ПРИМЕЧАНИЯ

{1} Не имея в виду в настоящем очерке ближе касаться вопроса о минах в крепостной войне будущего, напомню интересующимся о всестороннем исследовании этого вопроса профессором А. Ф. Плюцинским в «Русском Инвалиде» 1894 г.

{2} Крепости-лагери само собою не следует смешивать с укреплёнными лагерями, такими как Дрезденский (1813 г.), Дюппельский (1864 г.) и Плевненский (1877 г.).

{3} «Même dans la guerre offensive, — говорит Наполеон, — l'art consiste à n'avoir que des combats défensifs, et à obliger l'ennemi à attaquer».
«Maximes de Guerre» 5-e édition, p. 9.

{4} Жомини называл маневренными крепостями крепости-лагери его времени.

{5} См. Бомбардирования: Граве 1664 г., Лилля в 1792 г., Хероны в 1809 г. и др.

{6} «Записка генерал-адъютанта Тотлебена о вооружении укреплений г. Николаева и вообще укреплённых позиций, предназначенных выдержать осаду». 1855 года.
О мнениях, когда-либо выраженных гр. Тотлебеном об устройстве и обороне крепостей, см. главу II.

{7} F. Freiherr v. Leithner. «Die beständige Befestigung und der Festungskrieg». I band. Wien 1894 г., стр. 59 и др.

{8} Вот подробные заглавия обоих сочинений: 1) Граф Эдуард Иванович Тотлебен. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк, составил Н. Шильдер, свиты Е. И. В. генерал-майор. Два тома с приложениями. 1885 г. С.-Петербург. 2) Практические занятия сапёрных частей. Сборник приказов по Инженерному корпусу и замечаний товарища его императорского высочества генерал-инспектора по инженерной части, генерал-адъютанта Тотлебена, с подробными последовательным и алфавитным указателями. 1861—1877 г. Составлено при Николаевской Инженерной академии Н. Кирпичёвым. С.-Петербург 1879 г. Литограф. изд.

{9} Н. Шильдер. Граф Э. И. Тотлебен. Биографический очерк. Том второй, стр. 725. 1885 г.

{10} Сборн. приказов генер.-адъют. Тотлебена 1872, стр. 344.

{11} Здесь надо понимать линию огня верков каждого форта в отдельности. В 1872 г. у нас и в Европе было ещё много крепостей, не усиленных вынесенными вперёд отдельными укреплениями. — К. В.

{12} В настоящее время к анфиладному пушечному огню, приобретшему в дальности и меткости, прибавился губительный навесной огонь. — К. В.

{13} Хотя уже при графе Тотлебене испытывалась масиированная установка орудий за валгангом внутри верков и были обнаружены все её преимущества при малом числе укрытых орудий, но в настоящее время при необходимости расположить внутри укрепления массы орудий, батареи так заполнят внутреннее пространство, что ни один навесно брошенный снаряд с осадных батарей не пропадёт даром. — К. В.

{14} Конец пункта 1-го и п. 2-й, касаясь выбора калибров орудий и подробностей устройства промежуточных батарей, пока не мотут интересовать нас, что же касается до пункта 1-го, то не принимается ли в мнение лиц, считающих (не в 1872 г., а в 1895 г.) возможным вести главную борьбу за оградою, выражение: «если же крепость не усилена передовыми фортами...» за «крепость может и не быть усилена передовыми фортами»!? Напомним ещё раз, что в 1872 г. редкая крепость имела форты, и граф Тотлебен лишь начинал в то время проводить в жизнь свои идеи о борьбе на промежутках между фортами; а с крепостями без фортов так или иначе он должен был считаться. И как? Выносить артиллерию вон из крепости в поле!!

Надо полагать, что после таких крайних мер едва ли можно опираться на Тотлебена в вопросе о выгодах артиллерийской борьбы за непрерывными крепостными оградами.

{15} Т. е. устройство артиллерийских позиций между фортами и т. п. — К. В.

{16} Сборник приказов генер.-адъют. Тотлебена, стр. 365.

{17} Надо читать «артиллерией», но не артиллерии, как написано в тексте, что представляет очевидный корректурный просмотр.

{18} Сборник приказов генер.-адъют. Тотлебена, стр. 413 и 424.
В обеих бригадах велись занятия по атаке и обороне крепости, усиленной фортами, частью действительно построенными, а частью обозначенными.

{19} Idem. стр. 478 и 487. Замечания эти сделаны ген.-адъют. Тотлебеном на полях предположений о практических работах.

{20} Н. Шильдер. Граф Э. И. Тотлебен. Приложения, стр. 161 и 162.

{21} Как подтвердился этот взгляд в 1877 году по отношению Карса, взятого штурмом.

{22} Сборник приказов ген.-адъют. Тотлебена. Замечания на полях отчёта за 1876 г.

{23} Сборн. приказов ген.-адъют. Тотлебена, стр. 574.

{24} Н. Шильдер. Биография Э. И. Тотлебена. Т. I, стр. 528.

{25} Объяснительная записка генерал-адъютанта Тотлебена к проектам вооружения сухопутных крепостей.

{26} Киселёв, артиллерии полковник. «Артиллерийский журнал» за 1893 г.

{27} Одной из последних следует назвать работу майора Josset «l'Emploi de l'Artillerie dans la défense des places». 1897 г. Paris, chez L. Baudoin.

{28} «Gedanken über den Artilleriekampf im Festungskriege».

{29} Freiherr E. v. Leithner. Die beständige Befestigung und der Festungskrieg. Wien 1894.

{30} Подполковник Фриман. Краткая характеристика большой германской крепости. Брошюра 1894 г. С.-Петербург.

{31} Иначе говоря, в Германии твёрдо и неуклонно шли по пути, любезно указанному прусским инженерам графом Тотлебеном. Н. К. Шильдер в своём биографическом очерке жизни и деятельности графа Тотлебена сообщает (стр. 725), что «пруссаки усвоили себе вполне мысли Тотлебена об устройстве промежуточных батарей для усиления передовых фортов, и руководствуясь ими, выработали по этому поводу подробную инструкцию под названием: «Grundsätze nach denen der Bau der zur Unterstützung detachirter Forts erforderlichen Anschluss-und Zwischenbatterien zu erfolgen hat». Инструкция эта, состоявшая из 10-ти статей, была прислана Тотлебену в 1875 г. на просмотр и в общих чертах вполне соответствовала его взглядам. Он указал только на необходимость заблаговременного устройства в мирное время промежуточного гласиса между передовыми фортами».

{32} В настоящее время в главнейших французских крепостях имеются полные сети постоянных узкоколейных железных дорог в общй сложности более 500 километров и многочисленный подвижной состав.

{33} Nouveau manuel de fortification permanente redigé d'après les programmes officiels des diverses écoles militaires. Par un officier supérieur dr. Génie. 1895. Paris, chez Baudoin.

{34} В сочинении итальянского инженера капитана Enrico Rocchi, переведённом под названием «Фортификация настоящего времени» на страницах нашего «Инженерного журнала» в № 11 за 1892 г., находим также вполне определённое мнение о форме и характере обороны больших крепостей. Автор начинает с того, что говорит, фиг. 2: «При настоящих условиях осадной войны сопротивление крепости сосредотачивается на внешней линии...» и далее: «Опорные пункты оборонительной линии состоят из отдельных фортов, всеми признанная роль которых заключается в фланкировании интервалов... В интервалах между опорными пунктами ставится та артиллерия, на которую главным образом возлагается обязанность вести борьбу с осадными батареями».

{35} См. вышепоименованный (стр. 38) труд E. v. Leithner'а.

{36} Напр. система forts d'arrêt во Франции.

{37} Ниже в главе IV приведен для справок состав иностранных осадных парков и их передовых подвижных отделений.

{38} Если признать Балканский четырёхугольник крепостей Силистрия, Рущук, Шумла и Варна за укреплённый район (1828 и 1877 г.), то кроме малой величины крепостей в нём надо указать ещё и на тот недостаток, что расстояния между крепостями были слишком велики, для того чтобы не позволить разбить наступающему армию обороняющегося в поле, фиг. 5.

{39} Напомним, что следует отличать три рода десантов: 1) Шлюпочный — самый ничтожный; это небольшие отряды из состава экипажей судов, достигающие силы около 1 роты пехоты; действия их могут носить характер нечаянных и охотничьих нападений. 2) Судовой десант. Этот более серьёзен и составляется из частей войск, перевозимых на боевых судах флота (до 1 батальона на большом броненосце). Эскадра из 12—18 судов может выбросить отряд в 10—12 батальонов, но со слабою артиллерией (горной и редко небольшим числом легких пушек); наконец 3) Транспортный десант, т. е. такой, который под защитою своего флота перевозится на особых транспортах, состоит из всех родов оружия и может достигать размеров целых армий от 30 до 100 тыс. чел.

{40} Указываемая ген. Зауером корпусная осадная артиллерия по цифрам не совсем сходится с данными о германских подвижных или передовых отделениях тяжёлых осадных парков, т. е. тех отделениях, какие именно и предназначены для следования за полевою армией (разумеется, большею частью по железным дорогам) к атакованным крепостям. Таких отделений в 1894 г. было два, каждое в 9 батарей. Число орудий в отделении 40:

          12-см тяжёлых пушек  . . . . . . . . . . . . .  12, батарей 3
          15-см гаубиц   . . . . . . . . . . . . . . . .  20, батарей 4
          21-см мортир   . . . . . . . . . . . . . . . .   8, батарей 2
                                             --------------------------
                                             Итого . . .  40, батарей 9

В последнее время вместо 2 отделений по 40 орудий (всего 80), организовано, соответственно 5 осадным паркам, пять передовых отделений из 4-х четырёхорудийных батарей, каждое по 16 орудий: З батареи 12- или 15-см пушек или 15-см мортир, 4-я же батарея непременно из 4-х 21-см мортир с фугасными бомбами. Отсюда следует, что число последних во всех почти передовых отделениях не превосходит 20.

На парк в 40 орудий назначается один батальон артиллерии (1.000 нижн. чин. и 25 офиц.) и снарядов: на каждую пушку 1.200 (1.000 бомб и 200 шрапнелей) и на каждую мортиру 1.000 бомб. Если цифры эти точны и не преувеличены, то общий груз, представляемый отделением, огромен: одни 21-см бомбы будут весить 64.000 пуд.!

Кстати не излишне указать здесь и на состав австрийских подвижных отделений осадных парков. Таких отделений пока имеется 5, а предположено иметь 10. В каждом отделении 2 батареи 15-см мортирных и 1 батарея 12-см пушечная, по 4 орудия в каждой, всего 12 орудий. (В будущем предположено, повидимому, перейти исключительно к 15-см мортирным батареям).

Всего в отделении:

        Офиц.    Нижн. ч.    Оруд.    Повоз.    Лош.    Бомб.    Шрапн.

         10        532        12        94      480      588      912

 и кроме того в особом муниционном парке:

          4        295         -        68      320      660      912
       ----------------------------------------------------------------
 Итого   14        827        12       162      800    1.248    1.824

Таким образом австрийские подвижные отделения осадных парков слабее германских не только числом и калибром орудий, но и числом снарядов на каждое; действительно, последних приходится всего 250. Вместе с тем очевидно, что отделения эти будут во много раз подвижнее германских. Во всяком случае, чтобы достигнуть цифры 96-ти орудий, указываемой Зауером, германцам нужно собрать около 6 отделений по новой организации, а австрийцам даже 8 с 6.400 лошадей!

{41} Приводим для справки состав германского осадного парка (всего 3) по данным, относящимся к 1894 г., не имея под рукою более точных данных последнего времени, когда организованы из прежних трёх 5 осадных парков по 240 орудий в каждом.

РОД ОРУДИЙ. Число орудий. %-ое отношение
к полному
числу.
Пушки.    
21-см коротких (8-дм.) 20 5
15-см длинных тяжёлых (6-дм.) 40 10
15-см коротких (6-дм.) 80 20
12-см тяжёлых длинных (42-лин.) 120 30
Итого пушек *) 260 65
Мортиры.    
21-см (8—9-дм.) 40 10
15-см (6-дм.) 60 15
9-см (34-лин.) **) 40 10
Итого мортир 140 35
Всего 400  

____________________
     *) При новой организации парков введено ещё некоторое число 5-см скорострельных пушек в башенках Шумана-Грюзона на колёсах.

**) Следует заметить, что 9-см мортиры, назначенные для траншейной войны и для поражения войск за закрытиями лишь на очень близком расстоянии от 280 до 560 саж., должно бы из общего счёта исключить как не могущие влиять на исход артиллерийской борьбы. Поэтому состав германского осадного парка следует принять в 360 орудий.

{42} В войну 1870—1871 гг. при осаде Страсбурга на левом берегу Рейна стояло 302 осадных орудия, а при осаде Парижа на южной стороне 275, на северной 95 и на западной 76, а всего 426 осадных орудий.

{43} В настоящем году вышла в свет интересная брошюра французского крепостного артиллериста майора Жоссе: «Emploi de l'Artillerie dans la défense des places». (Commandant Josset, Paris chez Baudoin), в которой автор также занимается интересующим нас вопросом и расчитывает вооружение крепости, состоящей всего из 8 фортов с 8-ю опорными пунктами 1-й линии (ouvrages intermédiaires de première ligne) и 4-мя опорными пунктами 2-й линии. Эти последние опорные пункты вероятно представляют нечто вроде временных укреплений, так как оценены автором по 380.000 фр., т. е. тысяч по 150 руб., тогда как 8 больших фортов по 1.000.000 фр., т. е. по 400.000 руб. При принятом радиусе крепости в 6 километров нельзя признать крепость майора Жоссе принадлежащею к разряду сильных своею фортификацией, и тем не менее вот какое скромное вооружение он назначает:

                                        48 скоростр. пушек в башнях.
                                        32 коротких 120-мм в башнях.
 1) Armement de sûreté, или              8 длиных 155-мм в башнях.
 охранительное вооружение;              40 лёгких пушек для обороны рвов.
 по нашей терминологии -                40 переносных митральез или
 постояное вооружение.                     пушек-револьверов для той же цели.
                      ---------------------------------------------------------
                           Итого . . . 168 орудий.

 2) Armement de mobilisation, т. е.
 вооружение оборонительное, в мирное
 время находящееся в складах, а при
 мобилизации крепости выставляемое      24 длинных пушки 155-мм.
 на батареях.                           64 длинных пушки 120-мм.
    По нашей терминология также
 постоянное вооружение.
                      ---------------------------------------------------------
                           Итого . . .  88 орудий.

                                         6 мортир 220-мм.
                                        12 коротких пушек 155-мм.
 3) Armement disponible или             30 полевых пушек 120-мм.
 резерв.                                24 скоростр. вылазочных (4-5 батарей).
                                       160 переносных митральез для пехоты.
                      ---------------------------------------------------------
                           Итого . . . 232 орудий, из коих только 48 орудий
                                           собственно резерва.

В общем итоге: 328 орудий (из них всего 6 мортир!?) и 160 переносных митральез.

Нельзя не подивиться такому скромному расчёту: крепость лишена ограды, имеет 20 отдельных укреплений, разбросанных на 36 километров, и только около 300 пушек, т. е. по 9 пушек на версту. Если принять в расчёт орудия, способные к артиллерийской борьбе, то, включая башенные и резерв, таких наберётся всего 88 + 88 + 48 = 224 или только по 6 на версту! Резерв в 48 орудий на целую крепость невозможно мал и абсолютно, и относительно. Если принять в расчёт лишь крепостные калибры, то в нашем расчёте резерв составляет 50% всего числа больших орудий, а у майора Жоссе только около 10%. С таким резервом и вообще с проектируемым автором вооружением как по роду (всего 6 мортир), так и по числу и распределению орудий, невозможно расчитывать дать должный отпор ускоренным атакам.

Если взгляды майора Жоссе имеют практическую ценность во Франции, то нельзя не подивиться этой коренной разнице в определении вооружения там и у нас; вот характеристика расчётов Жоссе: вооружение по числу орудий по крайней мере втрое меньше действительно необходимого, навесной огонь в полном презрении, всё вооружение разбросано по позициям, в резерве почти что ничего.

{44} Сборник приказов генерал-адъютанта Тотлебена. Литограф. изд., стр. 413 и след.

{45} Сборник приказов генерал-адъютанта графа Тотлебена, 1879 г. Литографич. изд., стр.  344.

{46} В 1871 г. при доставке от Страсбурга до Коммерси к Вердену 50 осадных орудий со всем снабжением и 1.000 выстрелов на орудие, на железной дороге потребовалось 6 поездов по 120—130 осей каждый; от Коммерси до Вердена парк пришлось везти на повозках, с трудом добытых реквизицией, на расстояние 53-х вёрст; на перевозку лошадьми только половины груза потребовалось 14 дней. Между тем крепость сдалась.

Вот и ещё поучительные цифры. При осаде Парижа, для атаки укреплений южной стороны, прусский осадный парк был расположен у Виллакублэ. Он состоял из 254 орудий с комплектом по 1.000 выстрелов на орудие и сперва был доставлен по железной дороге к Нантейлю на 30-ти больших поездах; от Нантейля до места расположения парка, в 7 км от фортов, на расстояние 65 км он был доставлен при посредстве 7.200 обывательских подвод и 1.250 запряжек полевой артиллерии, т. е. 7.500 лошадей!

К слову сказать, не особенно завидно в настоящее время и положение осаждающего большую крепость. Например, для того чтобы устрашить крепость огнём хотя бы одной батареи в шесть 9-дм. мортир, стреляющих бомбами-торпедо (комплект в 500 бомб), ему нужно подвезти эту батарею на 288 повозках при посредстве 1.132 лошадей!

{47} Г. Леер. Коренные вопросы, стр. 125.

{48} Или вообще у ветви постоянной железной дороги. На самом деле орудия находились в складах и заблаговременно подвезены по постоянной железной дороге к станции в течение дня, так что ко времени предположенной нагрузки орудия и люди находились на станции в полной готовности к работе.

{49} При меньшем числе людей спуск невозможен, что и выяснилось падением одного из орудий 1-й очереди в канаву.

{50} Преимущество дороги Дольберга выясняется из следующего мнения опытной комиссии:

1) Обе дороги дают полную возможность в минуту необходимости уложить путь совершенно непривычными к делу рабочими сравнительно в небольшой промежуток времени.

2) Прочность пути Дольберга значительно превосходит таковую системы Дековиля, особенно же на грунтах мягких, как например разжиженном от дождей, и при одинаковой почти несложности составных частей, обе дороги допускают перевозку грузов до 400 пуд. на платформу.

3) Перевозка крепостных орудий с системою до 400 пуд. может быть допущена и была произведена при опытах на дороге системы Дольберга. На дороге же системы Дековиля такая перевозка не может быть допущена и не была произведена при опытах вследствие опасности, представляемой узкостью колеи, частыми сходами с рельсов и недостатками в тормозах.

4) Замены рабочей силы паром в дороге системы Дековиля не имеется, представленный же дорогою Дольберга локомотив, по несовершенству устройства, оказался непригодным.

5) Обе дороги одинаково непригодны для установки и передвижения орудий на валгангах; и

6) Специальное приспособление вагонов для перевозки раненых имеется только в системе дороги Дольберга, причём не исключается возможность такой перевозки и на обыкновенных платформах обеих дорог.

В силу указанных в этих шести пунктах соображений опытная комиссия заключила, что испытанные дороги не вполне удовлетворяют всем потребностям сухопутных крепостей, так как из существенных требований обе равно не могут выполнить перевозки 8-дм. пушки с системою, причём однако дорога Дольберга выполняет почти все осталъные требования, тогда как дорога Дековиля не может перевозить вообще орудий с системами, а на местности мягкой, например при разжиженном дождями верхнем слое почвы, она оказалась совершенно неспособною к перевозке значительных грузов. Поэтому из обеих систем следует отдать предпочтение системе Дольберга, причём в ней желательно устранение некоторых недостатков и безусловная строгость прйёмки в отношении выделки и качества материалов. Система же Дековиля требует изменений в основных составных частях её.

К приведённому следует добавить, что в позднейшее время, когда при соображениях о постоянном и резервном вооружении крепостных верков, выяснилось, что 8-дм. орудие приличнее всего отнести к первой категории и не включать в число орудий артиллерийских резервов, вопрос о перевозке 8-дм. орудий с системою (общий вес до 600 пуд.) отошёл сам собою, вследствие чего задача проектирования крепостных переносных путей должна была значительно упроститься.

{51} Перемена эта вызывалась желанием уменьшить вероятность схода с рельсов вагонеток, но само собою разумеется, это вызвало и особое устройство стрелок. В настоящее время в подвижном составе переносных дорог вновь введены одноребордные колёса, по причинам, которые будут разъяснены ниже, в главе XI.

{52} Сравнить фиг. 26, 27 и 33 с фиг. 39, 40 и 44.

{53} На беду, более широкая колея была бы невозможна: метровая — предельная, допускающая принятый и удобнейший способ нагрузки орудий, когда платформа подходит под пушку на лафете, проходя между колёс последнего, и пушка садится на платформу как бы верхом.

{54} Весьма поучительно, а вместе с тем и курьёзно то обстоятельство, что одновременно с этим все французские крепости по не менее настойчивым требованиям французских артиллеристов получили дороги 60-см колеи! Против артиллеристов стояли инженеры с их требованиями метровой колеи скорее в видах зксплуатационных и провозоспособности, чем чисто артиллерийских и боевых.

Обширнейшие опыты в Вожуре в 1894 г. и в Туле в 1895 г. должны были разрешить спор, но пока лишь показали, что в Вожуре, где руководителями были инженеры и сапёры, сказались преимущества более широкой колеи; в крепости же Туле, где хозяевами были артиллеристы, узкая 60-см колея не подала повода ни к каким упрёкам, а между тём в последнем случае по временно уложенным путям, спускавшимся в самые дворы батарей, двигались не только отдельные вагончики, но целые поезда под, паровою тягой.

{55} Из того же № 55 «Русского Инвалида» считаем полезным привести здесь основные данные о полевых железных дорогах за границею и у нас. Вопрос об устройстве материальной части полевых железных дорог решается у наших соседей различно. «Главная причина разнообразия заключается в том, что, с одной стороны, выгодно, чтобы груз был перевезен наименьшим количеством поездов и с наименьшею затратой силы, с другой же, нельзя допускать больших земляных работ и излишне утяжелять верхнее строение и подвижной состав. В этом смысле то, что выгодно с одной стороны, немедленно отражается на некоторых невыгодах с другой. Кроме того, тип железной дороги обусловливается топографическими свойствами того театра, на котором предполагается её применить, возможностью пользования при прокладке шоссейными путями или необходимостью ограничиваться местностью без всяких дорог, а также родом и характером перевозимых грузов. На этом основании каждое государство решило вопрос по-своему, но существуют, однако, две резко отличающиеся группы: в одну из них, с паровою тягой, входят Германия и Франция, и в другую, с конною возкой, — Австрия».

«В Германии ширина колеи 60 см; предельные уклоны и подъёмы 0,055; наименьший радиус — 30 м; путь состоит из звеньев прямых и кривых. Рельсы стальные, виньолевского типа, весом 9,5 кг в пог. метре; шпалы из того же материала — по 8 на звено; рельсы скрепляются со шпалами посредством зажимов. Длина прямых и кривых звеньевъ по 5 м; вес звена 10,65 пудов; радиус кривых звеньев 30 и 60 м; соединение звеньев между собою производится накладками. Платформы поставлены на двух тележках, снабжённых буферами и тяговыми приспособлениями. Вес платформы около 126 пуд., полезная нагрузка до 310 пуд. Паровозы-близнецы — трёхосевые с нагрузкою на ось в 2,5 тонны. Средняя скорость движения 8 км/ч. Скорость укладки, по некоторым сведениям, доходит до 14 км в сутки, по другим же вдвое менее».

«Во Франции окончательно выработаны только крепостные железные дороги, частью уложенные уже как постоянные, частью же подлежащие хранению для укладки в минуту надобности. Эти дороги имеют колею шириною в 60 см, как и в Германии. Предельные подъёмы и уклоны 0,100. Наименьший радиус закругления: для паровозов 20 м и для платформ — 10 м. Путь состоит из звеньев длиною 5 м, 2,5 м и 1,25 м, и кривых той же длины с радиусами закругления в 100, 50, 30, 20 и 10 м. Рельсы стальные, виньолевского типа, весом 9,5 кг в погонном метре; шпалы коробчатые из того же материала — по 8 на 5-метр. звено; рельсы со шпалами скреплены заклёпками, а звенья между собою соединяются посредством накладок с 4 болтами. Вес 5-метр. звена около 10,5 пудов. Основной тип подвижного состава - стальная двухосевая тележка системы майора Пешо (в приморских укреплениях 3-х и 4-х осевые тележки). Из этих тележек образуются двухтележные вагоны и платформы. Вес двухосевой тележки около 51 пуда; подъёмная сила около 300 пуд.; тележки снабжены буферами и сцепными приборами. Паровозы системы Пешо-Бурдон, разработанной по принципу Ферли, на двух тележках, с нагрузкою на ось в 3,5 тонны; все 4 оси ведущие. Скорость движения может быть доведена до 25 вёрст в час. Скорость укладки окончательно не выработана; надо, однако, принять, что она более 5 км в сутки».

«В Австрии при конной тяге характер дороги вполне переносной. Колея шире, нежели в Германии и Франции, а именно 70 см. Предельные подъёмы и уклоны допускаются до 0,100. Предельный наименьший радиус закругления — 12 м. Путь состоит из звеньев прямых и кривых системы Дольберга, с рельсами виньолевского типа, весящими 5 кг в погонном метре, с деревянными шпалами и соединением звеньев посредством крючьев, штырей и подкладок с пазами. Для крепостных дорог рельс тяжелее — 6 и 7 кг в погонном метре. Длина звеньев: прямых 1,5 м и кривых 2 м, радиусом 12 и 15 м. Вес короткого звена около 1,5 п. и длинного около 2 п. Основной тип подвижного состава двухосевая вагонетка весом около 6 пуд. с подъёмною силой в 95 пуд. Колёса двухребордные. Из двух вагонеток, накладывая на них настил, составляется двойная платформа. При каждой вагонетке имеются буфера и сцепные приборы. Тяга, как выше было сказано, конная, с расчётом на каждые 6 тонн или 360 п. по паре лошадей. Средняя скорость движения определена по 6 килом. в час. Есть, однако, основания сомневаться в достоверности этой данной, так как, по имеющимся сведениям, на произведенных в Германии опытах с конною железною дорогой достигнута была скорость движения всего в 3 килом. в час. Скорость укладки пути показывается до 15 км в сутки; при лёгком дольберговском типе звеньев такой успех кажется возможным. При оценке австрийского типа, нельзя не заметить, что провозоспособность подобных дорог не велика, вследствие чего для каждых двух корпусов необходимо устройство особой линии. Невыгоды конно-железных полевых дорог в смысле эксплуатационном и ненадёжность их для сколько-нибудь значительных перевозок, как кажется, сознаны австрийскими военными людьми, и они не прочь были бы перейти к паровой тяге, если бы не останавливались перед произведенными уже на конные дороги большими денежными затратами. Нет ничего удивительного, что в Австрии появилось такое течение. Два корпуса требуют ежедневной доставки около 15.000 пуд. разных грузов; для выполнения этой задачи необходиио при 100-вёрстном протяжении полевой железной дороги 600 двойных платформ с 1.000 лошадей и 500 погонщиков, а чтобы перевезти 50.000 пуд., потребовалось бы 2.000 платформ, 3.300 лошадей и 1.650 погонщиков. Но и эти цифры будутъ верны лишь в том случае, если на подъёмах не встретится никаких задержек, а этого, повидимому, надо ожидать. Когда конная железная дорога устроена по шоссе, то удобство следования лошадей обеспечено, зато шоссе пропадает для всякого другого рода движения; если же конная железная дорога проложена по местности или по просёлочным дорогам, то даже в сухую пору быстро образуется углубленная тропа, которая в ненастную погоду превратится в непролазную топь».

«Что касается наших полевых железных дорог, то тип их нельзя считать ещё вполне выработанным, но путём опыта выяснились уже некоторые определённые взгляды, которые могут подвергнуться лишь частным изменениям. Наиболее отвечающим нашим требованиям представляется путь в 75 см. Такая колея уже принята для подъездных путей частного пользования. Одинаковость колеи даёт возможность пользоваться верхним строением и подвижным составом подъездных путей, и это служит полезным дополнением к материальной части полевых и крепостных железных дорог. Предельные подъёмы и уклоны приняты до 0,040, а наименьший радиус закругления — 25 саж. Путь состоит из звеньев, собранных из стальных рельсов весом около 10 кг в погонном метре, и стальных же коробчатых шпал. Звенья прямые и кривые: первые — длиною 2,5 и 5 м и вторые — 2,5 м. Радиусы закругления кривых, звеньев 25 и 50 м. Вес длинного звена около 11 и короткого около 5,5 пуд. Предполагая переноску 5-м звена 6-ю человеками, на каждого придётся менее 2-х пудов, что нельзя считать очень обременительным; на каждое 5-м звено расчитывается по 8 шпал, а на 2,5-м — по 4. Подвижной состав на тележках, подобен французскому и немецкому, причём общий вес всей системы (две тележки с наложенною на них платформой) при нагрузке в 520 п. можно довести до 170—180 пуд. Паровозы испытываются 3-х и 4-х осные, с нагрузкою на ось в 3,75 тонн; эти паровозы могут работать отдельно и попарно, по типу близнецов. Средняя скорость движения — 10 вёрст в час. Что касается скорости укладки, то нет причин, чтобы она значительно разнилась от результатов, достигнутых в западных армиях, конечно при хорошем обучении привлекаемых к укладке частей войск. Кроме обучения людей, как у нас, так и на западе, на быстроту укладки окажет влияние: будет ли путь проходить по шоссейным дорогам или прямо по местности. Вообще говоря, осторожнее считать пока среднюю скорость по 5 вёрст в сутки».

{56} № 42 «Русского Инвалида» за 1897 г. «Узкоколейные и второстепенные дороги для военных целей».

{57} «Русский Инвалид» 1897 г., № 47.

{58} Дорога эта может иметь в мирное время лишь готовое балластированное полотно без верхнего строения.

{59} Если внешнюю и среднюю окружные линии сделать в одну колею, оставив в две колеи внутреннюю и радиальные, то при необходимости увеличить число разъездов общая длина колеи едва ли будет менее 145 вёрст и обойдётся на 180.000 руб. дешевле.

{60} При постройке постоянных узкоколейных дорог в Новогеоргиевской крепости, на сравнительно ровной местности, объём земляных работ определился в среднем на версту около 80 куб. саж. выемки и около 400 кв. саж. плакировки, см. проф. 60 и 62.

{61} Если то допускают частные владения и пр.

{62} Во Франции уклоны допускаются до 0.070!

{63} По постоянной крепостной дороге в Туле я лично ездил со скоростью 25 километров в час по кривым в 30 м в селениях, уложенным с контр-рельсом.

{64} Несколько большие подробности об этом опыте см. в описании его в главе XIV, опыт № 12.

{65} Это обстоятельство не исключает однако возможности с успехом пользоваться для передвижений небольших грузов каждою тележкой в отдельности.

{66} Здесь о переносной дороге может быть речь в тех случаях, когда она раньше не размещена уже участками в штабелях вдоль внешней окружной линии, или даже и уложена до батарей.

{67} Но артиллеристам можно существенно помочь, если при вырытии гнезда вместо того, чтобы выравнивать и выглаживать дно его рабочими батареи, вырыть в нём потребное число канавок для вмещения брусьев платформы.

{68} Если погребки не вполне готовы, часть готовых ниш занимается ящиками с зарядами, а снаряды помещаются временно открыто, что довольно безопасно.

{69} На фронте атаки, где в 1-ю же ночь надо выставить орудий 200, т. е. 50 батарей, придётся по произведенному расчёту дать в помощь артиллерии 50 взводов, т. е. около 12 рот или 3 батальона пехоты — расход не слишком-то большой.

{70} В то время, когда 1-й поезд в пути, 2-й нагружается орудиями.

{71} Тогда как в первом случае орудийный поезд ожидает в парке в полной готовности.

{72} См. также схему фиг. 52.

{73} Тому есть особые основания, изъяснение которых завело бы нас слишком далеко. Достаточно указать, что 400 орудий — это 100 орудий батарей, а на каждую надо не менее 300 рабочих, т. е. для сооружения 100 батарей в одну ночь понадобилось бы 30 000 рабочих! Возможно ли это?

{74} Линейные паровозы следует пускать в ход ежегодно 1 или 2 раза во время железнодорожных маневров для поверки их исправности.

{75} См. расценку стоимости пути в гл. IX.

{76} Собственно наблюдающие за исправным состоянием стрелок и их освещением. Число это, как указано, не зависит от числа стрелок, так как для безопасности движения передвигать стрелки следует предоставить поездной прислуге.

{77} Назначение его — передвигать стрелки в пути. Только допустив подобное «нововведение», возможно будет избежать всех тех несчастий в пути, какие могут быть при сплошь экстренном движении и при отсутствии каких-либо графиков.

Всякая постоянная стрелка должна быть известна машинисту, а у всякой временной должен быть поставлен предупреждающий знак.

{78} Во французских крепостях личный состав крепостных железных дорог в мирное время не больше, но есть крепости, где он и меньше.

{79} В 1889 г. в статье «Подвижная крепостная артиллерия и её значение в обороне крепостей» («Русский Инвалид», № 274), доказывая огромное значение, какое должна получить подвижность артиллерии при обороне крепости, мы обращали особое внимание на поезда-батареи Мужена и Пенье, которые, казалось, должны были вполне осуществить наши идеи, но к сожалению, после произведенных опытов (Кронштадт), в настоящее время нельзя рассчитывать на то, что в теории казалось прекрасным десять лет назад.

{80}

 Вес 11-дм. пушки        в 35 калибров     около 2.700 пуд.
 Вес 11-дм. пушки        образца 1867 г.   около 1.600 пуд.
 Вес  9-дм. пушки        образца 1877 г.   около   950 пуд.
 Вес 11-дм. мортиры                        около   650 пуд.
 Вес  6-дм. пушки Канэ                     около   450 пуд.

Почти столько же весят лафеты с установочными частями.

{81} Такие железные узкоколейные дороги, между прочим, могут нередко служить и промышленным целям.

{82} Вес тела 11-дм. пушки в 35 калибров около 2.700 пуд.

{83} Свеаборг, Севастополь, Керчь, Батум, Владивосток.

{84} Учебная книга крепостного артиллериста, ред. генерала П. А. Крыжановского, изд. 1892 г.

{85} Все ниже перечисленные опыты произведены под ближайшим руководством генерал-лейтенанта Боголюбова.

{86} Орудийные платформы, кроме того, должны иметь крюки на подобие испытанных, на которые надевается хобот лафета, отчего орудие и получает вполне устойчивое положение.

{87} Порча пути произведена взрывом мины в 60 фунт. пироксилина, закопанной на 7 фут. под серединою полотна дороги. Подобный взрыв отвечает весьма мало вероятному случаю обстреливания железной дороги фугасными бомбами 21-см. мортир с расстояния около 1.500 саж.

{88} На железной дороге как нагрузка, так и сгрузка производились прямо с железнодорожных платформ в вагоны и обратно.

{89} Последняя работа главным образом и затруднила починку пути, потребовав собственно на обрубку железного рельса 10 мин., а до того на искание иных способов вставить длинный рельс тоже около 10 мин., всего же около 20 мин.

{90} Все подобные несообразности происходили оттого, что поезда составлялись из вагонетов того типа, какой был принят у нас исключительно для движения по одиночке по переносным дорогам.

{91} Эти мины с их чугунными каркасами были избраны для подрывания по причине подобия их с 6-дм. снаряжёнными пироксилином бомбами осадной артиллерии. Судя по аналогии, все прочие разрушительные средства осаждающего будут слабее раньше испытанного заряда в 60 фунт. и вышеуказанных в 10 фунт. пироксилина.

{92} Платформы эти по особому чертеже были изготовлены специально для опытов. При ширине обыкновенных платформ длина их 21 фут, вес около 36 пуд., а шворни отнесены на расстояние около 1 фута от края, почему часть покрываемой ими тележки остаётся свободною для тормозного.

{93} Т. е., вообще говоря, по причинам случайным.

{94} При давлении паров в котле большем 10 атмосфер имевшийся при паровозе инжектор не действовал.

{95} Весьма полезно разработать образец механического клина, т. е. подъёмной с одного конца доски, на которую ввозится орудие, пока доска эта находится в горизонтальном положении.

{96} Станция эта в фиг. 15 названа буквою C. На том же чертеже видно сопряжение 70-см колеи с широкою 5-футовою.

{97} Типа дороги Дольберга-Яловецкого. Платформа эта отличается от изготовленной для опыта меньшею длиной (19,5 фут.) и таким положением шворней, что вагонеты почти совсем прикрыты платформою, почему тормозному нет места на вагонете.

{98} В присутствии командующего войсками Варшавского военного округа генерал-адъютанта Гурко.

{99} Следует обратить внимание на то обстоятельство, что при нагрузке и сгрузке с вагонетов узких дорог можно обойтись всего 8-ю рабочими на орудие.

{100} При меньшем числе людей спуск невозможен, что и выяснилось падением одного из орудий первой очереди в глубокую канаву.

{101} В распоряжении было только 6 вагонетов.

{102} Нагрузка с земли орудия на ватонет узкоколейной переносной дороги требует не более 6 мин.


 

2010—2014 Design by AVA