В ФЕОДОСИЙСКОМ ДЕСАНТЕ

В конце декабря 1941 — начале января 1942 г. войска Кавказского фронта и Черноморский флот провели самую крупную в Великой Отечественной войне морскую десантную операцию — Керченско-Феодосийскую. Она была осуществлена в один из наиболее тяжелых для нашей Родины периодов и прошла успешно, несмотря на превосходство противника в силах и средствах, господство его авиации в воздухе, отсутствие специальных десантных судов и очень сложные метеорологические условия.

Замыслом операции предусматривалось освобождение Керченского полуострова, оказание помощи защитникам Севастополя и создание условий для дальнейших действий по освобождению Крыма. После войны командующий 11-й немецкой армией Э. Манштейн писал: «Высадка Черноморским флотом десанта в Керчи и Феодосии (декабрь 1941 г.) поставила немецкие войска в Крыму в положение смертельной опасности» {29}. Хотя десантная операция не привела к конечной цели — освобождению Севастополя и изгнанию гитлеровцев из Крыма, в целом она имела большое военно-политическое и оперативное значение. В результате успешно проведенной высадки десанта советские войска полностью очистили от оккупантов Керченский полуостров. Фашистское командование было вынуждено перебросить туда от Севастополя часть 11-й армии. Положение города значительно улучшилось. «Его штурм, — отмечал немецкий адмирал Ф. Рюге, — пришлось отложить на полгода» {30}. Кроме того, с потерей Керченского полуострова гитлеровцы на длительное время лишились возможности вторжения на Кавказ через Керченский пролив и Тамань.

В Керченско-Феодосийской операции из состава Черноморского флота были задействованы корабли всех классов и авиация.

Войска 51-й армии высаживались силами и средствами Азовской флотилии и Керченской военно-морской [90] базы на северном и восточном берегах полуострова, 44-я армия — кораблями и транспортами флота непосредственно в порт Феодосия и на южном берегу полуострова. Передовой отряд в Феодосию десантировался с крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцев «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», транспорта «Кубань», штурмовой отряд — с двенадцати сторожевых катеров и двух тральщиков.

Привлечение «Коминтерна» к десантной операции первоначально не предполагалось. Предусматривалось лишь выделение моторного баркаса с четырьмя краснофлотцами для высадки в порт Феодосия первого броска десанта с крейсера «Красный Крым». Однако изменения в составе десантируемых войск потребовали дополнительных транспортных средств. Распоряжением начальника штаба флота «Коминтерн» был привлечен для доставки и высадки в Феодосию полка 63-й горнострелковой дивизии из состава второго эшелона десанта. Таким образом, участие крейсера в Керченско-Феодосийской операции выразилось как в перевозке и высадке второго эшелона десанта в Феодосию, так и в высадке первого броска с крейсера «Красный Крым» непосредственно в порт.

Моторный баркас с «Коминтерна» с краснофлотцами И. А. Корчагиным, И. Я. Кузнецовым, С. А. Бобко и В. А. Чумаковым был направлен в распоряжение командования сил высадки заблаговременно, до начала последнего декабрьского похода крейсера в Севастополь.

Утром 28 декабря командир Потийской военно-морской базы от имени начальника штаба флота контр-адмирала И. Д. Елисеева отдал приказание: немедленно приготовиться и следовать в Туапсе. Крейсер должен был прибыть туда утром 30 декабря.

На корабле никто не знал о причинах столь экстренного выхода. «Коминтерн» только что прибыл в Поти из Севастополя с 265 тяжелоранеными на борту. Личный состав приступил к их высадке. Она затянулась до поздней ночи. Очень немногие могли сойти с корабля самостоятельно. Каждого второго пришлось доставлять в санитарные машины на носилках. Остальные выходили в сопровождении одного-двух краснофлотцев.

После трудного пятисуточного похода в Севастополь крейсер не имел ни топлива, ни продовольствия, [91] ни котельной и питьевой воды. Его механизмы требовали тщательного осмотра и устранения неисправностей. Именно тогда и был получен приказ. Экипаж стал готовить корабль к срочному выходу. В распоряжении личного состава оставалось менее двух суток. Необходимо было отремонтировать механизмы, принять около 500 тонн угля, продовольствие, произвести уборку помещений, в которых находились раненые.

В то время когда «Коминтерн» еще только готовился к переходу из Поти в Туапсе, с боевых кораблей уже началась высадка передового отряда в Феодосию. По сигналу его командира капитана 1 ранга Н. Е. Басистого сторожевые катера направились в порт. Затем с 4 часов 40 минут до 5 часов через огневую завесу один за другим в порт ворвались эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков». Высадившиеся с катеров и эскадренных миноносцев десантники вступили в бой с противником.

С окончанием артиллерийской поддержки крейсера заняли места, предусмотренные планом операции. «Красный Крым» встал на якорь в трех кабельтовых (около 550 м) от входных ворот порта. На его борту находилось две тысячи десантников из состава передового отряда, доставка которых на берег осуществлялась сначала четырьмя баркасами, приданными ему с других кораблей, в том числе и крейсера «Коминтерн», а затем сторожевыми катерами и тральщиками.

В 4 часа 50 минут 29 декабря началась погрузка десантников на баркасы, которые могли одновременно взять 200—230 человек. Каждому из них предстояло сделать несколько рейсов.

Команда баркаса с «Коминтерна» действовала с полной отдачей сил, смело, решительно и организованно. К назначенному месту баркас с десантниками подошел одним из первых и под артиллерийским и минометным огнем высадил группу. Заместитель старшины баркаса комендор С. А. Бобко и крючковой комендор В. А. Чумаков выпрыгнули на берег и удерживали шлюпку у стенки причала. Старшина баркаса моторист И. А. Корчагин помогал десантникам выходить на берег, подавал им оружие.

Преодолевая сильное противодействие противника, тяжелые гидрометеорологические условия, трудности ориентировки на переходе от корабля к месту высадки [92] и обратно, коминтерновский баркас перевозил с «Красного Крыма» на берег одну группу десантников за другой. Всего совершив шесть рейсов, он доставил около 300 человек, а обратно, на крейсер, — более 20 раненых. Каждый рейс осуществлялся под непрерывным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем фашистов, в темную зимнюю ночь при 6—7-бальном юго-западном ветре.

В таких сложных условиях все члены экипажа четко выполняли свои обязанности, а при необходимости оказывали помощь друг другу. Комсомолец Корчагин управлял баркасом, комсомолец Кузнецов обеспечивал бесперебойную работу мотора, краснофлотцы Чумаков и Бобко помогали десантникам при входе и выходе с баркаса, вносили на него раненых, которым оказывалась необходимая помощь.

В ходе высадки десанта был тяжело ранен краснофлотец Корчагин. Обязанности старшины баркаса взял на себя Бобко, проявивший незаурядные смелость и находчивость. В последнем, шестом, рейсе на подходе к берегу баркас, имевший уже несколько пробоин, стал тонуть. Тогда Бобко скомандовал: «За мной» — и первым прыгнул в воду. Увлекая за собой десантников, его примеру последовал Чумаков. Краснофлотец Кузнецов после гибели баркаса был подобран катером. Вышедшие из ледяной воды на берег Бобко и Чумаков вместе с десантниками сразу же вступили в бой с противником. Спустя два дня они вернулись на корабль.

Крейсер «Коминтерн», приняв полный запас топлива и продовольствия, во второй половине дня 29 декабря 1941 г. вышел из Поти и направился в Туапсе, куда прибыл утром следующего дня. Сильная зыбь не давала возможности войти в порт, и корабль весь день простоял на внешнем рейде. Только вечером 30 декабря он смог пришвартоваться ко второму причалу.

К этому времени с боевых кораблей и транспорта «Кубань» в Феодосии уже высадился передовой десантный отряд. Он вел бой в городе, постепенно очищая от противника ближайшие к порту кварталы.

Предновогодняя ночь 1942 г. была особо памятной для моряков «Коминтерна». На корабле проводились последние приготовления к выходу. Все были заняты погрузкой боеприпасов, приемкой войск. Радостная весть об успешной высадке десанта в Феодосии, [93] объявленная по радио, воодушевила моряков, придала им дополнительные силы. Находясь на своих боевых и рабочих постах, они поздравляли друг друга с успехами Красной Армии на Керченском полуострове и под Москвой, с наступающим Новым годом, вспоминали товарищей, погибших под Одессой и на родном корабле. Каждый считал, что лучшим подарком Родине явится успешный поход в Феодосию.

Приняв 300 тонн боезапаса и 1200 человек личного состава полка, «Коминтерн» вышел в море.

Переход осуществлялся при ограниченной видимости из-за парения моря, однако без противодействия противника. Велось тщательное наблюдение за морем и воздухом. В светлое время суток артиллерия поддерживалась в постоянной готовности к отражению вражеской авиации.

Крейсер приближался к назначенному району. Но на подходе к Феодосийскому заливу северо-восточный ветер усилился до 6—7 баллов, произошло резкое похолодание, видимость уменьшилась до 50—60 метров. Десантники тяжело переносили качку. Пройдя мыс Ильи и не обнаружив на нем навигационного огня, а также встречающего катера, командование корабля усомнилось в точности местонахождения. В этой обстановке командир принял решение: встать на якорь и произвести разведку. Выполнение этой задачи было возложено на старшего штурмана. С двумя мотористами он на катере направился к берегу. Обнаружив на мысе Ильи огонь, примерно через час штурман возвратился к месту стоянки крейсера. Вскоре к «Коминтерну» подошел катер с представителем сил высадки капитан-лейтенантом А. П. Ивановым, который передал приказ: выгрузку боеприпасов и высадку войск произвести на Широком молу с внешней стороны порта и до рассвета покинуть его.

Такое решение командования сил высадки объяснялось усилившейся активностью вражеской авиации, наносившей удары по кораблям и транспортам в Феодосийском заливе, особенно в светлое время суток, а также недостатком сил и средств противовоздушной обороны порта.

Получив разрешение, крейсер полным ходом направился в Феодосию. Старший помощник командира «Коминтерна» провел инструктаж командиров подразделений десантников и корабля об организации [94] высадки и выгрузки боезапаса. На ответственные участки были поставлены командиры боевых частей, их заместители, командиры дивизионов.

При подходе «Коминтерна» к Широкому молу возникли новые трудности, существенно повлиявшие на продолжительность его швартовки. На берегу не оказалось никого, кто мог бы принять и закрепить швартовы. В мирное время ни командир, ни его старпом, ни старший штурман ни разу не были в порту Феодосия. В сложившейся обстановке старпому командира пришлось руководить всеми действиями личного состава на полубаке. На главный командный пункт крейсера непрерывно шли доклады об оставшемся до мола расстоянии. Определение его облегчал выпавший снег, резко очертивший границу между молом и водной поверхностью. Для закрепления поданных с корабля швартовых из боцманской команды был выделен опытный командир отделения коммунист старшина 2 статьи П. И. Зубарев, который с подходом крейсера к молу по команде старшего помощника прыгнул на стенку и закрепил там концы.

Зубарев служил на «Коминтерне» с 1937 года. При обороне Одессы он возглавлял отделение пулеметчиков в составе десантной группы от корабля. Участвовал во всех его боевых походах. Будучи раненным, продолжал вести бой до тех пор, пока не поступило приказание отойти на новый рубеж. После лечения снова возвратился на крейсер.

При швартовке к Широкому молу «Коминтерн», по существу, повторил маневр крейсера «Красный Кавказ» во время высадки им передового отряда десанта. Правда, ему не мешало огневое противодействие противника и благоприятствовал северный ветер, прижимавший корабль к стенке мола, в то время как швартовка «Красного Кавказа» осуществлялась под артиллерийским и минометным обстрелом и отжимном ветре.

На высадку десантников и выгрузку боеприпасов оставалось около трех с половиной часов: необходимо было выйти из Феодосийского залива до рассвета. Эта задача была доведена до всего личного состава корабля.

Успеху разгрузки способствовал заблаговременно начатый подъем боезапаса на верхнюю палубу четкое распределение экипажа: одна его часть продолжала поднимать боезапас, другая выносила с корабля на [95] мол. Осуществлялась эта операция вручную по двум трапам: по одному сходили с ящиками, по другому возвращались на крейсер. Десантники выходили на берег по третьему трапу.

Из-за отсутствия у них навыков схождения по трапу потребовалось срочно выделить краснофлотцев для оказания помощи.

К 6 часам 25 минутам 2 января 1942 г. с борта «Коминтерна» сошли последние бойцы.

Во время стоянки на крейсер прибыли краснофлотцы потопленного моторного баркаса Бобко и Чумаков. Экипаж «Коминтерна» восторженно встретил боевых друзей.

Мужественным действиям команды баркаса был посвящен боевой листок, выпускавшийся на крейсере каждые два-три дня. Появились статьи об их подвиге и в очередном номере корабельной, а позднее — флотской газетах. Все члены экипажа баркаса были награждены орденом Красной Звезды.

Закончив высадку войск, выгрузку боезапаса и прием раненых, «Коминтерн» вышел в открытое море и направился в Новороссийск. Нужно было до рассвета как можно дальше отойти от берега. В море стоял густой туман, практически исключавший обнаружение крейсера с воздуха. Ветер усиливался, температура воздуха понижалась. В таких условиях наибольшую опасность представляли плавающие мины: малая видимость затрудняла их обнаружение на расстоянии, обеспечивающем уклонение корабля.

Переход «Коминтерна» от меридиана горы Опук до Новороссийска также проходил в довольно сложных метеорологических условиях — дул порывистый ветер северо-восточного направления, температура опускалась до 9° ниже нуля. В Новороссийский порт крейсер прибыл с обледеневшей палубой, сосульки висели на вантах и стволах орудий главного калибра.

В войну, если не у каждого, то у большинства фронтовиков случались самые непредвиденные встречи со старыми друзьями, родственниками или знакомыми. Одна из таких встреч произошла у старпома корабля на переходе из Феодосии в Новороссийск ранним утром 2 января 1942 года. После выхода крейсера из Феодосии, обходя жилые помещения, в которых разместились раненые, в кают-компании командного [96] состава М. Е. Степанов заметил дремлющего усталого человека в необычной для военнослужащего одежде. Присмотревшись, он узнал в нем своего однокурсника по Военно-морскому Краснознаменному училищу имени М. В. Фрунзе Павла Егорова. Они не виделись более пяти лет и, конечно, были бесконечно рады такой неожиданной встрече. Из беседы выяснилось, что старший лейтенант П. А. Егоров еще до высадки десанта на Керченский полуостров с группой разведчиков пробрался в тыл врага для сбора данных о его обороне в намеченном районе высадки. Теперь Егоров возвращался в свою часть.

Высаженные на крымский берег десантные войска с боями продвигались в глубь Керченского полуострова. К исходу 2 января с их выходом на заданный рубеж завершилась Керченско-Феодосийская десантная операция. Теперь Ставка планировала наступательную операцию с целью освобождения Крыма.

Успех действий войск Кавказского (с 28 января 1942 г. — Крымского) фронта на освобожденном от немецких захватчиков Керченском полуострове в значительной степени зависел от пополнения их резервами и всеми видами снабжения, которое осуществлялось через порты Керченского пролива и Феодосию. Черноморский флот, находившийся в оперативном подчинении фронта, должен был обеспечить морские перевозки. Для доставки пополнения в Феодосию привлекался и крейсер «Коминтерн».

Морские коммуникации в северо-восточной части Черного моря, особенно порты Керченского полуострова, находились под контролем гитлеровской авиации. Пытаясь сорвать снабжение советских войск, немецкое командование сосредоточило на аэродромах Крыма большое количество самолетов, бомбивших корабли и транспорты, ставившие в Феодосийском заливе неконтактные мины.

Отсутствие сильной противовоздушной обороны порта в значительной степени затрудняло разгрузку доставленных грузов, особенно в светлое время суток. Флот нес потери. К мероприятиям, в какой-то мере их сократившим, относилось запрещение стоянки кораблей в порту в дневное время. Теперь они приходили в Феодосию лишь ночью и, осуществив разгрузочно-погрузочные операции, прием раненых, до рассвета выходили в море. [97]

После высадки войск второго эшелона десанта крейсер «Коминтерн» прибыл в Новороссийск. И сразу же началась подготовка к новому походу. Стояла холодная погода, дул сильный северо-восточный ветер, палуба корабля обледенела. В таких условиях моряки вручную грузили уголь и боезапас. Одновременно командование, учитывая опыт высадки десанта, выгрузку боеприпасов в Феодосии, изыскивало возможности для изготовления специального трапа для движения грузовых машин с палубы своим ходом и высадки войск, а также лотков для разгрузки ящиков со снарядами и продовольствием. Это способствовало сокращению времени разгрузочных работ, меньшей затрате физических сил привлекавшихся к ним краснофлотцев.

Первый поход из Новороссийска в Феодосию с пополнением крейсер осуществил 7—8 января. Из Новороссийска он вышел с расчетом совершить переход наиболее опасного района действий немецкой авиации и разгрузку в Феодосии в темное время суток. На высадку 1200 бойцов стрелкового полка, выгрузку боезапаса и продовольствия, прием раненых экипажу потребовалось около шести часов. Поход завершился успешно.

В очередном походе, начавшемся ранним утром 15 января, крейсер доставил в Феодосию около 1100 бойцов с личным оружием, 100 тонн боезапаса, 399 тонн продовольствия, несколько автомашин, повозок и полевых кухонь. На переходе морем он трижды обнаруживался самолетами-разведчиками. Все артиллерийские средства находились в повышенной боевой готовности.

В ночь с 15 на 16 января «Коминтерн» вошел в Феодосийский залив. По прибытию сразу же началась высадка пополнения. Город и порт обстреливались неприятельской артиллерией. Надо было до рассвета выйти хотя бы из залива. На разгрузочно-погрузочные работы в распоряжении экипажа крейсера оставалось не более пяти часов.

Еще шла выгрузка воинских грузов и высадка войск, а к месту стоянки «Коминтерна» уже подходили раненые. Старший помощник командира корабля дал указание выделить дополнительно моряков для оказания им помощи.

Когда до намеченного времени отхода оставалось 20 минут, посадка раненых еще не была закончена. [98] Лишь в два часа ночи все они были приняты на корабль. В 2 часа 5 минут 16 января с 650 ранеными на борту крейсер отошел от стенки Широкого мола и направился в Батуми.

Такого количества раненых бойцов «Коминтерн» еще не принимал. Все они требовали особой заботы, многие из них находились в тяжелом состоянии.

Через полтора суток после выхода крейсер прибыл в Батуми и отшвартовался у Пассажирской пристани.

Таким образом, крейсер «Коминтерн» успешно справился с возложенными на него задачами в Керченско-Феодосийской десантной операции. За 18 суток он сделал три боевых похода в Феодосию, доставив войскам Кавказского (Крымского) фронта около 3500 человек личного состава, сотни тонн боезапаса и продовольствия, автомашины и другие грузы. Из Феодосии вывез около 1000 раненых. В сложных гидрометеорологических условиях крейсер прошел 1500 миль.

Наибольшую опасность в море представляли вражеская авиация и плавающие мины, а в Феодосийском заливе, кроме того, и выставленные противником неконтактные мины. Серьезно препятствовали успеху погрузочно-разгрузочных работ сильные ветры и морозы. Поскольку высадка войск, выгрузка грузов и прием раненых в Феодосии осуществлялись в темное время суток или при минимальном освещении, это неизбежно увеличивало время пребывания корабля в порту. Особенно трудно происходила выгрузка автомашин. Постоянное покачивание корабля, отсутствие у шоферов опыта вывода машин по узкому наклонному трапу при слабой освещенности снижало темпы разгрузки. На операцию требовалось до десяти минут. При этом автомашины занимали все свободное пространство верхней палубы, что затрудняло другие работы.

Весь личный состав крейсера трудился с удвоенной энергией, прикладывая максимум усилий для быстрейшего выполнения поставленных задач. Помощник командира корабля капитан-лейтенант П. П. Журавлев, командир артиллерийской боевой части старший лейтенант И. И. Воловик и его заместитель по политической части политрук М. Ф. Тронов несли персональную ответственность за разгрузочные работы. Через каждые 30 минут они докладывали старпому об [99] их ходе, высказывали предложения по устранению выявленных недостатков.

Боевые походы в Феодосию в суровых гидрометеорологических условиях сплотили экипаж. Они дали возможность вновь прибывшим командирам более подробно ознакомиться с тактико-техническими данными корабля, личным составом, проанализировать его действия на боевых постах, организацию противовоздушной и противоминной обороны, погрузочно-разгрузочных работ в сжатые сроки, откорректировать боевое расписание.

 

2010 Design by AVA