[5]

ГЛАВА I
Устройство 120-мм в 45 калибров пушки на станке системы Канэ.

1. ТЕЛО ПУШКИ.

Пушка состоит из цельного ствола № 1, скреплённого кожухом и добавочным кольцом. Ствол № 1 по наружному виду представляет собой в задней половине цилиндр с уступом № 3, а в передней чуть конический, с довольно значительным утолщением № 4 на дульном срезе.

Канал ствола по длине можно разделить на три части: на нарезную, камору и помещение для затвора.

Нарезная часть № 5 начинается скатом № 6, соединяющим её с каморою, и по всей длине имеет диаметр по полям, равный калибру; таким образом, снарядная камора отсутствует. Правая нарезка канала идёт сначала постоянной, затем прогрессивной крутизны, а у дульного среза на протяжении 6 калибров вновь постоянной крутизны с ходом нарезов в 30 калибров.

Камора № 7 с помещением для затвора № 8 соединяется скатом № 9, сделанным по форме закраины гильзы; дальше идёт коническая часть, имеющая размеры боковой поверхности гильзы, от поддона до сужения к дульцу; затем идёт конус № 10 с более крутою поверхностью, соответствующей переходу боковой поверхности гильзы к её дульцу, и кончается цилиндром № 11, где помещается дульце гильзы и часть снаряда. Цилиндрической части № 11 каморы придаётся такая длина, чтобы снаряд, досланный до места, упёрся своим ведущим пояском в передний скат № 6, т. е. в начало нарезов.

Помещение № 8 для затвора имеет цилиндрическую поверхность, разбитую соответственно цилиндру его на 8 равных продольных полос, из которых четыре, через одну, снабжены правою резьбою № 12 одного шага с нарезкою цилиндра. У казённого среза пушки затворное помещение оканчивается кольцевым уступом № 13, куда входит часть рамы затвора, а в левой стороне среза ствола сделана вырезка для помещения части проушины рамы.

Кожух № 14, обточенный правильным цилиндром и с натяжением надеваемый сзади на ствол, имеет у заднего среза внутренний кольцевой выступ № 15, которым он находит на уступ № 3 и упирается в последний.

На наружной поверхности кожуха, приблизительно по середине его длины, сделана незначительной глубины круговая заточка № 16, в которую после пропуска пушки через обойму станка вкладывается разрезное упорное кольцо № 17, прикрытое затем цельным № 18, связанное с последним посредством винтов № 19. У переднего среза [6] кожуха сделаны, за одно целое с ним, четыре выступающие сектора № 20, которые, при продевании пушки в обойму установки, входят в соответствующие вырезки последней.

Таким образом обойма помещается на пушке между секторами и разрезным кольцом и при откате должна следовать движению пушки.

На заднем срезе, с левой стороны кожуха, имеется гнездо для проушины рамы, ось вращения которой пропускается через складное вертикальное отверстие, просверленное над серединою гнезда. Кожух впереди секторов оканчивается уступом № 21, на который находит заданий конец добавочного кольца № 22. Добавочное кольцо № 22, надетое с натяжением на ствол с дула, по наружной поверхности сначала составляет продолжение кожуха, а затем спускается на конус.

На дульном и казённом срезах имеются четыре черты, из которых две находятся в вертикальной плоскости и две — в горизонтальной. Пересечение этих линий даёт центры казённого и дульного срезов. Если эти центры соединить прямою линией, то эта линия даст ось пушки. Название пушки, марка, инициалы или название завода, порядковый номер пушки и год изготовления выгравированы на казённом срезе.

На конце ствола, у дульного среза имеются по сторонам нарезные отверстия для крепления крючков, на которые надевается герметическая крышка, закрывающая впереди канал ствола для предохранения его от попадания пыли и влаги.

Снаружи тело пушки окрашивается масляной краской в защитный цвет, за исключением дульного и казённого срезов, площадки для уровня и трущихся поверхностей.

 

2. ЗАТВОР.
(Чертежи с № 1 по № 28 включительно).

Затвор состоит из следующих главных частей:

1. Цилиндра затвора с коническим вкладышем, центральным стеблем, соединительной крышкой и экстрактором.
2. Рамы с полкою, задвижкой и осью.
3. Ползуна с вертикальным валиком.
4. Двухплечего рычага с рукояткой.
5. Ударного механизма для воспламенения патронов.

Цилиндр затвора (чертёж № 1). Цилиндр № 1 имеет на боковой поверхности винтовую нарезку; его боковая поверхность соединяется с передним срезом усечённым конусом «а1»; сзади цилиндр имеет круговой фланец «а2», срезанный в нижней части. Срезы «а3» служат для ограничения поворота цилиндра.

Винтовая нарезка «а4», начинающаяся у основания усечённого конуса «а1», немного не доходит до фланца «а2», оставляя за собой гладкую шейку «а5». На поверхности цилиндра она разделена на восемь равных продольных полос, из которых через одну металл снят вровень с шейкой. На верхней левой гладкой полосе задний виток оставляется целым и служит направляющим при начале ввинчивания цилиндра в замочное отверстие.

По обе стороны нижней нарезной полосы простроганы пазы «а8», по которым скользят направляющие выступы рамы при выдвигании и вдвигании цилиндра в замочное отверстие пушки.

Передний срез «а8» цилиндра — гладкий; он служит для упора в него поддона гильзы; задний имеет углубление «а9» в виде усечённого [7] конуса для вкладыша затвора (чертёж № 2), который соединяется с цилиндром при помощи соединительного винта № 7, для которого на шейке цилиндра сделано радиальное навинтованное отверстие «а10».

По своей оси цилиндр имеет канал «а11», который в задней части шире «а12» и навинтован для ввинчивания центрального стебля (чертёж № 3); далее канал этот сужен и имеет форму ударника и, немного не доходя до среза цилиндра, канал расточен и навинтован, и это гнездо «а13» служит для ввинчивания в него боевой втулки № 2, которая имеет центральный канал «а18» по форме бойка ударника; канал «а18» служит продолжением канала «а11».

На правой, нижней, гладкой полосе цилиндра (в положении открытого затвора), у основания усечённого конуса «а1», сделано прямоугольного сечения гнездо «а14», куда входит часть задвижки № 16 (чертёж № 8), связывающей раму с затвором во все время, пока последний выдвинут из пушки.

В передней части одной из двух навинтованных полос цилиндра вырезано гнездо «а15» для помещения экстрактора № 9 (чертёж № 5). Гнездо это спереди представляет собою незначительной глубины паз «а16», выходящий на конус цилиндра, а сзади более углубленный и оканчивающийся цилиндрическим гнездом «а17», в которое устанавливается под стальным колпачком № 5 спиральная пружина № 3.

Под прямым углом к экстракторному гнезду «а15» в теле цилиндра просверлен канал «а19», выходящий на поверхность гладкой полосы «а6» цилиндра; через этот канал пропускается ось вращения № 11 (чертёж № 5) экстрактора; по другую сторону гнезда этот канал продолжен и нарезан, в нарезку ввинчивается пятка оси вращения № 11 экстрактора.

В левой стороне от центрального канала «а11», параллельно ему, просверлен другой канал, идущий от гнезда «а9» для вкладыша к гнезду «а15» экстрактора и предназначенный для установки в нём стебля № 12 (чертёж № 6), помощью которого можно отжать передний конец зкстрактора внаружу и тем освободить цилиндр затвора от поддона гильзы. Выход «а21» канала «а20», приходящийся вдоль конической поверхности гнезда «а9» для вкладыша, навинтован.

Конический вкладыш затвора (чертёж № 2). Конический вкладыш № 4 сделан по форме усечённого конуса размерами, равными размерам гнезда «а9» в цилиндре, так что вставленный на место он приходится заподлицо с задним срезом цилиндра. Правильное положение конического вкладыша в гнезде «а9» будет при совмещении черты на коническом вкладыше с чертою на цилиндре затвора.

По оси вкладыша просверлено отверстие «б1», которое у выхода к задней поверхности расширено «б2» и образует уступ «б3», куда упирается центральный стебель своим фланцем «г». При вложенном в цилиндре вкладыше канал «б1» составляет продолжение центрального канала «а11» цилиндра. Черта на вкладыше совмещается с чертой на центральном стебле при сборке.

Левее отверстия «б1» во вкладыше имеется другое отверстие «б4» меньших размеров, которое при установленном на место вкладыше составляет продолжение отверстия «а2» для стебля № 12; отверстие «б4» во вкладыше навинтовано и его нарезка одинакова с нарезкою «а21» в цилиндре и нарезкою стебля № 12; головка последнего «в», когда он ввинчен на место, должна утапливаться заподлицо со срезом вкладыша № 4. Ниже отверстия «б4» сделано цилиндрическое углубление «б5», в которое во время взвода ударника № 40 входит пятка [8]

[...]

[17]

[...]

 

4. УСТРОЙСТВО СТАНКА КАНЭ.

Станок состоит:

1) Из штыревого основания, соединённого прочно с палубой или бетонным основанием.
2) Из поворотной рамы, лежащей на штыревом основании.
3) Из качающейся рамы, лежащей своими цапфами в цапфенных гнёздах поворотной рамы.
4) Из обоймы.
5) Механизмов: вертикального и горизонтального наведения, спускового и прицельного.

Штыревое основание. (Чертежи №№ 1, 2, 3, 4, 13, 14). Основание № 1 делается из литой стали и имеет форму круга. Оно крепится к палубе или бетонному основанию помощью равномерно распределённых [18] по окружности болтов, проходящих через имеющиеся в нём отверстия «а». Нижним венцом «а1» основание лежит на бетонном основании, а за верхний круговой выступ «а2» его держат захваты № 2, прикреплённые к поворотной раме. На штыревом основании имеется круговой жёлоб, в котором помещаются шары № 3; на этих шарах лежит своим дном поворотная рама. В жёлоб помешаются 36 шаров, причём половина их стальные, на которых и лежит поворотная рама; между стальными шарами помещаются медные шары несколько меньшего диаметра, нежели стальные, служащие для того, чтобы удержать стальные шары в одинаковом расстоянии друг от друга, а, главное, чтобы устранить прикосновение стальных шаров один к другому. Из чертежа № 13 видно, что если бы, вследствие попавшего под один из шаров сора, шар «d» нажал на шар «b» то возбудившееся в точке их прикосновения трение увеличило бы сопротивление вращению рамы; при устройстве, показанном на чертеже № 14, промежуточный медный шар «a», вращаясь в противоположную сторону, устраняет трение между шарами «d» и «b». В центре основания имеется боевой штырь № 4, окружённый бронзовой оболочкой № 5. К основанию, кроме того, прикрепляется планка № 6 с гнездом, в которое входит походный штырь № 7, прикреплённый к переднему захвату поворотной рамы; ограничители углов поворота установки и зубчатый погон № 8 для цилиндрического колеса поворотного механизма также прикреплены к штыревому основанию.

Поворотная рама. (Чертежи №№ 1, 2, 3, 7, 10, 12, 15, 19). Поворотная рама представляет собою цельную стальную отливку; она состоит из 2-х станин № 9, соединённых спереди связью «а4», а внизу дном «а5». Кроме того станины укреплены рёбрами «а3», в середине дна имеется стакан № 10, помощью которого рама надевается на штырь № 4. Края дна рамы «а6» выдаются внаружу станин, и в них снизу сделан круговой жёлоб «а7»; этим жёлобом рама лежит на шарах № 3. В верхней своей части станины имеют гнёзда «а8» для цапф № 11 качающейся рамы. Цапфы прикрываются выдвижными горбылями № 12; последние крепятся болтиками № 14. В гнёзда для цапф вложены для уменьшения трения и устранения задирин бронзовые подцапфенники № 13.

В виду значительного трения в подцапфенниках, затрудняющего вертикальное наведение, ко всем станкам устанавливается особенный цапфенный механизм, состоящий из кронштейна № 15а, винтов № 16а, балки № 17а с подпятником № 18а и цапфы № 11 с пяткой «б» и со вкладышем № 19а. Левая станина оканчивается в своей задней, верхней части приливом «б1» для прикрепления коробки подъёмного механизма; около середины она имеет выемку «б2» для помещения винтового колеса поворотного механизма № 162.

К раме прикреплены 2 захвата № 2, передний и задний; в переднем захвате помещён походный штырь № 7, который входит в гнездо планки № 6; кроме того ко дну рамы прикреплён кожух № 15, закрывающий шары № 3.

Помпа для накачивания жидкости в компрессор установлена на переднем кронштейне комендорской площадки с правой стороны. Связь «а4» и станины № 9, в передней своей части, имеют особые выемки, в которых крепятся кронштейны № 17 обыкновенного щита № 18.

Качающаяся рама. (Чертежи №№ 1, 2, 10, 19, 20, 21, 23, 24 29, 33). Качающаяся рама состоит из двух продольных брусьев № 19, скреплённых между собою по концам кольцами № 20 и № 21, называющимися [19] передним и задним связными кольцами. Она имеет цапфы № 11, помощью которых лежит в гнёздах «а8», поворотной рамы; к брусьям № 19 прикреплены кронштейны № 22 прицелов и подъёмные дуги № 23. Переднее связное кольцо № 21 имеет приливы «б3», которые служат упорами для буферов обоймы при накате пушки. Заднее связное кольцо № 20 имеет прилив «б4» в виде вилки. В этой вилке помещается опорная втулка № 25, надетая на заточку штока № 24; наружный диаметр втулки больше диаметра штока. Конец штока № 24 с надетой на нём втулкой укрепляется в вилке «б4» гайкой № 49; снизу в вилку вдвигается вкладыш № 26, который укрепляется в ней болтами. Заплечик препятствует движению штока назад, а гайка № 49 удерживает его от движения вперёд.

Чтобы вынуть шток с поршнем из компрессора, надо отдать гайку № 49 и болты вкладыша № 26, вынуть последний вниз, продвинуть шток компрессора вперёд настолько, чтобы с его конца можно было снять опорную втулку № 25, продвинуть шток назад, пока поршень не выйдет из цилиндра, а затем уже опустить поршень со штоком вниз, чтобы шток вышел из выреза вилки. В заднем связном кольце имеется каналец «б5» для впускного крана, через который производится окончательное наполнение компрессора жидкостью. На внутренней поверхности заднего кольца имеются три медные вкладыша № 27, по которым скользит казённая часть пушки при откате и накате. К качающейся раме прикреплены с обоих сторон медные щиты № 28, предохраняющие плечо и колена первого и второго наводчиков при стрельбе, когда пушка с обоймой откатывается и накатывается.

Обойма. (Чертежи №№ 16, 24, 30, 31, 32, 34). Обойма № 29, литой стали, соединяется неподвижно с пушкой; для этого на кожухе пушки имеются 4 секторообразных выступа «в3», и в переднем конце обоймы столько же выступов «в3»; выступы пушки, войдя в промежутки между выступами обоймы, не позволяют пушке двигаться назад в обойме и вращаться около её оси. Сзади пушка удерживается в обойме разрезным кольцом, входящим в круговую заточку «в1», имеемую на пушке; полукольца удерживаются в заточке помощью перекрывающего их кольца № 30, которое с полукольцами соединяется крепительными винтами № 31. Обойма составляет одно целое с компрессорным цилиндром № 32, который расположен под обоймой. С боков обойма имеет направляющие захваты «в2», которые обхватывают верхнюю и нижнюю грани брусьев № 19 качающейся рамы. Для облегчения скольжения обоймы по брусьям внутри захватов укреплены бронзовые прокладки. В выступах «в3» имеются гнёзда, в которых помещаются буфера. Головки № 33 этих буферов делаются из крепкото дерева; они упираются в буферные стержни № 34 и связаны с ними 4 шпильками № 35. Стержни пропускаются через отверстия в донья гнёзд и закрепляются гайками № 36. Между головками и дном гнезда располагаются два каучуковых кольца № 37, между которыми положено металлическое кольцо № 38. Головки № 33 этих буферов упираются в приливы «б3» переднего связного кольца качающейся рамы. Длина головок буферов делается у установки такой, чтобы центр тяжести качающейся на цапфах рамы с обоймой, компрессором, штоком и пушкой приходился на оси цапф. Наверху в обойму ввинчены два обуха, служащие для подъёма обоймы.

Компрессор. (Чертежи №№ 16, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 35, 36). Цилиндр № 32 компрессора составляет одно целое с обоймой № 29, соединённой неподвижно с пушкой. В отверстие переднего дна цилиндра № 32 вставлен контр-шток или регуляторный стержень № 45. Заплечик [20] плечик дна цилиндра «в10» удерживает стержень от движения назад, а нажимная гайка № 44, ввинченная в дно цилиндра, не позволяет ему двигаться вперёд. Для устранения протекания жидкости под заплечик «в10» положена кожаная прокладка. На шейку переднего дна цилиндра № 46 надета передняя направляющая № 47 стержней № 43 накатных пружин. Для удержания направляющей № 47 на шейке цилиндра служит гайка № 48, навинченная на нажимную гайку № 44. Сзади цилиндр закрывается подвижным дном № 40, в котором имеется центральное отверстие для прохода штока № 24 поршня № 39, по мещающегося в цилиндре. Шток № 24 крепится в приливе «б4» заднего связного кольца № 20 качающейся крамы. Для устранения просачивания жидкости между цилиндром и подвижным дном, а также между подвижным дном и штоком устроены два сальника. Каждый сальник состоит из опорного кольца № 50, которое своим выступом нажимает на каучуковое кольцо № 51, вложенное в глубокий кожаный воротник № 52; на воротник наложен другой мелкий кожаный воротник № 53, прилегающий к нажимному кольцу № 54; в последнем имеются два навинтованных отверстия для ввинчивания особых стержней при вынимании этого кольца из сальника. Нажатие сальника производится нажимной гайкой № 55, в которой имеются четыре гнезда для закладывания ключа. В подвижном дне имеются шесть продольных каналов, параллельных оси компрессора. Назначение этих каналов состоит в том, чтобы жидкость из задней полости цилиндра могла попасть по ним в воротник внутреннего сальника и своим давлением, распирая воротник, прижать плотно его боковые поверхности к штоку и к заточке в подвижном дне. Для этого опорное кольцо внутреннего сальника имеет желобок и наклонные и радиальные каналы, сообщающие желобок с задней поверхностью этого кольца, которая входит внутрь воротника. К наружному сальнику жидкость попадает по зазору между подвижным дном и стенками компрессорного цилиндра, а в опорном кольце этого сальника имеются только радиальные каналы, которые служат для протока жидкости внутри воротника. Поршень № 39 снабжён бронзовой оболочкой № 56, удерживающейся на поршне гайкою № 57; отвинчиванию последней препятствует стопорный винт № 58. Поршень в передней части имеет центральное отверстие «в5», продолжением которого служат десять наклонных каналов «в6», прикрываемые диском-клапаном № 59, надетым на шейку поршня; передвижениие диска-клапана по шейке поршня ограничивает гайка № 60 диска-клапана, навинченная на шток и удерживаемая стопорным винтом № 61. Для того, чтобы диск-клапан всегда прилегал к задней плоскости поршня и тем закрывал наклонные каналы «в6», служат четыре спиральные пружины № 62 с поршеньками № 63; для помещения пружин и поршеньков на диске-клапане имеются четыре гнезда «в7». Поршеньки, упираясь в гайку № 60, давят на пружинки, которые посылают клапан вперёд. Для закладывания ключа в гайке № 60 имеются вырезы «в8». Хотя диск-клапан № 59 закрывает каналы «в6» и тем разъединяет одну полость цилиндра от другой, но в самом клапане имеются два выреза «в9», через которые существует постоянное сообщение между заднею и переднею полостями цилиндра.

Шток № 24 по всей своей длине имеет центральный канал двух различных диаметров; канал «г», большего диаметра, назначается для движения по нему гайки контр-штока № 64, а канал «г1», меньшего диаметра, служит для окончательного наполнения компрессора жидкостью; канал «г1» запирается пробкою « 65. Контр-шток № 45 такой [21] формы, что он регулирует скорость и стекание жидкости изменением величины площади отверстия «в5» в поршне № 39, в силу этого контр-шток принято называть регуляторным стержнем; он имеет на своём заднем конце направляющую гайку № 64; так как при движении контр-штока по каналу «г1» жидкость должна переходить из одной полости канала в другую, то в гайке № 64 имеются четыре выреза «г2» для протекания жидкости. Гайка № 64 крепится на стержне стопорным винтом № 66. В передней части контр-штока имеется навинтованное гнездо «г3», куда ввинчивается особый обух при вынимания контр-штока из цилиндра. Цилиндр в верхней части имеет два наклонных канала «г4», из которых правый служит для наполнения компрессора жидкостью и для выпуска воздуха из цилиндра, а левый — заделан двумя пробками № 67. Для выпуска жидкости из цилиндра имеется внизу цилиндра отверстие, закрытое на винтованной пробкой № 68. Так как каналы «г4 внутри цилиндра приходятся над поршнем № 39, то для свободного прохода жидкости из одной полости в другую как при наливании, так и при выпускаиии её, цилиндр по верхней и по нижней производящей имеет продольные желобки «г5» длиною немного больше толщины поршня. Для выпуска воздуха из правого канала «г4» ввинчена пробка № 69 с клапаном № 70, имеющим коническую головку, и центральный канал «д», под прямым углом выходящий в полость «д1»; через этот канал будет выходить воздух, если клапан № 70 будет, хотя слегка, отвёрнут. Ввиду тото, что при открывании клапана № 70 вместе с воздухом устремится и жидкость, то к ключу, которым отдаётся этот клапан, прикрепляется коленчатая отводная трубочка.

К приливу «б4» заднего связного кольца № 20 качающейся рамы прикреплена пооробка № 71 так называемого впускного клапана, имеющая три канала: канал «е», соединяющийся с каналом «г1» штока № 24, канал «е1», имеющий сообщение с трубкою № 72, идущей к помпе, и канал, имеющий сообщение с трубкою «е2», идущей к манометру «м»; для пускания жидкоси к манометру установлен клапан № 73. Для разобщения канала «е1», от канала «е» имеется клапан № 74. Пятка последнего, входя в канал «е», закрывает его. Клапан № 74 ввинчивается в нажимную гайку № 75 сальника, которая в свою очередь ввинчена в коробку № 71. Под гайку положен кожаный воротник № 76 и шайба № 77. Коробка № 71 притягивается к приливу заднего связного кольца «б4» двумя болтами № 78, пропущенными через фланец коробки № 71. Чтобы устранить протекание жидкости между коробкой № 71 и штоком поршня, под коробку также положена кожаная прокладка № 79. Когда напорная трубка помпы отрощена, отверстие № 72 закрывается винтовой пробкой. Манометр «м» служит для определения того давления жидкости, находящейся в компрессоре, которое передаётся накатным пружинам и которое, следовательно, выражает сжатие последних.

Накатник (Чертежи №№ 17, 35). На нажимную гайку внутреннего сальника № 80 надет траверз № 41, прилегающий к подвижному дну № 40 и удерживаемый от поворачивания шпеньками № 81, входящими в соответствующие гнёзда, имеемые в подвижном дне. Цилиндр № 32 компрессора имеет приливы «в4» с проушинами; такие же проушины имеют как задний траверз № 41, так и передняя направляющая № 47. Во все эти проушины вставленты бронзовые втулки и пропущены стержни № 43; передние концы стержней имеют навинтные головки «ж» со шпильками, а задние концы снабжены резьбою для гаек № 82. На стержни надето по две колонны пружин Бельвиля: [22] передняя, заключённая между шайбой, упирающейся на головку «ж» стержня № 43, и приливом «в4» компрессора № 32, и задняя колонна, заключённая между траверзом № 41 и шайбой, опирающейся на гайки № 88. Навинтные головки «ж» поставлены для облегчения как разборки накатника, так и замены лопнувших пружин. Головка «ж» имеет две грани для ключа; для той же цели сделаны грани и на задних концах стержней.

Механизм вертикального наведения первоначального чертежа. (Чертежи №№ 44, 45, 46, 48, 49). Механизм вертикального наведения первоначального чертежа остался у очень немногих станков 120-мм пушек и устроен следующим образом. К качающейся раме станка, с левой стороны, прикреплена подъёмная зубчатая дуга, сцепляющаяся с цилиндрическим колесом № 116, насаженным на ось № 118, проходящую через станину поворотной рамы 9 и коробку № 172; на ту же ось надето винтовое колесо № 119, сцепляющееся с бесконечным винтом № 105, укреплённым помощью шпонок на валу № 104; на этот же вал надето коническое зубчатое колесо № 103, сцепляющееся с таким же колесом № 102, надетым на вал, на наружный конец которого надет маховик № 101. Бесконечный винт № 105 удерживается от продольных перемещений по валу № 104 с одной стороны заплечиком «к2» вала, а с другой — гайкой № 106, навинченной на вал № 104.

Вал № 104 вращается в проушинах «к» и «к1», имеемых в коробке № 172, и снабжён по концам закруглёнными пятками. Он удерживается от продольного перемещения двумя подпятниками с резьбой №№ 109 и 110, которые своими скруглёнными частями упираются в пятки вала. Наружные концы этих подпятников имеют шестигранные головки для накладывания ключа. Чтобы при вращении вала № 104 подпятники не могли вывинчиваться, на их шестигранные головки надеты диски № 111 с 12-зубным вырезом, которые прикрепляются к коробке винтами. Подпятники №№ 109 и 110 должны быть ввинчены в свои гнёзда так, чтобы вал не имел продольных движений, но вместе с тем, чтобы трение на пятках вала не было чрезмерно, для чего помощью подпятников червяк должен быть поставлен так, чтобы центр его производящей совпадал с центром винтового колеса; если последнее не будет сделано, то червяк крайними витками будет забирать зубцы винтового колеса. Продольное перемещение вала, вследствие недостаточно точной установки подпятников №№ 109 и 110, отзовётся тем, что пушка во время выстрела поднимется дулом кверху до наибольшего угла. В коробке № 172 имеются отверстия для смазывания трущихся частей подъёмного мехланизма № 173 и для выпуска лишней смазки № 174.

Механизм вертикального наведения последнего чертежа. (Чертежи №№ 44, 45). Подъёмный механизм, описанный выше, как уже указывалось, при стрельбе часто действовал неудовлетворительно; это происходило оттого, что пушка вместе с обоймой, компрессором и накатнкиком, откатившись на брусьях качающейся рамы назад на всю длину отката, нажимает зубьями зубчатой дуги на зубья колеса № 116 подъёмного механизма. Это давление передаётся винтовым колесом № 119 на бесконечный винт № 105. Последний под этим усилием, как видно из предыдущего, очень большим, несмотря на нажатие на него подпятников №№ 109 и 110 иногда оказывается не в состоянии остаться в покое, начинает вращаться вместе с бесконечным винтом, отчего вращается и винтовое колесо; а качающаяся рама вместе с пушкой при этом опускается вниз, и если опускание [23] происходит быстро, то накатный механизм не успевает накатить пушку до места, в силу чего действовать подъёмным механизмом, употребляя для этого усилие одного человека, становится невозможным, и пушка временно выводится из строя. Употребление для действия подъёмным механизмом усилий, больше усилий одного человека, влечёт за собою повреждение частей механизма.

Всё вышеизложенное заставило признать описанный механизм неудовлетворительным, и к нему был приспособлен механизм, который удерживает во время отката вал № 104 бесконечного винта от проворачивания; этот механизм называется тормозом Беккера. Подъёмный механизм, снабжённый тормозом Беккера, хорошо удерживает пушку на откате, но зато страдают его части от нажима одна на другую. Чтобы ослабить последний и тем дать возможность подъёмному механизму дольше служить в исправном виде, к нему придали ещё один механизм, называемый сдающею муфтой.

Стопор Беккера. (Чертежи №№ 44, 46, 48, 49). На валике № 104 червяка № 105 на шпонке сидит медная коническая муфта № 120, входящая в стальную муфту № 121, на наружном ободе которой имеется храповая насечка «к5». По храпам скачет собачка № 113, прижимаемая пружиной № 114. Муфта № 121 лежит в коробке № 172 подъёмного механизма; для облегчения вращения входящего в муфту вала № 104 — последний снабжён рубашкой № 115. Муфта № 120 вклинивается в муфту № 121 при выстреле и при углах снижения, то есть когда вал № 104 посредством бесконечного винта нажимается винтовым колесом. Регулировка вала № 104 производится подпятником № 109, на который, для предохранения от самоотвинчивания, одевается звёздка № 111. Регулировка подпятника производится с расчётом: 1) чтобы при придаче углов снижения, когда валик № 104 идёт в сторону подпятника — гайка № 112 не прижалась к коробке № 172, 2) чтобы при даче углов возвышения муфта № 120 только-только отходила бы от муфты № 121.

При правильной регулировке палец червяка, при выстреле, не должен провернуться, о чём судят по маховику.

Действие стопора видно из схематических рисунков на чертеже № 49. Все части механизма, сидящие на валу № 104, как-то: коническое колесо № 103, червяк № 105, гайки №№ 106 и 107 со стопорными винтами № 108 и муфта № 120 имеют №№, выбитые как на срезах, так и на боковых поверхностях: №№ на срезах указывают, какой стороной класть части в коробку при сборке, для чего прежде всего надо по шпонке определить, на какую сторону номером вложить червяк, а №№ на поверхностях облегчают вставление вала, так как лежат на одной линии, над шпонками. Вал № 104, вкладываемый в коробку № 172 слева, должен пройти свободно до тех пор, пока гайки №№ 106 и 107 не дойдут до начала резьбы: с этого момента необходимо покачивать пушку; покачивание пушки передаётся винтовому колесу, а последнее будет подавать червяк, то вперед, то назад, что и позволит гнать гайки №№ 106 и 107 на их резьбу вала № 104.

Сдающая муфта. (Чертежи №№ 46, 47). Устройство сдающей муфты таково. На валике № 117, на шпонках сидят два диска №№ 122 и 123 с кольцевыми выточками, в которые входят выступы винтового колеса № 119, свободно сидящего на втулке диска № 122. Диски могут посредством пружин Бельвиля № 127, гайкой № 124 и контргайкой № 125, через шайбу № 126, прижиматься к обоим сторонам колеса, так что возбуждаемое на выступах трение служит соединением [24] между винтовым колесом и валиком шестерни. Механизм должен быть регулирован так, чтобы при выстреле сдавал на величину до 1°. О величине сдачи судят по делеииям на дуге № 23. Такая сдача при выстреле подъёмного механизма не влияет на меткость.

Регулировка муфты трения производится так: до выстрела сильно поджимают гайку № 124 специальным ключом, а после выстрела, смотря по величине сдачи, уменьшают или увеличивают поджатие пружин до получения должной величины сдачи. Для того, чтобы иметь возможность действовать подъёмным механизмом и с правой стороны, на последней у станков поставлен горизонтальный вал с маховиком; этот вал соединён цепью № 128 с зубчатым колесом № 129, укреплённым на маховике № 101.

Поворотный механизм. (Чертежи №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7). Через прилив в коробке подъёмного механизма, прикреплённой к левой станине, и через подшипники коробки поворотного механизма № 159 проходит горизонтальный вал № 160, на переднем конце которого укреплён бесконечный винт № 161, сцепляющийся с винтовым колесом № 162, находящимся на вертикальном вале № 163. Вал № 163 верхним концом проходит через прилив коробки № 159, а нижним — через центрирующую коробку № 164, укрепленную болтами к донной доске «а5» поворотной рамы.

На нижний конец вала № 163 надето цилиндрическое колесо № 165, сцепляющееся с зубчатым погоном № 8, который прикреплён к штыревому основанию. Винтовое колесо № 162 соединяется с валом № 163 помощью дисков трения: № 167 — бронзовых и № 168 — стальных. В бронзовых дисках № 167 имеются снаружи 4 выреза для шпонок «м», и точно такие же вырезы имеются на внутренней стенке винтового колеса; шпонки, вставленные в эти вырезы, соединяют винтовое колесо с бронзовыми дисками. Точно таким же образом, при помощи шпонок «м1», стальные диски № 168 соединяются с вертикальным валом № 163. На верхний диск нажимают гайки № 169, которыми регулируется трение имежду дискамс. Диски сделаны из разных металлов для того, чтобы при скольжении их друг по другу не происходило задирин. Введение муфты трения в передачу поворотного механизма сделано для того, чтобы при быстром вращении пушки в горизонтальной плоокости зубцы цилиндрического колеса № 165 не могли поломаться вследствие инерции станка с пушкой при внезапной остановке маховика, а также для того, чтобы пушка не колебалась из стороны в сторону, когда комендор, следя прицельной линией за целью, быстро остановит орудие для производства выстрела. Из вышеизложенного следует, что диски должны быть нажаты не более того, сколько необходимо для вращения станка. Вал № 163 приводится во вращение помощью маховика с рукоятью, укреплённого на заднем его конце. Для тото, чтобы иметь возможность действовать поворотным механизмом второму наводчику, стоящему на правой стороне у станка, на последней стороне поставлен горизонтальный вал с маховиком, соединённым цепью с горизонтальным валом № 160.

Спусковой механизм. (Чертёж № 50). Приспособление для спуска ударника у 120-мм пушки состоит из следующих частей:

1) направляющей трубы № 130, расположенной наверху левой стороны обоймы № 29. На оба конца трубы надеты кронштейны № 131, посредством которых труба крепится к обойме. В заднем кронштейне № 131 укреплена винтом № 132 шпонка «л», не позволяющая стержню № 133 вращаться в трубе № 130 около своей оси. [25]

2) Стержня № 133, помещённого внутри трубы. Он имеет спереди головку «л1», продольный паз «л2» и сзади навинтованный конец «л3» для наконечника № 134 со шнуром проволочного троса № 135 с крючком № 136.

3) Пружины № 137, надетой на тягу и одним концом упирающейся в головку «л1», а другим в уступ в заднем кронштейне № 131.

4) Регулирующего винта № 138, ввинченного в передний кронштейн № 131.

Навинчивая и вывинчивая этот винт, можно передвигать тягу вперёд и назад, вследствие чего пружина будет менее или более сжата.

5) Пистолетной ручки № 139, прикреплённой к неподвижной медной доске № 140, находящейся с левой стороны качающейся рамы, винтами № 141.

6) Спускового рычага № 142, помещённого в пистолетной ручке и вращающегося на оси № 143, пропущенной сквозь отверстия, имеемые как в спусковом рычаге, так и в пистолетной ручке.

7) Спускового крючка № 144, помещённого в гнезде короткого плеча спускового рычага. Он имеет вырезку, куда входит винт № 145, ограничивающий длину выдвигания крючка.

8) Пружинки № 158, помещённой в гнезде короткого плеча спускового рычага под спусковым крючком. Пружинка эта, действуя на спусковой крючок, заставляет его выдвинуться наружу.

9) Колпачка № 146, вставленного в гнездо пистолетной ручки. Внутри этого колпачка помещается спиральная пружина № 147, под давлением которой колпачок № 146 нажимает на длинное плечо спускового рычага № 142.

10) Предохранителя №148, вставленного в гнездо пистолетной ручки перпендикулярно к колпачку № 146 и удерживаемого на месте нажимною шпонкою № 149, проходящею сквозь отверстие пистолета и выемку предохранителя «л4». Шпонка эта, удерживая в гнезде предохранитель от выпадания, позволяет ему вращаться. Пятка предохрани°теля срезан так, что образует выступ «л5», который, когда повёрнут в противоположную сторону от колпака, даёт возможность последнему двигаться вперёд, а когда этот выступ повёрнут к колпачку, то последний не может двигаться. Положение этого выступа определяется надписями на предохранителе: «Целсь», «Товсь» и указательной стрелкой, сделанной на пистолетной ручке.

11) Пружины № 150, надетой на ось № 143 вращения спускового рычага и упирающейся другим концом в шпонку № 149 предохранителя.

12) Верхней собачки № 151, соединённой осью № 153 с рычагом № 152, вращающимся на оси № 154. На верхнюю собачку надета пружинка № 155, толкающая собачку к стержню № 133, имеющему для конца этой собачки вырез «л6», в наконечнике № 134. Рычаг № 152 по середине имеет углубление «л7», приекрытое планкой № 157, под которую заскакивает спусковой крючок № 144 спускового рычага № 142.

13) Стойки № 156, прикреплённой ко внутренней стороне доски, предохраняющей наводчика. Через отверстие этой стойки проходит шнур № 135 и стержень № 133.

Действие спускового приспособления следующее. Для того, чтобы стрельбу производить помощью пистолетной ручки, нужно крючок проволочного шнура зацепить за спусковой рычаг затвора, затем оттянуть рукой при помощи шнура стержень назад до тех пор, пока [26] вырез на наконечнике тяги не заскочит за свободный конец верхней спусковой собачки № 151. При таком положений тяги пружина будет сжата, и сама тяга, удерживаемая верхней собачкой, не может двинуться вперёд. Если предохранитель поставлен на «Товсь», тогда выступ на его пятке будет повёрнут от колпачка № 146, вследствие чего под давлением спускового рычага на колпачок последний будет иметь движение назад, а с ним и спусковой рычаг. При таком движении собачки короткий её конец пойдет в левую сторону, и находящийся в ней спусковой крючок потянет влево рычаг № 152, а последний верхнюю собачку, которая, выйдя из выреза наконечника, освободит тягу, и последняя от действия пружины быстро двинется вперёд, потянет шнур, который своим крючком повернёт спусковой рычаг в затворе, отчего и произойдёт выстрел.

При откате пушки тяга, откатываясь вместе с обоймой назад, своим наконечником пройдёт несколько назад в верхнюю собачку, а при накате пушки зацепится за неё, отчего тяга остановится, а пружина вновь сожмётся, и, таким образом, можно будет при помощи пистолетной ручки произвести следующий выстрел.

Действие компрессора и накатника при выстреле. (Чертежи №№ 16, 17, 23, 26, 29, 35). Для правильного действия компрессора он должен быть вполне заполнен жидкостью, а также должны быть наполнены каналы «г» и «г1» штока № 24 и канал «1» коробки впускового клапана № 71. При откате орудие вместе с обоймой № 29, а следовательно и цилиндром № 32 двинется назад. Жидкость, заполняющая переднюю полость цилиндра, под влиянием давления переднего дна цилиндра устремится в отверстие «в5» и наклонные каналы «в6» поршня, надавит на диск-клапан № 59, отодвинет его назад до упорной гайки № 60 и, таким образом, откроет свободный себе доступ в заднюю полость цилиндра. Жидкость внутри каналов «г1» и «г» штока № 24, вытесняемая контрштоком № 45, устремится через каналы «г2» гайки № 64 в отверстие «г5» поршня и, встречая там сопротивление жидкости, вытесняемой из передней полости цилиндра, устремляется вместе с последнею по каналам «в6» в заднюю полость его. Вследствие вдвигания штока № 24 в компрессорный цилиндр, часть жидкости, объёмом равная объёму вошедшей в цилиндр части штока, должна быть вытеснена из цилаиндра. Этот излишек жидкости заставляет подвижное дно № 40 выдвинуться из цилиндра компрессора. Дно будет давить на задний траверз № 41 пружин, который, двигаясь назад, будет сжимать задние колонны пружин Бельвиля и подавать стержни № 43 тоже назад, вследствие чего передние колонны пружин будут также сжиматься. Назначение в этом станке контр-штока № 45 — поглотить силу отката. Сила отката поглощается протеканием жидкости через регуляторное отверстие «в5», постепенно уменьшающееся благодаря фигурной форме контр-штока, и при полном её поглощении откат прекратится. Скорость и длина отката зависит главным обуразом от формы контр-штока. Когда орудие откатится на полную длину отката, то под действием упругости пружин подвижное дно будет входить в цилиндр, причём жидкость будет переходить из задней полости цилиндра в переднюю. Так как после отката диск-клапан № 59 под действием пружннок № 62, а также и от давления на него жидкости, вытесняемой входящим подвижным дном, плотно прижмётся к поршню то проход жидкости из задней полости цилиндра в переднюю будет происходить только по двум вырезам «в9» диска-клапана. Жидкость, пройдя через вырезы «в9», Попадет в каналы «в6» и «в5» поршня № 39, будет давить на переднее дно компрессора и заставит [27] его двигаться вперёд, а, следовательно, и пушка с обоймой накатится. Окончательная остановка наката производится буферами «в3», которые своими головками № 33 упрутся в выступы «б3» переднего связного кольца № 21 качающейся рамы. Если же пружины Бельвиля в станке, приготовленном для стрельбы, не были сжаты до выстрела, а только соприкасались между собою, то после выстрела они не могли бы накатить станок до места. Полному накату препятствовали бы вес откатывающейся системы при угле возвышения и трение в сальниках и захватах. Поэтому необходимо дать пружинам начальное натяжение, что и достигается накачиванием в компрессор под давлением некоторого избытка жидкости. Этот избыток жидкости выдвигает подвижное дно из компрессорного цилиндра и сжимает пружины. Натяжение пружин должно быть таково, чтобы станок накатывался при наибольшем угле возвышения орудия, чему соответствует давление в компрессоре около 35 атмосфер при расстоянии, называемом траверзным, между траверзом № 41 и приливом «в4», в 20 мм.

К каждому станку отпускается особая мерка в виде лопаточки, ширина которой равна 20 мм. До последнего времени, т. е. до снабжения станков манометрами, подкачивание помпою жидкости производилось до тех пор, пока мерка не войдёт между приливом «в4» и траверзом № 41, причём Обуховский завод подгонял все части так, что давление в компрессоре при этом было около 35 атмосфер при условий, что срез навинтованного стержня № 43 находится на 55 мм за срезом контргайки № 82. О том же, как регулируются накатные пружины в настоящее время, будет сказано ниже.

Помпа. (Чертежи №№ 37, 38, 39, 40). Для окончательного наполнения компрессора жидкостью, а также и для того, чтобы подвижное дно вышло из цилиндра на 20 мм, служит помпа. Бронзовый корпус помпы № 16 прикрепляется к комендорской площадке с правой стороны станка. Резервуар «и» помпы имеет сверху горловину, которая закрывается крышкою № 83 с положенною под неё проволочной сеткой № 84; крышка и сетка крепятся к горловине 4 винтами № 85. В крышку № 83 ввинчена винтовая пробка № 86. В задней части корпус помпы имеет 2 вертикальных канала: задний канал закрывается сверху пробкою № 87, а снизу — пробкой № 88. В этот канал помещаются 2 клапана № 88а и № 88в, а в нижний конец канала ввинчен приёмник № 89. Боковая поверхность приёмника сделана на некотором протяжении дырчатой; только через эти мелкие отверстия жидкость и может пройти из резервуара «и» во внутренний канал «и1» приёмника № 89. Другой канал закрывается нажимной гайкой № 90 с сальником № 91 из асбестовой набивки; в этот канал введено ныряло № 92. В утолщённой части ныряла № 92 имеется прямоугольная прорезь, куда вставлен ползун № 93; помощью оси № 94, проходящей через ползун и рукоятку № 95, последняя связана с нырялом. В передней части рукоятка имеет проушину, через которую пропущена ось № 96, служащая осью вращения рукоятки; ось № 96 укрепляется в кронштейне комендорской площадки помощью гайки № 97. На задний конец рукоятки надевается добавочный рычаг № 98; через рукоятку и добавочный рычаг пропускается чека № 99. Верхний конец ныряла № 92 ходит в направляющей планке № 100, прикреплённой к кронштейну комендорской площадки.

Действие помпы. (Чертежи №№ 23, 38). Жидкость из резервуара «и» через каналы приёмника № 89 заполняет центральный его канал «и1». При подъёме ныряла № 92, под ним образуется разреженное пространство, [28] вследствие чего жидкость, находящаяся в канале «и1» приёмника, поднимая всасывающий клапан № 88в, войдёт в полость «и2» и по каналам «и3» перейдёт в полость «и4». При движении наряла № 92 вниз клапан № 88в закроется, и жидкость, вытесняемая нырялом № 92 из полости «и4», приподнимает нагнетательный клапан № 88а и войдёт в полость «и5», откуда по трубе № 72 в выпускной клапан, а оттуда в компрессорный цилиндр.

 

5. РАЗБОРКА И СБОРКА ЗАТВОРА СИСТЕМЫ КАНЭ.

[...]


2014 Design by AVA