цели. Данные прицела изменялись с каждым выстрелом. Вскоре прицел стал соответствовать расстоянию не больше двух вёрст до противника. Оказалось, что красные незаметно починили ночью железнодорожный путь к северу от станции Ржава. Советский лёгкий бронепоезд продвинулся в темноте к нашему расположению и скрылся в посадке, то есть на участке пути, по бокам которого росли густые кусты. Так было подготовлено внезапное нападение красных на станцию Ржава. Советский лёгкий бронепоезд выехал из посадки и открыл огонь по бронепоезду «Иоанн Калита». Неприятельский снаряд попал в его бронепаровоз. Находившийся на нём офицер-механик капитан Крыжановский был тяжело ранен и через [173] несколько дней умер от ран. Был пробит водяной бак на тендере. Вода стала выливаться сильной и широкой струёй. Починить это повреждение не было возможности. При таких условиях было необходимо немедленно отходить к станции Ржава, пока бронепаровоз ещё не был лишён возможности двигаться из-за отсутствия воды. Советский бронепоезд преследовал отходящий бронепоезд «Иоанн Калита», продолжая обстреливать его частым огнём. Но неприятельские снаряды ложились справа и слева от железнодорожного полотна и больше не причинили вреда. Дойдя до станции Ржава, бронепоезд «Иоанн Калита» был отведён дальше в тыл вспомогательным поездом бронепоезда «Офицер». Между тем три неприятельских бронепоезда, из коих два вооружённые 42-линейными и 105-миллиметровыми дальнобойными орудиями, подошли ко входному семафору станции Ржава и стали её обстреливать. На станции произошёл взрыв вагонов со снарядами и были перебиты некоторые железнодорожные пути. Командовавший в этот день боевой частью бронепоезда «Офицер» капитан Лабович двинул свой бронепоезд навстречу противнику. После короткого боя два снаряда бронепоезда «Офицер» попали в головной бронепоезд красных: в его переднее орудие и в командирскую вышку. Преследуемый бронепоездом «Офицер», противник поспешно отошёл на разъезд Сараевка, под прикрытие огня своих тяжёлых батарей. Позднее были получены сведения, что подбитый неприятельский бронепоезд носил название «3-й Интернационал». На нём были тяжело ранены 7 человек команды и уничтожен дальномер, единственный бывший в то время в распоряжении советских бронепоездов на Курском направлении. Отошедшие от станции Ржава бронепоезда противника, к которым присоединился ещё один бронепоезд с тяжёлыми морскими орудиями, несколько раз переходили в этот день в наступление у разъезда Сараевка. Однако сосредоточенный огонь наших бронепоездов всякий раз оттеснял их. Пехота красных, пытавшаяся атаковать, была также остановлена огнём бронепоезда «Офицер». [174]

Тяжёлый бронепоезд «Грозный» прибыл в середине августа на линию Готня — Льгов. На рассвете 16 августа бронепоезд в составе бронеплощадок с одним 42-линейным орудием и одним 6-дюймовым орудием вышел на позицию за станцией Суджа, в 60 верстах к северо-западу от Готни, на участок Белозёрского полка. Бронепоезд «Грозный» стал в выемке близ железнодорожного моста через реку Суджа. Впереди него стоял лёгкий бронепоезд «Дроздовец». Командир бронепоезда «Грозный» отправился пешком с разведчиками, чтобы найти подходящий наблюдательный пункт для стрельбы по следующей станции Локинская. Пройдя далеко за бронепоезд «Дроздовец», они заметили цепь примерно из 20 человек, шедших к полотну железной дороги. Полагая, что здесь должны быть наши части, командир бронепоезда «Грозный» пошёл к ним навстречу и крикнул: «Какого полка?» Ответа сразу не последовало, но были слышны слова: «Кажи: охвицерского». Стало ясно, что это были красные. Командир и разведчики повернули и поспешили к бронепоезду «Дроздовец», преследуемые частым ружейным огнем. Когда они миновали бронепоезд «Дроздовец», с последнего был открыт по красным пулемётный огонь, и они быстро отошли. Затем был выбран наблюдательный пункт, и бронепоезд «Грозный» обстреливал станцию Локинская. 17 августа бронепоезд «Грозный» вышел на ту же позицию у железнодорожного моста через реку Суджа. Красные перешли в наступление, но вне досягаемости огня бронепоезда. На правом фланге они наступали против офицерских частей Кавказского стрелкового полка, а на левом фланге против частей Архангелогородского драгунского полка. Около 16 часов, вследствие отхода на нашем правом фланге, было приказано отходить и Белозёрскому пехотному полку в центре. Бронепоезд «Грозный» отошёл вместе с его частями к станции Суджа. Уходившие с наблюдательного пункта чины бронепоезда попали под обстрел лёгкой батареи красных, однако потерь не было. При дальнейшем отходе от станции Суджа бронепоезд «Грозный» был обстрелян неприятельской гаубичной батареей, но сам не успел открыть [175] огонь. Было получено известие, что последние наши части переходят через железную дорогу у деревни Улановка, в четырёх верстах в тылу бронепоезда. Тогда бронепоезд «Грозный» отошёл к железнодорожному мосту у деревни Улановка и оставил для охраны этого моста десант с пулемётами. Затем бронепоезд снова двинулся навстречу противнику. Вскоре были замечены наступавшие цепи красных. При виде бронепоезда цепи залегли в овраг. С расстояния меньше двух вёрст бронепоезд «Грозный» не мог бы по ним успешно стрелять из своих тяжёлых орудий. Однако бронепоезд задержал красных на месте часа два, так как они не решались выйти из оврага на виду у даже не стрелявшего по ним бронепоезда. С наступлением темноты бронепоезд «Грозный» отошёл на станцию Псёл, в 20 верстах на юго-восток от станции Суджа.

Наступление наших войск после взятия Полтавы продолжалось около месяца в направлении на северо-запад и на запад, в сторону Бахмача и Киева. За это время наши войска продвинулись на расстояние примерно от 200 до 300 вёрст. Содействовавшие этому наступлению бронепоезда должны были пройти кружными путями гораздо более значительное расстояние. Лёгкий бронепоезд «Витязь», командиром которого был назначен полковник Гурский, находился в районе узловой станции Ромодан и поступил в распоряжение генерала Бредова. От него было получено приказание установить связь с войсками 5-го конного корпуса генерала Юзефовича, которые продвинулись к узловой станции Бахмач. Однако пройти по прямой линии Ромодан — Бахмач, длиной около 160 вёрст, было невозможно из-за взорванного моста. Зато оказалось, что при быстром наступлении наших войск по правому берегу Днепра остались в целости большие железнодорожные мосты через Днепр у станций Кременчуг и Черкассы. Поэтому бронепоезд «Витязь» двинулся около 10 августа по маршруту Ромодан — Кременчуг — Знаменка — Бобринская — Черкассы — Гребёнка — Ичня — Бахмач. Район узловых станций Знаменка и Бобринская, на правом берегу Днепра, был очищен нашими войсками от красных [176] лишь на несколько дней раньше. Наши немногочисленные войска продолжали там упорно преследовать отступавшего неприятеля и не могли оставлять за собой какие-либо гарнизоны. Бронепоезд «Витязь» благополучно прошёл ночью через многие никем не занятые станции и наутро прибыл к станции Ичня, примерно в 40 верстах от Бахмача. Там бронепоезд был сначала обстрелян стоявшим в охранении взводом нашей конницы, который не предполагал возможности столь быстрого прибытия нашего бронепоезда в район этой станции. Недоразумение вскоре выяснилось, и бронепоезд «Витязь» прошёл дальше до станци Бахмач, в распоряжение генерала Юзефовича. Вместо 160 вёрст по прямому пути для этого было пройдено примерно 550 вёрст кружным путем.

Вскоре после этого бронепоезд «Витязь» был отправлен по линии Бахмач — Киев и подошёл к узловой станции Круты, в 40 верстах к западу от Бахмача. Артиллерия красных открыла огонь, но ответными выстрелами бронепоезда вскоре принуждена была замолчать, между тем как советские эшелоны спешно отходили в сторону Чернигова. Войдя на станцию Круты, бронепоезд «Витязь» обстреливал из пулемётов отступавшую пехоту красных. Сошедшими с боевых площадок чинами бронепоезда было взято несколько пленных и в числе их тяжело раненный начальник советской дивизии, который вскоре умер. Оказалось, что продолжает действовать телефонная связь со следующей станцией Нежин, где стоял советский штаб, примерно в 20 верстах от станции Круты. В Нежин была передана якобы от красных просьба прислать в Круты подкрепление, которое было обещано. После этого бронепоезд «Витязь» прошёл около 10 вёрст в сторону станции Нежин и остановился в засаде, в выемке. Были приняты меры к тому, чтобы возможно меньше шёл дым из трубы бронепаровоза. Через некоторое время на дороге, проходившей параллельно железнодорожному полотну, показался спокойно идущий отряд советской пехоты с батареей. Бронепоезд внезапно вышел из выемки и открыл по неприятелю огонь из орудий и пулемётов. Захваченные врасплох красные [177] не оказали сопротивления. Артиллеристы ускакали, а большинство пехотинцев лежало неподвижно в траве. Часть команды бронепоезда спустилась с боевого состава и взяла в плен до 300 человек. Они были отправлены под конвоем на станцию Круты и переданы подошедшей туда нашей кавалерии. Между тем бронепоезд «Витязь» двинулся дальше, неожиданно проник на станцию Нежин и выстрелами из орудий вызвал на станции полный беспорядок. Часть вагонов советского штаба не могла уйти, и с ними были взяты в плен 17 человек из состава этого штаба. Из числа пленных трое насильственно мобилизованных красными просили зачислить их на бронепоезд и в дальнейшем исправно служили.

Содействовавший нашему наступлению в сторону Киева лёгкий бронепоезд «Орёл» не мог после взятия города Лубны продвигаться дальше прямо на Киев, так как мост через реку Сула был взорван. Поэтому бронепоезду было приказано 12 августа перейти на узловую станцию Гребёнка, в 140 верстах от Киева, кружным путём через упомянутые раньше узловые станции Кременчуг — Знаменка — Бобринская и два сохранившиеся в целости моста через Днепр. Бронепоезд «Орёл» прошёл через район на западном берегу Днепра, только что оставленный советскими войсками, по железнодорожным линиям с общим протяжением до 370 вёрст, тогда как расстояние по прямой линии от станции Лубны до станции Гребёнка лишь около 40 вёрст. По прибытии на станцию Гребёнка оказалось, что следующие мосты на Киевском направлении, куда отходили красные, через реки Супой, Недра и Трубеж тоже повреждены. Бронепоезду пришлось поэтому ждать их починки. Только в ночь на 17 августа бронепоезд «Орёл» подошёл к станции Дарница на восточном берегу Днепра, примерно в 10 верстах от Киева. На рассвете 17 августа бронепоезд «Орёл» в составе одной орудийной и одной пулемётной бронеплощадок двинулся через Днепровский мост к Киеву. Станция Киев 2-й оказалась уже очищенной от противника. На станцию Киев 1-й наши части ещё не вошли. Там стояли готовые к отправлению два эшелона [178] так называемых «петлюровцев». Бронепоезд навел на эти эшелоны орудие и пулемёты и предложил им сдать оружие. Однако прибывший генерал Бредов приказал не препятствовать немедленному отходу петлюровцев из Киева за реку Ирпень, ибо вопрос о военных действиях против петлюровцев или о соглашении с ними ещё не был решён Главнокомандующим. Собравшееся на вокзале киевское население восторженно приветствовало бронепоезд Добровольческой армии. На путях Киевского железнодорожного узла был оставлен советский бронепоезд «Карл Либкнехт». Из его состава бронепоезд «Орёл» получил одну бронеплощадку с двумя 3-дюймовыми орудиями.

Лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской», участвовавший во взятии Полтавы, был отправлен вскоре после этого на станцию Юзово. Там предполагалось заменить все прежние боевые площадки бронепоезда, из коих две были с морскими 75-миллиметровыми орудиями. Вместо них бронепоезд должен был получить новые площадки системы полковника Голяховского с полевыми 3-дюймовыми орудиями. Замена была нужна вследствие недостатка 75-миллиметровых снарядов. Однако подготовка бронеплощадок для замены и другие заводские работы происходили медленно, и ремонт не был закончен. 17 августа на бронепоезд прибыл вновь назначенный его командиром капитан Плесковский. В этот же день бронепоезд «Дмитрий Донской» получил приказание отправиться на узловую станцию Александровск, на случай действий против повстанцев. При уходе из Юзово боевой состав бронепоезда состоял из одной бронеплощадки системы полковника Голяховского с 3-дюймовым орудием, двух других орудийных бронеплощадок, небронированного пулемётного вагона и бронепаровоза. На станции Александровск бронепоезд поступил в распоряжение командира Славянского пехотного полка.

Главные силы находившейся к западу от Днепра 12-й советской армии отходили в течение середины августа в общем направлении на север без упорного сопротивления. Им угрожало наступление войск Добровольческой армии [179] с востока. На юге нашим десантом была занята 10 августа Одесса. С северо-запада началось продвижение петлюровцев, которые старались использовать для себя победы войск Добровольческой армии. Советскому командованию представлялось наиболее важным избежать окружения своей 12-й армии и вывести её войска через район западнее Киева для сохранения связи с другими советскими армиями. Но по мере занятия нашими войсками новых обширных пространств пришлось считаться с отрядами так называемых махновцев. Они подчинялись советскому командованию лишь условно, не присоединились в августе 1919 г. к общему отходу и рассчитывали вести борьбу против Добровольческой армии по-своему. По отношению к занимаемой территории наши войска были немногочисленны. Переброска дивизий 3-го конного корпуса с левого фланга на правый фланг Добровольческой армии их ещё более ослабила. Не удалось предпринять энергичные действия против махновцев сразу, и это имело самые неблагоприятные последствия.

Для участия в наступлении в сторону Киева по железной дороге Цветково — Фастов было начато по приказанию инспектора артиллерии 2-го армейского корпуса спешное формирование нового бронепоезда, который получил сначала название «Полковник Гусев». От него ведёт начало бронепоезд «Богатырь». Боевая часть его была смешанного типа, с полевыми 3-дюймовыми и тяжёлыми 6-дюймовыми орудиями. Продвижение наших бронепоездов, которые поддерживали части 2-й Терской пластунской бригады, успешно развивалось в направлении на Фастов. Бронепоезд «Непобедимый» дошёл до станции Ракитно, примерно в 100 верстах к северо-западу от Цветково, после чего получил приказание перейти на другое направление. Бронепоезд «Полковник Гусев» участвовал 11 августа в бою при взятии станции Белая Церковь, ещё на 20 вёрст дальше. Преследуя красных, наши бронепоезда продвинулись с боями в течение двух недель на расстояние свыше 200 вёрст, от Користовки к Фастову.

Тяжёлый бронепоезд «Непобедимый» получил 13 августа [180] приказание от штаба 2-го армейского корпуса немедленно отправиться через станции Бобринская, Новомиргород и Помощная в город Вознесенск, в распоряжение генерала Склярова. 14 августа бронепоезд «Непобедимый» прибыл на узловую станцию Бобринская. Там были получены от железнодорожников сведения, что прямой путь к узловой станции Помощная свободен только до станции Адабаш, в 15 верстах к северу от Помощной. Станция Помощная может быть занята махновцами. При столь неясной обстановке следование одного тяжёлого бронепоезда с площадками, не приспособленными для ближнего боя, — по линии, находящейся в районе действий махновских отрядов, было весьма опасно и могло привести к крушению и гибели бронепоезда. Поэтому командовавший боевой частью бронепоезда «Непобедимый» капитан Савицкий обратился по прямому проводу в штаб корпуса и просил разрешения пройти по назначению кружным путем, через узловую станцию Знаменка и Елизаветград. Это составляло около 210 вёрст вместо 120 вёрст по прямой линии от станции Бобринская на Помощную. Зато район Елизаветграда был более прочно занят нашими войсками. Однако разрешение не было дано, и первоначальное приказание штаба 2-го армейского корпуса было подтверждено в категорической форме. 15 августа бронепоезд «Непобедимый» отправился по указанному маршруту и вечером прибыл на станцию Адабаш. Находившийся там недавно сформированный лёгкий бронепоезд «Полковник Запольский», получивший незначительное повреждение, ушёл на станцию Бобринская. Командир его увёл с собой и вспомогательный поезд, несмотря на настойчивую просьбу командующего бронепоездом "Непобедимый" остаться на станции Адабаш для взаимной поддержки. 16 августа стало известно, что противник занял станцию Капустино, в 15 верстах к северу от станции Адабаш. Таким образом путь отхода для бронепоезда «Непобедимый» в сторону узловой станции Бобринская был отрезан. В течение всего дня станция Адабаш подвергалась обстрелу противника. К вечеру пехота махновцев двинулась в наступление. Редкие цепи наших [181] пехотных частей, недавно сформированных для пополнения гвардии, оставили свои окопы у станции и отступили на восток, в сторону от железной дороги. Бронепоезд «Непобедимый» остался на станции Адабаш один, постепенно окружаемый противником. Командовавший боевой частью решил тогда попробовать пробиться обратно на станцию Бобринская через станцию Капустино. В темноте бронепоезд подошёл тихим ходом к этой станции. У входных стрелок было дано несколько выстрелов «на картечь» по обнаруженным разъездам неприятеля. Но стрелки были переведены неправильно, и передняя боевая площадка бронепоезда сошла с рельс. Тогда капитан Савицкий приказал привести в негодность орудия и большинство пулемётов, оставить боевую часть и отходить пешим порядком. Команда бронепоезда в числе около 35 человек с двумя лёгкими пулемётами Льюиса двинулась в восточном направлении для соединения с нашими войсками. Тёмная ночь благоприятствовала этому отходу. Таким образом были бесполезно потеряны две тщательно построенные боевые площадки с дальнобойными 100-миллиметровыми орудиями, которые принадлежали к числу лучших, имевшихся на вооружении всех бронепоездов Добровольческой армии. Около 23 часов команда бронепоезда «Непобедимый» вышла к станции Плетёный Ташлык, на линии Знаменка — Помощная. Команда была там принята на базу, то есть в жилые вагоны лёгкого бронепоезда «Генерал Марков», который незадолго перед тем получил боевую часть и вышел на фронт. Командиром бронепоезда «Генерал Марков» был назначен капитан Сипягин. Боевая часть его состояла из двух бронеплощадок, вооружённых 3-дюймовыми полевыми орудиями с круговым обстрелом, одной пулемётной бронеплощадки с 8 боковыми пулемётами и бронепаровоза.

По приказанию инспектора артиллерии 2-го армейского корпуса лёгкий бронепоезд «Генерал Гейман» был направлен 12 августа по линии Знаменка — Елизаветград — Помощная. 15 августа бронепоезд встретился у станции Ново-Украинка с махновцами и быстро их отбросил. Но [182] преследование пришлось прекратить, так как мост в четырёх верстах за станцией был взорван.

В следующие дни бронепоезд «Генерал Гейман» оставался в распоряжении генерала Слащёва, выезжая до взорванного моста. При выезде 18 августа бронепоезд внезапно попал под обстрел батареи противника. Неприятельский снаряд попал в паровоз. На нём был убит помощник механика. Боевой состав бронепоезда «Генерал Гейман» был отвезен вспомогательным поездом в Елизаветград.


 

2010—2013 Design by AVA