ПРИМЕЧАНИЯ
{1} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Изд. 7-е, М., Госполитиздат, 1954, стр. 571.
{2} Во время ремонта корабля назначаются старший строитель и строители его отдельных узлов и частей.
{3} Великая Отечественная война Советского Союза 19411945 гг. Краткая история, М., Воениздат, 1965, стр. 69.
{4} Черноморский флот, М., Воениздат, 1967, стр. 36.
{5} Боевые действия плавбатареи описаны в книге Н. М. Кулакова «250 дней в огне» , М., Госполитиздат, 1963, стр. 8790.
{6} Краткая историческая справка о революционных, боевых и трудовых делах коллектива завода (хранится в музее Севастопольского морского завода).
{7} Там же.
{8} В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 9, стр. 202.
{9} Краткая историческая справка о революционных, боевых и трудовых делах коллектива завода (хранится в музее Севастопольского морского завода).
{10} Там же.
{11} Там же.
{12} Партийный архив Крымского обкома КП Украины, ф. 241, оп. 1, д. 309, л. 37.
{13} Там же.
{14} Заводская многотиражная газета, номер за 8 июля 1941 г.
{15} Там же.
{16} Вертикальный стальной лист, ограждающий отверстие (люк, шахту) в палубе.
{17} Паровой или электрический механизм для подъёма якоря.
{18} Основное крепление наружной обшивки корпуса кормовой части корабля.
{19} Партийный архив Крымского обкома КП Украины, Ф. 152, оп. 152, д. 10, л. 4.
{20} М. А. Бирилов умер 21 ноября 1963 года. Его жена Таисия Николаевна и сын Олег любезно предоставили автору дневник мужа и отца.
{21} Компенсатор главного паропровода отрезок стальной трубы с толщиной стенок до 18 мм, на котором имеется 810 гофр. Служит для компенсации удлинения труб главного паропровода во время их нагрева. Такие компенсаторы изготавляются, как правило, на специализированных заводах.