I. Задержки при стрельбе.

1. Задержки в орудии.

1. Осечка капсюльной трубки. Если при первом ударе бойка капсюльная трубка не взорвётся (осечка), тогда следует повторить удар немедленно же, так как устройство спускового механизма позволяет действовать спуском безостановочно.

В случае же если и второй удар бойка не произведёт выстрела, следует выждать около ½ минуты из опасения затяжного выстрела, причём прислуга должна оставаться на своих местах, а затем открыть затвор (патрон, находящийся в орудии), осмотреть впечатление от удара бойка на капсюльной трубке, вывинтить саму трубку и, убедившись, что трубка не взорвана, заменить её другой.

При стрельбе скорой такое исследование не производить, патрон, давший осечку, заменяется немедленно новым.

2. Осечка воспламенителя. Если вывинчивание капсюльной трубки при осечке обнаружит, что трубка подействовала, но не передала взрыва боевому заряду патрона, то патрон вынимается из орудия и отправляется в лабораторию для присыпки пороха воспламенителя через очко для капсюльной трубки в дне гильзы.

3. Неисправность спуска. Осечки могут быть вызваны также неисправностями в спусковом механизме.

Чаще других встречаются следующие неисправности: 1) собачка ударника может не зацепить за гребень спускового рычага и не взводить ударник, что может произойти от накопления грязи или попадания постороннего тела [10] на её срез, а также при поломке спиральной пружинки, действующей на собачку. В этих случаях на капсюльной трубке не получается метки от бойка ударника. Для устранения задержки в описанных случаях надо удалить грязь или постороннее тело обтиранием тряпкой спускового рычага и собачки ударника или заменить сломавшуюся пружинку новой. В ящике запасных частей и принадлежности орудийной ф. 2 л. 28 имеется вполне собранный запасной ударник, которым и следует при скорой стрельбе заменить повреждённый.

4. Кончик бойка несколько изнашивается на службе. И может случиться, что выход спущенного ударника за передний срез поршня будет настолько мал, что удары бойка по капсюльной трубке не произведут её воспламенения. В этом случае для предупреждения осечек достаточно заменить боёк ударника запасным. Для поверки надёжного действия бойка следует открыть затвор, повернуть поршень в раме в положение затвора закрытого и затем сделать несколько спусков по куску дерева, приложенному к выходному отверстию для бойка на передней плоскости поршня. Если впечатления от ударов будут на дереве отчётливые и глубокие, то боёк будет действовать удовлетворительно.

Как в упомянутых двух случаях, так и во всех других, когда имеется основание причину осечек искать в неисправности ударного механизма, рекомендуется весь ударный механизм заменить собранным запасным. При боевой стрельбе и в военное время это должно быть принято за правило.

5. Если при спуске и сам рычаг не поддаётся при дёргании шнуром, то это указывает на невполне запертый затвор, не позволяющий предохранителю углубиться в своё гнездо (33) ф. 1 л. 4 на задней плоскости поршня. Замок следует открыть и с усилием снова закрыть. Имеющиеся на задней плоскости кольца рамы и поршня риски должны совпасть.

6. Прорыв газов. Если при выстреле произойдёт прорыв газов через капсюльную трубку, что случается весьма редко, то, убедившись в невозможности дальнейшего действия спусковым механизмом затвора, следует вынуть ударный механизм из внутреннего стебля поршня и тщательно очистить его от порохового нагара. [11]

Обыкновенно при сильном прорыве переднюю опорную втулку с чекой раздувает и осаждает назад, изгибая концы чеки её и доводя боевую пружину до полного сжатия; в таком случае, выбив ударник, заменяют его запасным ударником, предварительно смазав его.

Трудность открывания затвора. Если при выстреле сильно раздует гильзу и окажется невозможным (вследствие плотного прижатия её к стенкам каморы) сдвинуть её с места усилием выбрасывателя даже после поворота на 1/8 круга, тогда следует пробовать ударять по рукоятке затвора или же усиливать действия на неё, а чтобы открыть затвор, надо поступить так: сначала действием на рукоятку повернуть поршень на 1/8 долю окружности, этому движению застрявшая гильза не препятствует, так как при повороте поршень подаётся назад не более, чем на величину зазора между зубом выбрасывателя и закраиной гильзы. Затем, взяв отвёртку № 7 (см. ведомость орудийной принадлежности) и повернув при её помощи отводящий стержень (54) ф. 1 л. 5 за головку его до совпадения соответствующего паза головки с риской на задней плоскости поршня, отводят зуб выбрасывателя от сцепления с закраиной гильзы, после чего затвор может быть свободно открыт, но гильза остаётся в каморе. Для извлечения гильзы из канала открывают затвор, в гнездо его вводят клещи ф. 20 л. 27 (ведомость орудийной принадлежности для извлечения засевших гильз); зубцы клещей помещают в углубления (66 и 66') ф. 3 л. 5 гнезда затвора, захватывая этими зубцами закраину гильзы; поперечину клещей (упор) упирают в срез замочного гнезда в орудии и затем завинчивают натяжную гайку, нажимая ею на упор и подавая винт назад. Винт тащит за собой зубцы клещей, а они сдвигают гильзу.

Иногда случается, что гильза так плотно засядет в каморе после выстрела, что клещами её не удаётся извлечь, и захваты клещей лопаются; тогда следует попробовать выбивать гильзу с дула банником, действуя в то же время и затвором, одновременно с ударом банника.

8. В случае сильного трения между дном гильзы и передним срезом поршня, загрязнения выбрасывателя или закраины гильзы, даже поворот затвора на 1/8 круга может быть затруднён. В этом случае для открывания затвора необходимо толкать гильзу с дула лёгкими ударами [12] банника и в то же время действовать рукояткой затвора, чтобы уловить момент, когда удар банника сместит гильзу и позволит открыть затвор. Открыв затвор, осматривают и чистят выбрасыватель и его пружину и, в случае необходимости, заменяют их запасными. Осматривают также и закраину засевшей гильзы и смазывают маслом поршень.

2. Задержки в лафете.

1. Произвольное опускание станка с орудием. (Сдача подъёмного механизма.) После выстрела иногда происходит опускание казны орудия вместе со станком, причём зубчатая дуга (6) ф. 5 л. 21, опускаясь вместе со станком, заставляет быстро двигаться и подъёмный механизм. Остановить маховиком (35) ф. 4 л. 21 подъёмного механизма быстро опускающуюся казённую часть орудия — так как он вращается с большой скоростью — трудно, для устранения сдачи подъёмного механизма при стрельбе медленной имеется на оси маховика зажимная рукоять (38) ф. 4 л. 21 с ключом (чертёж этого ключа будет помещён на л. 3 дополнения), при стрельбе же скорой употребление рукояти замедлило бы скорострельность орудия, почему в этом случае при замеченном стремлении станка к опусканию следует не выпускать из рук маховик подъёмного механизма, так как при начале опускания станка задержать его не представляет затруднения. Тем не менее при первой возможности следует сделать перерыв в стрельбе и произвести разборку подъёмного механизма, для чего орудие приводят в горизонтальное положение, снимают шайбы (26 и 27) ф. 4 л. 21 с опорных болтов (24 и 25) оси с червяком подъёмного механизма, отвинчивают сами болты и убеждаются, опирается ли ось своими концами в пятки этих болтов и не истёрлись ли пятки.

2. Недокат станка. В случае недоката орудия после выстрела, его приводят в горизонтальное положение (если стрельба велась под углами возвышения) и в этом положении орудие может докатиться окончательно, так как для наката его в горизонтальной плоскости требуется меньшее усилие. Но если бы и в горизонтальном положении орудие не дошло обоймой до буфера переднего конца станка, то это [13] может служить указанием на неисправность в пружинах, пружины могут разжаться, некоторые из них могут сломаться. Задержка в накате может также случиться от попадания посторонних тел в захват обоймы станка.

Если обойма с орудием немного не доходит до буфера переднего кольца, то это указывает на присутствие воздуха в цилиндре. Стрельбу тогда можно продолжать, но при первой возможности необходимо выпустить воздух через воздушный клапан и дополнить цилиндр жидкостью.

3. Если бы действия поворотного и подъёмного механизмов или насоса сделались затруднительными, то следует разобрать эти механизмы, сняв предварительно их крышки с их сборных коробок, и осмотреть червяки и зубчатые колёса, нет ли в них заедания, попавших посторонних тел, грязи и достаточно ли смазки на поверхности трения.

Прибавление пружин и замена сломанных.

Если бы оказалось, что при больших углах возвышения получаются недокаты и вышеуказанными мерами, подкачиванием жидкости и поджатием пружин, невозможно достигнуть полного наката орудия, то приходится увеличить число пружин на стержнях накатника. Для этой цели поступают следующим образом: между передним листом предохранительного щита и передними концами стержней накатника помещают деревянные закладки, чтобы при свинчивании гаек и контргаек с задних концов стержней и происходящего вместе с тем ослабления натяжения пружин и полного их разжатия не происходило продвигания стержней вперёд и разжатия передних колонн пружин. Затем свинчивают контргайки и гайки при помощи ключа № 4 (вед. лаф. принад.), а так как при свинчивании гаек и контргаек (5, 61) ф. 1 л. 15 будет происходить вращение стержней, то для устранения этого вращения на квадратные концы их надевается ключ № 9 (вед. лаф. принад.), конец которого закладывается для удобства на поручень платформы для заряжания.

Сняв гайки и контргайки, на концы стержней надевают по паре тарелочных пружин и снова завинчивают гайки и контргайки, доводя размер свободной части конца стержня [14] до указанного в формуляре лафета расстояния (нарезка на конце стержня сделана на протяжении 240 мм). После чего передние деревянные закладки выбиваются.

Если бы после прибавления пружин при стрельбе под малыми углами при накате получался сильный удар обоймы о буфер переднего кольца станка, тогда необходимо уменьшить натяжение пружин, передвинув гайки и контргайки стержней ближе к концу последних.

Пружины прибавляются всегда к задним колоннам их, но в случае поломки их в передних колоннах для замены их новыми нельзя ограничиться снятием гаек и контргаек с задних концов стержней, а необходимо произвести полную разборку накатника со сонятием передних гаек ф. 2 л. 15, муфт ф. 4, шайб (8) ф. 1, передней поддержки (26) ф. 3 л. 11 и снятия всех пружин вплоть до сломавшейся.


 

2010 Design by AVA