Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава тридцатая

После четырёх дней сражения, начавшегося наступлением наших войск в Северную Таврию, на фронте создалось следующее положение. К 29 мая 1920 г. части 1-го корпуса генерала Кутепова продвинулись на нашем левом фланге примерно на 40 вёрст к северу от Перекопа. В этом районе им пришлось столкнуться с встречным наступлением только что подведенной 15-й советской стрелковой дивизии численностью около 4500 чел. пехоты и 800 чел. конницы. На нашем правом фланге части 2-го корпуса [361] генерала Слащёва дошли до Мелитополя и должны были отражать там атаки резервов красных, подвозимых с севера, от Александровска. В центре, где было начато наступление наших войск под командой генерала Писарева, отдельные неприятельские части были ещё недалеко от железнодорожной линии Сальково — Мелитополь.

Лёгкие бронепоезда «Офицер» и «Волк» находились 29 мая на участке между станциями Ново-Алексеевка и Рыково протяжением около 15 вёрст и обстреливали артиллерийским огнём части неприятельской конницы, приближавшиеся с запада к железной дороге. К вечеру кавалерия красных была принуждена отойти на север. По приказанию начальника группы бронепоездов полковника Гадда лёгкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» и тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» двинулись к станции Акимовка, примерно в 25 верстах к юго-западу от Мелитополя, с задачей установить связь со штабом 2-го корпуса генерала Слащёва. После нескольких остановок для починки повреждённого пути наши бронепоезда прибыли на станцию Акимовка лишь в 16 часов. Вечером было получено приказание генерала Слащёва идти дальше в Мелитополь и поступить там в распоряжение начальника 13-й пехотной дивизии. После новых задержек из-за повреждений пути наши бронепоезда вошли около 23 часов на станцию Мелитополь, находящуюся примерно в 115 верстах от станции Сиваш.

На следующий день, 30 мая, Главнокомандующий отдал директиву о преследовании частями трёх наших корпусов войск 13-й советской армии, потерпевших поражение и отступающих к Днепру. Во время сражения нашими войсками были взяты 8000 пленных и 30 орудий. Только на нашем правом фланге у Мелитополя войска 2-го корпуса продолжали вести упорный оборонительный бой против подходивших свежих советских резервов. Прибытие наших бронепоездов на станцию Мелитополь позволило им оказать нашим обороняющимся войскам ценную поддержку. Красные повели наступление на Мелитополь с рассвета 30 мая. Четыре неприятельских бронепоезда открыли [362] сильный артиллерийский огонь по станции. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» стал у северных стрелок, а бронепоезд «Единая Россия» занял позицию в районе садов у южных стрелок. До 14 часов наши бронепоезда вели успешную борьбу с бронепоездами красных, не позволяя им приблизиться к станции. После этого в тылу, со стороны ближайшей к юго-западу станции Тащенак, стала слышна усиливающаяся артиллерийская стрельба. Бронепоезда «Единая Россия» и «Святой Георгий Победоносец» получили приказание отходить. Между станциями Тащенак и Акимовка ими был встречен наш Таганрогский полк 34-й пехотной дивизии. Полк шёл в наступление на деревню, занятую неприятелем в трёх верстах от железной дороги. Наши бронепоезда поддержали наступление артиллерийским огнём, и красные отошли. По прибытии на станцию Акимовка тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» получил приказание идти дальше — на станцию Рыково, примерно в 70 верстах от станции Мелитополь.

Утром 31 мая лёгкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» выдвинулся со станции Мелитополь для поддержки нашей пехоты, которая подвергалась атакам противника на восточной окраине города Мелитополя. Около станции Мелитополь бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» попал под усиленный обстрел неприятельских бронепоездов и батарей. Осколком снаряда был убит на бронепоезде подпоручик Пешехонов. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» продолжал двигаться дальше, расстреливая цепи пехоты противника. При поддержке бронепоезда наша пехота пошла в контратаку. Поражаемый пулемётным огнём с бронепоезда «Святой Георгий Победоносец», противник стал отходить к востоку от железной дороги. В это время бронепоезд получил прямое попадание во 2-ю бронеплощадку. Три солдата были убиты, два — ранены, и контужен один офицер. При дальнейшем продвижении головная бронеплощадка сошла с рельс на разбитом снарядами пути. Подъем бронеплощадки своими средствами не удался, и ввиду отступления вспомогательного [363] поезда, а также вследствие загромождения пути впереди двумя сваленными паровозами бронеплощадка была временно оставлена. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошёл на станцию Мелитополь, продолжая вести перестрелку с бронепоездами красных. Затем было получено приказание командира бригады 13-й пехотной дивизии отойти на пять вёрст к юго-западу от Мелитополя ввиду нового обхода города неприятелем с запада. Приказание было исполнено, и бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошёл от станции Мелитополь. В тот же день 31 мая бронепоезд «Офицер» после необходимого ремонта паровоза перешёл на участок железной дороги между станциями Акимовка и Тащенак. В последние дни мая лёгкие бронепоезда «Волк» и «Дмитрий Донской» и тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» были тоже отправлены на фронт к Мелитополю.

1 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» возвратился на станцию Мелитополь и открыл огонь по району моста, на который противник продолжал вести настойчивые атаки. Неприятельские бронепоезда подходили к станции на пять вёрст и обстреливали станцию и железнодорожный посёлок. В трёх верстах к северу от выходного семафора путь между нашим и неприятельским расположением был загромождён паровозами, которые были пущены в виде так называемых «брандеров» против неприятеля нашей пехотой ещё в день занятия ею станции. Бронепоезд «Офицер» прибыл на станцию Мелитополь около 17 часов 1 июня и оставался ночью в сторожевом охранении. Ночью бронеплощадка, оставленная накануне бронепоездом «Святой Георгий Победоносец», была поднята подошедшим вспомогательным поездом. Бронепоезд «Единая Россия» передвигался в течение этого дня по участку железной дороги длиной примерно в 15 вёрст между станциями Рыково и Ново-Алексеевка. К западу от последней станции и не дальше чем в 10 верстах от позиций у станции Сальково, с которых началось наше наступление, были якобы обнаружены конные части красных. Поэтому [364] бронепоезду «Единая Россия» было приказано оставаться ночью в полной боевой готовности.

На рассвете 2 июня с бронепоезда «Единая Россия» был обнаружен отступающий Калмыцкий полк, вслед за которым в трёх верстах от станции Ново-Алексеевка двигалась лава конницы красных при двух батареях. Бронепоезд «Единая Россия» тотчас открыл огонь, и кавалерия красных отошла на север. 2 июня утром на станции Мелитополь собрались лёгкие бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Дроздовец». Позднее подошли и тяжёлые бронепоезда «Иоанн Калита» и «Единая Россия». После отхода пехоты красных была начата спешная постройка обводного пути у сброшенных паровозов для того, чтобы наши бронепоезда могли двинуться на север, к узловой станции Фёдоровка. В течение дня бронепоезд «Офицер» прикрывал производство работ, неоднократно выезжая вперёд. Тогда неприятель открыл сильный артиллерийский огонь с закрытых позиций из 42-линейных и 6-дюймовых орудий. Бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия», в свою очередь, стреляли по предполагаемому месту позиций красных. На следующий день, 3 июня, обводный путь был построен. Но пришлось приступить тогда к сбрасыванию целого состава товарных вагонов, оставленных красными в шести верстах к северу от Мелитополя.

4 июня лёгкие бронепоезда «Волк» и «Дроздовец» и тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» поддерживали наступление частей нашей 34-й пехотной дивизии на узловую станцию Фёдоровка, примерно в 20 верстах к северу от станции Мелитополь. Шедший впереди бронепоезд «Дроздовец» остановился у южных стрелок станции и открыл огонь по занимавшей её неприятельской пехоте. Находившийся севернее станции Фёдоровка неприятельский бронепоезд, в свою очередь, открыл огонь по бронепоезду «Дроздовец», который вскоре получил попадание в заднюю бронеплощадку. Подошедший бронепоезд «Волк» стал обстреливать станцию из двух орудий. Между тем было замечено движение другого неприятельского бронепоезда, который подходил к станции по линии с востока и, [365] вероятно, стремился прорваться через станцию на север. Тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» открыл огонь по этому бронепоезду красных с дистанции около пяти вёрст. Когда же пехота противника была вытеснена со станции, то бронепоезд «Волк» также начал стрелять по тому же бронепоезду противника, подходившему с востока. Через некоторое время бронепоезд красных остановился. Наступающие части нашей пехоты подошли к подбитому и оставленному командой неприятельскому боевому составу из двух бронеплощадок с двумя лёгкими орудиями в башнях на каждой площадке и паровоза. Этот бронепоезд красных носил название «Армия советской Латвии». Вечером бронепоезду «Дроздовец» было приказано вывезти брошенный бронепоезд красных в Мелитополь. Он был мало поврежден. Существовали разногласия по вопросу о том, считать ли бронепоезд красных подбитым выстрелами бронепоезда «Единая Россия» или выстрелами бронепоезда «Волк». Вероятно, бронепоезд «Армия советской Латвии» не мог продолжать свой отход из-за разрушения железнодорожного полотна. Лёгкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отправился 4 июня в резерв Главнокомандующего и оставался в ближайшие дни на станциях Ново-Алексеевка и Геническ.

Взятие узловой станции Фёдоровка позволило нашим бронепоездам действовать по двум направлениям, восточному и северному. В восточном направлении от станции Фёдоровка шла железная дорога в сторону Донецкого бассейна через узловые станции Верхнетокмак, Цареконстантиновка и Волноваха. В северном направлении от станции Фёдоровка шла железная дорога в сторону Харькова через узловые станции Александровск, Синельниково и Лозовая.

На восточном направлении бронепоезд «Офицер» подошёл 5 июня после починки пути к станции Светлодолинская, примерно в 15 верстах от станции Фёдоровка. Не доходя до станции Светлодолинская, была обнаружена вполне исправная бронеплощадка с 6-дюймовой гаубицей, брошенная красными. На бронеплощадке имелся запас [366] снарядов. Она входила в состав неприятельского бронепоезда «Армия советской Латвии» (захваченного нами накануне) и сошла с рельс, наскочив на взорванный нашей кавалерией путь. По исправлении пути бронепоезд «Офицер» вывез неприятельскую бронеплощадку, прошёл станцию Светлодолинская и примерно в пяти верстах от неё приблизился к окраине немецкой колонии Шенау. Там оказался отряд советской пехоты, расположившийся поблизости от железнодорожного полотна. Приняв наш бронепоезд за свой, красные были застигнуты врасплох. Им было предложено сдаться. Ближайшие к бронепоезду около пятидесяти пехотинцев сдали свои винтовки и один пулемёт. Другие стояли сначала в нерешительности. Но увлекаемые своими комиссарами, эти неприятельские пехотинцы стали убегать и скрываться во ржи. По группе конных красных бронепоезд «Офицер» открыл пулемётный огонь, и они ускакали. Продвинувшись затем дальше, бронепоезд «Офицер» обстреливал части противника, отступавшие к следующей станции Большой Токмак. Бронепоезд не мог дойти до этой станции из-за взорванного железнодорожного моста. В ближайшие после этого дни наши наступающие войска продвинулись до станции Стульнево, в 60 примерно верстах к востоку от станции Фёдоровка. 10 июня бронепоезд «Офицер» прикрывал работы по починке железнодорожного моста в нескольких верстах к востоку от станции Стульнево. Боевой частью бронепоезда командовал в этот день штабс-капитан Симмот. В 17 часов бронепоезд «Офицер» отошёл вместе с ремонтным поездом на станцию Стульнево по спешному вызову командира бригады 13-й пехотной дивизии. Разведчики от роты Брестского пехотного полка, занимавшей станцию, донесли о приближении с востока конницы красных с батареей. Тогда бронепоезд «Офицер» пошёл навстречу противнику и попал под огонь двух орудий, стоявших на открытой позиции. После артиллерийской перестрелки одно неприятельское орудие было подбито снарядом с бронепоезда, а другое орудие снялось с позиции и отошло. Отогнав тогда своим огнём и конницу красных, бронепоезд «Офицер» [367] вернулся на станцию Стульнево для доклада командиру бригады. В это время отошедшее орудие противника стало на закрытую позицию и повело пристрелку железнодорожного полотна на том месте, где раньше стоял бронепоезд. Начальник боевого участка генерал Стошинский приказал бронепоезду отогнать и второе орудие красных, хотя уже наступил вечер. Исполняя полученное приказание, бронепоезд «Офицер» подошел к своей прежней позиции. Тотчас же неприятельское орудие открыло огонь с закрытой позиции на дистанции в 3 версты по пристрелянному участку. Бронепоезду пришлось маневрировать ввиду меткости обстрела. Когда он медленно двигался назад, обстреливая противника, неприятельский снаряд попал в рельсу рядом с орудийной бронеплощадкой № 4. Из-за неисправности тормоза не удалось остановить бронепоезд сразу. Орудийная бронеплощадка сошла с рельс, сцепилась буферами с пулемётной площадкой и стащила с рельс также и её. На рельсах остались: паровоз, бронеплощадка с двумя орудиями и две предохранительные платформы. Но не было возможности отцепить эту часть боевого состава своими средствами, так как буфера и сцепки сильно заели. При движении с целью порвать фаркоп можно было ожидать ещё большего крушения. На фронте не было тогда нашей артиллерии, которая могла бы обстреливать противника. Ввиду создавшегося тяжёлого положения командовавший бронепоездом «Офицер» штабс-капитан Симмот приказал снять стреляющие приспособления, прицелы, панорамы и пулемёты и отошёл с частью команды на станцию Стульнево. В это время другая часть команды осталась в полуверсте от покинутого боевого состава, чтобы пулемётным и ружейным огнём не позволять красным захватить его. Затем подошли наши подкрепления. 5-я рота Брестского пехотного полка, две сотни нашей конницы и команда бронепоезда заняли позицию вблизи от потерпевшего крушение бронепоезда. В 3 часа 11 июня прибыл ремонтный поезд, но не приступил к работе из-за недостатка технических средств и рабочих рук и ждал рассвета. Утром 11 июня красные открыли сильный [368] артиллерийский и ружейный огонь и принудили команду бронепоезда отойти. При этом был смертельно ранен командир пулемётного взвода бронепоезда «Офицер» поручик Новицкий. Отступив на полверсты, команда бронепоезда залегла и продолжала не подпускать противника к боевому составу. В 13 часов батальон Брестского полка перешёл в наступление и потеснил красных, которые прекратили свой артиллерийский огонь. Ремонтный поезд начал постройку обводного пути для вывоза бронепаровоза и бронеплощадки с двумя орудиями. Около 20 часов команда бронепоезда «Офицер» получила приказание отступать вместе с батальоном Брестского полка ввиду прорыва конницы красных на нашем правом фланге. Под сильным пулемётным огнём команда бронепоезда отошла на станцию Стульнево. Однако в 23 часа перешли в наступление части соседней Донской конной дивизии, отбросили противника и восстановили положение. 12 июня была закончена постройка обводного пути по насыпи высотой в полтора аршина. Бронепаровоз и бронеплощадка с двумя орудиями были вывезены, после чего команда бронепоезда «Офицер» отправилась с ними на станцию Светлодолинская, где стояла база бронепоезда.

13 июня бронепоезд «Офицер» и прибывший с другого направления тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» выходили за станцию Большой Токмак, примерно в 40 верстах от станции Фёдоровка, и обстреливали неприятеля, находившегося на буграх к северу от железной дороги. Прибывший в тот же день из резерва лёгкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» прошёл дальше на станцию Стульнево, приблизительно в 20 верстах к востоку от станции Большой Токмак. На обводном пути поблизости от станции Стульнево орудийная бронеплощадка, пулемётная бронеплощадка и паровоз бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» сошли с рельс. Подошедший вспомогательный поезд приступил к их подъему. Для этой работы потребовалось около 8 часов. 14 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» прикрывал между станциями Большой Токмак и Стульнево фланг Донской дивизии, а затем [369] вёл бой с советской пехотой, которая наступала к станции Стульнево. В тот же район прибыл с северного направления тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» в составе двух боевых площадок с тяжёлыми орудиями.

На северном направлении наступление наших войск после взятия узловой станции Фёдоровка было поддержано сначала тяжёлым бронепоездом «Единая Россия». Он содействовал частям 34-й пехотной дивизии 7 июня при взятии станции Пришиб, на расстоянии около 20 вёрст к северу от станции Фёдоровка. Примерно в то же время командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен полковник Окушко. 11 июня лёгкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» приняли участие в бою близ станции Чокрак, примерно в 15 верстах к северу от станции Пришиб, совместно с частями 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка. Пехота и кавалерия красных были выбиты из селения Васильевка, находившегося около железной дороги. В этот же день произошло несчастье на тяжёлом бронепоезде «Иоанн Калита», прибывшем на позицию у станции Чокрак. Входившая перед тем в состав бронепоезда «Иоанн Калита» бронеплощадка с 5-дюймовым английским орудием была отправлена в ремонт в Севастополь. Ввиду экстренного требования отправить означенное орудие на фронт ремонт был закончен слишком поспешно и не была произведена полагающаяся пробная стрельба. Когда бронепоезд «Иоанн Калита» должен был 11 июня открыть огонь у станции Чокрак, то при первом выстреле 5-дюймового орудия из него вырвало стреляющее приспособление. Воспламенились приготовленные для дальнейшей стрельбы 9 зарядов. (В этой системе орудий снаряды и заряды вкладывались в ствол орудия отдельно.) Стреляюшим приспособлением была перебита нога канонира Полякова. Воспламенившимся порохом он был сильно обожжён и умер на следующий день, не приходя в сознание. Канонир Косарев был тоже сильно обожжён. У него вытекли глаза и обгорело всё тело. Не потеряв сознания, он умолял о том, чтобы его пристрелили. Это было исполнено одним из офицеров бронепоезда. Ещё [370] 4 нижних чина получили тяжёлые ожоги. С большими трудностями удалось потушить пожар на боевой площадке, между тем как неприятельские батареи и бронепоезда усилили обстрел бронепоезда «Иоанн Калита». 13 июня было заменено стреляющее приспособление в 5-дюймовом орудии, и бронепоезд отправился через узловую станцию Фёдоровка на восточное направление. 14 июня лёгкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» поддерживали в бою у селения Васильевка части 34-й пехотной дивизии. Огнём бронепоезда «Дмитрий Донской» был подбит паровоз бронепоезда красных, вследствие чего отошли и другие неприятельские бронепоезда. Бронепоезд «Дмитрий Донской» также перебил своим огнём почти всю прислугу и лошадей 3-орудийной батареи красных. По свидетельству начальника 34-й пехотной дивизии генерала Теплова, этим бронепоезд оказал решающее содействие выполнению нашей боевой задачи.

Команды трёх бронепоездов, ещё не получивших в то время своих бронеплощадок, должны были оставаться в тылу. Команда бронепоезда «Генерал Алексеев» продолжала оставаться на станции Бахчисарай, примерно в 45 верстах от Севастополя. Отряды из состава команды, посылавшиеся в отдельные сёла, иногда захватывали так называемых зелёных. Наиболее важные преступники доставлялись в город Бахчисарай, где заседал военно-полевой суд. Менее важные преступники и дезертиры подвергались телесному наказанию на месте. Надлежало также выезжать на помощь нашим караулам в случае нападения на железнодорожные мосты. Команда бронепоезда «Севастополец&rauo; находилась на станции Бельбек, примерно в 25 верстах от Севастополя, и участвовала в боевых действиях против зелёных. В бою против них 23 мая были убиты из состава команды бронепоезда подпоручик Наркусский и один нижний чин. 30 человек из состава команды при четырёх пулемётах были откомандированы позднее в Бахчисарай в распоряжение начальника гарнизона командира лейб-гвардии Атаманского полка генерала Хрипунова. Команда бронепоезда «Грозный» перешла в город Севастополь и [371] была включена в состав его гарнизона. Она стала нести гарнизонную службу и выполняла некоторые наряды на работы, в частности, производила разгрузку снарядов в Килен-бухте. Постройка боевых площадок для бронепоезда «Грозный» происходила весьма медленно из-за частых забастовок на заводе и недостатка рабочих рук.


 

2010—2013 Design by AVA