[235]

Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава двадцатая

В то время как наступление войск правого фланга Добровольческой армии сменилось в середине октября 1919 г. отступлением в сторону Курска и Льгова, — эта решительная перемена военного счастья не отразилась сразу на обстановке в других частях обширного фронта. Технические средства связи были скудны, работа и взаимная связь штабов затруднены. Отдельные войсковые части, разбросанные на громадных пространствах Юга России, были мало осведомлены о том, что происходило в других районах.

Оходившие в северном направлении войска 12-й советской армии прекратили своё отступление, установив прочную связь с соседней 14-й советской армией и выйдя в район к северо-западу от Киева. Примерно с 1 по 5 октября красные атаковали наши войска, стремясь проникнуть в Киев. Лёгкий бронепоезд «Баян» участвовал в этих боях, находясь около большого моста через Днепр и около железнодорожных станций Киев-второй, Киев-Товарный и Киев-Пассажирский. Так как постройка в Киеве боевых площадок для бронепоезда «Аскольд» ещё не была закончена, то команда этого бронепоезда приняла участие в оборонительных боях с 1 по 5 октября, находясь не на бронеплощадках, а в пешем порядке. 7 октября бронепоезд «Баян» отправился на узловую станцию Гребёнка, примерно в 140 верстах к востоку от Киева. С этой станции бронепоезд ежедневно выезжал для несения тыловой охраны по одному из четырех направлений, на расстояния до 80 вёрст.

24 сентября 1919 г. было начато в Киеве формирование в спешном порядке броневспомогательного поезда № 7 2-го железнодорожного батальона. От этого поезда ведёт своё начало лёгкий бронепоезд «Студент». 27 сентября броневспомогательный поезд № 7 вышел на охрану железнодорожной линии Дарница — Бахмач, к востоку от Киева, протяжением примерно в 170 вёрст. На эту железную дорогу начали нападать повстанческие отряды Крапивянского. Броневспомогательный поезд № 7 имел одну пулемётную [236] бронеплощадку, построенную летом 1919 г. на станции Харьков. Остальные вагоны были с железнодорожными инструментами, материалами и подрывным имуществом. В начале октября броневспомогательный поезд № 7 прибыл на станцию Нежин, принял боевой состав, построенный собственными средствами железнодорожного батальона, и получил новое название: «Желбат-1». Штаб батальона предполагал дать в дальнейшем бронепоезду «Желбат-1» новое название — «Студент», как только удастся получить вполне оборудованные бронеплощадки. Это переименование предполагалось потому, что 2-й железнодорожный батальон состоял главным образом из студентов. Командиром бронепоезда «Желбат-1» был назначен поручик Шимкевич. Команда состояла из 6 офицеров и 60 солдат-вольноопределяющихся. Боевая часть бронепоезда «Желбат-1» состояла из одной орудийной платформы с бронированными бортами и 3-дюймовым орудием образца 1902 г. с обрезанным лафетом. Это изменение лафета было сделано для большего угла обстрела. Кроме того, имелась пулемётная четырёхосная площадка системы Арбеля, блиндированная шпалами и вооружённая семью тяжёлыми пулемётами. Впоследствии было приказано сдать эту пулемётную площадку для формирования нового бронепоезда «Желбат-2».

Бронепоезд «Желбат-1» нёс службу охраны железнодорожной линии, находясь в распоряжении начальника 9-й пехотной дивизии генерала Шевченко. Надлежало содействовать местным властям по проведению мобилизации и по доставке дров для нужд железной дороги. Для этого приходилось высаживать часть команды бронепоезда с пулемётами или обстреливать неповинующиеся деревни. После занятия нашими войсками Чернигова бронепоезд «Желбат-1» выделил из состава своей команды одного офицера и 12 солдат для обслуживания блиндированного поезда на узкоколейной железной дороге Ичня — Круты — Чернигов, на расстоянии примерно 110 вёрст. Узкоколейный блиндированный поезд состоял из двух вагонов с прикрытием из мешков с песком и имел на вооружении [237] одно 3-дюймовое орудие образца 1902 г. и два пулемёта системы Максима. После охраны железной дороги узкоколейный блиндированный поезд прикрывал отход наших частей, действуя совместно с войсками гвардии под командой генерала Моллера. Когда же блиндированный поезд был вынужден отойти до конца узкоколейной железной дороги, то команда сняла с него орудие, пулемёты и всё имущество и присоединилась к бронепоезду «Желбат-1».

На левом фланге Добровольческой армии действовал против петлюровцев лёгкий бронепоезд «Коршун». В начале октября 1919 г. этот бронепоезд находился в Елизаветграде, примерно в 100 верстах к западу от правого берега Днепра. Было получено приказание продвигаться дальше, ведя разведку о местонахождении отрядов петлюровцев. За день бронепоезд «Коршун» прошёл без боя до узловой станции Помощная, на расстояние около 60 вёрст. На следующий день бронепоезд дошёл до станции Ольвиополь (Подгородная), ещё на 45 вёрст дальше. Там были получены сведения от железнодорожников, что отряды петлюровцев находятся близко и что у них есть бронепоезда. 5 октября бронепоезд «Коршун» двинулся в сторону станции Балта, примерно в 120 верстах к западу от станции Подгородная. Когда бронепоезд подходил днём к станции Балта, то подскакал всадник, оказавшийся петлюровцем — конным разведчиком, который принял бронепоезд «Коршун» за петлюровский бронепоезд. Всадник вёз приказ командиру полка «серожупанников» — спешно отходить в сторону станции Борщи («серожупанниками» и «черножупанниками» назывались наиболее боеспособные пехотные части петлюровцев). Получив точные сведения, бронепоезд «Коршун» изготовился к бою с бронепоездами противника и вошёл на станцию Балта. Станция была совершенно пуста, не было видно ни одного человека. Так как станционные стрелки стояли «на проходную», то можно было считать, что петлюровские бронепоезда недавно ушли со станции. Командир бронепоезда капитан Магнитский решил преследовать противника по направлению к узловой станции Бирзула, находящейся на одной из [238] главных железнодорожных линий юго-запада России, — от Киева через Жмеринку до Одессы. От станции Балта оставалось до станции Бирзула примерно 20 вёрст. На расстоянии около шести вёрст до станции Бирзула бронепоезд «Коршун» подошёл к большой выемке с поворотом. Над краем выемки виднелись три белых дымка от стоящих паровозов, но, кроме дымков, из-за поворота ничего не было видно. Поэтому командир бронепоезда и один офицер сошли с боевой части и отошли в сторону, до места, откуда открывался хороший обзор. Оказалось, что на расстоянии меньше версты стоят два блиндированных поезда петлюровцев, а немного дальше за ними — настоящий бронепоезд противника — «Вильна Украина». На откосе выемки лежали люди, по-видимому, из состава команд этих поездов, и как будто дремали. Командир успел вернуться на боевой состав бронепоезда «Коршун», когда он был замечен противником, открывшим орудийный огонь. Две гранаты разорвались близко от бронепоезда, но не причинили вреда. Постепенно ускоряя ход, бронепоезд «Коршун» двинулся к неприятелю, обстреливая его из головного английского орудия и башенных пулемётов. Противник отвечал, и железнодорожная выемка вскоре наполнилась дымом и пылью. После выхода из выемки оказалось, что петлюровский бронепоезд «Вильна Украина» уходит уже вдали. Два блиндированных поезда следовали за ним. Последний из них и преследующий бронепоезд «Коршун» продолжали артиллерийскую перестрелку на ходу. После поворота к станции Бирзула эта стрельба с быстро идущих поездов прекратилась. В это время прошли по соседнему пути навстречу три поезда-эшелона. Из-за скорости хода их нельзя было хорошо рассмотреть, но бронепоезд «Коршун» обстрелял их из пулемётов. Предпочтительнее было не стрелять по этим составам из орудий, чтобы не вызвать крушения, которое могло бы загородить путь. Когда бронепоезд «Коршун» вошёл на станцию Бирзула, то оказалось, что на путях стоят два блиндированных поезда петлюровцев. У одного из них было повреждено нашей гранатой орудие. Команды этих поездов [239] оставили их. Петлюровский бронепоезд «Вильна Украина» успел уйти по главной железнодорожной линии Одесса — Киев на станцию Борщи, примерно в 15 верстах к северу от станции Бирзула.

Под вечер начальник станции Бирзула сообщил, что с юга, со стороны Одессы, двигается по железной дороге отряд войск Добровольческой армии и что ночью он может прибыть на станцию Бирзула. Тогда бронепоезд «Коршун» отправился на север, к станции Борщи, для преследования петлюровцев. При занятии станции Борщи оказалось, что бронепоезд «Вильна Украина» и эшелоны с пехотой петлюровцев уже ушли дальше. Были получены сведения, что бронепоездом «Вильна Украина» командует российской службы капитан Твардовский. У выхода со станции Борщи был испорчен путь в выемке посредством столкновения двух товарных составов. Вечером 5 октября бронепоезд «Коршун» вернулся на станцию Бирзула. Ночью туда прибыл отряд войск Добровольческой армии под командой генерала Розеншильд-Паулина, продвигавшийся из района Одессы. С отрядом подошел и недавно сформированный лёгкий бронепоезд «Новороссия», которым командовал полковник Журавский. Боевая часть бронепоезда «Новороссия» состояла из двух одинаковых бронеплощадок «в форме черепахи». Благодаря своей небольшой длине и высоте они были малозаметны на местности. Вооружение каждой бронеплощадки состояло из одного 3-дюймового орудия образца 1902 г. в башне и двух тяжёлых пулемётов системы Максима в полубашнях с круговым обстрелом.

В ближайшие дни на станцию Бирзула прибыл из Одессы ремонтный поезд под начальством инженера Рашевского. Поезд был оборудован всякого рода машинами, подъёмными кранами и двумя мощными паровозами. На поезде был соответствующий штат рабочих. Ремонтный поезд очистил и исправил железнодорожный путь в выемке около станции Борщи. После этого началось 9 октября продвижение отряда генерала Розеншильд-Паулина и поступивших в его распоряжение бронепоездов в [240] направлении узловых станций Слободка и Вапнярка. Движение было медленным. На позицию чаще выходил бронепоезд «Коршун» и иногда бронепоезд «Новороссия». Эти выезды иногда сопровождались небольшими отрядами Симферопольского офицерского полка. Петлюровские бронепоезда старались задержать движение наших войск, но артиллерийский огонь наших бронепоездов заставлял их отходить. 12 октября бронепоезд «Коршун» подошёл к станции Абамелеково, примерно в 35 верстах к северу от узловой станции Бирзула, и начал перестрелку с петлюровским бронепоездом, который ушёл, дав только три выстрела. При выходе затем в охранение к северу от станции Абамелеково боевая часть бронепоезда «Коршун», а именно: 4 предохранительные платформы, передняя орудийная бронеплощадка и пулемётный вагон, сошли с рельс из-за повреждения пути. Был спешно вызван ремонтный поезд инженера Рашевского. К вечеру того же дня бронепоезд «Коршун» был поднят на рельсы и путь починен. При осмотре пулемётного вагона бронепоезда был обнаружен в задней колёсной тележке застрявший неразорвавшийся 3-дюймовый снаряд. Можно предположить, что этот снаряд попал в пулемётный вагон во время боя 5 октября у станции Бирзула. Так как снаряд застрял очень прочно и не препятствовал вращению оси вагона, то решено было так его и оставить, тем более что никто не решался заняться его удалением. Около 13 октября бронепоезд «Коршун» получил приказание вернуться на станцию Бирзула, так как по сведениям штаба там готовилось восстание. Однако в течение примерно 10 дней в этом районе всё было спокойно.

С конца сентября 1919 г. возникла необходимость охранять железнодорожные линии Полтавского района. Повстанческие отряды так называемого «атамана Шубы» нападали там на станции и поезда, грабили их и убивали чинов Добровольческой армии. Правильное железнодорожное сообщение было нарушено. 30 сентября лёгкий бронепоезд «Орёл» получил приказание идти в Полтаву в распоряжение командующего войсками Полтавского района генерала Кальницкого. Командиром бронепоезда был [241] назначен тогда капитан Савицкий. С начала октября бронепоезд «Орёл» и недавно сформированный лёгкий бронепоезд «Кавалерист» охраняли железнодорожные линии Полтава — Кобеляки, Полтава — Константиноград и Полтава — Решетиловка, с общим протяжением примерно в 180 вёрст. Наши бронепоезда предпринимали ежедневно боевые выезды, вступали в бой с разбойничьими отрядами и доставляли в штаб сведения об их движении. После того как главные силы махновцев прорвались на восточный берег Днепра, повстанческое движение распространилось в конце сентября и начале октября 1919 г. на обширные пространства в тылу Добровольческой армии. Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл 26 сентября на станцию Екатеринослав для охраны города и штаба генерала Корвин-Круковского, который командовал всеми силами, действовавшими в то время против махновцев. Боевой состав бронепоезда, в котором были три орудийные площадки, одна пулемётная площадка и десантный вагон, разделился на три части. Предполагалось, что таким образом будет легче охранять железнодорожные линии от станции Синельниково до Екатеринослава и от Екатеринослава до станции Пятихатки, с общим протяжением примерно в 160«вёрст. Части бронепоезда «Дмитрий Донской» несли охрану, передвигаясь по указанным линиям, с 9 по 14 октября. 16 октября с помощью восставших местных большевиков махновцы внезапно заняли город Екатеринослав. Прикрывая отход наших немногочисленных войск из Екатеринослава, бронепоезд «Дмитрий Донской» открывал пулемётный огонь вдоль некоторых улиц города, а с наступлением темноты ушёл на станцию Пятихатки, к западу от Днепра, на расстоянии примерно 100 вёрст от Екатеринослава.

Лёгкий бронепоезд «Доброволец»не мог участвовать в военных действиях в течение первой половины октября, так как находился в капитальном ремонте в Кременчуге. 2 октября прибыл вновь назначенный командиром бронепоезда капитан Разумов-Петропавловский. В сентябре 1919 г. прибыло в Одессу управление 5-го бронепоездного [242] дивизиона и вместе с ним команды погибших одной пулемётной и двух артиллерийских бронеплощадок бронепоезда «Непобедимый». В октябре был сформирован в Одессе по приказанию генерала Розеншильд-Паулина «бронепоезд особого назначения». Он состоял из одной пулемётной площадки и одной орудийной площадки. Их обслуживали вышеупомянутые чины команды бронепоезда «Непобедимый» под командой сначала капитана Тадлера, а затем полковника Антуфьева. Бронепоезду особого назначения была поручена охрана железнодорожной линии Бобринская — Помощная — Вознесенск, протяжением около 200 вёрст. В это время другая часть команды бронепоезда «Непобедимый» во главе с командиром полковником Кузнецовым находилась в Севастополе, где постройка новых боевых площадок с 6-дюймовыми орудиями проходила медленно.

Между тем лёгкие бронепоезда «Терец» и «Святой Георгий Победоносец» должны были оставаться на северо-восточном Кавказе, где военные действия против непокорных чеченцев не прекращались. 24 сентября бронепоезд «Терец» находился на станции Аргунь, примерно в 15 верстах к востоку от станции Грозный. Было получено приказание попытаться пройти до следующей в восточном направлении станции Гудермес, до которой было примерно 20 вёрст. Выйдя со станции Аргунь, бронепоезд подошёл около 5 часов к горящему мосту через реку Джалка. Огонь был потушен, наваленные на пути рельсы сброшены, и бронепоезд «Терец» пошёл дальше. Когда бронепоезд вошёл на разъезд Джалка, служащих там не оказалось. Позднее стало известно, что они были взяты в плен чеченцами, а дежурный по станции расстрелян. За выходной стрелкой в сторону станции Гудермес путь был разобран на протяжении одной версты. Был вызван со станции Грозный вспомогательный поезд, и команда бронепоезда «Терец» приступила к исправлению пути. На следующий день, 25 сентября, из леса со стороны аула Мискир-Юрт начался залповый ружейный обстрел рабочих, занятых исправлением пути. Огнём бронепоезда «Терец» повстанцы [243] были разогнаны. 27 сентября железнодорожный путь был исправлен, и бронепоезд «Терец» отправился дальше, в сторону станции Гудермес. Однако в трёх верстах от аула Гудермес бронепоезд был встречен огнём двух лёгких орудий, а при подходе к железнодорожному мосту через реку Белая подвергся обстрелу из пулемётов. Место расположения орудий было обнаружено. Бронепоезд «Терец» открыл по ним огонь и заставил противника прекратить стрельбу. Продвинувшись ещё немного, бронепоезд выяснил, что путь до станции Гудермес разобран на участке не менее версты и мост через реку Белая сожжён. После этой разведки бронепоезд «Терец» вернулся на станцию Грозный. 29 сентября бронепоезд «Терец» получил от командира корпуса генерала Драценко задачу: перевезти к аулу Гудермес Улагаевский пластунский батальон, а затем, после подхода частей Грозненского отряда генерала Пашковского, продвигаться вместе с ним. По прибытии к аулу Улагаевский батальон начал наступление, не дожидаясь главных сил. Бронепоезд двигался на уровне цепей батальона и поддерживал их огнём. Аул был занят и подожжён. Улагаевский батальон продвинулся до станции Гудермес, а бронепоезд «Терец» дошёл до сожжённого железнодорожного моста через реку Белая и вызвал со станции Грозный ремонтный поезд.

Дальше к востоку, на той же главной линии Владикавказской железной дороги находился бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». Этот бронепоезд получил в начале октября задачу охранять линию от станции Гудермес до станции Петровск, протяжением около 115 вёрст, и держать в покорности аулы, расположенные вдоль железной дороги. 5 октября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был включен в отряд полковника Беляева, состоявший из батальона Апшеронского пехотного полка, сотни терских казаков и конно-горной батареи. Находясь на охране Сулакского моста, бронепоезд был временно отрезан от станции Хасав-Юрт, примерно в 40 верстах к востоку от станции Гудермес. Но после починки пути бронепоезд возвратился на станцию Хасав-Юрт. 6 октября чеченский [244] отряд Узун-Хаджи занял город Хасав-Юрт, и чеченцы напали на станцию, при обороне её бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был разделён на две части, которые действовали с обеих сторон станции. Железнодорожные пути, как в сторону станции Гудермес, так в сторону станции Петровск, были разобраны. С 8 по 10 октября происходили стычки с чеченцами, которые старались задержать бронепоезд во время починки этих путей. 8 октября бронепоезд «Терец» поддерживал артиллерийским огнём наступление Грозненского отряда генерала Пашковского на аул Исти-Су и продвигался в сторону станции Кади-Юрт. 9 октября аул Исти-Су был взят и сожжён нашими войсками. Бронепоезд «Терец» продолжал движение к станции Кади-Юрт, но должен был остановиться, так как путь был загромождён сожжёнными вагонами. Телеграфная линия была снята на протяжении 12 вёрст, и столбы увезены в горы. Когда бронепоезд вошёл наконец на станцию Кади-Юрт, то оказалось, что весь занимавший её гарнизон из состава 2-го Кавказского стрелкового полка был истреблён. Вокруг станции лежали раздетые тела убитых, здание станции было сожжено, и в его остатках также обнаружены шесть обгорелых тел. 11 октября бронепоезд «Терец» участвовал вместе с отрядом генерала Пашковского во взятии аула Энгель-Юрт, который был сожжён. Бронепоезд огнём преследовал противника, отступавшего в сторону станции Хасав-Юрт, но должен был остановиться, не доходя одной версты до Агташского моста, потому что путь был разобран, и на нём был свален паровоз. Со стороны Агташского моста были слышны орудийные выстрелы. В этом направлении была послана с бронепоезда «Терец» разведка, которая дошла до бронепоезда «Святой Георгий Победоносец», действовавшего с востока, со стороны станции Хасав-Юрт. Около 15 октября прибыли с Юзовского завода для бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» три орудийные бронеплощадки с английскими 3-дюймовыми орудиями и одна пулемётная бронеплощадка. Старые бронеплощадки были сданы недавно сформированному лёгкому бронепоезду «Кавказец». [245]

К середине октября 1919 г. не менее семи бронепоездов Добровольческой армии находились в тыловых районах, в том числе и на северо-восточном Кавказе, для борьбы с разными отрядами повстанцев и для охраны больших участков железнодорожных линий. Одновременно с этим не менее десяти бронепоездов стояли в ремонте или слишком медленно формировались. Такое положение было крайне прискорбно в то время, когда в упорной борьбе на фронте своевременная и меткая стрельба даже двух-трёх орудий могла бы иногда привести к победе вместо поражения.


 

2010—2013 Design by AVA