ПРИМЕЧАНИЯ
{1} В бою при Ялу скорость стрельбы у японцев не превосходила 60 в. в час из орудий среднего калибра и 180 из малого.
{2} См. перевод этой статьи в «Инженерном журнале» за 1896 г. № 10.
{3} «Морской сборник» 1898 г. № 2. «Состояние морской артиллерии в 18961897 гг.» В. С-кий.
{4} Эти опыты описаны в статье «Атака и оборона берегов» в № 10 «Инженерного журнала» 1896 г.
{5} «Состояние морской артиллерии в 18961897 гг.» В. С-кий. «Морской Cборник». № 2, 1898 г.
{6} В. К. А. М. Военные флоты и морская справочная книжка на 1897 г.
{7} Искусственный крен более 5° настолько нарушает условия равновесия судна, что, например, на французском броненосце «Hoche» вызывал отказы башенных механизмов (Морская справочная книжка на 1895 г.).
{8} Лейтенант фон-Витте. «Сравнительные силы флотов». Морской Сборник. 1898 г. № 1.
{9} В. К. А. М. Военные флоты и морская справочная книжка на 1895 г.
{10} Сражение при р. Ялу показало, что хотя уголь и загорается иногда от попадающих в него снарядов, но тушится легко. Зато как это сражение, тяк и последняя испано-американская война сильно подорвали доверие к стали и переборкам как средствам предохранения от пожара и потопления.
{11} Источники: «Артиллерия», курс Николаевской академии Генерального Штаба, читанный Г. М. Потоцким. СПб. 1893 г.; С. Будаевский, «Курс Артиллерии», СПб., 1899 г.; И. А. Яцыно, «Курс морской артиллерии», СПб., 1896 г.; «Справочная книжка для инженерных и сапёрных офицеров», СПб., 1894 г.; «Военные флоты и морская справочная книжка на 1895 г.» В. К. А. М.; «Артиллерия», курс младшего класса Николаевской инженерной академии, по лекцям полновника Якимовича в 18971898 гг.; «Морской сборник» 18881898 гг.
{12} Ведь остановило же одно присутствие крепостных орудий на валах Кёниггреца всю победоносную прусскую армию, не решившуюся преследовать австрийцев, разбитых при Садовой в 1866 г., из опасения попасть под выстрелы «крепости».
{13} Записки долговременной фортификации Николаевской инженерной академии по лекциям профессора ген.-лейт. Кюи.
{14} «О наивыгоднейшем калибре орудий береговой артиллерии», Морской Сборник, 1888 г., № 12.
{15} К. Величко, «Крепости и крепостные железные дороги». СПб. 1898.
{16} Морской Сборник. 1899 г. № 2.
{17} Инженерный журнал. 1896 г. № 10. «Атака и оборона берегов».
{18} Ежегодник Брассея за 1897 г.
{19} Н. Забудский. Внешняя баллистика. СПб. 1895 г.
{20} Артиллерия. Курс младшего класса Николаевской инженерной академии по лекциям полковника Якимовича в 18971898 учебном году.
{21} «Ещё о способах обороны и о тактике осадной войны». Инженерный журнал. 1899 г. № 1 (статья Rocchi из Rivista di Artiglieria e Genio).
{22} Инженерный журнал. 1897 г. «Атака и оборона берегов».
{23} Морской Сборник. 1898 г., № 7.
{24} Длина судна принята в 50 саж.
{25} Инженерный журнал. 1890 г. № 1. «Горные форты», перевод с испанского.
{26} Справочная книжка для инженерных и сапёрных офицеров, отдел II. Артиллерия. СПб. 1894 г., стр. 20.
{27} При составлении таблицы VIII мы пользовались преимущественно данными относительно орудий морской артиллерии Северо-Американских Соединённых Штатов, помещёнными в № 5 «Морского Сборника» за 1898 г., содержащими между прочим величины скоростей на различных дистанциях; затем величины углубления снарядов в различные среды были нами вычислены по формуле
l = C (P/D2) V,
где l число дюймов углубления снаряда, P его вес в фунтах, D калибр в дюймах, V скорость в футах в секунду, и C численный коэффициент, величины которого для различных сред указаны в последней строке таблицы; данные бронебойности взяты непосредственно из упомянутого источника.