[2]

ГЛАВА I.
Современный флот и его средства в борьбе с берегами.

Общий ход развития морской артиллерии за последние 40 лет: орудия, снаряды, досягаемость орудий и крутизна их траектории. Последние успехи броневого дела. Главнейшие данные, относящиеся к устройству, вооружению и снабжению сильнейших из современных броненосцев и крейсеров, а также всех вообще судов современного военного флота. Приложение — описание броненосца «Magnificent» и крейсера «Edgar» как типических представителей новейшего английского флота.

 

С появлением пара, брони и нарезной артиллерии, совершившимся почти одновременно — около 40 лет тому назад, народился и современный броненосный флот. По мере дальнейших успехов техники росли и продолжают расти в настоящее время как наступательные, так и оборонительные средства этого флота. Нарезные орудия, первоначально короткие и заряжающиеся с дула, превратились в длинные и заряжающиеся с казённой части, как только успехи стального дела и изобретение медленно горящих порохов сделали это возможным, так как этим путём можно было осуществить большие начальные скорости и скорострельность. Для морской артиллерии, действующей в течение сравнительно короткого промежутка времени, на ходу, по целям преимущественно подвижным, особенно важна скорострельность. Что же касается больших начальных скоростей, то, помимо увеличиваемой ими меткости, они представляют единственное средство к достижению достаточной бронебойности с тех пор, как требования скорострельности, а следовательно и удобства обращения с орудиями, ограничили применение другого средства — увеличения калибра. Далее 13-дм. и даже 12-дм. калибра в настоящее время не идут нигде, но зато благодаря удлинению орудий до 45, 60 и даже 80 калибров достигают начальных скоростей в 2.625, 2.950 и 3.281 фут. в секунду; скорострельные орудия появляются уже почти [3] 10-дм. калибра; скорость стрельбы орудий больших калибров достигает 30 выстрелов в час, средних калибров — 420, малых — 600 и мелких скорострелок — до 1.500 {1}.

Озабочиваясь преимущественно борьбою с броненосным флотом, морская артиллерия ещё недавно сосредоточивала всё своё внимание на развитии и совершенствовании бронебойных толстостенных снарядов, не содержащих больших разрывных зарядов. Лишь в самое последнее время в печать начинают проникать известия об изготовлении усовершенствованных фугасных снарядов для орудий флота. Так например, италянский военный писатель Rocchi в статье об атаке и обороне берегов, появившейся в журнале «Rivista di Artiglieria e Genio» в 1896 г. {2}, указывая на 72 фунта как на величину, достигаемую пороховыми разрывными зарядами в снарядах морских орудий большого калибра, упоминает о замене в снарядах новейших заготовок пороха более сильными веществами. По сведениям нашего «Морского Сборника» за 1898 г., в Англии для снаряжения снарядов окончательно принят медит, и медитные снаряды уже начинают отпускать на некоторые суда, а во Франции для всех орудий 10-дм. калибра и выше отпускаются тонкостенные стальные мелинитовые бомбы до 4½ калибров длиной, хотя в то же время предполагают заменить мелинит более безопасным кресилитом {3}. Вообще химики работают над тем, чтобы сделать сильно взрывчатые составы возможно более безопасными в обращении, артиллеристы, в свою очередь, изобретают трубки, обеспеченные от преждевременного разрыва, и совершенствуют приёмы наполнения снарядов; те и друге, принимая в расчёт недавнее [4] появление вопроса об усовершенствованных фугасных снарядах морской артиллерии, имеют несомненный успех. Всё это даёт нам полное право сказать, что так называемые «бомбы-торпедо» будут отныне летать в приморскую крепость не только с сухопутных осадных батарей, но и с судов атакующего флота.

Но быть может флот не в состоянии направить свои снаряды с должною крутизной траектории? После опытов, произведенных в 1896 г. во Франции над канонерками-бомбардами {4}, — опытов не вполне определённых по своим результатам, вопрос об устройстве судов, специально приспособленных для производства навесного огня, по-видимому, нигде не подвинулся к практическому разрешению. Правда, появляются в последнее время известия об установке укороченных пушек-гаубиц на судах англйского флота {5}, но и здесь, как на упомянутых французских опытах, мы встречаемся лишь с калибрами не более 6 дм., едва ли способными бросить более ½ пуда взрывчатого вещества. Что же касается образцов орудий, принятых ныне во всех флотах, то, стреляя с очень больших раcстояний, т. е. при условии очень малой меткости, большинство их способно дать своей траектории изрядную крутизну, а некоторые образцы орудий дают крутизну траектории даже и очень значительную. Так например, сильнейшие по своей бронебойности 34-см французские пушки образца 1887 г. {6}, бросающие снаряд в 22 пуда весом, содержащий до 2 пуд. взрывчатого вещества, с начальною скоростью в 2.625 фут./с, при наибольшем допускаемом установкою угле возвышения в 15°, увеличенном искусственным креном судна на 5° {7}, [5] т. е. при угле бросания в 20°, действуют на дистанцию до 12 вёрст и дают угол падения около 30°. А относительно четырёх 10-дм. пушек, установленных на двух английских броненосцах «Centurion» и «Barfler», известно, что на испытании их в 1894 г. они вполне исправно стреляли с своих барбетов под углами возвышения в 35° при половинных зарядах; если принять, что снаряд весом около 500 фунт. или 226 кг мог быть брошен при этом со скоростью около 1.500 фут. или 457 м/с, то по формулам внешней баллистики дальность полёта снаряда выйдет приблизительно в 12, а при искусственном крене в 5° — даже в 14 вёрст, углы же падения получатся соответственно в 45° и в 58°, т. е. почти 60°. Таким образом возможность крутых траекторий при бомбардировании берега флотом сама по себе не подлежит сомнению; но условия её проявления — огромные дистанции — настолько противоречат требованиям меткости, что мы имеем полное право принимать её в расчёт только там, где, как например в пороховых погребах, даже один случайно попавший снаряд может причинить непоправимый вред; в прочих же случаях можем опасаться только навесного огня из мортир, в частности, высаженных на берег тем же флотом, но установленных на сухопутьи, когда местность и оборонительные сооружения тому не препятствуют.

Перейдём теперь к броне как к главному оборонительному средству современных военных флотов. До появления скорострельной артиллерии броня употреблялась железная, достигала толщины в 24 дюйма («Inflexible» 1880 г.) и сосредоточивалась лишь в некоторых пунктах корабля. Стремление противодействия усиливавшейся артиллерии, без увеличения веса брони, породило броню сталежелезную, т. е. собственно броню из мягкого желаза с наружною поверхностью из закалённой стали; толщину такой [6] брони нашли возможным уменьшить до 18 дм., делая её из чистой стали в случаях необходимости сильного сопротивления. Сталежелезные плиты оказались однако вскоре несостоятельными перед новыми стальными снарядами: их наружные поверхности не разбивали таких снарядов. В свою очередь стальные плиты обнаружили свою хрупкость и, будучи пробиты на некоторую глубину, раскалывались у изнанки. Несколько лет тому назад удалось выйти из этого затруднения выделкою цементованных или поверхностно-затверженных броней по способу Гарвея. Сущность гарвеирования стальных плит состоит в следующем: между двумя стальными плитами помещают слой костяного угля и в течение 15 дней подвергают температуре в 1.800°, потом неделю их охлаждают, накаливают и вновь охлаждают, после чего уголь проникает в стальные плиты и делает соприкасавшиеся с ним поверхности обеих плит очень твёрдыми; 17-дюймовая плита, приготовленная, например, по этому способу для американского броненосца «Massachusetts&rauo;, не была пробита 12-дюймовым стальным снарядом в 955 фунт. весом, ударившим в неё со скоростью 1.853 фута в секунду {8}, между тем как при этих условиях пробивается броня стальная такой же толщины и железная в 1½ раза более толстая. Наконец, в самое последнее время добавлением к стали никеля, содействующего более глубокому прониканию углерода и большей вязкости, и вторичною проковкой удалось придать броневым плитам сопротивление в 2½ раза превосходящее то, какое оказывают старые железные брони. Это позволило не увеличивать толщины и веса брони на современных судах: несмотря на все усовершенствования, сделанные в последнее время в артиллерии, толщина брони новейших строющихся броненосцев не превосходит 9—16 дм. в поясе по ватерлинии, 10—17 дм. в башнях-барбетах, 6 дм. в казематах орудий средних [7] калибров и 2½—4 дм. на палубе каждый раз, когда броня гарвеевская или стале-никелевая.

Главнейшие данные, относящиеся к устройству, вооружению и снабжению судов современного военного флота, как сильнейших, так и всех вообще, можно видеть в прилагаемых ниже таблицах I и II. В дополнение к этим таблицам считаем полезным приложить ещё чертёж и краткое описание броненосца «Magnificent» и крейсера «Edgar» как типичных представителей новейшего англйскаго флота {9}.



Фиг. 1.

«Magnificent» является совершеннейшим из броненосцев современного английского флота; по его образцу строятся и частью уже построены ещё восемь судов: «Victorious» (в начале 1898 г. прибыл в китайские воды), «Illustrious», «Prince George», «Mars», «Jupiter», «Hannibal», «Caesar» и «Majestic». Он был заложен в Чатаме в 1893 г. 18-го декабря и ровно через год спущен на воду. Его корпус из стали и разделён на водонепроницаемые отделения. Главные размерения показаны в таблице I. Наибольшего внимания по новизне и совершенству заслуживает его броневая защита, сущность устройства которой состоит в следующем, фиг. 1: борта защищены в средней части судна на половине его длины 9-дм. стальными гарвеизованными поясами, поднимающимися на 10 фут. над ватерлинией и спускающимися на 6 фут. вниз от неё; оконечности обоих бортовых поясов соединяются впереди носового барбета и позади кормового поперечными броневыми траверсами, утолщающимися от бортов к середине судна с 9 до 14 дм., т. е. до толщины барбетной брони; основанем бортовой, траверзной и барбетной броней служит сильно выпуклая кверху 3—4 дм. толщины стальная броневая палуба, соединяющая нижние края бортовых поясов и увеличивающая таким образом толщину последних как бы в 1½ раза; наконец, имеются [8] ещё 6-дм. броневые прикрытия в казематах 6-дм. скорострельных пушек, и все орудия верхней палубы обеспечены сверху и с боков лёгкими стальными прикрытиями от огня мелких, в частности марсовых, скорострелок противника; такие прикрытия барбетов вращаются вместе с платформами, так как барбеты неподвижны. Артиллерия броненосца размещается следующим образом: четыре 12-дм. пушки стоят попарно на двух барбетах, на оконечностях центральной броневой цитадели; из двенадцати 6-дм. скорострельных пушек восемь располагаются в казематах батарейной палубы, а четыре — в угловых казематах верхней; из шестнадцати 12-фунт. (3-дм.) пушек двенадцать устанавливаются на верхней палубе под прикрытем лёгкого стального мостика и щитов, а остальные четыре — по две на носу и корме; наконец, до 12 мелких 3-фунт. скорострелок располагаются на трёх боевых марсах и по сторонам барбетов.



Фиг. 2.

«Edgar», спущенный на воду в 1890 г., послужил образцом ещё для восьми крейсеров 1-го класса: «Royal Arthur», «Endymion», «Grafton», «St. George», «Hawke», «Gibraltar», «Crescent» и «Theseus». Уже это одно обстоятельство указывает на него, как на типичный образец современного английского крейсера. А затем представляемый им тип имеет без сомнения и дальнейшее будущее, так как при сравнительно малом водоизмещении обладает сильною артиллерией, значительною скоростью хода и большим радусом действия. Корпус крейсера стальной и имеет двойное дно клетчатой системы, разделённое продольными и поперечными переборками на большое число водонепроницаемых отделений, простирающееся под машинами, котлами и бомбовыми погребами. Нос вооружён сильным тараном. Размеры показаны в таблице I. Броневая защита крейсера, фиг. 2, состоит из выпуклой броневой палубы, прикреплённой к бортам несколько ниже ватерлинии, имеющей толщину до 5 дм. у бортов и 2 дюйма посредине; около середины судна, где машинные цилиндры выступают выше броневой палубы, [9] последняя приподнята в виде каземата и имеет толщину в 6 дм. По обеим сторонам котлов и над ними выше стальной палубы устроены угольныя ямы, дополняющие защиту этих частей судна {10}. Перед фок-мачтой находится 12-дм. броневая командирская рубка; её переговорные трубы защищены 7-дм. бронёй. Артиллерия крейсера размещена следующим образом: 9,2-дм. пушки в числе двух помещены по одной на носу и корме на поворотных станках и защищены стальными щитами против мелких скорострелок; 6-дм. скорострельные пушки четыре стоят в 6-дм. броневых казематах нижней палубы, а остальные шесть — на верхней, под прикрытем стальных щитов лёгкой конструкции; из двенадцати 6-фунт. орудий два находятся на переднем мостике, два на заднем, четыре по бортам верхней палубы и четыре в нижней, два на носу и два на корме.


[10—11]

Таблица I. Данные, относящиеся к сильнейшим из современных броненосцев и крейсеров.

НАЗВАНИЯ СУДОВ Кораблестроительные элементы. Броневая защита. Артиллерия. Число
минных
аппа-
ратов.
Длина,
фут.
Ширина,
фут.
Средн.
углубле-
ние,
фут.
Превышение орудий над водою. Водоиз-
меще-
ние,
тонн.
Наиб.
скор.
хода,
узлов.
Толщина брони в дм. Материал
брони.
Наибольшее число орудий, могущих действовать в одну сторону (число орудий римскими цифрами, калибры в дюймах).
Орудий
большого
калибра,
фут.
Марсовых
скоро-
стрел.,
фут.
Борто-
вой.
На башнях орудий: Каземат-
ной.
Палуб-
ной.
Больш.
калибра
Средн.
калибра
Больш.
калибра
Средн.
калибра
Малого
калибра
Мелких
Германия:  
Броненосец «Kaiser Friedrich»
(таких три)
377 67 25,6 28 80 11.300 18 6—12 9,8 6 6 2—3 Сталь. IV—9,4 IX—6 VI—3,4 X 6
Крейсер «Ersatz Leipzig» 393 67 26 32 77 10.650 19 4—8 8 4 4 1,2—2 Стале-
никель.
IV—9,4 II—6 V—3,4
IV—4
IX 6
Англия:  
Броненосец «Magnificent»
(эскадры Ла-Манша, таких 9)
390 75 27,5 27 105 14.900 17,5 9 14 6 2,5—4 Гарвеевск.
броня.
IV—12 VI—6 VIII—3 VI 5
Броненосец «Renown»
(эскадры Вост. океана, таких 6)
380 72,3 26,7 25 85 12.350 18 6—8 10 2—6 2—3 Гарвеевск. IV—10 V—6 IV—3 X 5
Броненосец «Royal Sovereign»
(эскадры Средиземн. моря, таких 8)
380 75 27,5 21 80 14.150 17,5 18—16 17 2—6 3 Сталь. IV—13,5 V—6 XIX 7
Броненосец «Centurion»
(эскадры Вост. океана, таких 2)
360 70 25,5 25 93 10.500 18,2 22 9 2 2—2,5 Стале-
никель.
IV—10 V—4,7 XII 7
Крейсер «Powerful»
(эскадры Вост. океана, таких 2)
500 71 27 32 100 14.200 22 2—6 3—6 Сталь. II—9,2 VI—6 VIII—3 XI 4
Крейсер «Blenheim»
(эскадры Средиземн. моря, таких 2)
375 66 25,5 21 9.000 22 6 3—6 Сталь. II—9,2 VI—6 XII 4
Крейсер «Diadem»
(эскадры Вост. океана, таких 8)
435 69 25,2 32 100 11.000 22 3—6 Сталь. VIII—6 VII—3 X 3
Крейсер «Edgar»
(эскадры Вост. океана, таких 9)
360 60 23,7 18 7.350 20,5 6 1—5 Сталь. II—9,2 V—6 XII 4
Франция:  
Броненосец «Charlemagne» 381 67,5 26 28 92 11.260 18 10—16 15,7 3 3,5 Сталь. IV—11,8 V—5,5 III—3,9 XVII 6
Италья:  
Броненосец «Sardegna» 400 76,7 28,5 20 70 13.300 18 4 17,6 4 Сталь и
стале-жел.
IV—13,5 IV—6 XIII—4,7 XII 5
Северо-Америк. Соед. Штаты:  
Броненосец «Alabama» 367 72 24,6 26,5 80 11.520 16 4
9,5—16,5
17 2,5—4 Стале-
никель.
IV—13 VIII—6 XIV 4
Япония:  
Броненосец «Сикисима»
(таких четыре)
400 75 27 25 62 14.850 18 9—4 14 6 3 Гарвеевск. IV—12 VI—6 VIII—3 X 5
Броненосец «Ясима»
(таких два)
372 73,5 26,2 25 62 12.300 18 14—18 14 2,5 Сталь. IV—12 V—6 XII 5
Новый крейсер I класса
(таких четыре)
396 49 17,5 15.500 22,5 3 1,7—4 Стале-
никель.
II—8 V—4,7
VI—3
VI 5
Крейсер «Ицукусима»
(приблизительно таких 7)
395 51,9 20 28 4.278 16 11,8 4 1,5 Сталь. I—12,6 VI—4,7 XI 5

 

[12—13]

Таблица II. Главные данные, относящиеся к устройству судов современного военного флота.

Главнейшие элементы судов. Классы, на которые делятся суда современных военных флотов.
Эскадренные броненосцы. Броненосцы береговой обороны. Броненосные крейсеры. Бронепалубные крейсеры. Мореходные канонерские лодки. Минные крейсеры. Миноносцы. Миноноски. Истребители миноносцев. Посыльные суда.
1) Элементы кораблестроительные:  
Наибольшая длина в футах 426—270 277—201 473—272 500—295 229—144 229—187 197—63 60—40 250—180 256—184
Наибольшая ширина в футах 75—50 53—43 68—48 71—40 41—27 30—23 17—10 10—7 30—18 31—24
Среднее углубление в футах 30—21 19—12 28—20 27—19 13—9 12—7 16—5 4—3 9—5,3 13—7
Превышение орудий над водою в футах:
а) орудий большого калибра
б) мелких скорострелок на марсах

28—16
105—62



28—18
77—62

32—18
77—62












Число тонн водоизмещения 14.900—6.000 4.126—6.010 12.200—5.000 14.200—3.000 1.492—866 5.000—627 240—43 14—9 1.070—220 1.523—624
Наибольшая скорость, в узлах *) 18—12 16—7 19,5—12 22,5—14 15—12 21—18 29—15 12—9 30—17 16—9
2) Броневая защита:  
Толщина стальной
брони в дюймах (в
цифры броней иных
введён коэффициент) **):
бортовой 22—5 12—4,5 9—4
башенной 28—10 10—5 10—0
казематной 8—2 6—0 6—0
палубной 5—1,5 3—0 6—0 6—0
3) Артиллерия — число орудий: ***)  
а) большого калибра (8 дм. и выше) 12—2 12—2 17—0 4—0 2—1
б) среднего калибра (около 6 дм.) 12—4 7—3 16—1 15—2 1—0
в) малого калибра (около 4 дм.) 17—4 6—2 12—4 20—4 6—2 2—1 2—1
г) мелких скорострельных (ок. 2 дм.) 38—14 6—2 38—12 26—7 10—2 17—9 2—1 3—6
4) Число минных аппаратов 4—7 2—4 2—4 2—4 2—1 5—6 3—1 1 2—5

____________________
     *) Скорость хода во время артиллерийского боя обыкновенно не превосходит 10 узлов, а при прохождении трудным фарватером и с опущенными сетями уменьшается до 4 узлов (узел — 6086,43 фута).

     **) Толщины пробиваемых броней железной, стальной, гарвеированной и стале-никелевой гарвеированной двойной проковки (Крупп и Америка) относятся соответственно как 5:4:3:2; поэтому в цифры толщины нестальных броней, приведенные в этой таблице, введены поправочные коэффициенты 4/5 для железных броней, 4/3 для гарвеированных и 4/2 для стале-никелевых гарвеированных двойной проковки.

     ***) Вместимость бомбовых и пороховых погребов на судах рассчитывается на один боевой комплект, а именно:

          около 100 снарядов и зарядов на каждое орудие большого калибра.
            "   200     "    "    "     "   "      "    среднего    "
            "   300     "    "    "     "   "      "    малого      "
            " 1.500     "    "    "     " каждую мелкую скорострелку.

Боевая вероятность попадания судовых орудий в береговую батарею в её целом для дистанций 1500—300 саж. получается 4—50% (Александрия, 1882.).


 

2010—2017 Design by AVA