Первый ледовый поход — форт «Тотлебен»

Очередной выезд в Питер планировался так, чтобы можно было исполнить одну давнишнюю мечту — побродить по замёрзшему заливу и посмотреть морские укрепления, недоступные в другое время года без приличного плавсредства. Задуманное удалось вполне, посмотрено было четыре островных форта и кое-что ещё в довесок, но первый ледовый поход всё равно останется первым — и по впечатлениям, и по полученному опыту. Зимняя национальная обувь в Питере для хождения по заливу — это резиновые сапоги, а ботинки, даже самые распрекрасные, промокнут по-любому. 

К постройке новых морских фортов «А» и «В», будущих «Тотлебена» и «Обручева», приступили в 1897 г. Расположение их на акватории северо-западнее о. Котлин, а также задачи, которые должны были решать новые укрепления, состав их вооружения — всё это было определено по результатам работы комиссии по усилению обороны Кронштадтской крепости под председательством начальника Главного штаба генерал-адъютанта Н. Н. Обручева.

Место для форта «А» определили примерно в 4,5 верстах от берега на отмели, где глубина составляла от 2 до 4 м. Искусственный остров фронтом был обращён на северо-запад, имел протяжение около 700 м и состоял в плане из центрального и двух боковых фасов. По плану вооружение форта должны были составить 10 10-дм. береговых пушек обр. 1895 г., 12 6-дм. береговых скорострельных пушек Канэ, 16 9-дм. мортир и 8 57-мм скорострельных пушек. Производителем работ по постройке новых морских укреплений стал военный инженер капитан А. А. Шишкин, ранее занимавшийся проведением предварительных изысканий. С середины 1897 г. в помощь ему был назначен капитан Аренс, которого позже сменил капитан И. А. Савримович.

Объем работ предстояло выполнить огромный: по периметру будущего острова требовалось установить ряжи — бревенчатые срубы в виде ящиков, заполнить их камнем и опустить на дно, с внутренней стороны также по всему периметру забить шпунтовую линию свай, заполнить внутреннее пространство острова грунтом, забить сваи под фундаменты казематированных построек, сложить эти фундаменты, сложить эскарпы острова, поставить опалубку, набить бетоном стены и покрытия, снять опалубку, выполнить чистую отделку, насыпать земляной бруствер, установить орудия и целый ряд разнообразного оборудования, необходимого для повседневной жизни гарнизона в несколько сот человек. Несмотря на то, что на постройке двух фортов в первое время в среднем осваивалось около 1 млн. рублей в год, напряжённые работы продолжались достаточно долго. К осени 1904 г. из всего вооружения на форте «А» было установлено только 2 57-мм и 6 6-дм. пушек на левом фланге, на остальных участках продолжались работы по постройке, постепенно продвигаясь к правому флангу. По результатам русско-японской войны оказалось необходимым заменить 9-дм. мортиры 11-дм. пушками на высоких станках, также выяснилось, что весьма частое и плотное расположение орудий неудобно самим же артиллеристам, количество пушек было сокращено вдвое, а освободившиеся дворики засыпали грунтом или использовали для размещения командных пунктов, каких-то других сооружений. И только в мае 1913 г. была образована комиссия по передаче законченных фортов «Тотлебен» и «Обручев» в ведение Кронштадтской крепостной артиллерии.

В ходе первой мировой войны Кронштадт зачастую рассматривался как резерв вооружения, и к 1917 г. многие форты оказались полностью или частично лишены своей артиллерии. Последующие революционные коллизии привели к потере всех передовых позиций в Финском заливе, граница стала проходить в считанных километрах от фортов «Тотлебен» и «Обручев». Поэтому в 1922—1925 гг. на них в пустующих двориках 10-дм. пушек были смонтированы по две 203-мм/50 двухорудийных башни с крейсера «Рюрик». Башенная и другие батареи форта «Тотлебен» участвовали в финской и Великой Отечественной войне и сказали своё слово. Работы по модернизации проводили и в дальнейшем, из наиболее значимых можно отметить выполненную уже в послевоенные годы перестройку левофланговой 6-дм. батареи и левой половины бывшей мортирной батареи под 130-мм пушки Б-13 в двориках с кольцевой галереей.

Ну а дальше форт ждало разоружение, утилизация материалов и оборудования и медленное разрушение — о создании музея тогда как-то не думали. Всё так бы и шло, если бы не один энтузиаст — В. Ф. Ткаченко, трудами которого вместе с его помощниками приведены в порядок и поддерживаются в жилом состоянии ряд помещений на правом фланге форта, где ныне действует пост МЧС.

Парк Дубки Форт «Тотлебен» Мол, ограждающий гавань Трёхамбразурный ДОТ Парадный вход
ФОРТЪ ТОТЛЕБЕНЪ 1897—1913 Дальномерный павильон Правый фланг форта Центр и левый фланг Дворик 10-дм. пушки
Место правой 203-мм/50 башни Командный пункт Место левой 203-мм/50 башни Башенный колодец Ещё один КП
Штамп времени Центральный фас форта Дальномерный павильон Левофланговая батарея Интерьер кольцевой галереи
Створка подачи Левый фланг форта Казематы левого и центрального фаса Оконный переплёт Анфилада казематов
Снарядный погреб 203-мм батареи Башенный колодец Зарядный погреб 203-мм батареи Силовая станция Этюд в чёрно-белых тонах
Ручной подъёмник Подачные окна Коридоры мортирной батареи Правый фас форта Сквозники траверсов
  Флаг над фортом Правофланговые дворики Метель  

 

2010—2011 Design by AVA