КУРСОМ НА СЕВАСТОПОЛЬ
Упорные бои на подступах к Крыму, начавшиеся 12 сентября 1941 г., продолжались около 1,5 месяцев. Противник, не считаясь с потерями, рвался к Севастополю, хорошо понимая его стратегическое значение.
30 октября немецко-фашистские войска, имея значительное численное превосходство в живой силе и технике, особенно авиации и артиллерии, вышли на дальние подступы к Севастополю. Первыми вступили в бой с захватчиками артиллеристы 54-й береговой батареи, открыв огонь по колонне танков и автомашин, двигавшихся к городу. [84]
Эту дату принято считать началом героической обороны Севастополя. Она продолжалась долгих 250 дней и ночей, приковав к себе в самый трудный период войны огромную армию противника. «...На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР» {27}, отмечал М. С. Горбачев.
В дни обороны Севастополь был полностью блокирован с суши.
Единственным путем для подвоза войск и воинских грузов защитникам города, эвакуации раненых и гражданского населения было море. Поэтому защите морских коммуникаций командование флота и Приморской армии придавало первостепенное значение. Важность морских путей между Севастополем и портами Кавказа учитывал и противник. В своей книге «Утерянные победы» командующий 11-й немецкой армией Э. Манштейн писал, что если отошедшие советские части «...удалось вскоре превратить в Севастополе в полноценные боеспособные войска, то это благодаря тому, что противник, имея господство на море, сумел обеспечить своевременный подвоз пополнения и техники» {28}.
С выходом противника к городу немецко-фашистское командование приступило к блокаде его с моря, чтобы прервать доставку пополнения из портов Кавказа. Вражеская авиация ставила на фарватерах и в бухтах неконтактные мины различных типов, постоянно барражировала в море, наносила удары по кораблям и транспортам как на подступах к Севастополю, так и в бухтах. В последующем использовались торпедные катера и подводные лодки. Установленные противником береговые артиллерийские батареи также вели губительный огонь по кораблям и транспортным средствам.
Таким образом, блокада Севастополя была комбинированной с моря, с суши и с воздуха. Ее напряжение возрастало из месяца в месяц. Наши морские коммуникации находились под непрерывным и сильным воздействием противника. Используя численное превосходство в самолетах и наличие хорошо оборудованных крымских аэродромов, фашистская авиация охотилась за каждым кораблем. Поэтому продолжительность обороны города определялась в значительной [85] степени надежностью обеспечения подвоза подкреплений.
В морских перевозках участвовал весь Черноморский флот, включая и крейсера, которые привлекались к доставке войск и воинских грузов, вывозу раненых, детей, женщин, ценных грузов, конвоированию транспортов, артиллерийскому обстрелу вражеских позиций.
В осуществлении этих задач активное участие принимал и крейсер «Коминтерн».
К началу обороны Севастополя он находился в Поти в планово-предупредительном ремонте. Работы шли полным ходом, когда поступил приказ: срочно приготовиться к выходу в Севастополь на помощь защитникам города. Через командиров боевых частей и служб задание было доведено до всего личного состава. В кратчайший срок привести крейсер в состояние готовности к походу таково было стремление каждого члена экипажа. Выпущенная экстренно корабельная многотиражная газета призывала: «Отстоим Севастополь колыбель Черноморского флота».
7 ноября 1941 г., в день 24-й годовщины Великого Октября, крейсер, приняв на борт воинские грузы, вышел из Батуми и взял курс на Севастополь. При подходе к городу ему, как и другим кораблям, пришлось прорывать блокаду, организованную противником с моря. Выгрузка доставленных грузов, посадка на корабль раненых и эвакуируемого населения проходила под мощным обстрелом вражеской авиации и артиллерии.
Наиболее напряженным при стоянке в базе был день 9 ноября, когда немецкая авиация произвела семь налетов на город и корабли, находившиеся в бухтах. 75 бомбардировщиков противника сбросили сотни бомб. В ночь с 9 на 10 ноября гитлеровцы вели по Севастополю массированный огонь. В районе стоянки «Коминтерна» было зафиксировано около 80 разорвавшихся снарядов.
В этих сложных условиях личный состав крейсера осуществлял погрузку угля, принимал эвакуируемых, среди которых было много детей, отражал атаки фашистских самолетов.
Таким же трудным был и второй ноябрьский поход «Коминтерна» в осажденный Севастополь. [86]
Встретив упорное сопротивление на суше, противник ударами авиации и артиллерийскими обстрелами пытался деморализовать защитников города. Вместе с береговыми силами и средствами противовоздушной обороны, другими находившимися в бухтах кораблями крейсер участвовал в отражении непрерывных налетов гитлеровской авиации.
В ноябре в обоих направлениях «Коминтерном» было перевезено большое количество боеприпасов, а также эвакуировано много населения и раненых. 10 ноября корабль принял на борт три тысячи человек, преимущественно женщин и детей, и несколько автомашин, а 23 ноября 500 человек гражданского населения, 160 раненых и триста тонн флотского корабельного боезапаса. Жилые помещения кубрики экипажа и кают-компания командного состава были переполнены. Люди сидели, лежали на палубах. Все это существенно затрудняло быстрое перемещение личного состава, особенно во время боевых тревог.
Переход морем из Севастополя в Поти с заходом в Туапсе с эвакуируемыми и ранеными продолжался более трех суток. Моряки тяжело переживали слезы женщин и детей, стоны страдающих морской болезнью. Они старались делать все возможное, чтобы хоть как-то облегчить участь пассажиров.
По числу ходовых дней и миль, пройденных крейсером, ноябрь 1941 г. являлся рекордным. За месяц корабль прошел около 2100 миль. Это в 1,5 раза больше, чем в июле и августе, вместе взятых, в два раза больше по сравнению с октябрем и в два с половиной с сентябрем.
Доставка «Коминтерном» в Севастополь подкрепления способствовала успеху отражения первого штурма, предпринятого противником. Вражеские войска, понеся большие потери, вынуждены были перейти к обороне. Немецкое командование приступило к усилению своих частей под Севастополем. К середине декабря переброска подкреплений была завершена.
Перед началом нового, декабрьского наступления гитлеровцы значительно превосходили советские войска, оборонявшие город, особенно в танках и авиации. На крымских аэродромах базировалось до 300 вражеских самолетов. У защитников Севастополя их было всего 90. [87]
17 декабря, после мощной артиллерийской и авиационной подготовки, противник начал наступление. Обе стороны несли огромные потери. Для защитников города создалось тяжелое положение необходима была срочная переброска пополнения.
Учитывая обстановку, Ставка Верховного Главнокомандования 20 декабря обязала командующего Закавказским фронтом направить в Севастополь стрелковую дивизию или две стрелковые бригады, 3000 человек маршевого пополнения, обеспечить гарнизон боезапасами.
21 декабря из Новороссийска в Севастополь на крейсерах и эскадренных миноносцах была доставлена 79-я бригада морской пехоты. В Туапсе на корабли и транспорты грузили 345-ю стрелковую дивизию, а в Поти на крейсер «Коминтерн» и минный заградитель «Н. Островский» маршевые роты и боеприпасы.
24 декабря крейсером из Поти в Севастополь было доставлено 1850 человек маршевого пополнения и 70 тонн боеприпасов. Весь экипаж корабля коммунисты, комсомольцы и беспартийные понимали важность доставки грузов защитникам города. Менее 14 часов потребовалось на их выгрузку, а также посадку 265 раненых, многие из которых находились в тяжелом состоянии. Выйдя в море, «Коминтерн» взял курс к берегам Кавказа.
За первым походом последовал второй, третий. Всего в декабре крейсер перевез в Севастополь более 380 тонн боезапаса и продовольствия, 1850 человек личного состава маршевых рот и вывез в порты Кавказского побережья 3250 эвакуируемых, 677 раненых бойцов и командиров, 300 тонн артиллерийских снарядов, несколько автомашин. И каждый раз корабль участвовал в отражении массированных налетов на город вражеской авиации.
В последние два месяца 1941 г. одновременно с выполнением боевых заданий на крейсере продолжалось доукомплектование личного состава, устранялись полученные повреждения. Большие изменения произошли в главном звене командного состава. Командир «Коминтерна» капитан 2 ранга И. А. Заруба в конце октября был назначен командиром более современного по тем временам крейсера «Червона Україна», который вскоре (12 ноября) был потоплен фашистской авиацией в Южной бухте. Старший помощник командира [88] капитан-лейтенант Ф. В. Жиров в середине декабря был утвержден командиром «Коминтерна». Командира артиллерийской боевой части старшего лейтенанта Н. А. Степанова перевели на должность флагманского артиллериста штаба охраны водного района Керченской военно-морской базы, командира электромеханической боевой части военинженера 2 ранга А. С. Жадейко в технический отдел флота. На должность старшего помощника командира крейсера прибыл старший лейтенант М. Е. Степанов, ранее служивший помощником командира эскадренного миноносца «Совершенный». Командиром артиллерийской боевой части стал старший лейтенант И. И. Воловик, служивший ранее на крейсере «Червона Україна». Командиром электромеханической боевой части был назначен командир дивизиона живучести «Коминтерна» военинженер 3 ранга Н. В. Зобков, а командиром дивизиона движения инженер-лейтенант Г. А. Слон с крейсера «Червона Украша» В должность комиссара вступил батальонный комиссар В. П. Королев, ранее служивший военкомом Ейской военно-морской базы Азовской флотилии.
Вновь прибывшие командиры не имели даже минимума времени, чтобы до первого выхода в море ознакомиться хотя бы с основными тактико-техническими данными крейсера, укомплектованностью его боевых частей. Однако опыт службы на кораблях и проявленная настойчивость позволили им быстро освоиться на новом месте и, опираясь на партийную и комсомольскую организации, мобилизовать личный состав на своевременное выполнение задач в столь ответственный период.
Изменения в экипаже «Коминтерна» продолжались и в последующем, но они были вызваны, преимущественно, потерями. Обучение вновь прибывших на крейсер моряков проводилось непосредственно на боевых постах в сложных условиях: ночью при отсутствии освещения, при выходе приборов из строя, при переходе с одного вида управления на другой.