Княжество Мангупское

Мыс Тешкли-Бурун

Мыс Тешкли-Бурун с цитаделью Мангупа и башней-донжоном, княжеской резиденцией, гордо возвышается на добрых три сотни метров над окрестными долинами.

 

Традиционный весенний поход в этом году был сдвинут с обычной последней недели апреля на вторую половину мая. В планах было посмотреть Мангуп, пройти через Ай-Димитрий к Большому каньону, миновать его, подняться на Ай-Петринскую яйлу и вдоль её края выйти к Форосу. Времени на всё ровно неделя. Компания наша изрядно поредела, и в этой экспедиции участвовали только Юрец, Папа Дима (справедливости ради стоит заметить, что не просто Папа, а Дабл-Папа) и автор этих строк — всё, что осталось от и так небольшой горнопехотной бригады под воздействием кризиса и трудовой миграции.

В первый день по дороге на Мангуп мы ещё заглянули посмотреть Сюйреньскую крепость, но то ли из-за того, что место это уже давно знакомое, то ли сказывалась разительная перемена обстановки, но почему-то особо не снималось, поэтому перейдём сразу к Мангупу.

Мангуп — это и гора, и остатки средневекового города, кладезь находок для археолога, и целый пласт истории. Трудно вместить в несколько строк всё, что было прочитано, и все впечатления от этого места, но попробую... Мангуп, казалось бы, самой природой был предназначен, чтобы на нём жил человек: отдельно стоящая гора, вершина которой — большое ровное плато, ограниченное с трёх сторон, с востока, юга и запада, отвесными обрывами, с севера же склон горы рассечён тремя глубокими оврагами, между которыми выступают четыре мыса, как растопыренные пальцы человеческой руки. Но это не только естественное укрепление, здесь есть главное, что необходимо для жизни: у самой вершины бьют обильные источники воды, что делает ценность этого места исключительной.

Первые поселения на Мангупе теряются в седой глубине веков. Тавры, скифы, сарматы, готы, аланы, хазары — с началом эпохи переселения народов все побывали тут, врывающиеся в Крым кочевники вынуждали жителей предгорий уходить всё дальше в горы, сами оседали в предгорьях, а за ними шли новые и новые народы. В первые века нашей эры эти земли находились под властью Византии, с конца VII в. сюда распространяет влияние хазарский каганат, но в X в. это государство гибнет под ударами дружин Святослава. В начале XIII в. бывшие византийские владения, Херсон и юго-западная часть Крыма, отпадают от своей метрополии, захваченной крестоносцами, и признают власть Трапезундской империи. После этого следует очередное разрушительное нашествие, на этот раз монголо-татарское, и только в середине XIV в. в связи с ослаблением Золотой Орды появляются условия для образования самостоятельных государств. В юго-западной Таврике возникает княжество Феодоро, первое упоминание о котором относится к 1361—1362 гг.

Княжество объединяло земли горной Таврики, от западного побережья, где в устье реки Чёрной был основан город и порт Каламита и до крепости Фуна над Алуштой на востоке. Севернее располагалось Крымское ханство, южное побережье от Чембало (Балаклавы) и до Кафы (Феодосия) находилось в руках генуэзцев. С Крымским ханством отношения в основном были мирные, в то время как с генуэзцами велись частые войны. Предполагается, что правили на Мангупе наследники рода Гаврасов — довольно известного семейства и в Византии, и в Трапезунде. Согласно русской летописи, представители одной из ветвей этого рода в конце XIV в. переселились в Москву: Степан Васильевич Ховра, «князь Готии», выехал из своих владений в Судаке, Мангупе и Кафе в Москву, где был принят с честью и позднее принял монашество под именем Симон. Его сын, Григорий Ховра, от которого пошли семьи Ховриных и Головиных, основал в окрестностях Москвы монастырь, названный в честь отца Симонов. Расцвет Феодоро приходится на первую половину XV в., когда на Мангупе княжил сын Степана Алексей. В этот период отмечен значительный рост строительства, причём не только оборонительного, укрепляется Мангуп, перестраивается Каламита, значительно возростает товарооборот через этот феодоритский порт, что нанесло существенный удар по экономике генуэзских колоний и в конце концов привело к очередному конфликту с Генуей. Но с середины XV в. основную угрозу стали представлять турки-сельджуки, и этой угрозе в значительной мере разобщённые государства Крыма противостоять не смогли. Турецкий десант летом 1475 г. поставил точку в судьбе генуэзских колоний, после долгой пятимесячной осады с применением мощной артиллерии в декабре того же года был захвачен Мангуп. На завоёванных землях турки образовали судебно-административный округ — Мангупский кадылык. Значение Мангупа как крепости сохранялось до XVII в., и турки продолжали уделять ему внимание. В дальнейшем жизнь тут продолжалась до момента переселения христианского населения в Приазовье во второй половине XVIII в. Видимо, тогда же Мангуп покинули и караимы.

Отправимся же смотреть. Естественно, цель показать всё не ставилась: мы не спускались к укреплениям в Банном овраге, не лазили в пещеру под обрывами с южной стороны, не ходили в ныне действующий монастырь смотреть вырубленную в скале церковь с сохранившимися средневековыми фресками — за кадром осталось много интересного, да и показать всё в рамках небольшого фоторепортажа не реально. Просто Мангуп — это такое место, куда хочется снова и снова возвращаться, отведать воды из источника, пройтись по едва читаемым кварталам, почувствовать «забытый гул погибших городов», взглянуть на окрестные долины и прикоснуться к старинным камням, продолжающим хранить свои тайны.

Мангуп утром Нижняя стена Караимское кладбище Надгробие Башня над Табана-Дере
Башня над Табана-Дере Камень с орнаментом Участок стены Мыс Елли-Бурун Сквозь бойницу
Овраг Гамам-Дере Сердце горной Таврики Тешкли-Бурун, цитадель и дорога Укрепления при въезде Монастырь у дороги в город
Донжон цитадели Донжон цитадели Донжон цитадели Вход в замок Въезд в цитадель
Вырубленная в скале пещера Сектор наблюдения Тешкли-Бурун Пещера Барабан-Коба Церковь в скале
    Закатным светом озарён...    

 

2010 Design by AVA