Величко К. И. — Крепости и крепостные железные дороги.

Величко К. И. - Крепости и крепостные ЖД

Издание: Величко К. И. Крепости и крепостные железные дороги. — С.-Петербург, типография и литография В. А. Тиханова, 1898.
Источник: OCR.

{1} Так обозначены ссылки на примечания.
[1] Так обозначены страницы. Номер страницы предшествует странице.

P. S. В работе рассматривается интересный элемент обороны современных автору крепостей, который стал активно внедряться во второй половине XIX в. Крепостные железные дороги, представляя технические части, оказались тесно связаны и с фортификацией, определявшей формы крепостей, и с крепостной артиллерией, обеспечение маневра и снабжение боезапасом которой стало основной задачей крепостных железных дорог. Высказываемые в работе положения подтверждены различными многочисленными опытами, суть которых сводится к тому, что в современных условиях без помощи отдельной сети крепостных железных дорог невозможно быстро сконцентрировать на угрожаемых промежутках оборонительной линии достаточное количество орудий для борьбы с осадной артиллерией, а также снабжать вновь выставленные батареи необходимым количеством боезапаса. Также рассматриваются такие технические вопросы как выбор ширины колеи, схема построения сети крепостных железных дорог, их применение в маневренных, малых и береговых крепостях, типы подвижного состава.

Текст приведен в соответствие с современными правилами орфографии. Иллюстрации в оригинале были представлены на восьми чертежах в конце книги, здесь же отдельные рисунки и схемы включены в основной текст. В ряде случаев порядок появления иллюстраций может отличаться от их последовательной нумерации.

Содержание

Вместо предисловия
Введение
Глава I. Основания устройства современных крепостей в связи с их назначением и предполагаемыми способами их обороны.
Маневренные крепости; крепости-заставы; береговые или приморские крепости; укреплённые районы.
Глава II. Мнения графа Тотлебена об устройстве и обороне крепостей.
Записки генерал-адъютанта Тотлебена о вооружении г. Николаева в 1855 г. Замечания на предположения о практических работах сапёров в 1872 г. Замечания на предположения о практических работах 2-й и Кавказской сапёрных бригад в 1873 г. Подобные же замечания, относящиеся к 1875 г. Мнение, выраженное генерал-адъютантом Тотлебеном в письме бельгийскому генералу Шазалю в 1865 г. Замечания на полях отчёта о работах сапёрных бригад в 1876 г. и другие — касательно предположений на 1877 г. Мнения, высказанные Тотлебеном при обозрении некоторых французских крепостей в 1857 г.
Глава III. Значение артиллерийской борьбы при обороне крепостей.
1) Большие маневренные кръпости. Выбор крепостных позиций для артиллерии с целями артиллерийской борьбы. Характер устройства и обороны германских, французских, итальянских крепостей и крепостей других государств. Значение тактических действий пехотного гарнизона. 2) Малые крепости или крепости-заставы. 3) Укреплённые районы. 4) Береговые крепости.
Глава IV. Основания вооружения крепостей.
Постоянное вооружение крепостей или вооружение мирного времени. Частный и главный резервы. Необходимость перемещения этого вооружения частями и в массах в мобилизационный период, а в особенности в период обороны. Значение путей сообщений.
Глава V. Питание главной оборонительной линии больших или маневренных крепостей огнестрельными припасами.
Система пороховых погребов: батарейных или суточных, центральных или расходных, и промежуточных или запасных. Суточное количество боевых грузов по питанию батарей на фронтах атаки. Общее их количество, необходимое к перемещению из центра на периферию. Значение путей сообщений и в особенности железных дорог.
Глава VI. Крепостные железные дороги.
Недостаточность для маневренной крепости одних шоссейных дорог и необходимость железных. Для крепостей последние имеют преимущество даже и на малых расстояниях. Переносные железные дороги, их свойства и значение при обороне крепостей.
Глава VII. Сущность боевых задач крепостных железных дорог.
Крепостные железные дороги должны быть постоянные и переносные. Ширина колеи и подвижной состав тех и других должны быть одинаковы. Тип государственный ширококолейный для крепостных железных дорог не пригоден. Как можно пользоваться государственными путями, проходящими через крепость.
Глава VIII. О ширине колеи.
Нормальная ширина колеи для крепостных железных дорог. Почему можно отказаться даже и от метровой колеи и обратиться к более узкой?
Глава IX. Схема боевой сети крепостных железных дорог.
Внутренняя, внешняя и промежуточные окружные линии и соединительные пути или радиусы. Число колей в различных участках сети. Пути постоянные, переносные и подготовленные под укладку в военное время. Общее протяжение и стоимость дорог, необходимых для маневренной крепости.
Глава X. Применение крепостных железных дорог к местности.
Положение путей в плане. Маскировка пути. Устройство полотна дороги. Поперечная и продольная профили дороги. Наибольшие, какие можно допускать, уклоны. Радиусы закруглений. Общий характер искусственных сооружений.
Глава XI. Важнейшие подробности устройства железных дорог в маневренных крепостях.
Приспособления для нагрузки и сгрузки артиллерийского имущества, тяжёлых и лёгких орудий, огнестрельных припасов и платформ. Приспособления на станциях и в складах. Поучительный опыт быстрого вооружения батареи. Типы нормального подвижного состава, терминология и общие основания устройства. Приспособления для перевозки людей и раненых.
Глава XII. Состав поездов и паровозы.
О порядки вооружения батарей. Состав поездов и паровозы. Потребное количество подвижного состава. Станции и водоснабжение на станциях и на линии. Некоторые соображения об эксплуатации крепостной сети железных дорог в военное и мирное время. Сигнализация.
Глава XIII. Железные дороги в малых и в береговых крепостях.
Железные дороги в малых крепостях. Малым крепостям нужны главным образом переносные дороги. Случаи, когда полезно иметь в них постоянные дороги и паровую тягу. Заведывание дорогами. Железные дороги в береговых крепостях: а) с обороною только в сторону моря. О резерве береговой артиллерии и способе сделать его подвижным. Случаи, когда береговая оборона нуждается в подвижности и на суше. Перекладные и переносные дороги. Особый подвижной состав для больших орудий. б) с обороною в сторону моря и суши.
Глава XIV. Результаты опытов, произведенных с крепостными железными дорогами в разное время с 1892 по 1897 год.
ОПЫТЫ 1 и 2. Перевозка по переносной дороге конною и ручною тягой 6-дм. пушек.
ОПЫТ 3. Доставка 24-фунт. пушек на линию фортов по шоссе и по государственной жел. дороге; восстановление пути, испорченного взрывом.
ОПЫТ 4. То же для 9-фунт. пушек по 1-м и 0,70-м колеям паровою тягою; восстановлений пути, испорченного взрывами.
ОПЫТ 5. То же для 4-х 6-дм. пушек в одном поезде.
ОПЫТ 6. То же с перегрузкою на широкую колею.
ОПЫТ 7. То же, продолжение.
ОПЫТ 8. Опыт перевооружени батарей: передача вооружения с батареи на батарею при посредстве постоянных и переносных железн. дорог.
ОПЫТ 9. Движение нагруженного поезда по узкой колее с порчею пути взрывом и восстановлением его. То же при движении по постоянно уложенному переносному пути.
ОПЫТ 10. Сравнительный опыт укладки в ночное время в военных условиях переносных дорог Дольберга и Тахтарева.
0ПЫТ 11. Перевооружение батарей с преодолением по пути движения разного рода препятствий.
ОПЫТ 12. Быстрое перемещение войск по крепостной широкой жел. дороге.
ОПЫТ 13. Пользование широкой железн. дорогой в крепости для вооружения батарей.
ОПЫТ 14. Движение паровоза по балластированному переносному пути.

Фотографии (цинкографии).
Примечания.

 

2010—2014 Design by AVA