[76]

ГЛАВА V.

Питание главной оборонительной линии больших
или маневренных крепостей огнестрельными припасами.

Система пороховых погребов: батарейных или суточных, центральных или расходных, и промежуточных или запасных. Суточное количество боевых грузов по питанию батарей на фронтах атаки. Общее их количество, необходимое к перемещению из центра на периферию. Значение путей сообщений и в особенности железных дорог.

«Все усилия обороняющегося должны клониться к тому, чтобы не уступать в артиллерийской борьбе до последней крайности».

Граф Тотлебен.

 

Вопрос о питании батарей главной оборонительной линии больших крепостей огнестрельными припасами — один из насущнейших в наше время. Можно ли даже сравнивать трудности подобной задачи в прежнее время и теперь? Прежде, при обороне крепостей со сплошною оградой, дело было оченьш просто: расходные пороховые погреба были непосредственно у орудий. Казематированные траверсы, запасные погреба и лаборатории находились тут же в нескольких шагах, а теперь они за 5—6 вёрст в центре крепости. Несколько сложнее решалась та же задача позднее при обороне крепостей, имевших отдельные передовые форты и укрепления, например при обороне в 1870—1871 гг. таких крепостей, как Бельфор и Париж; большая часть артиллерии в этих крепостях стояла в отдельных [77] укреплениях и в фортах, где и имелись под рукою достаточно обширные пороховые погреба, или же крепостные орудия стояли на верках непрерывных оград, откуда по обстоятельствам можно было непосредственно действовать из больших орудий по впередилежащей местности; меньшая часть артиллерии была разбита но немногим батареям, связь которых с тылом поддерживалась без особых затруднений, так как удаление их от ядра едва достигало 1—2 версты.

Что же сказать теперь о питании промежуточных артиллерийских позиций, когда ограда ядра удалена на 4—5 и более вёрст, а в фортах при отсутствии орудий больших калибров нет и достаточнаго числа погребов, а если бы и были, как в фортах прежнего типа (бывших фортах-батареях, ныне переделанных), то эти погреба могли бы снабжать огнестрельными припасами лишь рядом расположенные придаточные батареи.

В настоящее время питание батарей приходится организовать следующим образом:

1) Все долговременные батареи должны иметь безопасные от бомб пороховые погреба на самих же батареях, причём батареи придаточные или смежные с фортом, а также рекогносцировочные орудия и всё противоштурмовое вооружение, должны иметь погреба на самих фортах. Вместимость таких погребов должна соответствовать полному боевому комплекту, положенному на каждое орудие.

Однако содержать этот боевой комплект в зарядах и снарядах в погребах в полной готовности в мирное время невозможно, да, отчасти, и не необходимо. Последнее потому, что, например, рекогносцировочные орудия не могут израсходовать всего своего комплекта снарядов, так как стрельба из них не может отличаться энергией и длиться продолжительное время; что же касается до придаточных батарей, то их вооружение призвано к действию едва ли на всех фронтах крепости; очень вероятно, что многим из них (на фронтах атаки) придётся израсходовать и более своего комплекта, зато другим не удастся сделать [78] и одного боевого выстрела. Мы предвидели также, выше, возможность и перенесения части постоянного вооружения от одних фортов к другим, подвергшимся постепенной атаке.

Если бы при таких батареях хранился и весь их боевой комплект, то в решительную минуту пришлось бы перетаскивать с места на место не только орудия, но и огнестрельные припасы, опорожняя одни погреба и наполняя другие, и ещё проделывать всю эту работу в первой линии, т. е. нередко под неприятельским огнём. Как выше было разъяснено по отношению к самим орудиям, теперь и по отношению к их питанию следует признать более выгодным для орудий постоянного вооружения, за исключением противоштурмовых всех категорий, хранить на батареях и в фортах только часть боевых комплектов (от ¼ до ½), а остальную иметь в запасных погребах в центре крепости.

Как бы ни был решён вопрос, но во всяком случае в военное время для постоянного вооружения потребуется живой подвоз огнестрельных припасов. Тем более необходим такой подвоз для частного и главного резервов, введённых в оборонительную линию.

Для орудий частных и главных резервов, позиции которых всегда более или менее импровизированы, не может быть приготовлено заблаговременно, т. е. долговременных погребков на самих батареях. Такие батарейные погребки устраиваются как известно при постройке самой батареи из подручного материала и могут, само собою разумеется, вмещать лишь небольшое количество снарядов и зарядов.

Между тем орудия частного и главного резервов — орудия артиллерийской борьбы. Когда промежуточные артиллерийские позиции вступят в состязание с артиллериею осаждающего, бой завяжется решительный и продлится до тех пор, пока одна из сторон не вынуждена будет смолкнуть. Граф Тотлебен пишет: «весь ход осады будет зависеть от продолжительности артиллерийской борьбы... Все усилия обороняющегося, располагающего многочисленною [79] артиллерией, должны быть обращены на то, чтобы выставить в первую линию по возможности сильную артиллерию против атакующего и не уступать в этой борьбе до последней крайности...» {44}.

Достигнуть подобного упорства в борьбе можно будет только при неиссякаемом источнике огнестрельных припасов, вследствие чего должен быть организован правильный и ничем не прерываемый подвоз их с тыла к батареям. Даже недолгим перерывом и ослаблением огня атакующий не замедлит воспользоваться, усилив свои позиции, подвинувшись вперёд и, что ещё важнее, получив преимущество перед обороняющимся в моральном отношении.

Если принять в расчёт стоящее на фронтах атаки вооружение, то необходимый для передвижения груз снарядов и зарядов из центра (запасные погреба) к главной оборонительной линии достигает колоссальных размеров. Сославшись на предшествующие расчёты и приняв во внимание не только частный и главный резервы, но и часть орудий, перемещённых на главные фронты с частей оборонительной линии второстепенного значения, можно признать, что в период артиллерийской борьбы придётся питать из запасных погребов не менее 400 крепостных орудий и производить ежедневно в среднем до 50 выстрвлов из каждого орудия. Это составит 20.000 выстрелов или около 48.ООО пуд. снарядов, зарядов и укупорки, не считая мёртвого груза, представляемого перевозочными средствами. Если принять во внимание, что едва ли возможно будет допустить питание батарей днём, а придётся производить его в сумерки и ночью, т. е. не более как в течение 6—8 часов за время целых суток, то подобную задачу прямо можно бы считать не по силам гарнизону, и пришлось бы отказаться от мысли развить решительную артиллерийскую борьбу на линии фортов.

Допустим то маловероятное и редко где достигнутое [80] благополучие, что почти всё постоянное вооружение крепости стоит на своих местах в полной боевой готовности и на настланных платформах и что в мобилизационный период останется переместить и поставить не более 100 орудий; к ним надо прибавить те 400, которые выдвигаются на оборонительную линию уже в период обороны.

Итого придётся переместить около 500 орудий со всем снабжением. Средний вес системы каждого орудия с платформами, принадлежностью и полными боевым комплектом можно принять в 2.300 пуд., что даст для всех 500 орудий почтенную цифру в 1.150.000 пуд., не считая веса перевозочных средств.

Если принять последние около 30%" от полезного груза, т. е. около 400.000, среднее расстояние перевозки в 5 вёрст и возвращение повозки обратно за новым грузом, то, доставляя на оборонительную линию, независимо от времени, 1.15О.000 пуд. полезного груза, придётся перетащить ещё и до 800.000 пуд. мёртвого груза, а всего до 2.000.000 пуд. артиллерийских грузов.

Замечательно, что подавляющее значение в рассматриваемом вопросе о перевозках имеет питание орудий (87% груза), а не самые орудия (13% груза).

Но какой же будет толк, если мы и сумеем доставить вовремя нашу артиллерию на позицию, а она останется беззащитною от недостатка своевременного питания? Точно также, какие преимущества приобретает оборона современной большой крепости с потребными для неё массами артиллерии, если все силы многотысячного гарнизона крепости придётся тратить на перетаскивание грузов?

Тотлебен говорит: «чтобы оборона могла быть тактическою, т. е. чтобы можно было воспользоваться большею частью пехоты для упорной защиты впередилежащей местности, необходимо чтобы оборона была первоначально артиллерийскою» {45}. Но если на артиллерийской обороне истощатся все силы пехоты, что же останется тогда для тактических [81] операций? А если допустить постоянные попытки осаждающего в самый разгар артиллерийской борьбы производить войсковые атаки открытою силой, демонстрируя одновременно против различных отделов обороны, то при гарнизоне, исполняющем обязанности вьючных лошадей, чем будет комендант парировать случайности?

Людей, ответят нам, можно однако заменить лошадьми. Но содержание лошадей в крепости повлечёт за собою свои неудобства (склады продовольствия, штат конюхов и возниц), а чтобы судить, сколько нужно лошадей для исполнения в краткий срок вышепоставленных задач, т. е. доставки на оборонительную линию, на среднее расстояние около 5 вёрст, 500 орудий со всем снабжением, то, не прибегая вновь к довольно скучным детальным расчётам, возьмём готовое, проведя аналогию между данною задачей и доставкою к крепости осадных парков. Так, для перевозки по обыкновенным дорогам осадного парка в 400 орудий на 15 вёрст в течение 35 дней требуется приблизительно 651 повозка и 1.416 лошадей; если в крепости раcстояние втрое меньше (5 вёрст), то зато необходимо исполнить перевозку не в 35, а всего в несколько дней{46}. [82]

Таким образом, замена людей несколькими тысячами лошадей не улучшает положения дела; не говоря о том, что к каждой лошади должен быть приставлен тот же человек, необходимо создание обширнейших конюшен, постройка фуражных складов, а что главное — сбор всех этих конских средств в мобилизационный период и подвоз в крепость фуража в огромном количестве, на что само по себе нужна будет железная дорога.

Наипростейшим решением интересующей нас задачи и будет устройство в крепостях специальных железных дорог, назначенных для перевозки артиллерийских грузов.

Только крепостные железные дороги позволят крепостной артиллерии и пехотному гарнизону исполнить возложенные на них задачи и сделают возможною оборону современных больших крепостей.

Наше мнение на этот счёт определённо:

В современных маневренных крепостях успешная артиллерийская борьба, а вместе и упорная оборона, без посредства целой сети железных дорог — невозможна.

В насущном вопросе о питании огнестрельными припасами батарей главной оборонительной линии крепости железные дороги столь же существенны, как и пороховые погреба, фиг. 13. Первые перевозят эти припасы, а вторые хранят их. До тех пор, пока окончательно не выяснилась, как теперь, роль и значение промежуточных артиллерийских позиций, порохохранилища устраивали исключительно в фортах — расходные погреба, и в центре крепости — запасные погреба. Но в настоящее время, когда мы не можем не отдавать себе ясного отчёта в том, что артиллерийская борьба на промежутках имеет громадное значение для крепости, что по обстановке она станет в совсем особые по сравнению со старыми крепостями, весьма тяжкие условия, более тяжкие, чем даже в Севастополе [83] (где были: неограниченное число орудий, неистощимый гарнизон при почти полной сплошности оборонительной линии), необходимо позаботиться прежде всего приготовить соответственные порохохранилища. Если в фортах останутся расходные погреба для постоянного вооружения форта и прифортовых батарей; если при расположении батарей на промежуточной позиции будут устроены такие же погребки, но разумеется с запасом снарядов и зарядов не более как на 1—2 суток, и если, наконец, в центре крепости мы устроим обширные склады огнестрельных припасов и лаборатории для снаряжения снарядов и изготовления зарядов и свяжем все эти погреба и батареи между собою железною колеёйi, — то несомненно своевременное питание орудий будет в высшей степени облегчено и обеспечено. Однако не вполне: железнодорожные пути в пределах действительного огня с осадных батарей могут быть испорчены, а поезда в ночное время подвергнутся разного рода случайностям. Подвоз к известным участкам оборонительной линии вдруг может быть прерван.

Фиг. 13.

Фиг. 13. Схема питания батарей огнестрельными припасами.

Положим, что восстановление сообщения по крепостной дороге не представит большого труда и потребует, как это будет разъяснено далее, всего несколько минут или около 1 часа времени; но перерыв в питании батарей, а следовательно и в огне на несколько часов может бедственно отозваться на обороне.

Расстояние в 5—6 вёрст отделяет батарейные погребки от так называемых запасных... даже и вручную не легко пополнить батарейные погреба непосредственно из центрального.

Обстоятельства эти требуют устройства промежуточных пороховых станций, т. е. таких погребов, которые в случае перерыва в питании батарей могли бы отдать им своё содержимое, а при восстановлении сообщений вновь пополняли бы свой запас одновременно с тем, как продолжался бы подвоз к батареям.

Обстановка непосредственно подсказывает таким образом, что промежуточные безопасные от бомб погреба [84] должны быть возможно ближе к батареям, чтобы легко было доставлять снаряды на людях в тележках по железным путям (постоянным и переносным) или по обыкновенным, или прямо на руках и носилках. Однако опасения, что такие погреба могут быть иной раз захвачены и взорваны противником и что, находясь в сфере постоянного обстреливания противником, они станут весьма труднодоступны, а между тем около них, при выемке и заполнении, будет скопляться и много людей, и много открыто расположенного пороха, заставляют указать местом их расположения линию позади батарей, в расстоянии от 200 до 500 саж. от последних, по возможности маскированно с поля и у узлов крепостных путей. В свою очередь и крепостные дороги, как обыкновенные, так и железные, должны образовать узлы у промежуточных погребов, чтобы облегчить доставку огнестрельных припасов на все пункты промежуточных позиций и заполнение погребов из центра.

Промежуточные погребки не должны быть велики; если считать, что перерыв в непосредственном питании батарей из центральных погребов может длиться максимум 2—З суток, то промежуточные погребки должны и заключать именно 2-х—3-х суточный комплект на все орудия промежуточной артиллерийской позиции. Выгоднее всего иметь несколько (2—3—4) таких погребков с небольшим числом снарядов и зарядов в каждом, чтобы запас последних был, по расстояниям, более равномерно распределён между группами батарей.

Повидимому совершенно в подобном смысле организуется оборона промежутков в германских крепостях, фиг. 1 и 14.

Фиг. 14.

Фиг. 14. Схема подготовки промежутков в германских крепостях.

Предшествующие разъяснения касательно назначения разного рода порохохранилищ в маневренной крепости заставляют, как нам кажется, обратить должное внимание и на наименование погребов. «Правильно называть что-нибудь, значит правильно понимать это что-нибудь» {47}, а [85] если так, то те погреба, которые мы в настоящее время, располагая в центре крепости, именуем запасными, вовсе не имеют этого значения, так как в период обороны служат для непосредственного питания батарейных и расходных погребков, вмещающих лишь суточный запас снарядов, иначе говоря — непосредственно питают сами батареи. Они такие же расходные погреба, как батарейные и фортовые, и правильнее было бы именовать их просто центральными расходными пороховыми погребами или центральными пороховыми магазинами, смотря по тому, безопасны они от бомб или нет.

Истинное значение запасных имеют, напротив, те погреба, которые необходимо устраивать непосредственно в тылу артиллерийских позиций, на промежутках. Ведь питание батарей идёт из центра и идёт мимо этих погребов. Подобно тому, как запасные водные бассейны водных путей сообщений только тогда открывают свои шлюзы, когда в реках или каналах произошла экстренная убыль воды, промежуточные погреба только тогда откроют свои двери, когда прервётся правильный подвоз питания из центральных погребов на батареи. Поэтому пороховые погреба, устраиваемые за промежуточными артиллерийскими позициями, следовало бы понимать и именовать промежуточными запасными погребами.

Теперь система порохохранилищ в большой крепости выразится следущею схемой, фиг. 13.

По главной оборонительной линии будут расположены:

1) Фортовые и батарейные расходные погреба для постоянного вооружения и батарейные, временного типа, для батарей частного и главного резервов.

В тылу главной оборонительной линии расположатся:

2) Запасные промежуточные погреба. Само собою разумеется, что такие погреба необходимо иметь лишь в тех отделах обороны, где предвидится сильное развитие артиллерийской борьбы.

В центре крепости необходимо иметь: [86]

З) Центральные расходные погреба и пороховые магазины; и

4) Лаборатории.

Эта схема порохохранилищ неразрывно должна быть связана с оответствующею сетью крепостных дорог.


 

2010—2014 Design by AVA