Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава семнадцатая

В начале сентября 1919 г. перешли в решительное наступление войска правого фланга Добровольческой армии. Таким образом, на этом фланге только через два с лишним месяца началось выполнение так называемой «Московской директивы» Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России генерала Деникина от 20 июня 1919 г. Директива указывала конечную цель — захват «сердца России — Москвы». Кратчайший путь к этой цели пролегал от правого фланга Добровольческой армии по направлению Харьков — Курск — Орёл — Москва. В течение продолжавшихся два месяца боёв местного значения нашим войскам удалось продвинуться в этом направлении, вдоль железной дороги Белгород — Курск, только примерно на 50 вёрст, до района узловой станции Ржава. Точные данные по месяцам этого периода отсутствуют, но считается, что за 4 летних месяца 1919 г. численность войск Добровольческой армии увеличилась почти вдвое. Однако в то же время усилились и красные, как в смысле численности, так и в смысле вооружения. В частности, появилось много усовершенствований на вновь построенных советских бронепоездах, с которыми пришлось бороться бронепоездам Добровольческой армии.

В районе узловой станции Ржава, на линии Белгород — Курск, находились к началу сентября лёгкие бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» и тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита», входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, а также лёгкий бронепоезд «Слава Офицеру». На рассвете 1 сентября бронепоезд «Офицер» подошёл в [195] сопровождении вспомогательного поезда к разъезду Сараевка, севернее станции Ржава, и остановился для починки железнодорожного пути, который был взорван красными во многих местах. Вскоре со стороны противника стали стрелять по бронепоезду две гаубичные и одна лёгкая батареи, стоявшиеш укрыто в 2 верстах от разъезда Сараевка. Затем подошёл советский бронепоезд «Истребитель», вооружённый 42-линейным орудием, и открыл огонь, остановившись в ближайшей посадке, то есть на участке железнодорожного пути, обсаженном небольшими деревьями или кустами. Под защитой утреннего тумана бронепоезд «Офицер» продолжал прикрывать работы по исправлению пути, не отвечая на обстрел противника. Но когда туман внезапно рассеялся, неприятельский огонь стал более точным. Разрывом тяжёлого снаряда был убит офицер-механик бронепоезда подпоручик Карнович и тяжело ранен другой офицер. Бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти от разъезда Сараевка на укрытую позицию. Около полудня началось наступление нашей пехоты, задержавшееся из-за несвоевременного прибытия танков. Бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» заняли тогда разъезд Сараевка, починили железнодорожный путь, оттеснили бронепоезда красных и подошли к станции Солнцево, в 20 верстах к северу от станции Ржава. Однако здесь бронепоезд «Офицер» попал под перекрёстный огонь неприятельской артиллерии. Гаубичными снарядами был перебит путь как впереди, так и позади бронепоезда. Он не мог больше маневрировать, оставаясь на участке в 100 сажен. Несмотря на частый неприятельский огонь, команда вспомогательного поезда исправила путь через 15 минут. Бронепоезд «Офицер» получил возможность отойти под прикрытие ближайшей посадки. Около 5 часов дня бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» атаковали станцию Солнцево, занятую двумя советскими бронепоездами. Один из них был вооружён 6-дюймовым орудием. Несмотря на это, неприятельские бронепоезда были оттеснены. Наши бронепоезда преследовали их вплоть до участка, где [196] железнодорожный путь оказался взорванным во многих местах.

6 сентября наши бронепоезда, входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, получили задание содействовать наступлению частей Корниловской дивизии на Курск. Действиями бронепоездов руководил старший в чине командир тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» полковник Зеленецкий. Наступление наших войск началось из района станции Солнцево. Ближайшая станция Полевая, в 25 верстах к югу от Курска, была занята без боя. Красные занимали позицию к югу от реки Сейм. Их бронепоезда стояли примерно в трёх верстах впереди этой позиции. Двигавшиеся впереди наших пехотных частей бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Иоанн Калита» вступили в бои с неприятельскими бронепоездами, между тем как бронепоезду «Офицер» было поручено охранять железнодорожную линию между станциями Солнцево и Полевая. Командир бронепоезда «Иоанн Калита» полковник Зеленецкий отправился с телефонистами на наблюдательный пункт. Вместе с ним был также штабс-капитан Амасийский, который руководил в этот день стрельбой бронепоезда. Три боевые площадки с тяжёлыми орудиями бронепоезда «Иоанн Калита» не были расцеплены, как при обыкновенном выезде на позицию. Обычно это делалось для того, чтобы все тяжёлые орудия могли стрелять с некоторого расстояния друг от друга. Но обстановка начала боя требовала и от тяжёлого бронепоезда большей подвижности. Зато при сцепленном боевом составе могло стрелять вперёд только одно головное 5-дюймовое английское орудие. Рассматривая в подзорную трубу Цейсса посадки, среди которых должны были находиться неприятельские бронепоезда, штабе-капитан Амасийский заметил товарный вагон красноватого цвета, по-видимому, прицепленный к боевому составу одного из советских бронепоездов. Он передал на бронепоезд «Иоанн Калита» указания для начала пристрелки этой цели. После второго выстрела головного 5-дюймового орудия наш снаряд попал прямо в замеченный товарный вагон. Произошёл [197] очень сильный взрыв. По полученным позднее сведениям, в вагоне был груз пироксилина, предназначенного для разрушения пути и моста через реку Сейм. Передавали, что взрывом был убит командир одного из советских бронепоездов. Под впечатлением взрыва два неприятельских бронепоезда поспешно отошли к реке Сейм и не успели уничтожить по пути железнодорожный мостик через ручей перед позицией красных. Бронепоезд «Иоанн Калита» передвинулся к концу посадки и с этой позиции обстреливал бронепоезда и окопы красных. Затем под прикрытием огня бронепоезда «Иоанн Калита» лёгкий бронепоезд «Генерал Корнилов» выдвинулся вперёд и прошел по мостику через ручей. Остановившись на уровне окопов красных, бронепоезд «Генерал Корнилов» открыл по ним продольный огонь из орудий картечью и из пулемётов. Как только эта стрельба прервалась на короткое время, красные стали выскакивать из окопов в нашу сторону без винтовок для сдачи в плен. Другие убегали по окопам в стороны от железной дороги. Так повторилось несколько раз. С наблюдательного пункта бронепоезда «Иоанн Калита» был вызван небольшой отряд из состава команды с двумя ручными пулемётами Льюиса для встречи и охраны сдающихся в плен. Около 600 пленных были переданы частям Корниловской дивизии. Наши бронепоезда оставались в таком положении до подхода нашей пехоты. Подошедшие части Корниловской дивизии заняли оставленную красными позицию. Подошёл также бронепоезд «Офицер», ранее охранявший тыл. Наступила темнота.

Около 23 часов 6 сентября, после совещания начальников, командовавший бронепоездным дивизионом полковник Зеленецкий решил произвести ночное нападение на станцию Курск. На южном берегу реки Сейм у начала моста было оставлено охранение от Корниловского полка с танком. Большой мост через реку Сейм оказался почти неповреждённым. Взорванный красными один стык рельсов на мосту был быстро исправлен и подкреплён, и три наших бронепоезда благополучно перешли на северный берег реки Сейм. По левой колее железной дороги [198] двинулся дальше бронепоезд «Офицер» и за ним бронепоезд «Иоанн Калита»; по правой колее пошёл бронепоезд «Генерал Корнилов». Боевой частью бронепоезда «Офицер» командовал в этот день штабс-капитан Симмот, а боевой частью бронепоезда «Генерал Корнилов» — штабс-капитан Заздравный. За бронепоездами следовали два вспомогательных поезда. Перед лёгкими бронепоездами шла пешая разведка, которой руководил лично полковник Зеленецкий. Движение происходило без огней и в тишине, насколько это было технически возможно. Подойдя ко входному семафору станции Курск, пешая разведка увидела два бронепоезда красных, но сама не была ими замечена. Разведчики были настолько близко к неприятелю, что могли слышать среди ночной тишины спор у красных. Одни хотели выехать вперёд, а другие не хотели. Бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» открыли огонь одновременно, с расстояния около 20 сажен. Один из наших снарядов попал в бронепоезд красных. Неприятельские бронепоезда устремились назад и скрылись между товарными составами. При первых выстрелах всё освещение на станции погасло. Бронепоезд «Офицер» немедленно выслал вперёд разведку для осмотра пути и двинулся вслед за неприятелем. В это время у бронепоезда «Генерал Корнилов» сошла с рельс предохранительная площадка, и он задержался. Пройдя около версты по станционным путям, бронепоезд «Офицер» внезапно обнаружил стоявший бронепоезд красных под названием «Кронштадтский», подошёл к нему вплотную и дал три выстрела. Одним из трёх наших попаданий был подбит неприятельский паровоз и обварены вырвавшимся паром находившиеся на нём два механика. Команда советского бронепоезда была частью перебита, а частью бежала. Помощник командира советского бронепоезда не исполнял требования выйти со своей плошадки. Тогда штабс-капитан Шахаратов, занимавший должность старшего офицера бронепоезда «Офицер», первый вскочил на неприятельскую боевую площадку. Советский помощник командира вышел ему навстречу как будто с целью сдаться в плен. Но он внезапно проговорил: [199] «Ну, пока суть да дело...», — выхватил револьвер и выстрелил в штабс-капитана Шахаратова в упор. К счастью, красный промахнулся и был тотчас убит подоспевшими чинами бронепоезда «Офицер».

Несмотря на возникшее на станции Курск замешательство, красные пытались эвакуировать свои поездные составы, из коих некоторые стояли под парами. Но нашими снарядами были повреждены выходные стрелки, и вскоре произошло крушение. Второй неприятельский бронепоезд «Истребитель» сошёл с рельс. Он был замечен благодаря пламени вспыхнувшего пожара, и бронепоезд «Офицер» обстрелял его с расстояния около 80 сажен. Тремя нашими выстрелами было подбито головное 42-линейное орудие противника, убиты находившиеся при нём трое красных и разбит сухопарник паровоза. В это время к бронепоезду «Офицер» подошёл посланный от советского коменданта станции с требованием «прекратить стрельбу по своим». Посланный был убит на месте. Лёгкие бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» продолжали по временам открывать артиллерийский и пулемётный огонь по району станции. Тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» дал несколько выстрелов в направлении на город Курск. Эта стрельба была без точного прицела, но повлияла на наш успех: красные не только оставили станцию, но у них возник беспорядок и в городе.

Наши бронепоезда оставались на станции Курск примерно до 2 часов ночи на 7 сентября. К этому времени вода в их паровозах была уже на исходе. Вследствие загруженности станции, происшедших крушений поездных составов и бегства железнодорожных служащих не было возможности произвести манёвры для снабжения наших паровозов водой. Кроме того, с наступлением рассвета красные могли бы опомниться и заметить, что на станции нет ещё никаких наших войск, кроме трёх бронепоездов. Поэтому командовавший нашими бронепоездами полковник Зеленецкий принял решение оставить станцию и отойти к нашему расположению. При этом был вывезен первый из подбитых неприятельских бронепоездов под [200] названием «Кронштадтский», состоявший из двух двухорудийных бронеплощадок и одного паровоза. Вооружение его состояло из четырёх 3-дюймовых орудий (из коих два — новейшего образца 1914 г.) с запасом около 1500 снарядов и 8 пулемётов. Орудия были установлены в закрытых башнях, имеющих круговое вращение посредством зубчатой передачи, работой одного человека. Весь боевой состав этого советского бронепоезда был сделан очень тщательно и, по-видимому, был недавно выпущен с завода. Команда бронепоезда состояла из матросов Балтийского флота. Второй же подбитый бронепоезд противника, сошедший с рельс и находившийся между составами товарных вагонов, ночью вывезти не удалось. Позднее выяснилось, что на станции Курск находился и третий советский бронепоезд под названием «Черноморец», многократный противник наших бронепоездов за последние месяцы, отличавшийся очень сильным вооружением (по-видимому, четыре морских 105-миллиметровых скорострельных орудия). Этот тяжёлый бронепоезд стоял у депо станции Курск, близ северного семафора. Вследствие происшедших южнее крушений он не мог приблизиться к месту ночного боя и ушёл в тыл красных. На рассвете 7 сентября наши три бронепоезда благополучно вернулись в расположение наших войск. За ночное дело на станции Курск последовали награждения команд Георгиевскими крестами и медалями. Действия наших бронепоездов позволили пехотным частям сравнительно легко захватить подготовленную неприятельскую позицию к югу от Курска, а также занять станцию и город Курск без боя. При этом нашим войскам досталось много военного имущества. Если бы не произошло ночного нападения наших бронепоездов на станцию Курск, то красные, вероятно, ещё оказали бы упорное сопротивление перед самым городом.

В 9 часов утра 7 сентября бронепоезд «Офицер» совместно с частями 1-го Корниловского полка снова занял оставленную красными станцию Курск. Вследствие крушений, загромоздивших пути во время ночного нападения наших бронепоездов, красные не смогли произвести [201] эвакуацию станции. На ней остались составы с грузами военного снаряжения, обмундирования и съестных припасов, а также подбитый ночью боевой состав советского бронепоезда "Истребитель", вооружённый одним 42-линейным орудием и двумя 3-дюймовыми орудиями. После очистки путей бронепоезд «Офицер» продвинулся около 17 часов 7 сентября до станции Букреевка, примерно в 10 верстах к северу от Курска, и нагнал там отступавший 1-й Курский советский пехотных полк. После нашего обстрела красные сдались. В этом бою было взято около 500 пленных.

К западу от главного операционного направления Харьков — Курск — Орёл войска Добровольческой армии должны были также перейти в наступление в начале сентября вдоль железнодорожной линии Харьков — Готня — Льгов — Брянск. На этой линии находились тогда в районе станции Псёл, примерно в 40 верстах к северо-западу от узловой станции Готня, лёгкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» и тяжёлый бронепоезд «Грозный». 3 сентября бронепоезд «Грозный» выезжал к железнодорожному мосту через реку Псёл для содействия Самурскому полку, который наступал совместно с другими нашими войсками. Бронепоезд обстреливал расположение советских батарей. Однако в этот день наступление наших частей не имело успеха. С утра 4 сентября бронепоезд «Грозный» снова содействовал наступлению Самурского полка, обстреливая неприятельские окопы и батареи. Между тем выдвинувшийся вперёд лёгкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» был принуждён отходить, ведя бой с преследовавшим его бронепоездом красных. Тогда бронепоезд «Грозный» перенёс огонь своих тяжёлых орудий на советский бронепоезд. Через несколько минут этот последний поспешил скрыться за бугром в направлении следующей станции Суджа. Медленное продвижение наших пехотных частей продолжалось утром 5 сентября. Западнее железной дороги находились части Белозёрского полка, а восточнее — части Самурского полка. Бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» стали сначала на позицию у железнодорожного моста через реку Ворожба. Затем бронепоезд «Генерал [202] Дроздовский» двинулся вперёд в сопровождении одной боевой площадки с 5-дюймовым орудием от бронепоезда «Грозный» для его поддержки. Бронепоезд красных вышел со станции Суджа навстречу нашим бронепоездам, но вскоре под их огнём был принуждён отойти на станцию. После этого станция Суджа, примерно в 20 верстах от станции Псёл, была занята бронепоездом «Генерал Дроздовский», который шёл на уровне наших пехотных цепей. Затем на станцию Суджа подошёл и бронепоезд «Грозный», который преследовал артиллерийским огнём уходивший неприятельский бронепоезд и открыл пулемётный огонь по обнаруженным обозам красных. В это время на станцию прибыл начальник 3-й пехотной дивизии генерал Витковский и наблюдал за развитием боя. Преследование противника закончилось у моста через реку Суджа, который оказался повреждённым. К вечеру 5 сентября город Суджа был окончательно занят нашими войсками. На следующее утро 6 сентября бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» вышли к железнодорожному мосту. Включившись в правительственный телефонный провод, удалось подслушать разговор советских начальников на следующей станции Локинская, примерно в 15 верстах от станции Суджа. Благодаря этому была удачно обстреляна станция и стоявшие перед ней два бронепоезда красных. К вечеру продвижение наших войск стало развиваться успешнее. Наши бронепоезда шли вместе с наступавшими частями Белозёрского полка. В двух верстах от станции Локинская бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» были вынуждены остановиться из-за порчи пути. Там они вступили в бой с бронепоездом и батареей противника. К концу дня 6 сентября станция Локинская была занята нашими войсками.

В центре Добровольческой армии части 5-го конного корпуса, растянутые на широком фронте, не были достаточно сильны, чтобы перейти в решительное наступление. В конце августа им пришлось даже отойти от важной узловой станции Бахмач. Поэтому в первые дни сентября бронепоезд «Орёл» нёс службу сторожевого охранения к [203] югу от Бахмача, при разделении железнодорожных линий на Круты и на Ичню. При этом приходилось вступать в бой с бронепоездом красных «Советская Россия». 6 сентября наши конные части обходным движением вышли в тыл противнику, который оставил Бахмач. Утром 7 сентября бронепоезд «Орёл» прибыл на станцию Бахмач и получил там от командира полка задачу: продвинуться по линии Бахмач — Гомель, чтобы оттеснить неприятельский бронепоезд «Советская Россия». Этот бронепоезд продолжал издали обстреливать станцию Бахмач. Приказано было также взорвать, если возможно, большой мост через реку Десна, примерно в 40 верстах к северо-западу от Бахмача. На две недели раньше бронепоезд «Орёл» доходил до этого моста через реку Десна, к северу от которого находилась станция Макошино. Тогда взрыв моста, вероятно, удался бы, но на это не было приказаний. Теперь же было уже поздно. Обстановка изменилась, и задача оказалась невыполнимой. Бронепоезд «Орёл» и подошедший тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский» вступили в бой с бронепоездом красных. Высланный вперёд офицер-наблюдатель корректировал артиллерийский огонь наших бронепоездов. Советский бронепоезд был вынужден отходить. Бронепоезд «Орёл», продолжая вести огонь, преследовал его и занял станцию Чесноковка, примерно в 10 верстах от Бахмача. Однако бронепоезд «Советская Россия» отошёл недалечко за эту станцию и начал обстреливать заградительным огнём железнодорожные пути. Так как наши части не подошли, то дальнейшее продвижение бронепоезда «Орёл» оказалось невозможным. После часа перестрелки головное орудие бронепоезда испортилось. Чтобы помешать противнику занять станцию Чесноковка, был взорван железнодорожный путь, и бронепоезд «Орёл» вернулся на станцию Бахмач.

К западу от Днепра, в районе Киева, произошёл в самом начале сентября первый бой бронепоезда Добровольческой армии против бронепоезда петлюровцев. Лёгкий бронепоезд «Витязь» в бою близ станции Боярка, примерно в 20 верстах от Киева, взял в плен боевой состав [204] противника и его команду. Боевой частью бронепоезда «Витязь» командовал при этом его старший офицер капитан Имшеник-Кондратович. Захваченные бронеплощадки послужили для сформирования нового бронепоезда, который получил название «Доблесть Витязя». Командиром его был назначен капитан Имшеник-Кондратович. Офицерский состав и команда нового бронепоезда «Доблесть Витязя» были отчасти составлены из числа служивших ранее на бронепоезде «Витязь». Другой частью были вновь поступившие в Киеве. В числе команды было около 25 кадетов, около 30 вольноопределяющихся и около 25 солдат и казаков. Кроме того, на бронепоезде «Доблесть Витязя» служили в качестве прислуги около 10 бывших военнопленных австрийцев. По сформировании бронепоезд «Доблесть Витязя» отправился на линию Киев — Бахмач.

Между тем на других участках фронта военные действия против петлюровцев ещё не начинались и распространялись слухи о возможном подчинении петлюровцев командованию Вооружённых сил Юга России для совместной борьбы против красных. Около 1 сентября на узловой станции Бобринская находился вновь сформированный лёгкий бронепоезд «Коршун», которым командовал капитан Магнитский. Бронепоезд получил приказание произвести дальнюю разведку и прошёл без сопровождающего вспомогательного поезда примерно 30 вёрст на запад от станции Бобринская до узловой станции Цветково. Боевой опыт многократно подтверждал значение вспомогательных поездов, в особенности вдали от расположения наших войск. Если наш бронепоезд попадал в тяжёлое положение, то вспомогательный поезд мог вывезти боевой состав с подбитым в бою паровозом или починить разбитые железнодорожные пути на направлении отхода бронепоезда. Однако во вновь сформированном 5-м бронепоездном дивизионе вообще не было штатных вспомогательных поездов. От станции Цветково бронепоезд «Коршун» повернул на юг и прошёл ещё примерно 10 вёрст, до станции Каменный Мост. На станции были замечены несколько петлюровских солдат. Но когда они разглядели на [205] стенках боевых площадок добровольческие знаки — трёхцветные углы, то поспешили уйти. Начальник станции сообщил, что поблизости в деревне стоит рота петлюровцев. Днём чины команды бронепоезда «Коршун» ходили в эту деревню для покупки съестных припасов. Они вступили в разговор с петлюровцами. Те говорили, что о военных действиях против Добровольческой армии они ничего не слышали и удивлялись прибытию нашего бронепоезда. После этого около 10 дней прошли спокойно.

В это время лёгкий бронепоезд «Генерал Гейман», получивший позднее название «Доброволец», был отправлен по приказанию штаба 2-го армейского корпуса на охрану железнодорожной линии между узловыми станциями Бобринская и Знаменка, примерно в 80 вёрст длиной. Бронепоезд получил две новые боевые площадки, одного типа с уже имевшейся. На каждой было установлено 3-дюймовое орудие образца 1902 г. во вращающейся полубашне.

Сформированный в августе лёгкий бронепоезд «Полковник Гусев», участвовавший в преследовании красных, которые отходили на север, в сторону Киева, — получил от начальника бронепоездных дивизионов распоряжение идти в Таганрог. Там предполагалось его перевооружение материальной частью тяжёлого бронепоезда с новым названием «Богатырь». Этот тяжёлый бронепоезд должен был войти в состав 8-го бронепоездного дивизиона, вместе с лёгкими бронепоездами «Доброволец» и «Пластун».

Немногочисленным войскам и бронепоездам Добровольческой армии, действовавшим к западу от Днепра, удалось в середине сентября постепенно оттеснять петлюровцев без очень упорных боев. Но в это время возникла новая угроза со стороны более опасного противника, махновцев.


 

2010—2013 Design by AVA