В БОЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
К началу первой мировой войны боевое ядро русского Черноморского флота состояло из относительно слабых, технически устаревших кораблей. Пополнение его новыми боевыми единицами шло крайне медленно. Заложенные в 1911 г. линейные корабли и крейсеры построить к началу войны не удалось.
Правда, до конца июля 1914 г., то есть до начала войны, русский флот имел бесспорное превосходство над турецким. Но после включения в состав последнего двух германских кораблей линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау», прорвавшихся не без попустительства англо-французского командования из Средиземного моря в Мраморное, соотношение сил на Черном море резко изменилось в пользу Турции. Немецкие корабли превосходили находящиеся в составе русского Черноморского флота броненосные корабли и крейсеры в скорости хода, а «Гебен» и в дальности артиллерийского огня. Поэтому турецко-германское командование при встречах в море имело возможность диктовать дистанцию боя, а при неблагоприятно складывающихся условиях выходить из него. Положение было таково, что командующий Черноморским флотом вынужден был донести в Ставку: «Полное отсутствие в Черноморском флоте быстроходных крейсеров поставило нас в крайне невыгодное положение для крейсерства и поддержания блокады» {7}.
Перед самой войной крейсер «Память «Меркурия» прошел капитальный ремонт. На испытаниях 23 июня 1914 г. он развил полный ход 21 узел. И все же [14] корабль уступал в скорости «Гебену» и «Бреслау». В артиллерийском же вооружении значительно превосходил турецкие крейсера «Гамидие» и «Меджидие».
Военные действия на Черном море начались в ночь на 29 октября 1914 г. внезапным обстрелом турецко-германскими кораблями Одессы, Севастополя, Феодосии и Новороссийска. Основные силы русского Черноморского флота, включая крейсер «Память «Меркурия», днем 29 октября вышли из Севастополя в юго-западную часть моря для поиска и уничтожения кораблей противника.
В течение всей войны «Память «Меркурия» принимала активное участие в решении задач флота, основной из которых являлось нарушение неприятельских морских коммуникаций. Она привлекалась также к обеспечению перевозки войск и воинских грузов, содействию флангу сухопутных частей, разрушению береговых объектов.
Выполнение крейсером задач осуществлялось преимущественно в составе эскадры флота или в одной из тактических (маневренных) групп, сформированных после вступления в строй новых линейных кораблей. Некоторые задачи уничтожение береговых объектов, перевозка войск и другие он решал самостоятельно.
Во всех боевых походах в составе эскадры «Память «Меркурия» обычно выполняла комплекс самых разнообразных задач. Она привлекалась к ведению тактической разведки в интересах линейных кораблей, поиску и уничтожению транспортных средств противника на путях их движения, обстрелу береговых объектов, прикрытию кораблей, постановке мин.
Для Турции перевозки на Черном море имели жизненно важное значение. Доставка угля из района Зонгулдак Эрегли в Константинополь существенно влияла на военно-экономические возможности страны, а ее войска на Кавказском фронте в значительной степени зависели от подвоза пополнения морским путем. Вот почему борьба Черноморского флота с вражескими морскими перевозками продолжалась с первого и до последнего дня войны.
4 ноября 1914 г. крейсер «Память «Меркурия» вместе с другими силами флота начал активные действия на коммуникациях противника. Затем боевые [15] походы корабля к турецким берегам следовали один за другим.
В ноябре и декабре он участвовал во всех шести походах эскадры (два из них осуществлялись в район Трапезунд Синоп и четыре в район Босфор Зонгулдак).
При действиях на неприятельских морских коммуникациях русская эскадра имела несколько боевых соприкосновений с германскими крейсерами «Гебен» и «Бреслау», а также с турецкими кораблями. Первое столкновение с противником произошло 18 ноября 1914 г. и вошло в историю военно-морского искусства как «бой у мыса Сарыч».
При возвращении эскадры из очередного похода в Севастополь крейсер «Память «Меркурия» вместе с крейсерами «Кагул» и «Алмаз» вел разведку, обеспечивая данными линейные корабли. Недалеко от мыса Сарыч они обнаружили линейный крейсер «Гебен» и крейсер «Бреслау». Вскоре все три крейсера пошли на сближение с неприятельскими броненосцами, чтобы как можно быстрее занять свои места в боевом порядке. «Память «Меркурия» стала в хвост колонны линейных кораблей, где и находилась до конца боя.
Артиллерийская перестрелка велась главным образом между «Гебеном» и флагманским броненосцем «Евстафий». Оба корабля добились попаданий, имели повреждения и потери. Через 14 минут после начала сражения немецкие корабли, использовав преимущество в скорости, скрылись в тумане.
В январе 1915 г. «Память «Меркурия» дважды вела бой с турецкими крейсерами. В том же месяце эскадра вышла из Севастополя в юго-восточную часть моря для поиска и уничтожения транспортных средств противника у Анатолийского побережья. «Память «Меркурия», находившаяся в разведке вблизи Синопа, около полудня 4 января обнаружила турецкий крейсер «Гамидие» и вместе с четырьмя эскадренными миноносцами начала его преследование. В ходе артиллерийской дуэли были отмечены попадания снарядов в «Гамидие». Но вскоре, в условиях резко ухудшающейся видимости, корабли потеряли друг друга. Это было первое боевое столкновение крейсера «Память «Меркурия» с примерно равным [16] противником. В ходе боя турецкий крейсер получил несколько пробоин ниже ватерлинии.
24 января 1915 г. «Память «Меркурия» вместе с другими кораблями эскадры снова вышла на поиск противника к Анатолийскому побережью. Утром 27 января были обнаружены два неприятельских крейсера. «Память «Меркурия» и «Кагул» начали погоню за «Гамидие», отделившимся от «Бреслау», но догнать его не смогли.
Соприкосновения крейсера с кораблями противника происходили и в юго-западной части моря в непосредственной близости от его берегов.
10 мая 1915 г., осуществляя поиск плавсредств в районе Эрегли, «Память «Меркурия» обнаружила подходивший с востока линейный крейсер «Гебен», немедленно доложила об этом командующему флотом и полным ходом пошла на сближение с находившимися в 2025 милях от Босфора линкорами «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав». Вскоре четыре корабля вступили в бой с неприятельским крейсером, в результате которого «Гебен» получил повреждение, но, пользуясь преимуществом в скорости хода, вышел из боя.
Боевые столкновения эскадры русского флота с турецко-германскими крупными надводными кораблями не дали каких-либо ощутимых результатов. Это объясняется многими причинами. Отсутствие систематической оперативной разведки на театре действий не позволяло командованию флота своевременно сосредоточивать свои силы. Противник стремился избегать столкновений в открытом сражении с превосходящим его русским флотом, боясь потери своего боевого ядра. Используя превосходство в скорости, вражеские корабли покидали район боя или укрывались в проливе Босфор.
В ходе решения задачи по нарушению морских перевозок противника командование флотом, учитывая обстановку на театре, периодически изменяло районы сосредоточения основных сил. Так, в первые два месяца 1915 г. главным районом активных действий эскадры являлись морские пути у восточной части Анатолийского побережья, что соответствовало требованиям Верховного главнокомандования и просьбе штаба Кавказской армии. Затем район действий переместился в юго-западную часть моря. [17]
Деятельность флота в районе Зонгулдак Босфор была недостаточно эффективной, ибо основная ударная сила эскадра до конца 1915 г. не могла постоянно находиться на подходах к проливу, она маневрировала там периодически.
В 1914-м и первые пять месяцев 1915 г. «Память «Меркурия» испытывала наибольшее напряжение. В этот период на выполнение боевых задач крейсер выходил по три-четыре раза в месяц. За пять месяцев 1914 г. он совершил 17 выходов, в том числе к Анатолийскому побережью семь, в юго-западную часть моря десять. В море крейсер находился 84 дня (56 процентов времени). В частности, только с 1 января по 17 февраля он был в плавании 38 дней, а за первые 11 суток мая находился в море 10 дней с перерывом в один день.
После каждого похода крейсеру требовалось пополнить запасы угля, погрузка которого осуществлялась вручную. Все это вызывало перенапряжение физических и моральных сил личного состава.
Такая чрезмерная эксплуатация крейсера в 19141915 гг. сказалась на состоянии механизмов и оружия. Поэтому в дальнейшем время его пребывания в море из года в год сокращалось. В 1917 г. по сравнению с 1915-м оно сократилось в 1,5 раза, а относительно 1914 г. более чем в два раза.
В августе 1916 г. командующий флотом докладывал Ставке: «Два года войны, при постоянной деятельности и подвижности флота, определили сильную изношенность тех судов, на которые преимущественно и ложилась тяжесть военной работы, то есть миноносцев, крейсеров, тральных судов» {8}.
Вступление в строй в конце 1915 г. новых линейных кораблей обеспечило значительное превосходство русского Черноморского флота над турецко-германским. Командование создало три маневренные (тактические) группы, каждая из которых по своей мощности превосходила «Гебен» и при встрече с основными силами противника в море могла вести бой. Крейсер «Память «Меркурия» был включен во вторую тактическую группу. В нее входили новый линейный корабль «Императрица Екатерина Вторая» и несколько эскадренных миноносцев. Иногда крейсер действовал и в составе третьей маневренной группы, состоявшей из броненосцев. [18]
Разделение основного ядра флота на три примерно равные по мощности тактические группы давало возможность непрерывно воздействовать на неприятельские перевозки в любом районе Черного моря, не опасаясь уничтожения эскадры флота по частям. Уже в январе и первой половине февраля 1916 г. в блокаде Угольного района активное участие принимали все маневренные группы, посменно находясь в районе действий. До 6 февраля «Память «Меркурия» в составе второй тактической группы выходила в район Эрегли Босфор два раза.
При решении задачи нарушения вражеских морских коммуникаций крейсер использовался для прикрытия эсминцев, производящих поиск транспортов и кораблей в границах блокируемого района или непосредственно для поиска.
С середины февраля 1916 г. интенсивность действий крейсера у Босфора резко сократилась. Успешное наступление русской армии на Эрзерум и Трапезунд потребовало от флота более активных действий в юго-восточной части Черного моря. Для решения этой задачи привлекались его основные силы, в том числе и «Память «Меркурия». В течение 8 месяцев, начиная с 8 февраля и по 6 октября, она прикрывала перевозки войск для Кавказской армии, их высадку, а также обеспечивала действия Батумского отряда у Анатолийского побережья.
С 27 марта по 6 июня крейсер участвовал в перевозке двух пластунских бригад и двух пехотных дивизий в порты Ризе и Трапезунд. Из этих 72 дней «Память «Меркурия» находилась в море 42 дня. Вместе с другими надводными кораблями она прикрывала транспортные суда на переходе из Одессы в Новороссийск, затем из Новороссийска в Ризе, от Керченского пролива до Трапезунда, обеспечивала высадку войск в районах Ризе Платана, в бухте Кавату вблизи Трапезунда. В этот же период крейсер четыре раза привлекался к обеспечению перехода новых кораблей из района высадки войск в Севастополь, а также конвоированию транспортов между портами юго-восточной части моря.
С окончанием армейских перевозок «Память «Меркурия» в числе других кораблей была оставлена для усиления сил флота, действующих в этом районе. Около 45 суток, начиная со второй половины [19] июня, она совместно со второй бригадой линейных кораблей, кораблями Батумского отряда и самостоятельно осуществляла блокаду Анатолийского побережья к востоку от Синопа с целью не допустить туда плавсредства противника, поддерживала артиллерией войска на Приморском направлении, конвоировала особо ценные транспорты.
В июне крейсер вместе с кораблями второй бригады линкоров два раза выходил для обеспечения действий сил на морских коммуникациях противника у восточной части Анатолийского побережья, во второй половине июля дважды для прикрытия фланга сухопутных войск и один раз для обеспечения конвоя от Сухуми до Батуми.
В ходе решения различных боевых задач корабль неоднократно обстреливал порты и другие объекты на побережье Турции, Болгарии и Румынии; Козлу три раза, Трапезунд, Эрегли и Зонгулдак по одному разу. В этих портах артиллерийским огнем были потоплены несколько транспортов, пароходов и парусников, разрушены портовые сооружения.
Наибольший успех был достигнут при обстреле нефтехранилищ в районе Констанцы. Быстрый отход русских войск на этом участке фронта позволил германской армии захватить большие запасы нефтепродуктов бензина, керосина и нефти. Перед Черноморским флотом была поставлена задача: уничтожить их как можно быстрее. Однако выполнение ее затянулось из-за недостатков в планировании и организации использования сил, нерешительности исполнителей и слабого учета гидрометеорологических условий.
С 27 октября по 2 ноября 1916 г. на обстрел нефтехранилищ выходили эскадренные миноносцы и крейсер «Память «Меркурия». Хотя и было отмечено несколько попаданий, задание выполнено не было.
Во второй половине дня 3 ноября крейсер «Память «Меркурия» в охранении эскадренного миноносца «Пронзительный» вновь вышел из Севастополя в район Констанцы. Приданные ему миноносцы «Живой» и «Жаркий» следовали самостоятельно, чтобы до прибытия крейсера произвести контрольное траление участка его маневрирования. На подходе к городу миноносец «Живой» сел на мель и получил [20] повреждение, но был снят с мели миноносцем «Жаркий».
Несмотря на отсутствие миноносцев, предназначенных не только для траления, но и противоминной и противолодочной обороны, крейсер с эсминцем «Пронзительный» продолжали движение. С приходом в заранее назначенную точку в 45 кабельтовых от головной части мола в 6 часов 36 минут 4 ноября «Память «Меркурия» легла на боевой курс и открыла огонь одновременно по обстреливающей ее 152-мм береговой батарее и по нижним нефтебакам. Стрельба велась на прямых курсах с дистанции 4532 кабельтовых. Вскоре на носовых курсовых углах на высоте около 500 м были обнаружены два неприятельских гидросамолета. По ним сразу же открыла огонь зенитная батарея, и крейсер, не меняя курса, продолжал обстреливать нефтебаки и береговую батарею противника. Приблизительно через 9 минут после открытия огня там начался пожар. Он распространялся с невиданной быстротой, охватив весь район расположения нижних нефтебаков.
В 6 часов 50 минут крейсер лег на обратный курс. И тут же был атакован неприятельским гидросамолетом. Через восемь минут по крейсеру открыла огонь 152-мм артиллерийская батарея, расположенная за городом вне видимости с корабля. Продолжая вести огонь по нижним нефтебакам, крейсер обстрелял также верхнее нефтехранилище, в результате чего и там загорелись нефтебаки. Считая задачу выполненной, в 7 часов 1 минуту «Память «Меркурия» в сопровождении эсминца «Пронзительный» легла на курс 55°, чтобы выйти за минное заграждение. По крейсеру продолжала вести огонь береговая батарея, он был атакован подводной лодкой и гидросамолетом. Девять бомб взорвались на близком расстоянии от корабля. Стремительно развивающиеся события потребовали от всего личного состава большой выдержки и хладнокровия, быстрого реагирования на резко изменяющуюся обстановку. Благодаря этому крейсер вышел из боя невредимым.
Итоги операции были внушительными: непрерывно маневрируя под воздействием огня двух береговых батарей противника внутри опасной зоны минного заграждения, крейсер «Память «Меркурия», выпустив в течение 30 минут 231 снаряд 152-мм [21] калибра, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолетов, уклонился от атаки подводной лодки и плавающей мины.
Боевой поход корабля на этом не закончился он получил задание обстрелять румынский порт Мангалия. Выпустив по береговым объектам 4 ноября более 400 снарядов главного калибра, крейсер и эскадренный миноносец благополучно возвратились в Севастополь.
За самоотверженную службу, проявленное мужество и находчивость 90 матросов, унтер-офицеров и кондукторов были награждены георгиевскими крестами и медалями.
Во второй половине 1916 и в 1917 г. важная роль в срыве неприятельских перевозок в юго-восточной части Черного моря отводилась минному оружию. К постановке мин привлекались минные заградители, эскадренные миноносцы, тральщики, подводные лодки, а также моторные катера и баркасы, доставляемые к районам действий крейсером «Память «Меркурия», другими кораблями. Для прикрытия привлекаемых кораблей от помех турецко-германского флота использовались линкоры и крейсера.
К началу кампании 1917 г. у пролива Босфор Черноморским флотом было выставлено несколько тысяч мин. Использование для этих целей надводных кораблей с большой осадкой и подводных лодок было связано с немалым риском. Поэтому постановка мин на малых глубинах и непосредственно у берега все чаще стала производиться мелкосидящими судами тральщиками типа «Эльпидифор», а в горле пролива моторными катерами и баркасами.
Первая минная постановка была проведена тральщиками в ночь на 19 января 1917 года. Ее непосредственное обеспечение осуществляли крейсер «Память «Меркурия» и эскадренные миноносцы. В прикрытии находились три броненосца и четыре эсминца. К востоку и западу от пролива два тральщика скрытно выставили 460 мин.
Командование флота также использовало моторные баркасы для постановки мин типа «Рыбка» в самом проливе Босфор. С этой целью было переоборудовано четыре баркаса, каждый из которых мог принять на борт 30 мин, а из личного состава кораблей [22] сформированы команды численностью по 1316 человек.
К району постановки моторные баркасы доставлялись на борту крейсера «Память «Меркурия». Каждый раз отряд кораблей прикрывала одна из маневренных групп эскадры, способная успешно вести бой с германским линкором «Гебен».
25 апреля 1917 г. крейсер и два эскадренных миноносца вышли в море. Однако штормовая погода не позволила выполнить поставленную задачу, и они возвратились в Севастополь.
Второй поход к проливу отряд кораблей в том же составе осуществил с 16 по 19 мая. В 16 часов 17 мая крейсер, находясь в 30 милях от входа в Босфор, опустил на воду быстроходный катер и баркасы, которые, приняв с одного из эсминцев 120 мин, направились к назначенному месту постановки в горле пролива. Пасмурная погода и штиль благоприятствовали выполнению задачи. В 23 часа 10 минут моторные баркасы и катер, шедший впереди, вошли в Босфор и, идя строем фронта, произвели постановку мин в одном-двух кабельтовых от берега и благополучно возвратились к крейсеру. Противник не оказал никакого противодействия, что свидетельствовало о полной скрытности постановки.
Вечером тех же суток баркасы приняли 120 мин с другого эскадренного миноносца и, не дожидаясь темноты, направились к Босфору. Однако на подходе к проливу они были обнаружены и атакованы двумя неприятельскими самолетами, сбросившими 18 бомб. Хотя вражеское нападение и явилось безрезультатным, оно не позволило на этот раз произвести постановку. «Память «Меркурия» вместе с эсминцами возвратилась в Севастополь.
С 24 по 26 мая отряд кораблей в составе крейсера, эсминцев «Пронзительный» и «Гневный» совершил третий боевой выход к Босфору. Баркасы и катер были спущены на воду в 10 милях от пролива. После приемки 120 мин с эсминцев они были отбуксированы «Пронзительным» до кромки минного заграждения, откуда строем кильватера двинулись к месту постановки. Выставив мины в горле пролива, возвратились к крейсеру.
В ночь с 25 на 26 мая постановка мин с баркасов продолжалась. Однако спустя семь минут после ее [23] начала на одном из баркасов взорвалась мина, разрушившая его кормовую часть и повредившая еще два шедших рядом баркаса. Уцелевшие моряки были сняты с баркаса за одну-две минуты до взрыва на нем второй мины. Баркас сразу же затонул. Вскоре при буксировке затонул еще один из поврежденных баркасов, команда которого была подобрана катером и доставлена на эсминец. Оставшиеся в живых моряки проявили мужество, инициативу и самоотверженность. На баркасе, наполовину залитом водой, они закончили постановку мин и затем самостоятельно пришли к эсминцу «Пронзительный».
В результате двух взрывов мин погибло 16 матросов и офицеров, 26 человек получили ранения.
С рассветом 26 мая крейсер был атакован вражеским самолетом. Раненых и контуженных моряков отправили на эскадренном миноносце «Пронзительный». «Память «Меркурия», подняв на борт оставшиеся баркасы и катер, в сопровождении эсминца «Гневный» также взяла курс на Севастополь.
Всего отряд кораблей, флагманом которого являлся крейсер «Память «Меркурия», поставил в проливе Босфор более 300 мин, что составляет 62% от общего количества выставленных мин типа «Рыбка» и 17% от всех больших и малых мин, поставленных флотом с 18 мая по 21 июля 1917 года. За семь месяцев 1917 г. около 60% выходов крейсера в море было связано с миннозаградительными действиями.
Постановка мин в проливе способствовала ограничению перевозок из портов Черного моря в Константинополь, затрудняла выход кораблей турецкого флота в Черное море и вызывала напряжение его тральных сил.
Всего за 33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля 1917 г.) крейсер «Память «Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней. Он принимал участие в 10 столкновениях с кораблями турецко-германского флота, восемь из которых приходятся на первые четырнадцать месяцев войны. При этом девять боев было проведено в ходе действий по нарушению неприятельских морских коммуникаций. Во всех сражениях личный состав корабля проявил высокое мастерство, инициативность, мужество и героизм.