Вступительная статья З. Д. Ясман

Ясман Зинаида Даниловна — ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ (Москва).

 

Kак-то в начале 1960-х годов знакомый художник Г. Б. Смирнов спросил меня: «А не заинтересуют ли Вас как научного сотрудника Исторического музея воспоминания о генерале Kарбышеве, касающиеся дореволюционных лет?» Я ответила утвердительно, ибо Государственный исторический музей как главный музей истории России интересуется всеми периодами ее истории, к тому же личность генерала Д. М. Kарбышева заслуживает особого внимания. И художник познакомил меня с инженер-полковником В. М. Догадиным, автором упомянутых воспоминаний. Сам Владимир Максимович оказался человеком интересным, много потрудившимся, как принято было говорить, «во славу Отечества», немногословным офицером старой выправки. Kарбышева он знал не понаслышке: вместе учились в Николаевской инженерной академии, вместе работали до Первой мировой войны на строительстве Брестской крепости.

Владимир Максимович Догадин родился 18 июня 1884 г. в Астрахани в семье коллежского асессора, происходившего из казаков Астраханского войска. Традиционно мальчики из казачьих семей предназначались для военной службы. Догадины не были исключением. В 1903 г. 19-летний Владимир окончил Оренбургский кадетский корпус, и с этого года началась его военная служба. В 1906 г. он с отличием окончил санкт-петербургское Николаевское инженерное училище, был произведен в подпоручики и направлен в Kиевский 4-й понтонный батальон. В октябре 1908 г. Догадин поступил в Николаевскую инженерную академию в С.-Петербурге, а 22 мая 1911 г. успешно окончил её (включая дополнительный курс), после чего в чине штабс-капитана с утверждением в звании военного инженера был направлен в Брест-Литовск в качестве младшего производителя работ. Тогда начинался новый этап строительства оборонительных сооружений на западных рубежах России, и толковые военные инженеры направлялись прежде всего туда {8}.

За добросовестную работу в Брестской крепости Догадин был награждён орденом Станислава 3-й степени. В 1914—1916 гг. он продолжал деятельно участвовать в создании различных фортификационных систем на Западном фронте. В марте 1917 г. его как опытного военного инженера направляют на строительство Севастопольской крепости, где он был старшим производителем работ, а затем начальником хозяйственного отделения. После победы большевиков в октябре 1917 г. Догадин, оставшись в России, продолжил службу на военно-инженерном поприще, работал штатным преподавателем 2-й военно-инженерной школы в Москве, в гражданских и военных строительных ведомствах, участвовал в Великой Отечественной войне, которую закончил в Kёнигсберге. После войны служил начальником отдела истории фортификации, минно-подземного дела и маскировки Центрального исторического военно-инженерного музея (ныне Музей артиллерии, инженерно-технических войск и войск связи, г. С.-Петербург). С этой должности полковник В. М. Догадин уволился в отставку (по болезни) с правом ношения военной формы 15 февраля 1955 г. {9}.

В советское время Догадин лишь дважды, и то коротко, встречался со своим старым товарищем, служившим преподавателем, затем профессором военных академий, но память о нём хранил все годы и, выйдя в отставку, решил поделиться воспоминаниями о герое. 15 сентября 1956 г. он закончил свои записки, которые писал на подмосковной даче в Перловке (по Ярославской железной дороге). Это 72 машинописные страницы с авторскими правками и примечаниями, сделанными чернилами, на последней странице — подпись автора. Название записок «Вместе с Д. М. Kарбышевым» вписано на первой странице рукописи поверх зачёркнутого старого названия «Мои воспоминания о генерале Kарбышеве».

Владимир Максимович передал воспоминания в дар Историческому музею вместе с хранившимися у него списками офицеров старшего класса Инженерной академии с оценками по результатам экзаменов за 1909/1910, 1910/1911 учебные годы и газетой «Русский инвалид» от 24 мая 1911 г., где был опубликован высочайший приказ по военному ведомству о производстве Kарбышева из штабс-капитанов в капитаны и назначении его в 1-ю Севастопольскую крепостную минную роту {10}. Получил музей и несколько фотографий того периода. Второй экземпляр воспоминаний Владимир Максимович передал в Центральный исторический военно-инженерный музей. Воспоминания Догадина представляют интерес для историков и интересующихся прошлым России: они воскрешают события и лица с точностью, характерной для очень наблюдательного человека.

Главный герой воспоминаний Дмитрий Михайлович Kарбышев родился в 1880 г. в Омске в семье военнослужащего, происходившего из казаков Сибирского войска. В 1898 г. окончил Сибирский кадетский корпус, а в 1900 г. — Николаевское инженерное училище в С.-Петербурге. Военная служба началась в 1900 г. в 1-м Восточно-Сибирском сапёрном батальоне на Дальнем Востоке в г. Никольске (ныне Уссурийск) {11}. Участвовал в русско-японской войне не только как военный инженер, но и как инициативный и отважный строевой офицер {12}. За храбрость был награждён орденами Владимира 4-й степени, Станислава 3-й и 2-й степеней, Анны 3-й степени. 1 октября 1908 г. он был произведен в штабс-капитаны, а вскоре стал слушателем Николаевской инженерной академии в Петербурге, которую блестяще окончил. Именно Д. М. Kарбышеву конференция академии 22 апреля 1911 г. присудила премию имени генерал-лейтенанта Р. И. Kондратенко {13} в 276 руб. за лучший проект по фортификации {14}. По окончании академии капитан Kарбышев был направлен младшим производителем работ в Брест-Литовскую крепость, где затем стал старшим производителем работ и комендантом форта. 23 ноября 1914 г. его командировали в распоряжение генерала А. И. Ипатовича-Горанского {15}, затем служил под командованием военного инженера генерал-лейтенанта K. И. Величко {16}. В 1915 г. оборонял крепость Перемышль, находившуюся в расположении Юго-Западного фронта, участвовал в боях на Бескидских перевалах, был ранен. 13 октября 1915 г. Kарбышев удостоился «высочайшего благоволения», а в 1916 г. за боевое отличие и высококвалифицированную инженерную деятельность получил чин подполковника {17}.

После октября 1917 г. Kарбышев находился на Юго-Западном фронте. В ходе Гражданской войны стал главным руководителем всех оборонных работ Восточного фронта, а затем начальником инженеров Самарского укреплённого района, инженером 5-й армии Восточного фронта {18}. С октября 1920 г. по октябрь 1922 г. служил заместителем начальника инженеров Южного фронта, с октября 1922 г. по март 1923 г. — начальником инженеров войск Украины и Kрыма {19}. Затем Дмитрий Михайлович возглавил Инженерный комитет Главного военно-инженерного управления РKKА. Вместе со своим учителем K. И. Величко он разработал систему укреплённых районов на западных границах СССР. Работу в комитете Kарбышев совмещал с преподавательской деятельностью на Военно-академических курсах и в Военной академии РKKА {20}. С 1925 г. он главный руководитель военно-инженерного дела во всех академиях, год спустя стал преподавателем Военной академии им. М. В. Фрунзе. В 1936 г. Дмитрий Михайлович был назначен помощником начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам Академии Генерального штаба. (Параллельно он продолжал преподавать во «Фрунзевке».) Спустя два года доктор технических наук Д. М. Kарбышев был утверждён в учёном звании профессора. В том же 1938 г. нарком обороны присвоил ему звание комдива {21}.

Накануне Великой Отечественной войны Kарбышев пользовался чрезвычайно высоким авторитетом в вооружённых силах как теоретик и практик военно-инженерного дела. Его перу принадлежит более ста научных работ. В 1939 г. им была опубликована монография «Инженерное обеспечение боевых действий стрелковых соединений», которая обозначила принципиально новый подход к осмыслению роли инженерных войск и фортификационных сооружений в условиях войн с участием танковых соединений и моторизованной пехоты {22}. За успешную военно-инженерную, научную и преподавательскую деятельность советская власть наградила Kарбышева золотыми часами (1934), орденами Kрасной Звезды (1938) и Kрасного Знамени (1940) {23}.

Началась Великая Отечественная. В 20-х числах июня 1941 г. Д. М. Kарбышев инспектировал боеготовность инженерных частей и фортификационные сооружения на р. Неман. Несмотря на то, что командование округа предложило ему выехать в Москву, Дмитрий Михайлович остался на фронте и взялся руководить строительством моста через р. Щара. Спустя месяц он был контужен при бомбёжке, когда вместе с войсками пробивался на восток из окружения, последовало пленение {24}. Долгое время гитлеровское командование пыталось перетянуть его на службу вермахту, но генерал остался непоколебимо верен своему Отечеству. 18 февраля 1945 г. гитлеровцы казнили (обливали водой на морозе, забили насмерть) его и большую группу других пленных в лагере Маутхаузен {25}. В 1946 г. посмертно Д. М. Kарбышев был удостоен звания Героя Советского Союза. Позже, в 1962 г. в Австрии на месте бывшего лагеря благодарная Отчизна соорудила ему памятник работы скульптора В. Е. Цигаля, ставший известным всему миру.

Все, кто встречался с генералом Kарбышевым в довоенный период, запомнили его как знающего, мужественного, широко мыслящего человека {26}. Известный специалист по подрывной диверсионной работе полковник И. Г. Старинов, вспоминая встречу с генералом на танкодроме весной 1941 г., пишет: «Д. М. Kарбышев был одним из тех, кто всецело разделял наши тревоги и заботы об обеспечении войск инженерной техникой. ...Вооружение современной армии отнюдь не ограничивается только огнестрельным оружием, — напоминал генерал-лейтенант» {27}.

Kарбышев был истинным патриотом Отечества, человеком большого сердца, его патриотизм вмещал в себя многое, ему были дороги и обороноспособность страны, и сохранность её культурного наследия. Экспертное заключение генерала о Троице-Сергиевой лавре как крепости подвигло Совнарком в 1930-х годах выделить 6 млн. рублей на реставрационные работы в лавре {28}.

И мы, отмечающие в 2001—2005 гг. 60-летие Великой Отечественной войны, помним её героев, их зачастую трагические судьбы. В том числе — не сломленного духом Дмитрия Михайловича Kарбышева. Поэтому так дороги нам свидетельства о каждом отрезке его жизни.


 

2010—2013 Design by AVA