ПРИМЕЧАНИЯ

{1} Перед сухопутной крепостью неприятель явится минимум через несколько дней после объявления вйны, а перед приморской — или через несколько часов, или даже ранее объявления войны (Порт-Артур 1904 г.).

{2} Конечно, все заграждения любой крепости должны быть названы пассивными, но по той роли, которая выпадает на долю некоторых из них (в сухопутной войне — фугасы, в приморских крепостях — подводные мины), они называются активными. В сущности говоря, активные (в только что сказанном смысле) заграждения представляют собой идеал обороны, ибо «лучшая оборона — активная».

{3} Ошибочно думать, что мина должна потопить корабль; если такие случаи имели место в минувшую компанию, то они объясняются не громадной величиной заряда мины, а недостатками в конструкции корабля: взрыв мины под судном вызывал взрывы минных погребов, котлов и пр., благодаря чему суда моментально тонули («Петропавловск», «Хацусэ»).

{4} Углублением мины называется расстояние от поверхности воды до мины.

{5} Этот тип мин может быть или с положительной плавучестью, или с отрицательной. В первом случае они удерживаются на известном углублении при помощи круглых (могущих катиться), сравнительно лёгких якорей; во втором случае — нужны буйки (поплавки).

{6} Из этого не следует, однако, что свой флот может безнаказанно для заграждения ходить по нему: наталкиваясь на мины, а в особенности ударяя по ним лопастями своих винтов, он будет повреждать корпуса мин, отчего они могут затонуть. Сказанное относится к плавучим минам.

{7} При расстоянии от станции (место наблюдения) до мины в 1¾ версты (морская миля) ошибка в определении угла в ½° влечёт за собой ошибку в определении места судна в 50' (tg ½° при длине стороны около 6000' равен 50' ~ 7 саж.).

{8} См. предыдущую выноску.

{9} В фиг. 1—4 через H обозначена глубина места, а через h — углубление мины (фиг. 1, 3) или корпуса для замыкателя (фиг. 2 и 4).

{10} «Донная мина с плавающим над нею замыкателем — по истине есть мина с недоразумением», — определение Г. Тимченко-Рубана («Военный сборник», 1906 г., №№ 5 и 6, стр. 167).

{11} Конечно, в боевой обстановке «сомнительных» случаев быть не должно, однако, это ещё не значит, что их не будет. Поэтому, как этот способ, так и взрыв мин по наблюдению лучше применять на самых близких расстояниях.

{12} Мель, опасное место.

{13} Иначе — опасно.

{14} Здесь и выше: М. Боресков. Руководство по минному искусству в применении его к подводным оборонительным минам и гидротехническим работам. СПб., 1876. Стр. 17 и 18.

{15} Н. Александров. Исторический очерк подводных оборонительных мин. «Инженерный журнал» 1897 г., № 8, стр. 948—949.

{16} Автор несколько неточен, что, повидимому, объясняется отсутствием в то время соответствующих данных. На минах, выставленных заградителем «Амур» у Порт-Артура, утром 2 мая 1904 г. вместе с «Хацусэ» подорвался броненосец «Ясима», затонувший в ходе буксировки. В тот же день, 2 мая 1904 г., крейсер «Ёсино» у мыса Шантунг был протаранен броненосным крейсером «Кассуга», быстро перевернулся и затонул почти со всем экипажем. — Прим. ava.

{17} Кошка — небольшой четырёхлапый якорь.

{18} Это превратит наше заграждение из станционных мин, безопасное для своих судов, в одинаково опасное и для неприятеля, и для себя. Противники станционных мин обычно и указывают на это обстоятельство, но мы уверены, что поставив охранение крепости (наблюдательные посты, прожекторы, сторожевая служба) на должную высоту, можно быть совершенно спокойным не только за минные заграждения, но и за всю крепость.

{19} «Инженерный журнал», 1897 г. № 11 — М. Лисовский «Об устройстве бонов» — Стр. 1360. Выше описанный бон весьма напоминает бон капитана бельгийской службы Кольза, приведенный в этом же сочинении (стр. 1359 и фиг. 9).

{20} и можно применить при обороне коммерческих портов и устьев рек.

{21} Считая вопрос о минных станциях чрезвычайно важным, мы старались найти какие-либо сведения о них во всех известных сочинениях и учебниках фортификации, и только в сочинении генерала Бриальмона «La défense des côtes et les tétes de pont permamentes» мы нашли очень немногие данные (Deuxième edition: a) Texte: Chapitre II, pages 108—111; Chap. V, page 181; b) Atlas: PI VI — Fig I et Coupe № 1; PI VII — Fig I, II et III et Coupe № 7.).

{22} Считаем необходимым оговориться, что всё высказываемое о станциях представляет собою наше личное мнение, высказываемое на основании личных догадок и соображений. С большим удовольствием услышали бы мнение, не сходящееся с нашим: «du choc des opinions jaillit la verité».

{23} Весьма полезны, а в некоторых случаях, в зависимости от местных атмосферных и климатических условий, и необходимы «рассеиватели тумана», появившиеся, если не ошибаемся, во Франции.

{24} А. В. Цыгальский «Подводная минная оборона приморских крепостей» — «Инженерный журнал» 1908; года, № 1, стр. 16—18.

{25} На наш взгляд, кабель следовало бы хранить в тех условиях, в которых ему придётся работать, то есть под водою. Есть основание думать, что в Англии принята именно эта система (Н. Александров «Электрические испытания в подводном минном искусстве» — «Инженерный журнал», 1898 г., № 9).

{26} Как известно из истории морских войн, ни одна приморская крепость не была взята с моря. Поэтому в высшей степени интересной является мысль Н. Л. Кладо, высказанная им на лекциях в Николаевской инженерной академии в 1910 году о том, что, твёрдо зная громадные преимущества приморской крепости в борьбе её с флотом, можно дойти до известного самомнения и небрежно (если так можно выразиться) отнестись к вопросу о её артиллерийском вооружении — тогда история морских войн может обогатиться небывалым примером: взятием приморской крепости флотом «с налёта». Полагаем, что мы верно передали мысль уважаемого лектора.

{27} Эта цифра наиболее спорная: некоторые писатели утверждают, что она должна быть равна 4 верстам, другие придерживаются 10 вёрст, поэтому мы считаем нужным принять среднее значение.

{28} Для удобства выхода своего флота широким фронтом.

{29} Уместно вспомнить постановку мин у Ляотешаня в Порт-Артуре для воспрепятствования производству перекидной стрельбы по внутреннему рейду; на этом заграждении погибли «Хацусэ» и «Ёсино». (Как было на самом деле — см. примечание {16}. — Прим. ava.)

{30} Дальний; при постановке мин Морского ведомства (других не было) погибли «Боярин» и «Енисей».

{31} Цзинь-Джоу.

{32} Может быть вместо этого — подводное освещение проходов лампами накаливания (А. Цыгальский — «Современные средства береговой защиты», стр. 88).

{33} Н. Буйницкий «Инженерная оборона государств». Курс Николаевской академии генерального штаба. С.-Петербург, 1907 г.

{34} Вопрос спорный.

{35} Местность взята теоретическая; глубины взяты от 35 до 150 фут; пунктиром показана 20-фт. глубина.

{36} Против эскадренных миноносцев.

{37} На чертеже показано 17, так как, вследствие мелкого масштаба, нельзя было уместить все.

{38} Нам кажется небесполезным и в мирное время вход в военный порт прикрывать боном, так как для военного порта, как и для крепости, не должно быть мирного времени.

{39} Например, подход к большому коммерческому городу.

{40} В виду того, что главная цель приморского фронта — прикрыть проход, возможно, как нам кажется, уменьшить число мин, помогающих батареям А и Г, положив по 5 мин на кв. версту. Тогда число мин рейдового заграждения уменьшится вдвое: вместо 300 будет достаточно 150 мин, которые можно поставить на двух 7-жильных магистралях (по 11 мин на магистраль).

{41} Или — см. предыдущее примечание — 150 + 425 = 575 мин.

{42} Н. Буйницкий. «Инженерная оборона государств». СПб., 1907 г., стр. 58.

{43} В малых крепостях, имеющих устаревшую артиллерию, рейдовое заграждение до некоторой степени будет играть роль мористого по отношению к своим батареям.

{44} В примерах малых крепостей мы не принимали мер к защите наших миноносцев от неприятельских. Здесь же наших миноносцев нет, а мы препятствуем неприятельским пробраться к O от пролива.


 

2010—2011 Design by AVA