[1]
КРЕПОСТИ
и
КРЕПОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
«A un siége, l'art consiste à faire converger un grand nombre de feux sur un même point: la mêlée une fois établie, celui qui a l'adresse de faire arriver subitement et à l'insu de l'ennemi sur un de ces points, une masse inopinée d'artillerie, est sûr de l'emporter».
Napoléon I.
Считают, что главными элементами обороны крепостей служат фортификационные верки, гарнизон и крепостная артиллерия, а такие элементы обороны как мины, телеграфы, телефоны, воздушные шары, железные дороги и т. п. относят к разряду второстепенных или вспомогательных средств обороны. Отношение того или другого элемента обороны к числу главных или второстепенных и, в каждой из этих категорий, к числу более или менее важных, составляет вопрос весьма существенный и требующий обсуждения, так как соответственно значению, приданному данному оборонительному средству, на него обращается большее или меньшее внимание по сравнению с другими, и более или менее изучается и подготовляется оно в мирное время, чтобы в военное быть уже в полной готовности к действию.
Нельзя сомневаться в первостепенном значении для обороны крепостей пехоты, артиллерии и верков, без которых, в сущности, не может сложиться и само понятие о крепости, так было до нас и будет после; к [2] этим старым, испытанным веками и надёжным средствам обороны можно бы ещё причислить мины, которые, в качестве подземных, играли в множестве осад и оборон первенствующее значение, а в настоящее время, когда к подземным минам прибавились ещё и надземныя, когда обыкновенный порох может быть заменён более сильными взрывчатыми составами, и кишка из пороховой мякоти, как проводник, гальваническим током, значение это повидимому не только не умалилось, но и возросло в силу обстановки и условий современных средств атаки {1}. Поэтому рассматриваемое средство обороны смело могло бы и ныне быть причислено к главным, в особенности если рассматривать его не относительно целой современной крепости в совокупности, а относительно каждаго самостоятельного верка в отдельности.
Прочие из перечисленных и называемых «вспомогательными» средств обороны в прежнее время не применялись ещё в должных размерах и представляют собою ряд новостей, боевое значение которых может быть выяснено в настоящее время лишь умозрительно и путём опытной практики, как и многое другое в современном военном деле. Войны, особенно европейские, редки, опыт войн обходится дороже всякого другого, и не мудрено, что во всех военных державах не жалеют денежных ассигнований на опыты мирного времени в пределах средств полигоновъ и, до поры до времени, довольствуются их результатами для руководства даже при весьма обширных и важных начинаниях. Эти опыты, на ряду с соображениями об условиях обороны современных больших крепостей, приводят однако к заключению, что в ряду названных вспомогательных средств не все одинаково существенны, и что к важнейшим из них должны быть отнесены жельзные дороги. [3]
В последующем изложении мы имеем целью выяснить, по возможности всесторонне, значение железных дорог в крепостях, обращая особое внимание на цели и способы расположения их и пользования ими в мирное время и в бою (тактическая сторона вопроса), и касаясь строительных условий устройства дорог и их подвижного состава (техническая сторона вопроса) лишь постольку, поскольку они могут осветить первые. Подобного отношения к железным дорогам в крепостях необходимо придержаться вполне сознательно, чтобы на первом плане всегда иметь в виду боевые и тактические цели, с какими должно устраивать и эксплуатировать крепостные железные дороги, в пределах возможного, безусловно подчиняя им технику, а не наоборот. Мы увидим ниже, на сколько опасно и несообразно с делом прекрасно поставленную и разработанную технику железных дорог вообще непосредственно переносить на почву крепостной обороны; придётся отказаться от экономических соображений о тех или иных выгодах эксплуатации, и имея в виду лишь крепостной бой и службу железных дорог в бою, избавить это могучее средство обороны от обращения в обременительную для крепостей фикцию, но напротив, обратить его из разряда вспомогательных в главное, поставив наряду с гарнизоном, верками и крепостною артиллерией.
Вопрос о пользовании железными дорогами в крепостях стоит в столь тесной связи с фортификационными формами крепостей и с теми приёмами, способами или началами, какими имеют в виду руководствоваться при их обороне, что рассмотрение его в отдельности было бы беспочвенным, почему ранее необходимо изложить основания современной обороны крепостей и указать наш соответственное им устройство этих последних, сначала сухопутных, а потом и береговых, и в заключение выяснить и влияние местных условий на характер и размеры пользования железными дорогами при обороне крепостей.