Власов А. А.

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

Глава тридцать первая

К середине июня 1920 г. после успешного наступления в Северную Таврию наши войска были развёрнуты на широком фронте протяжением до 180 вёрст. Фронт шёл от района к западу от Бердянска, на Азовском море, до станции Попово, примерно в 60 верстах к северу от Мелитополя, и дальше — вдоль берега Днепра, до его устья. Вопрос о продовольствии для армии и населения был таким образом разрешён. Но на занятой территории не было достаточных резервов и пополнений для того, чтобы продолжать без остановки наступление с далёкими целями. Между тем советское командование подготовило маневр сильной конной группы. 15 июня советский конный корпус под командой Жлобы, численностью до 7500 чел. кавалерии и 6000 чел. пехоты, усиленный ещё другими конными частями, атаковал близ узловой станции Верхнетокмак части 3-й Донской дивизии. После упорного боя конный корпус Жлобы стал продвигаться с востока на запад, в сторону Мелитополя. Совершая главным образом ночные переходы, войска корпуса Жлобы достигли к 20 июня района к югу от станции Большой Токмак, продвинувшись вглубь нашего расположения примерно на 50 вёрст.

На восточном направлении от узловой станции Фёдоровка бронепоезд «Офицер» находился 16 июня на станции Стульнево, примерно в 20 верстах к западу от узловой станции Верхнетокмак. Бронепоезд снял стрелки и разобрал путь у семафора станции и здесь подвергся нападению неприятельского аэроплана, который сбросил три [372] бомбы. Эти бомбы не причинили бронепоезду вреда. Затем были обнаружены колонны и обозы красных к юго-востоку от станции Стульнево. Приблизившийся к станции разъезд противника был отброшен огнём с бронепоезда. В 18 часов бронепоезд «Офицер» погрузил батальон Брестского пехотного полка и отошёл примерно на пять вёрст к западу. Батареи красных оказались там вблизи от железной дороги, и бронепоезд вёл с ними перестрелку до наступления темноты. 17 июня утром бронепоезд «Офицер» двинулся со станции Большой Токмак в сторону станции Стульнево совместно с ремонтным поездом, чтобы снять 3-дюймовое орудие с бронеплощадки, потерпевшей крушение 10 июня. Был обнаружен неприятельский бронепоезд, который открыл огонь, но отошёл после первых ответных выстрелов бронепоезда «Офицер». После успешного снятия орудия бронепоезд «Офицер» оставался некоторое время на станции Стульнево, которую начал обстреливать из 6-дюймового орудия неприятельский тяжёлый бронепоезд. Снаряды противника не причинили вреда бронепоезду «Офицер». Резерв бронепоезда оставался на станции Светлодолинская, на которую кавалерия красных из состава корпуса Жлобы произвела внезапное нападение на рассвете 18 июня. Вероятно, в этот день или накануне на станцию Светлодолинская прибыл с северного направления тяжёлый бронепоезд «Единая Россия». Во время боя у станции Светлодолинская на бронепоезде «Единая Россия» был убит поручик Харитонович. Неприятельская кавалерия была отброшена с помощью частей Корниловской дивизии.

20 июня главные силы конного корпуса Жлобы были охвачены с трёх сторон в районе к югу от станции Большой Токмак нашими войсками 2-й и 3-й Донских дивизий, Корниловской дивизии и Дроздовской дивизии. Наши войска перешли в наступление рано утром 20 июня. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» находился в это время на станции Большой Токмак. При приближении неприятельской кавалерии бронепоезд вышел со станции навстречу противнику и отбросил красных своим [373] огнём. Неприятельская конница изменила направление и стала поспешно отходить на восток, параллельно линии железной дороги. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» преследовал кавалерию огнём из орудий и пулемётов вплоть до станции Стульнево и нанёс красным большие потери. Затем другая группа неприятельской кавалерии, шедшая наперерез железнодорожному пути, окружила бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». Бронепоезд открыл по окружавшим его красным огонь в упор из пулемётов и из орудий «на картечь». Под жестоким обстрелом с бронепоезда эта группа неприятельской кавалерии не могла прорваться к северу от железной дороги и поскакала в сторону. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» обстрелял при этом неприятельский взвод артиллерии и бронеавтомобиль, которые пытались поддерживать свою кавалерию. Орудия противника поспешно снялись с позиции, и бронеавтомобиль быстро ушел. Третью группу неприятельской кавалерии преследовали наши конные части генерала Морозова. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» принял участие в преследовании, обстреливая скачущие конные части красных, и снова подошёл к станции Стульнево. В южном направлении от этой станции были во время боя ясно видны разрывы от выстрелов наших батарей, усиленно обстреливавших противника при его попытках пробиться на юг. За день боя бронепоездом «Святой Георгий Победоносец» были взяты 18 пленных.

В тот же день 20 июня тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» находился также на участке Большой Токмак — Стульнево протяжением около 20 вёрст, поддерживая около станции Большой Токмак части нашей 13-й пехотной дивизии. Боевая площадка с 6-дюймовым орудием бронепоезда «Иоанн Калита» была поставлена за семафором станции. Нашему тяжёлому орудию пришлось вести огонь по стремительно наступающей коннице противника с минимальным прицелом в два с половиной кабельтова, то есть на дистанции около 200 сажен. С боевой площадки обстреливали неприятеля и пулемётным огнем. Боевая площадка бронепоезда «Иоанн Калита» с 5-дюймовым [374] орудием передвигалась во время всего боя по железнодорожному участку, расстреливая красных на малых прицелах. Конный корпус Жлобы потерпел в этот день тяжёлое поражение. Нашими войсками были взяты 2000 пленных и 40 орудий, а также 3000 коней. Это позволило снабдить конским составом несколько кавалерийских и донских казачьих полков, которые до того были вынуждены действовать в пешем строю.

На следующий день 21 июня советские войска, находившиеся к северу от Большого Токмака, попытались поддержать пострадавший конный корпус Жлобы и перешли в наступление. С утра после артиллерийской подготовки начались атаки красных на расположение частей нашей 13-й пехотной дивизии у окраины города Большой Токмак. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» задерживал неприятеля своим огнём и помог частям 13-й пехотной дивизии отойти к железной дороге. Подошедшими частями Дроздовской дивизии противник был выбит из города Большой Токмак. При этом бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» обстреливал из пулемётов и из орудий «на картечь» окраину города, на которой были выставлены пулемёты красных.

22 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» двинулся к станции Стульнево и неожиданно встретил пехотный полк красных. Подойдя к цепи противника, находившейся близ железной дороги, бронепоезд своим огнём заставил её отойти. За станцией Стульнево был встречен неприятельский бронепоезд. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» подошел к нему без выстрела на дистанцию в полторы версты и лишь тогда открыл огонь. Советский бронепоезд быстро отошёл. Преследовать его было невозможно из-за порчи пути. На следующий день, 23 июня, бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» снова вступил в бой у станции Стульнево, ведя перестрелку с батареями и бронепоездом красных. После наступления темноты бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» потерпел крушение на взорванном красными в ту же ночь пути. Сошли [375] с рельс одна орудийная бронеплощадка и (одним скатом) пулемётная бронеплощадка.

24 июня наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» получили задачу взорвать мост и пути к востоку от станции Стульнево. Шедший впереди бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» наскочил на фугас, не доезжая одной версты до этой станции. Одна его бронеплощадка сошла с рельс. Позднее нами был сброшен паровоз с целью преградить путь бронепоездам красных. После этого бронепоезд «Офицер» подошёл в ночь на 25 июня к станции Стульнево и прикрывал работы для подъёма контрольных площадок бронепоезда «Святой Георгий Победоносец». Затем был исправлен железнодорожный путь в трёх местах. В это время части Корниловской дивизии овладели железнодорожным мостом и взорвали его, после чего отошли на свои прежние позиции. Днём 25 июня бронепоезд «Офицер» подходил ко взорванному мосту и вёл перестрелку с бронепоездами красных, стоявшими по другую сторону этого моста. В конце июня 1920 г. наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» оставались в районе станций Большой Токмак и Стульнево на боевом участке Корниловской дивизии. Ночью один из наших бронепоездов стоял в заставе. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» несколько раз стрелял с закрытой позиции, как батарея, и помогал таким образом нашим батареям при отражении неприятельских атак на Большой Токмак. 29 июня бронепоезд «Офицер» стоял вблизи станции Стульнево, в то время как у селения Черниговка шёл бой между донскими частями и красными. Ввиду неясности положения бронепоезд «Офицер» огня не открывал.

На северном (считая от узловой станции Фёдоровка) направлении бронепоезд «Дмитрий Донской» поддержал 16 июня две роты 1З5-го пехотного Керчь-Еникальского полка, которые были окружены кавалерией противника. В этом бою бронепоезд «Дмитрий Донской» получил два попадания в головное орудие и одно попадание в паровоз. Были убиты два вольноопределяющихся и тяжело ранен [376] командовавший в этот день боевой частью бронепоезда капитан Лагутин. После этого боя бронепоезд «Дмитрий Донской» выезжал в составе только двух орудийных бронеплошадок и одной пулемётной бронеплощадки. 19 июня бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» прикрывали отход нашей пехоты у станции Бурчацк, примерно в 30 верстах от станции Фёдоровка, а 22 июня бронепоезд «Дмитрий Донской» поддерживал части 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка во время боя у станции Пришиб, примерно в 20 верстах к северу от станции Фёдоровка, и своим огнём заставил отойти бронепоезд красных. После этого наши войска перешли в наступление, и 23 июня произошёл бой у станции Чокрак, в 15 верстах к северу от станции Пришиб. В этом бою участвовали наши лёгкие бронепоезда «Дмитрий Донской», «Волк» и тяжёлые «Единая Россия» и «Иоанн Калита», прибывшие в это время с восточного направления. Станция Чокрак была взята нашими войсками, и бронепоезда красных принуждены отойти на север, к станции Попово. С 25 июня бронепоезд «Дмитрий Донской» состоял в распоряжении начальника артиллерийского участка Дроздовской дивизии и выходил на позицию между станциями Чокрак и Попово.

В начале июля 1920 г. 1-й корпус генерала Кутепова занял обращённый к северо-востоку фронт, примерно в 25 вёрст между железнодорожными линиями на Верхнетокмак и Александровск. Был образован конный корпус из трёх дивизий. Но советские войска, к которым продолжали подходить свежие части, усиливались, в смысле численности, скорее наших войск. Около 5 июля в 13-й советской армии состояло до 35 000 чел. пехоты и 10 000 чел. конницы. Кроме того, в близком тылу красных собирались части 2-й конной армии под командой Гая, с численностью до 5000 чел. кавалерии.

На восточном направлении бронепоезд «Офицер» стоял 1 июля в сторожевом охранении, когда был замечен аэроплан, снизившийся около железнодорожной будки. Бронепоезд немедленно подошёл к будке и выслал часть команды к аэроплану. Оказалось, что это наш аэроплан, у [377] которого испортился мотор. Чины бронепоезда вывезли аэроплан в наше расположение несмотря на артиллерийский огонь противника. 3 июля бронепоезд «Офицер» был спешно вызван к станции Полугород, примерно в 30 верстах от станции Фёдоровка, ввиду прорыва красных в промежутке между частями Корниловской и Дроздовской дивизий. Днём наши бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» обстреливали селение Мунталь, занятое противником. Вечером положение на фронте наших войск было восстановлено. В ночь на 5 июля бронепоезд «Офицер» двинулся вместе с вспомогательным поездом в сторону противника с задачей сбросить холодный паровоз для загромождения пути ввиду ожидавшегося наступления красных. Задача была выполнена. Днём 5 июля бронепоезд «Офицер» обнаружил наступление пехоты противника силою около полка с большим количеством пулемётных тачанок. Двинувшись на сближение с неприятелем, бронепоезд должен был остановиться перед испорченным путём, откуда открыл артиллерийский и пулемётный огонь по пехоте красных, пытавшейся развернуться в боевой порядок. Когда красные отступили, бронепоезд вернулся на свою прежнюю позицию под огнём неприятельской батареи, стрелявшей со стороны станции Стульнево.

Между тем Главнокомандующий поставил генерала Кутепова во главе трёх наших корпусов, Донского, 1-го армейского и конного, с задачей выделить из этих войск сильную ударную группу для нового короткого наступления. Сосредоточенная близ Большого Токмака наша ударная группа должна была сначала наступать на север, чтобы нанести поражение Александровской группе красных. Затем часть войск ударной группы должна была двинуться на юго-восток и атаковать во фланг и тыл Пологскую и Верхнетокмакскую группы красных. Наступление нашей ударной группы началось 12 июля.

14 июля на рассвете бронепоезд «Офицер» занял позицию у будки, приблизительно в 10 верстах к востоку от станции Большой Токмак. Наблюдатели с бронепоезда были высланы вправо и влево от линии железной дороги. [378] Утром красные повели наступление на расположение 1-го Корниловского полка. Неприятельская трёхорудийная батарея стала на открытую позицию и открыла частый огонь. Одна из корниловских батарей была принуждена сняться с позиции, понеся большие потери людьми и лошадьми. Как только с левого наблюдательного пункта заметили открыто стоявшую неприятельскую батарею, бронепоезд «Офицер» открыл по ней огонь из трёх орудий. Артиллеристы противника поспешно оставили свои орудия. Затем бронепоезд не прекращал наблюдения за этими оставленными орудиями и своими меткими выстрелами не позволял противнику их вывезти и даже снять затворы. Во время боя днём часть советской пехоты незаметно подошла к нашему левому наблюдательному пункту, но затем артиллерийским огнём бронепоезда и стрельбой его пулемётной команды, присоединившейся к цепи нашей пехоты, противник был отброшен. Когда красные были оттеснены, части Корниловского полка вернулись на свои прежние позиции. Советские бронепоезда подошли к станции Стульнево, но были отогнаны огнём тяжёлого бронепоезда «Единая Россия».

16 июля бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» находились на позиции к востоку от станции Большой Токмак, когда началось наступление красных. В районе, который могли обстреливать наши бронепоезда, неприятель был быстро остановлен их огнём. Вскоре после этого неприятельские батареи начали обстрел бронепоезда «Офицер», который был принуждён маневрировать на участке в 100 сажен между железнодорожной будкой и тяжёлым бронепоездом «Единая Россия». Несмотря на свою меткость, артиллерийский огонь красных был в этот день малодействителен, так как многие неприятельские снаряды не разрывались. На следующий день 17 июля наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» подошли к мосту у станции Стульнево ввиду начавшегося успешного наступления войск Донского корпуса. 18 июля части Донского корпуса заняли узловую станцию Верхнетокмак, примерно в 20 верстах к востоку [379] от станции Стульнево, захватив при наступлении одну бронеплощадку советского бронепоезда «Товарищ Троцкий». В бою у станции Верхнетокмак огнём тяжёлого бронепоезда «Единая Россия» и лёгкой донской батареи был подбит неприятельский бронепоезд «Большевик». Две бронеплощадки этого советского бронепоезда были вывезены бронепоездом «Единая Россия» на станцию Большой Токмак. Под вечер бронепоезд «Офицер» с помощью присланного паровоза-толкача продвинулся по обводному пути, построенному красными. Уклон этого пути был не одинаковый с западной и восточной стороны. Бронепоезд «Офицер» прошёл станцию Верхнетокмак в сторону следующей к востоку станции Бельманка. В два последующие дня вследствие быстрого отступления неприятеля военных действий не было. 21 июля бронепоезд «Офицер» подошёл в 9 часов ко входному семафору узловой станции Цареконстантиновка, в 40 примерно верстах к востоку от станции Верхнетокмак, и должен был здесь остановиться у разобранного пути. Бронепоезд противника открыл по нему огонь из четырёх орудий со станции Цареконстантиновка Екатерининской железной дороги. После нашего попадания в тендер его паровоза бронепоезд противника отошёл. Но стоявшая укрыто неприятельская батарея начала пристрелку по бронепоезду «Офицер». Он отошёл к будке 10-й версты и оставался там до вечера, установив связь с донскими частями. В течение дня красные вели по бронепоезду «Офицер» редкий огонь, однако попаданий не было. В тот же день бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» находился на станции Бельманка, между станциями Верхнетокмак и Цареконстантиновка, и вёл бой с батареей красных. Ночью бронепоезд перешёл на станцию Кирилловка, примерно в 15 верстах к северу от станции Верхнетокмак.

На рассвете 22 июля бронепоезд «Офицер» занял позицию у десятой версты между станциями Бельманка и Цареконстантиновка. Когда рассеялся утренний туман, бронепоезд подвергся обстрелу неприятельской батареи, стоявшей укрыто на окраине слободы Бельманка. Во время [380] этого обстрела был смертельно ранен вольноопределяющийся бронепоезда, снимавший телефонную линию связи перед движением бронепоезда. Ввиду предполагавшегося наступления донских частей бронепоезд «Офицер» вышел днём вперёд, остановился у разобранного пути в двух верстах от станции Цареконстантиновка и открыл огонь по неприятельскому бронепоезду и по батарее. Постепенно отходя после этого к станции Бельманка, бронепоезд «Офицер» оказался снова под обстрелом и получил попадание гранатой в пулемётную башенку на 1-й орудийной бронеплощадке. Осколком разорвавшегося снаряда был ранен один офицер. В тот же день утром бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» отправились в сопровождении вспомогательного поезда от станции Верхнетокмак по ветке к узловой станции Пологи, примерно в 35 верстах к северу от станции Верхнетокмак. В этом районе действовали части Корниловской и Донской дивизий. После боя с пехотой противника бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» занял станцию Пологи и взорвал мост к северо-западу от неё. При обстреле станции Пологи бронепоездом противника были ранены два нижних чина из числа команды бронепоезда «Святой Георгий Победоносец».

23 июля бронепоезд «Офицер» получил задачу оттеснить бронепоезда красных от станции Цареконстантиновка для поддержки наступления Донской дивизии. На рассвете бронепоезд подошёл к разобранному пути на пятой версте, починил повреждения посредством замены четырёх рельс и вошёл на станцию Цареконстантиновка Екатерининской железной дороги. За час до прихода бронепоезда «Офицер» там были взорваны красными входная стрелка и водонапорная башня. После нового исправления пути бронепоезд «Офицер» и подошедший тяжёлый бронепоезд «Единая Россия» прошли около пяти вёрст к востоку от станции Цареконстантиновка и обнаружили два бронепоезда противника. Бронепоезд «Офицер» атаковал неприятеля и своим огнём заставил его поспешно отойти. Не было возможности продолжать преследование [381] из-за взорванного впереди моста. По возвращении на станцию Цареконстантиновка бронепоезд «Офицер» получил приказание отходить, разрушив железнодорожный узел и испортив пути на станции Бельманка. До полудня следующего дня 24 июля бронепоездом были сняты и погружены: 13 стрелок, 9 рельс и 12 телеграфных столбов. 23 июля наши части начали отход от узловой станции Пологи. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» взорвал на станции стрелки и ушёл последним, вслед за отходом нашей пехоты. При дальнейшем отходе наших войск бронепоезд «Офицер» охранял 26 июля работы вспомогательного поезда № 2, Марковской инженерной роты, при разборке путей на станции Стульнево.

На северном от узловой станции Фёдоровка направлении действовал в июле месяце 1920 г. бронепоезд «Дмитрий Донской». В ночь на 24 июля три советских бронепоезда заняли станцию Попово, примерно в 45 верстах к северу от станции Фёдоровка. Бронепоезд «Дмитрий Донской» получил приказание выбить неприятеля и вышел ещё ночью с ближайшей станции Чокрак под командой поручика Асеева. Не доходя двух верст до станции Попово, был замечен в темноте силуэт неприятельского бронепоезда. Бронепоезд «Дмитрий Донской» тотчас открыл по нему огонь с расстояния около версты. Противник отвечал стрельбой из четырёх орудий, но снаряды его не попадали в цель. После четырех минут боя на неприятельском бронепоезде произошёл взрыв снарядов. Бронепоезд красных стал поспешно отходить. Вместо того чтобы пропустить на станции этот подбитый бронепоезд в тыл и продолжать бой двумя остальными бронепоездами, красные отвели и эти свои бронепоезда на следующую станцию Плавни, примерно на 10 вёрст севернее. Бронепоезд «Дмитрий Донской» занял станцию Попово. Но на следующий день, 25 июля, начался отход наших частей, и бронепоезд «Дмитрий Донской» прикрывал отступление, передвигаясь на юг. Во второй половине июля на северном направлении действовал также тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». [382]

Вдали от районов, где действовали наши бронепоезда, произошло между тем событие, повлиявшее потом весьма неблагоприятно на исход вооружённой борьбы в Северной Таврии: 25 июля 1920 г. красным удалось переправиться на левый берег Днепра и занять селение Каховка, напротив Бериславля. Вскоре у Каховки были построены сильные укрепления, и в распоряжении советских войск оказалась предмостная позиция, которую наши войска не смогли отобрать. Считая по прямой линии, от Каховки было только 70 вёрст до Перекопского перешейка и примерно 100 вёрст до станций Ново-Алексеевка и Сальково, через которые проходила единственная железная дорога, связывавшая Северную Таврию с Крымом. Так создавалась постоянная угроза для левого фланга всего расположения наших войск в Северной Таврии.


 

2010—2013 Design by AVA