Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава двадцать третья

В конце ноября 1919 г. генерал Врангель был назначен командующим Добровольческой армией. Он оказался перед крайне трудной, почти невыполнимой задачей. Войска правого фланга Добровольческой армии понесли во время долгого отхода громадные потери и были расстроены. Между тем требовалось остановить наступающие советские войска и в том числе сильную конную армию Будённого. При выходе красных к Ростову и к берегам Азовского моря Вооружённые силы Юга России были бы разрезаны на две части. Для борьбы с конной армией Будённого было начато в двадцатых числах ноября сосредоточение частей нашей конницы около Купянска. В командование этой конницей вступил 5 декабря генерал Улагай. Однако надежды на успех нашей обороны было мало, так как численный перевес красных, наступающих в этой части фронта, был очень значителен: не менее 25 000 человек, в том числе 8000 кавалерии, против наших 9000 человек, в том числе 4700 сабель.

Надлежало решить вопрос о дальнейшем направлении отхода для ядра Добровольческой армии, её 1-го корпуса. Простейшим географически представлялось направление отхода прямо на юг, в сторону Крыма, вдоль важной железнодорожной линии Харьков — Севастополь. Если бы по этой линии было направлено и большинство наиболее [273] сильно вооружённых бронепоездов Добровольческой армии, то они могли бы принести громадную пользу при обороне Таврии и Крыма. Другое направление для отхода — на юго-восток, через Донецкий бассейн к Ростову, приводило к необходимости весьма трудного флангового марша при натиске с севера частей советской конницы. Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России выбрал это второе направление, для того чтобы сохранить непосредственную связь с казачьими войсками.

В директиве Главнокомандующего, отданной около 15 декабря, имелось требование возможно дольше удерживать при отходе железнодорожные узлы в Донецком бассейне, в частности станции Чистяково, Криничная и Доля, «хотя бы бронепоездами с десантами». При беспорядочной эвакуации множества поездных составов, при медленности, задержках и расстройстве железнодорожного движения позади фронта слишком долгие арьергардные бои наших бронепоездов создавали для них обстановку величайшей опасности.

Приближение красных к Ростову и постепенный отход войск Донской армии создали трудное положение и для частей Кавказской армии, занимавших фронт к северу от Царицына. Кавказская армия была в это время ослаблена перебросками многих её частей на фронт Добровольческой армии, и поэтому было решено оставить Царицын и отводить войска армии ближе к Кубанской области, вдоль железнодорожной линии Царицын — Тихорецкая. 19 декабря 1919 г. бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» получили приказ об оставлении Царицына. Было приказано разрушать при отступлении станции, водокачки, мосты, телеграфные линии и пути. К вечеру 19 декабря была оставлена станция Гумрак, в 20 верстах к северу от Царицына. 20 декабря бронепоезд «Вперёд за Родину» был послан в распоряжение командира 2-й пластунской бригады, которая прикрывала отход частей 4-го Кубанского корпуса, и прибыл на станцию Кривомузгинская, примерно в 50 верстах к западу от Царицына. Отход для бронепоезда был возможен тогда только через Царицын. Тем [274] не менее бронепоезд «Вперёд за Родину» произвёл разведку в сторону следующей к западу станции Ляпичев. Ночью бронепоезд успел возвратиться на станцию Царицын и здесь поступил в подчинение командиру 1-го бронепоездного дивизиона. 21 декабря, после эвакуации станции Царицын, отхода наших последних частей из города и взрыва станционных сооружений, бронепоезда «Генерал Алексеев», «Вперёд за Родину» и недавно сформированный лёгкий бронепоезд «Степной» отошли от Царицына и прибыли около 20 час. к станции Ельшанка, на пять вёрст южнее. 22 декабря наши бронепоезда пропустили рано утром последние поезда с ранеными и грузами и около 10 час. отошли на станцию Сарепта, примерно в 25 верстах к югу от Царицына. Там бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» участвовали до вечера в упорном арьергардном бою, поддерживая части Сводно-гренадерской дивизии. В это время бронепоезд «Степной» охранял следующий по направлению на юго-запад разъезд Чапурники. Бронепоезд «Вперёд за Родину» и его вспомогательный поезд производили на следующий день, 23 декабря, перевозку по частям 1-й пластунской бригады на станцию Абганерово приблизительно в 80 верстах от Царицына. На соседней, в сторону Царицына, станции Тингута был оставлен бронепоезд «Степной» с задачей отойти с этой станции лишь на рассвете, взорвав водокачку. 24 декабря бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» находились на станции Абганерово. Около 16 часов конница красных, около 300 всадников при двух пулемётах, произвела внезапное нападение на эту станцию. Кроме бронепоездов, на станции Абганерово находились также части 1-й пластунской бригады, Сводно-гренадерской дивизии, дивизионные и корпусные обозы. Неожиданный набег кавалерии вызвал замешательство, и станция вскоре опустела. Начальник Сводно-гренадерской дивизии генерал Чичинадзе был убит. Бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперёд за Родину» открыли огонь. Неприятельская конница отошла, и наша пехота возвратилась на станцию. Однако красные успели увести до 400 пленных и часть обозов. [275] Бронепоезд «Вперёд за Родину» и его вспомогательный поезд перевезли затем части Сводно-гренадерской дивизии на станцию Жутово, в 40 верстах примерно от станции Абганерово. Вечером бронепоезд получил приказание отправиться немедленно к большому железнодорожному мосту через реку Сал, примерно в 220 верстах от Царицына, и охранять этот мост до прохода всех эшелонов и частей Кавказской армии. Затем надлежало мост уничтожить. В конце декабря 1919 г. бронепоезд «Генерал Алексеев» поддерживал наши отступающие части на участке около 130 вёрст между станциями Абганерово и Ремонтная.

Формировавшийся в то время в Таганроге лёгкий бронепоезд «За Русь Святую» получил там старые бронеплощадки из боевых составов бронепоездов «Витязь» и «Дмитрий Донской». Открытые артиллерийские бронеплощадки делали трудными условия службы для команд при морозных зимних ветрах, часто случающихся в степной полосе юго-востока России. 7 декабря 1919 г. формирующийся бронепоезд отошёл на станцию Батайск к югу от Ростова. В это время командиром бронепоезда «За Русь Святую» состоял капитан Каньшин.

Тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» находился в ремонте на станции Енакиево в Донецком бассейне. В ночь на 10 декабря на бронепоезд было передано через коменданта города Енакиево приказание о спешной эвакуации. Все орудия и бронеплощадки бронепоезда «Единая Россия» были вывезены, и около полудня 10 декабря бронепоезд отошел со станции Енакиево на юг. В последующие дни движение по железной дороге было весьма трудным, и долго нельзя было получить точных распоряжений о том, куда именно должен отходить бронепоезд. Только в Таганроге было получено приказание отправиться в Новоросийск. По прибытии туда бронеплощадки были поставлены для окончания ремонта на завод «Судосталь». Между тем состав базы бронепоезда, отходивший со станции Луганск, не имел возможности пройти на узловую станцию Иловайская. При множестве скопившихся на этой станции поездных составов она уже не принимала новых поездов [276] с севера, и поэтому состав резерва, или базы, бронепоезда «Единая Россия» отошёл в Крым.

Команды бронепоездов «Иоанн Калита» и «Москва», вынужденные покинуть свои боевые составы у Льгова 6 ноября, получили вскоре возможность снова участвовать в арьергардных боях наших войск. Одно из орудий тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» находилось в тылу, и, кроме него, было получено ещё одно 42-линейное орудие. С этим вооружением бронепоезд «Иоанн Калита» поддерживал в первой половине декабря наши отступающие войска во время боёв у станций Краматорская и Константиновка, в Донецком бассейне. Принадлежавшая бронепоезду «Москва» бронеплощадка с тяжёлым орудием находилась на станции Белгород, и команда могла присоединиться к этой части бронепоезда. За участие в бою у станции Яма в Донецком бассейне, в первой половине декабря, бронепоезд «Москва» получил личную благодарность командира корпуса генерала Кутепова. Затем бронепоезд вёл арьергардные бои у станций Соль, Бахмут, Никитовка, Хацепетовка и, по-видимому, вышел из Донецкого бассейна на восток. Это позволило бронепоезду «Москва» отходить к Ростову по более свободной железнодорожной линии Лихая — Ростов. Последние бои бронепоезда на этой линии произошли у станций Аксай и Нахичевань, примерно в 25 и 10 верстах к востоку от Ростова. Бронепоезду «Москва» удалось после этого отойти по мосту на южный берег реки Дон.

Бронепоезд «Грозный» находился 3 декабря на станции Тройчатая, между узловыми станциями Харьков и Лозовая. Необходимая связь с Дроздовской дивизией ещё не была установлена. В этот день полковник Фёдоров сдал командование бронепоездом капитану Коссовскому. 4 декабря бронепоезд двинулся в сторону Харькова, но мог дойти только до станции Борки, приблизительно в 40 верстах к югу от Харькова. На станции находились лёгкие бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Дроздовец». Удалось установить связь с Дроздовской дивизией, которая на следующий день, 5 декабря, начала отходить к [277] станции Борки. После обстрела наступающего неприятеля бронепоезд «Грозный» перевёз в этот день весь Самурский полк на станцию Тройчатая, примерно в 30 верстах к югу от станции Борки. С 6 по 9 декабря бронепоезд «Грозный» содействовал отходу Дроздовской дивизии, охраняя отдельные участки железной дороги. Начальник Дроздовской дивизии приказал бронепоезду отойти на станцию Бантышево, в 20 верстах к западу от Славянска. Бронепоезд оставался на станции Бантышево вплоть до 11 декабря.

По приказанию Инспектора артиллерии корпуса бронепоезд «Грозный» отправился затем на узловую станцию Бахмут в Донецком бассейне, где он должен был поступить в распоряжение командира нашей конной группы генерала Улагая. 12 декабря вечером бронепоезд прибыл на станцию Бахмут. Но там не удалось установить связь с частями конной группы генерала Улагая. 13 декабря бронепоезд «Грозный» находился с утра на станции Бахмут, по-прежнему не имея связи со штабом генерала Улагая. После телефонных переговоров со штабом 1-го корпуса бронепоезд получил приказание перейти на узловую станцию Дебальцево, так как предполагалось, что штаб генерала Улагая прибыл в тот район. Двигаясь к станции Дебальцево, бронепоезд «Грозный» дошёл под вечер до узловой станции Никитовка. На этой станции стоял лёгкий бронепоезд Донской армии «Генерал Бакланов». Командир его сообщил, что он уже около трех суток не имеет связи со штабом генерала Улагая, хотя и состоит в его распоряжении. Полагая, что бронепоезд «Грозный» прибыл для смены его, бронепоезд «Генерал Бакланов» ушёл на юг. Состав базы бронепоезда «Грозный» получил в этот день приказание идти со станции Дебальцево на узловую станцию Иловайская. При этом состав базы захватил с собой находившиеся на станции Дебальцево две пулемётные бронеплощадки. Пройдя через узловую станцию Криничная, состав базы в дальнейшем не мог продвинуться дальше станции Иловайская. Повернув поэтому на запад, состав базы бронепоезда «Грозный» с трудом прошёл к станции [278] Ясиноватая, а затем через узловые станции Караванная и Волноваха отошёл в Крым.

Бронепоезд «Орёл» прикрывал с 1 по 9 декабря отступление наших войск от Полтавы на Константиноград и узловую станцию Лозовая и сдерживал с боями натиск преследующего противника. Затем бронепоезд перешёл на станцию Константиновка в Донецком бассейне в распоряжение командира 4-го бронепоездного дивизиона полковника Селикова. 10 декабря были получены три новые артиллерийские бронеплощадки системы полковника Голяховского. 15 декабря в районе узловой станции Никитовка встретились тяжёлый бронепоезд «Грозный» и лёгкий бронепоезд «Орёл». Продвинувшись утром до станции Роты, к северо-востоку от станции Никитовка, эти бронепоезда не могли установить связи ни с какими нашими частями. Только начальник станции Роты передал записку от одного ротмистра, командира эскадрона в конной группе генерала Улагая. В записке сообщалось, что командир эскадрона оставляет станцию Роты под давлением противника. Бронепоезд «Орёл» выезжал в бой к станции Майорская, к северу от станции Никитовка, чтобы сдерживать наступление красных.

16 декабря бронепоезда «Орёл» и «Грозный» доходили до станции Доломит, к северо-востоку от станции Никитовка. Там бронепоезда встретили Черкесский конный полк, который продолжал свое отступление на юг. В течение дня не было связи ни с какими нашими войсками. Около 14 часов бронепоезд «Грозный» отошёл, по приказанию командира 4-го бронепоездного дивизиона, к станции Горловка. Там было получено переданное из Юзово приказание Инспектора артиллерии корпуса — идти на узловую станцию Дебальцево для прикрытия отхода Марковской дивизии. Первым двинулся в этом направлении лёгкий бронепоезд «Орёл». Однако подойдя около 18 час. к станции Хацепетовка, бронепоезд был встречен артиллерийским огнём противника. Были получены сведения, что конница красных обошла эту станцию и идет южнее, к станции Волынцево. Обстреляв противника, бронепоезд [279] «Орёл» был вынужден уходить в южном направлении, к узловой станции Криничная. Оттуда он перешёл дальше на узловую станцию Иловайская. Перед уходом со станции Горловка тяжёлому бронепоезду «Грозный» было необходимо произвести маневры. Поэтому состав базы бронепоезда «Орёл» успел уйти на восток к станции Дебальцево вслед за своей боевой частью раньше ухода бронепоезда «Грозный». Между тем обстановка на станции Горловка становилась всё более тревожной. Стало известно, что красные ведут наступление от станции Бахмут. С этой стороны, с севера, слышалась сильная артиллерийская и пулемётная стрельба. На станцию Горловка прибыл лёгкий бронепоезд «Слава Офицеру» с задачей жечь цистерны с нефтью и взрывать мосты, после чего этот бронепоезд должен был отходить на юг, к станции Криничная. Выяснилось, что в направлении на восток, по линии Горловка — Дебальцево, существует связь лишь с ближайшей станцией Государев Байрак. Когда бронепоезд «Грозный» приблизился к станции Государев Байрак, командир бронепоезда включился для выяснения обстановки в телеграфную линию и подслушал переговоры станций Хацепетовка и Горловка. Последняя была, очевидно, уже занята красными, как и первая. Кто-то из красных передал по проводу: «Поймали двух». Вскоре был встречен состав базы бронепоезда «Орёл». Пройдя несколько вёрст за станцию Государев Байрак, состав базы должен был остановиться перед участком пути с разобранными рельсами и двинулся обратно на запад. Так как красные уже вели наступление на станцию Государев Байрак с востока, то командир бронепоезда «Грозный» решил вернуться к станции Горловка, чтобы пробиться через неё для отхода на юг, к узловой станции Криничная. Бронепаровоз, шедший до этого «толкачом» в хвосте состава бронепоезда, оказался теперь впереди состава. Со станции Горловка красные пустили навстречу бронепоезду брандер-паровоз. Он двигался под уклон с большой скоростью и наскочил на бронепаровоз бронепоезда «Грозный». При столкновении бронепаровоз стал как бы «на дыбы», несколько вагонов и цистерн сошли с рельс. Батарея [280] противника начала обстреливать место крушения. Разведчики, посланные к станции Горловка, были тоже встречены пулемётным огнем. На холмах к северу от железнодорожного полотна появилась неприятельская кавалерия. Ввиду неизбежности оставления бронепоезда стоявшие ещё на рельсах вагоны с бронеплощадкой 6-дюймового орудия были отцеплены. Команда бронепоезда вынула стреляющее приспособление и сняла пулемёты. Затем боевой состав бронепоезда «Грозный» был пущен на состав базы бронепоезда «Орёл», стоявший под уклоном. Сваленные с пути цистерны были подожжены. После этого команда бронепоезда «Грозный» и находившаяся на базе часть команды бронепоезда «Орёл» двинулись на юг пешим порядком. Им пришлось идти в течение всей ночи при сильном морозе. Когда прибыли наконец на станцию Криничная, то оказалось, что у многих офицеров и солдат отморожены уши и пальцы рук и ног. Чины бронепоезда «Орёл» присоединились к боевой части своего бронепоезда на станций Иловайская. На этой станции бронепоезд «Орёл» получил приказание отправиться в восточном направлении на станцию Чистяково для поддержки частей Марковской дивизии. До рассвета 19 декабря бронепоезд прибыл на станцию Чистяково, где принял больного начальника дивизии генерала Тимановского и затем вернулся на станцию Иловайская.

Несколько наших бронепоездов постепенно отходили по железнодорожной линии Харьков — Севастополь. Находившийся на охране железнодорожного участка Нижнедевицк — Синельниково лёгкий бронепоезд «Слава Кубани» сначала попытался пройти через Донецкий бассейн к Ростову. Однако это не удалось. На станции Авдеевка к боевому составу бронепоезда «Слава Кубани» была прицеплена бронеплощадка с двумя зенитными орудиями образца 1914 г. Она была предназначена для вновь формируемого бронепоезда «Олег» и, согласно рапорту офицеров, сопровождавших означенную бронеплощадку, сдана бронепоезду «Слава Кубани». Лёгкий бронепоезд «Волк» совместно с лёгким бронепоездом «Генерал Шифнер-Маркевич» [281] охранял железнодорожные линии на правом и левом берегу Днепра, от станции Пятихатки до станций Синельниково и Александровск. После этого бронепоезд «Волк» отошёл в Крым. Лёгкий бронепоезд «Дмитрий Донской» отошёл в Крым из района станции Большой Токмак в Северной Таврии, прикрывая наши отступающие части.

Лёгкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отходил с 6 по 11 декабря по линии Харьков — Севастополь на участке от станции Беспаловка до станции Лозовая, протяжением около 80 вёрст, поддерживая наши отступающие войска совместно с недавно сформированным бронепоездом «Кавалерист». 12 и 13 декабря эти бронепоезда вели арьергардный бой у станции Павлоград, примерно на 55 вёрст южнее станции Лозовая. 15 декабря бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошёл на узловую станцию Синельниково и около 25 декабря прибыл в Крым.

Лёгкий бронепоезд «Желбат-1» продвигался после оставления Харькова через узловые станции Лозовая — Синельниково — Чаплино до станции Рутченково, на западном краю Донецкого бассейна. Идя в хвосте отходящих эшелонов, бронепоезд задерживал противника, портя железнодорожное полотно, и разрушал сооружения, часто оставляя станции уже под огнём преследующих красных. Со станции Рутченково бронепоезд «Желбат-1» произвёл ночью нападение на узловую станцию Юзово, которая была внезапно занята неприятелем накануне. Красные были выбиты со станции, а все брошенные паровозы, пути и сооружения были взорваны. При этом бронепоезд «Желбат-1» захватил одну бронеплощадку бронепоезда «Слава Офицеру», которая шла из ремонта в составе эшелона, доставшегося красным. Затем бронепоезд «Желбат-1» вернулся на станцию Рутченково и отошёл в Крым.

4 декабря 1919 г. после упорных боёв наступающие советские войска заняли Киев. Вскоре после этого наши войска Киевской и Новороссийской областей были подчинены одному начальнику — генералу Шиллингу, штаб [282] которого находился в Одессе. В оборонительных боях у Киева приняли участие наши лёгкие бронепоезда «Витязь», «Доблесть Витязя» и «Генерал Духонин». 2 декабря бронепоезд «Генерал Духонин» находился около большого железнодорожного моста через Днепр. На следующий день 3 декабря бронепоезд «Генерал Духонин» по приказанию начальника боевого участка командира 16-го стрелкового полка полковника Удовиченко перешёл на пост Волынский, к западу от Киева. 4 декабря у поста Волынского произошёл бой наших бронепоездов «Витязь», «Доблесть Витязя» и «Генерал Духонин» против двух советских бронепоездов.

Нашим огнём бронепоезда противника были принуждены отойти. Затем наши бронепоезда обстреливали цепи пехоты красных, которые приближались к предместьям Киева. 5 декабря, после оставления Киева, бронепоезда «Доблесть Витязя», «Баян» и «Генерал Духонин» находились у станции Боярка, примерно в 20 верстах к юго-западу от Киева. Оттуда бронепоезд «Генерал Духонин» был вызван на узловую станцию Фастов для сопровождения поезда генерала Драгомирова и эшелонов интендантства.

Начиная с 6 декабря бронепоезд «Баян» прикрывал отступление наших войск, постепенно отходя по железнодорожной линии от узловой станции Фастов до узловой станции Цветково. Бронепоезд действовал самостоятельно, без связи с нашими пехотными частями, которые уходили в эшелонах иногда на расстояние до 100 вёрст в тылу бронепоезда. По той же линии отходил в сторону станции Цветково и бронепоезд «Доблесть Витязя», задерживавший преследование красных.

Между тем два наших тяжёлых бронепоезда и не менее трёх лёгких бронепоездов продолжали находиться в начале декабря около Бердичева, примерно в 130 верстах к западу от Киева. 2 и 3 декабря производилась усиленная бомбардировка Бердичева тяжёлыми бронепоездами «Богатырь» и «Непобедимый», в то время как наши лёгкие бронепоезда часто выдвигались на близкое расстояние к станции Бердичев и не давали советским бронепоездам возможности [283] выходить навстречу дальше стрелок пассажирской станции. В один из этих дней по тому же пути шли все три бронепоезда 5-го дивизиона: впереди тяжёлый бронепоезд «Непобедимый», а за ним лёгкие бронепоезда «Коршун» и «Генерал Марков». Бронепоезд «Непобедимый» открыл огонь из 6-дюймовых орудий с расстояния около 5 вёрст, главным образом по вокзалу на окраине города. Со стороны неприятеля не было замечено стрельбы тяжёлых орудий. К этому времени прибыли в район Бердичева наши части 14-й пехотной дивизии, Симферопольского офицерского полка и пехотная часть из галичан. Среди команд наших бронепоездов распространился слух о том, что военные действия у Бердичева вызваны главным образом решением наказать этот город. В 1917 г. генералы Деникин и Марков были арестованы в Бердичеве за своё стремление помочь генералу Корнилову. Арестованных генералов вели под конвоем на вокзал по улицам города. Находившаяся под влиянием большевиков толпа всячески их оскорбляла и им угрожала. Теперь, через два с лишним года, обитатели города должны были понести наказание в виде артиллерийского обстрела. 4 декабря обстрел Бердичева был весьма действителен. По словам бежавших из города жителей, красные начали эвакуацию и даже увезли часть своей артиллерии. Если бы наши пехотные части предприняли решительное наступление, то город, вероятно, был бы взят. Однако назначенная атака наших войск не состоялась. Вечером было получено известие о взятии советскими войсками Киева.

Лёгкий бронепоезд «Доброволец» охранял в начале декабря участок железной дороги Киев — Фастов, а после занятия красными Киева начал отходить в сторону узловой станции Казатин. Когда бронепоезд подходил к станции Кожанка, на одной из бронеплощадок произошёл взрыв. Был ранен один офицер. Около 10 декабря несколько наших бронепоездов находились на узловой станции Казатин, примерно в 140 верстах к юго-западу от Киева и в 25 верстах к юго-востоку от Бердичева. Бронепоезд «Доброволец» выезжал в течение нескольких дней [284] на разведку в сторону Бердичева, в то время как происходила эвакуация станции Казатин. Вероятно, с целью прикрыть эту эвакуацию были отправлены для нападения на станцию Бердичев лёгкие бронепоезда «Коршун» и «Новороссия». В раннее туманное утро эти бронепоезда незаметно подошли к станции Бердичев и стали около виадука, прикрываясь насыпью, в ожидании прибытия нашей пехотной части, которая по выработанному плану должна была содействовать бронепоездам. Выяснилось, что на станции Бердичев стоят два советских бронепоезда. До 14 часов наша пехота не прибыла, и никаких известий о ней не было. Командиры бронепоездов «Коршун» и «Новороссия» решили отходить под прикрытием тумана к станции Казатин. Однако, когда паровозы задымили, то красные открыли по ним частый огонь. Место остановки за виадуком было, по-видимому, пристреляно, и первые же снаряды разорвались в непосредственной близости от бронепоезда «Новороссия», на котором двое чинов команды были ранены. Бронепоезд «Новороссия» двинулся скорым ходом назад. Бронепоезд «Коршун» в это же время двинулся вперёд, чтобы оттеснить бронепоезда противника и обеспечить себе потом свободный отход. Когда контрольная площадка, орудийная бронеплощадка и пулемётная бронеплощадка бронепоезда «Коршун» вышли из-под виадука, между паровозом и тендером взорвалась мина. Красные произвели взрыв при помощи индуктора. Паровоз, тендер и задняя орудийная бронеплощадка частью колёс сошли с рельс, передняя же часть бронепоезда осталась на рельсах. Взрывом сорвало часть брони и оторвало тендер от паровоза, который стал сильно парить. Несмотря на трудное положение, переднее орудие и пулемёты бронепоезда «Коршун» открыли частый огонь по неприятелю. Советские бронепоезда вскоре отошли и скрылись за городскими домами. Бронепоезд «Коршун», в свою очередь, пристрелял железнодорожное полотно перед собой, на насыпи были установлены пулемёты, и команда неподвижного теперь бронепоезда изготовилась к обороне в надежде на помощь со стороны каких-либо наших войск. [285] Примерно через час был замечен далеко в поле кавалерийский разъезд в австрийской форме. Несколько человек из состава команды бронепоезда поспешили к нему навстречу, приглашая знаками подъехать. Оказалось, что разъезд входит в состав так называемого галицийского корпуса под командой генерала Митякина, который перешёл в начале декабря на сторону Добровольческой армии. Начальник разъезда сообщил, что для бронепоезда уже выслано прикрытие. Ночью прибыл ремонтный поезд инженера Рашевского. Сошедшая с рельс часть бронепоезда «Коршун» была поставлена на рельсы, повреждённый путь починен, и боевой состав бронепоезда отведён на станцию Казатин.

Перед оставлением станции Казатин тяжёлый бронепоезд «Непобедимый» отправился на узловую станцию Знаменка в распоряжение генерала Слащёва, для участия в военных действиях около Екатеринослава. Тяжёлый бронепоезд «Богатырь» отошёл по линии Киев — Одесса и находился около 10 декабря на узловой станции Жмеринка, приблизительно в 100 верстах к юго-западу от станции Казатин. Лёгкий бронепоезд «Доброволец» получил на станции Казатин бронеплощадку с двумя орудиями из боевого состава петлюровского бронепоезда «Хортица». Около 15 декабря бронепоезд «Доброволец» также прибыл на станцию Жмеринка. Затем бронепоезда «Богатырь» и «Доброволец» отошли на узловую станцию Вапнярка, на расстоянии около 285 вёрст к северу от Одессы.


 

2010—2013 Design by AVA