ЧАСТЬ II.
ТАКТИЧЕСКАЯ.

 

1. Общие основания устройства минной обороны. Классификация крепостей.

Совершенно не касаясь действий флота в фере приморской крепости в обширном смысле этого понятия, посмотрим, при каких именно операциях его мы можем помочь своей крепости подводными минами.

Мы убеждены, что если неприятель предпримет:

а) бомбардирование жизненных частей крепости,
б) состязание с береговой артиллерией,
в) прорыв во внутренние воды, в тыл береговым батареям,
г) минную атаку нашего флота, находящегося в крепости, или
д) заваливание узких входов (если они есть) брандерами, то подводные мины явятся могущественным фактором обороны такой крепости.

Само собой разумеется, что флот будет сообразовывать свои действия со значением крепости на театре войны, а [42] потому необходимо рассмотреть в общих чертах классификацию крепостей и их наличие. {26}

До сих пор самым надёжным и, до известной степени, единственным средством обороны считается артиллерия, и ей-то в её единоборстве с флотом должна помочь подводная мина.

Чтобы разобраться в вопросе о том, в чём именно может проявиться эта помощь, нам необходимо прежде всего условиться о дистанциях, с которых флот будет наносить вред крепости. Сводя всё сказанное по этому поводу в курсах фортификации и артиллерии и немногих, к сожалению, статьях военных журналов, можно придти к заключению, что при нынешнем состоянии морской и береговой артиллерии:

а) дистанцией, с которой производится бомбардирование, следует считать 18—20 вёрст.

б) дистанцией артиллерийской борьбы флота с береговыми батареями артиллерийского боя — 6—8 вёрст {27}.

в) минные атаки производятся эскадренными миноносцами или истребителями миноносцев (destroyer), сидящими в воде не менее 8 фт. [43]

г) относительно заваливания узкостей брандерами следует припомнить опыт минувшей войны: брандеры идут всегда по прямой линии и, будучи взорваны подводной миной, тонут не ранее, как пройдя от 1 до 1½ вёрст от места взрыва.

Кроме того, д) прорыв на внутренний рейд опасен опасен только тогда, когда он совершается крупными судами (имеющими большую осадку).

Из вышесказанного вытекает, что при обороне приморской крепости мины могут:

а) помешать неприятелю бомбардировать жизненные части крепости, для чего заграждение следует расположить в 18—20 верстах от защищаемых пунктов; такое заграждение мы будем называть мористым — расчитывая его по 3—5 мин на кв. версту обороняемой зоны, считая ширину таковой в 2 версты.

Углубление мин должно быть от 16 до 20 футов, так как: 1) мины этого заграждения назначены действовать против крупных, глубоко сидящих судов, с которых только и возможна стрельба на такие дальние дистанции, 2) заграждение выносится далеко вперёд в открытое море, где при большой глубине возможно сильное волнение, от которого мины (очевидно автоматические — электроконтактные), поставленные мелко, будут замыкаться. Минные группы, по 5—6 мин на магистрали, ставятся звёздочкой, с расстоянием до магазина 100—125 саж.; следовательно это заграждение имеет вид неправильно разбросанных групп мин; эти группы правильнее было бы назвать минными банками.

б) помочь береговой артиллерии в борьбе её с неприятельским флотом, расположив заграждение в 6—8 верстах от батарей артиллерийского боя — это заграждение мы назовём рейдовым, и для расчёта количества мин будем считать по 5 мин на кв. версту в менее опасных участках (например, под перекрёстным огнём батарей) и по 10 — в более опасных (например, пункты, откуда возможно фланкирование наших батарей). Ширину зоны этого заграждения, как нам кажется, следует считать равной 2 верстам: приняв за центры береговые батареи [44] и очертив радиусами в 6 и 8 вёрст из каждого центра дуги — мы и получим эту зону. Углубление мин может быть также 16—18 фут и эти цифры оправдываются вышеприведенными мотивами. На одной магистрали можно ставить 10—11 мин, причём «звёздочки» могут иметь применение на флангах, а постановка в «линии» — в середине {28}; во всяком случае эти «линейные» группы надо располагать радиально, то есть поперёк вероятного пути неприятельских кораблей во время борьбы их с береговой артиллерией: таким образом и это заграждение имеет вид неправильно разбросанных групп мин.

в) воспрепятствовать прорыву неприятельских судов в тыл береговым батареям, помешать производству минных атак и не позволить неприятелю завалить вход брандерами. Все эти обязанности весьма часто могут быть выполнены одним заграждением, поставленным на линии береговых батарей и, вместе с тем, вынесенным на 1½—2 версты от узкости. Мы будем называть его заграждением внутренней обороны. Оно представляет собой сплошное заграждение, состоящее из 2—3 линий мин, расположенных поперёк вероятного пути противника: вторая линия мин ставится в шахматном порядке относительно первой, а третья в затылок второй.

В этом заграждении следует оставить проход для своих судов; его можно образовать или 1) расположением самого заграждения уступом или 2) перерывом заграждения, прикрывая ворота траверсом, расположенным впереди или сзади заграждения, или 3) перерывом заграждения, располагая в проходе обсервационные донные мины. Необходимое условие образования прохода: невозможность судну, идущему с моря, пройти ворота по прямой линии (не меняя курса) — следует в особенности [45] соблюдать, если заграждение назначается и против брандеров.

Сказанным не исчерпывается применение подводных мин при обороне крепости: они могут и должны быть применены: а) для уничтожения мёртвых пространств, если таковые имеются {29}; б) для воспрепятствования высадке десанта {30}; в) для поддержания флангов сухопутной позиции {31} и проч., и проч.

Нам кажется уместным высказать здесь ещё некоторые общие соображения:

1. Для магистралей мористого и рейдового заграждений следует применять многожильный (3—5—7) кабель, так как иначе необходимо будет прямо неимоверное количество одножильного кабеля, прокладка которого создаст большие затруднения, хотя бы во времени. Магистралями не следует загромождать тыл рейдового заграждения, так как если почему-либо свои суда принуждены будут стать на якоря на внешнем рейде, то магистрали могут быть повреждены. По этой причине магистрали следует вести вдоль берега.

2. Станции для мористого и рейдового заграждений могут быть расположены на линии батарей артиллерийского боя; внутреннее заграждение должно иметь станции, расположенные позади этих батарей.

3. Проходы в заграждениях рейдовом и внутреннем обязательно должны иметь секретные створы, обозначенные на берегу: ими могут быть мачты, поднимающиеся в минуту необходимости {32}. Само собой разумеется, что все проходы и их створы должны быть отлично известны [46] всему офицерскому составу, имеющему отношение к минной обороне, и всем без исключения морским офицерам крепости.

4. Батареи самодвижущихся мин должны иметь широкое применение в пассивной минной обороне: на флангах рейдового и внутреннего (имеют значение кинжальных) заграждений, а может быть и в тылу последних, они должны быть.

5. Перед каждым поставленным минным заграждением полезно расставить в беспорядке буйки и набросать на дно обрывки цепей, канатов, тросов, кабелей: всё это может ввести неприятеля в заблуждение, как при старании его определить места поставленных заграждений, так и при попытках уничтожить их (тралы и контрмины) и заставить его напрасно потерять время.

6. Охрана минных заграждений и минных работ и сторожевая служба должны быть возложены на боевые плавучие средства крепости: миноносцы прибрежной обороны, минные катера и пр.

7. Очистка рейдов от неприятельских мин (тралы) должна производиться при участии минного офицера и

8. что мы признаём чрезвычайно важным: к проектированию минных заграждений должны обязательно привлекаться крепостные артиллеристы, которые должны дать свои указания не только на планах, но и на самой местности; они укажут свои слабые места для того, чтобы минёры усилили бы их.

Н. А. Буйницкий {33} разделяет приморские крепости на:

а) большие,
б) малые,
в) приморские позиции,
г) укреплённые районы.

Большая приморская крепость служит базой своему активному линейному флоту и в случае нужды — временным убежищем. [47]

Следовательно она должна:

а) иметь верфи, доки, склады, арсеналы, магазины и пр., то есть всё то, что носит название «жизненных частей» крепости,

б) свободный, трудно поддающийся блокаде, выход в море и, по возможности, не один,

и в) свободный внутренний рейд, на котором мог бы поместиться свой флот.

Очевидно, что жизненные части должны быть защищены от бомбардирования, что достигается выносом батарей артиллерийского боя на должную {34} дистанцию, которую мы будем считать равной 9—10 верстам; однако есть крепости, имеющие бесспорно значение больших, в которых расстояние батарей артиллерийского боя от жизненных частей не превышает 2—3 вёрст: в отличие от первых, вполне подходящих под данное определение «больших», мы будем последние в дальнейшем изложении называть квази-большими крепостями.

Очевидно, что неприятельский флот, оперирующий против большой крепости, не может бомбардировать её жизненные части, ибо этому воспрепятствуют батареи артиллерийского боя, крупные 10-дм. и 12-дм. орудия которых свободно покроют прицельным огнём дистанцию в 10—12 вёрст, что составит от 19 до 22 вёрст от жизненных частей — следовательно, флоту одновременно с обстрелом этих жизненных частей «по площадям» придётся состязаться с береговыми батареями. Очевидно, такая двойная задача ему будет не под силу, и от бомбардирования он откажется.

Из вышеизложенного вытекает, что в большой крепости нет необходимости в мористом заграждении и должно быть поставлено рейдовое и внутреннее.

Не так рисуется нам минная оборона квази-большой крепости: в ней нет батарей, прикрывающих от бомбардирования её жизненные части, и эту обязанность следует возложить на мористое заграждение; конечно, это будет полумера, но, пожалуй, это есть единственное [48] средство помочь квази-большой крепости быть похожей на большую, выполнить её функцию. Само собой разумеется, что, кроме мористого, должны быть и рейдовое, и внутреннее заграждения.

Малая крепость — служит базой-убежищем для небольших крейсерских и минных флотилий, производящих вылазки с целью тревожить морские сообщения противника, мешать его десантным операциям и нападать на отдельные суда. Внутренняя площадь её невелика, что позволяет ограничиться много меньшим развитием позиций, то есть приблизить их к центру.

Едва ли неприятель будет бомбардировать крепость: а) внутренняя площадь её, повторяем, невелика; следовательно обстрел «по площадям» труден и не оправдает громадной стоимости этой операции и б) жизненных частей нет, поэтому, как нам кажется, нет нужды в мористом заграждении.

Рейдовое заграждение может быть значительно слабее такового в большой крепости: нет нужды ставить его непрерывной зоной, быть может можно ограничиться только заграждением известных площадей, на которых возможны эволюции флота во время его борьбы с береговыми батареями.

Заграждение внутренней обороны должно быть поставлено только там, где возможен прорыв крупных неприятельских судов в тыл батареям, а если в крепости выход один, то, конечно, он должен быть сильно оборонён от попыток заваливания его брандерами.

Приморские позиции — (не кругового расположения) применяются там, где условия местности не допускают приближения сильного флота, высадки десанта и появления неприятеля в тылу. (Примером может служить устье реки вблизи большой крепости).

Нам кажется, что, в смысле минной обороны, приморские крепости следует приравнять к малым крепостям, то есть ставить рейдовое и внутреннее заграждения. Возможно, что первое из них по форме (не по идее) превратится в сплошное линейное заграждение, напоминающее [49] собою внутреннее заграждение; возможно, что в таком случае отпадёт необходимость в заграждении внутреннем.

Укреплённый район — состоит из нескольких крепостей (больших, малых или приморских позиций), находящихся во взаимодействии, которое выражается обороной нескольких выходов из одного общего внутреннего водного пространства. Отсюда вытекает и назначение укреплённого района: быть базой-убежищем для своего флота, то есть дать ему возможность опереться на себя до боя с неприятелем, а в случае неудачи в таком бою — быть ему убежищем, в котором он мог бы починиться, снова приобрести боевую силу. Для выполнения этой задачи необходимо такое расположение крепостей района, чтобы неприятельский флот не мог бы заблокировать одновременно все выходы: по крайней мере один выход всегда должен быть свободен для нужд своего флота.

Нам кажется очевидным, что минная оборона укреплённого района слагается из таковой отдельных крепостей, составляющих его.

Высказав все вышеприведенные соображения, считаем необходимым категорически подтвердить, что местность имеет громадное, решающее значение в разбираемом вопросе. Поэтому, желая иллюстрировать всё сказанное примерами, мы возьмём большую и малую приморские крепости и приморскую позицию и спроектируем для них подводную минную оборону.

 

2. Большая крепость. {35}

 

А. Рекогносцировка крепости. (Фиг. 9).

Порт, в котором сосредоточены жизненные части крепости, находится в глубине бухты, подход к которой [50] с моря прикрыт двумя островами. Вход в порт прикрыт двумя молами. С моря к порту ведут три прохода: восточный — широкий и глубокий, средний — то же и северный — достаточно глубокий, но узкий: его возможно завалить брандерами.

Схема большой крепости
Фиг. 9.

Батареи артиллерийского боя А, Б и В расположены в расстоянии 9—10 вёрст от порта; вооружены они 10-дм. и 12-дм. орудиями (есть, конечно, и 11-дм. мортиры), почему следует считать, что никакая попытка неприятельского флота, в том числе и бомбардирование порта, предпринятая флотом с расстояния до 12 вёрст от батарей, не пройдёт для него безнаказанно, ибо 12-дм. орудия покрывают эту дистанцию свободно.

Правый фланг приморского фронта, восточнее мыса Восточного — наиболее слабый в смысле обороны пункт, так как с него возможно бомбардирование жизненных частей крепости. Этот факт надо учесть при проектировании минной обороны крепости, поставить здесь несколько банок мин. При выборе типа мин следует, как нам кажется, помнить, что, во-первых, крепость представляет собой базу активного флота, состоящего из крупных боевых единиц, и, во-вторых, опасное место, о котором идёт речь, не представляет собой бухты, от пользования которой мы отказались, а находится на пути нашего флота в том случае, когда он выйдет на восток от крепости. Поэтому целесообразнее поставить здесь электроконтактные станционные мины, а не электроударные.

Мористого заграждения в данной крепости не должно быть (кроме указанных выше банок на правом фланге), ибо, как увидим далее, рейдовое заграждение выполняет эту роль.

Для поддержания батарей А, Б и В во время борьбы их с неприятельским флотом, следует поставить рейдовое заграждение в зоне, очерченной из батарей радиусами в 6 и 8 вёрст. Для этого, принимая за центры батареи А, Б и В, проводим вышеуказанными радиусами дуги до пересечения с соседним берегом: получаем [51] кривую Д Е Ж З Д1 Е1 Ж1 З1. Однако, для удобства разбивки и постановки заграждения и припоминая, вместе с тем, что заграждения можно не доводить до берега версты на две, поставив там батареи мин Уайтхеда — поступаем так: на материке и на острове устанавливаем створы аа, а1а1, а2а2, а3а3, при помощи которых отмечаем площадь К Л М Н К1 Л1 М1 Н1, на которой и ставим рейдовое заграждение. При расчёте количества мин обращаем внимание, что правый фланг защищается всего лишь одной батареей В, почему здесь следует усилить заграждение.

Обращаясь затем к обороне выходов, мы видим следующее:

а) Северный выход, представляющий собою узкость, может быть завален брандерами.

б) Средний выход — благодаря очертанию берега, позволяет применить обсервационные донные мины; это желательно ещё и в том смысле, что этим проходом наиболее часто будут пользоваться наши суда.

в) Восточный вход — следует наиболее тщательно оборонить от прорыва с востока, над берегом.

Наконец, для защиты нашего флота, стоящего на внутреннем рейде, за молами, от минных атак мелкими миноносцами и катерами желательно вход во внутренний рейд прикрыть боном.

Такой, в общих чертах, рисуется нам подводная минная оборона нашей большой крепости.

 

Б. Детали минных заграждений. (Фиг. 10).

1) Мористое — восточнее мыса Восточный — состоит из 7 отдельных банок, по 6 мин в банке, всего 42 плавучих электроконтактных мин. Площадь, занимаемая этим заграждением примерно равняется 12 кв. вёрст, следовательно, на 1 кв. версту приходится примерно 42 / 12 = 3½ мины. Магистраль одна, 7-жильная. Углубление мин — 20 фт., как в виду того, что мины назначены действовать по крупным судам, с которых только и возможно бомбардирование [52] порта, так и потому, что в этом пункте возможно сильное волнение. Расстояние от мины до магазина — 100—125 саж. Для наблюдения как за этим заграждением, так и за правым флангом рейдового имеется у мыса Восточный наблюдательный пункт № 1. Управление этим заграждением сосредоточено на станции № I, которая соединена отдельным телефоном с наблюдательным пунктом № 1.

Расположение мин в заграждениях
Фиг. 10.

2) Рейдовое — идёт полосой шириною в 2 версты в расстоянии 6—8 вёрст от батарей А, Б и В, не доходя до берегов на 2 версты: фланги прикрыты батареями мин Уайтхеда. Наиболее важное значение имеет правофланговый участок этой зоны, который не находится под перекрестным огнём наших батарей: по нему действует лишь батарея В, с падением которой облегчаются сухопутные операции противника. По этой причине правый фланг следует минировать сильнее.

Для расчёта количества мин в рейдовом заграждении зону делим на 2 части: для правого фланга площадью примерно 12 кв. вёрст считаем по 10 мин на кв. версту, а на остальную площадь (26 кв. вёрст) считаем достаточным по 5 мин. Таким образом во всём рейдовом заграждении будет:

(12 × 10) + (26 × 5) = 120 + 130 = 250 мин.

В виду того, что постановка «звёздочкой» легче и быстрее, этот способ применяем для обоих флангов заграждения; центр же зоны заграждаем постановкой мин «в линию» по 10 мин в группе, так как здесь предполагаем главное движение своих судов: для прохода назначаем секретные створы (на плане показано 4 створа: один — на острове В и три — на острове Б), представляющие собою высокие мачты, поднимаемые в минуту необходимости с отличительными знаками.

Мины этого заграждения — плавучие, электроконтактные; углубление мин — 16—18 фт., на одной магистрали по 10 мин; одна жила средней 7-жильной магистрали выведена на буёк для разговора по телефону сторожевых судов [53] со станцией в случае тумана, непогоды, ночью и т. д.

Разбивка зоны рейдового заграждения, если её вести как описано выше (см. рекогносцировка крепости и фиг. 9), не представит затруднений; что же касается разбивки самого заграждения, то таковая на флангах, где ставятся «звёздочки», будет состоять в разбивке мест магазинов (расстояние между магазинами одной магистрали принимаем в 1 версту), в центральной же части при постановке «в линию» — надо разбить места всех мин обычным способом.

Для наблюдения за заграждением имеются наблюдательные посты №№ 1, 2, 3 и 4, связанные телефоном со станциями №№ II и III, на которых сосредоточено управление заграждением.

3) Заграждение внутренней обороны состоит из трёх частей:

а) северного — между материком и островом Б, — прикрывающего узкий выход. Опасны брандеры; как нам кажется, они будут идти с моря никак не вдоль берега, так как есть батарея А, почему заграждаем только участок, ближний к острову Б. Оставшийся проход прикрываем от прохода с моря траверсом.

Заграждение, вынесенное на 2½ версты от узкости, состоит из 3 линий плавучих электроконтактных мин; линия от линии в 75 саж., расстояние между минами одной линии равно 30 саж., углубление {36} 6—7 фт.; на одной магистрали — 10—15 мин, магистрали одножильные. Траверс также из 3 линий; данные о нём — те же. Всего 75 + 45 = 120 мин.

Наблюдательный пункт для этого заграждения — № 5, связан телефоном со станцией № VI, к которой подведены магистрали.

б) среднего, между островами Б и В. Этот проход, по которому будет производиться главное движение, найдено возможным разделить на два участка: правофланговый, [54] преграждаемый плавучими электроконтактными минами, поставленными на углублении 6—7 фт. и в расстоянии 30 саж. друг от друга в 3 линии (расстояние между линиями равно 75 саж.) по 15 мин на одножильной магистрали, и левофланговый — преграждённый обсервационными донными минами, поставленными в две линии в шахматном порядке с расстоянием между линиями и между минами одной линии в 30 саж. Всего 75 плавучих и 34 донных {37} мин.

Наблюдательный пункт правофлангового участка № 4, станция № IV, в одном помещении со станцией № II: для левого фланга — станции №№ V и Va.

в) восточного — между материком и островом В. Заграждение состоит из 2-х частей, расположенных уступом для образования прохода. Каждая часть состоит из трёх линий плавучих электроконтактных мин, поставленных с углублением 6—7 фт. и на расстоянии 30 саж. друг от друга. Расстояние между линиями 50—60 саж.; магистрали одножильные; на одной магистрали 10—15 мин.

Наблюдательный пункт — № 6. Станция — № I (одна с мористым заграждением). Всего 75 + 60 = 135 мин.

Таким образом вся оборона потребует плавучих электроконтактных мин — 632 и донных обсервационных — 34.

К этому же типу заграждений (внутренних) следует отнести:

г) батарею мин Уайтхеда Д, расположенную на острове Б, за донными минами, назначенную для действия по судам, прорвавшимся через проход.

и д) боновое заграждение входа в порт.

Относительно постепенности в постановке перечисленных заграждений, нам кажется, что следует придерживаться такого порядка:

а) Мористое заграждение (42 мины),
б) Восточное внутреннее заграждение (135 мин),
в) Правый фланг рейдового (120 мин),
г) Среднее внутреннее заграждение (75 + 34 донных), [55]
д) Левая и средняя части рейдового (130 мин),
е) Северное внутреннее (120 мин),

так как возможно предположить, что неприятель, с объявлением войны, сделает попытку бомбардировать порт или прорваться в тыл батареям, то и другое возможно и легче всего произвести с нашего правого фланга, почему этот фланг и придётся поддержать в первую голову; что касается среднего внутреннего, а также левого фланга и середины рейдового заграждения, то они равнозначащие, наконец северное внутреннее заграждение — наименее важно.

Прежде всего, однако, защищаясь от внезапных атак, следует навести бон {38}.

Минный городок расположен в порте:

а) Минные склады должны иметь площадь стеллажей примерно (650 × 12) + (40 × 20) =~ 9000 кв. фт.

б) Пристани, считая 3 роты, — должны иметь длину 120 саж. при ширине 3 саж.

в) Склады взрывчатого вещества — на «должное» количество оного.


Штаб-квартира начальника минной обороны, расположенная в минном городке, связана телефоном непосредственно со всеми минными станциями.

Для обороны каждого из заграждений должны быть «батареи заграждений» из 6-дм. Канэ и 120 м/м орудий.

Такою нам рисуется подводная минная оборона большой приморской крепости. Конечно, на фактической местности она, в зависимости от обстановки, видоизменится: быть может банки позволят обойтись меньшим количеством мин в рейдовом заграждении, может быть признано будет возможным совершенно отказаться от восточного прохода и забросать его электроударными минами; возможно, что глубина среднего прохода не позволит [56] применить донные мины, — этих всех условий на теоретической местности и при предположенной одинаковой глубине моря предусмотреть, конечно, нельзя.

Оборона квази-большой крепости будет отличаться только тем, что явится безусловно необходимой постановка мористого заграждения. Следовательно, число мин возрастёт, а с этим увеличится (непропорционально) и время, необходимое для постановки заграждения.

 

3. Малая крепость.

Малые крепости по отношению к подводной минной обороне нужно разбить на две категории: к первой мы отнесём крепости, исключительно служащие базой для минных флотилий и представляющие собой естественную бухту (фиг. 11), ко второй — устья рек, имеющих бары, то есть далеко выдавшиеся в море отмели: такие крепости могут быть или базой для миноносцев, или прикрытием узкого входа в реку {39}, могущего быть закупоренным брандерами (фиг. 12). Защита пролива или широкого устья реки может быть возложена на приморскую позицию, о чём будет сказано в следующей главе.

1) Разберём сначала первый случай: положим, что мы имеем малую крепость, представляющую собою (фиг. 11) небольшую, вдавшуюся в сушу бухту, входы в которую находятся — один между мысом Б и островом А, а другой — между тем же островом и материком. Батареи артиллерийского боя А и Б расположены на острове и мысе.

Схема малой крепости в бухте
Фиг. 11.

Очевидно, что неприятель не станет бомбардировать нашей бухты, так как это будет безрезультатно. Следовательно, от нас отпадает забота постановки мористого заграждения. [57]

Переходя к рассмотрению условий борьбы флота с береговой артиллерией на данной местности, мы определяем зону маневрирования флота, проводя дуги радиусами в 6 и 8 вёрст, принимая за центры батареи. Сделав это, мы видим, что средняя часть зоны (14 кв. вёрст) находится под перекрёстным огнём батарей, почему полагаем для этого участка достаточным по 5 мин на кв. версту, что составит всего 14 × 5 = 70 мин = 7 магистралей; эти-то мины мы ставим «линейными» группами (по 10 шт.), направляя фронты линий по радиусам. Расстояние между минами 50 саж., углубление — 14 фт.; фланги зоны суть более удобные позиции для неприятельского флота, почему здесь рейдовое заграждение должно быть усилено; доводим его до 10 мин на кв. версту, а так как площадь этих флангов составляет 9 × 2 = 18 кв. вёрст, то количество мин равно 18 × 10 = 180 мин = 18 магистралей. Группы ставим «звёздочками» на расстоянии 60—75 саж. от магазина, углубление мин — 14 фт.

Таким образом общее количество мин рейдового заграждения равно 70 + 180 = 250; поставлены они будут на 250 / 10 = 25 магистралях. Наблюдательные пункты следует расположить на флангах заграждения — №№ 1 и 2 и у станций, которые должны быть построены у батарей А и Б.

На правом фланге этой зоны имеется небольшая бухта, которая может сослужить неприятелю большую службу — её нельзя оставить незащищённою; едва ли, однако, она может пригодиться нам, поэтому наиболее целесообразным будет, как нам кажется, забросать её электроударными минами с уменьшенным зарядом на сближенных расстояниях в три линии; расстояние между минами примем в 20 саж., между линиями — 50 саж., углубление мин — 6 фт. Количество мин в этом заграждении равно 225. Фронт этого «линейного» заграждения идёт по створу батареи А и мыса В, чтобы этим одновременно уничтожить и могущее быть за мысом мёртвое пространство. Наблюдательный [58] пункт — № 2, общий с рейдовым заграждением.

Заграждение внутренней обороны должно прикрывать входы в бухту, располагаясь на линии батарей. Проход между А и Б придётся, вероятно, заградить плавучими электроконтактными минами, а в проходе между А и материком — быть может возможно применить (в зависимости от глубины) и донные обсервационные мины, ибо местность этому благоприятствует.

Ведя расчёт этого заграждения на плавучие мины, ставя их в три линии на расстояниях 50 саж. между линиями и 30 саж. между минами с углублением в 6 фт., мы получим, что общее количество мин заграждения внутренней обороны равно (1500 / 30) × 3 = 150 мин. Станции и наблюдательные посты — те же, что и для рейдового заграждения, то есть у батарей А и Б.

Надобности в боне нет, ибо: 1) в крепости активного флота нет, 2) крепость не прикрывает ни входа в реку, ни коммерческого порта.

Таким образом, вся минная оборона такой крепости выразится 400 плавучими электроконтактными минами и 225 электроударными.

Вопрос о последовательности работ подлежит разностороннему обсуждению. Следует предположить, что в малой крепости артиллерия едва ли находится на высоте современных требований, и потому в борьбе с флотом не будет иметь тех больших преимуществ, которые ей присущи в нормальной обстановке. Исходя из этого можно думать, что флот, приблизившись к такой крепости, не без большого успеха для себя предпримет состязание с её артиллерией. С другой стороны, можно думать, что флот постарается форсировать проход и зайти в тыл береговым батареям, но это предположение едва ли оправдается, так как трудно думать, что наша минная флотилия, находящаяся в крепости, будет при этом бездействовать. [59]

Поэтому нам кажется более верным сначала поставить рейдовое заграждение, начав его с флангов, а затем уже ставить заграждение внутренней обороны.

2) Теперь представим себе второй случай (фиг. 12): малая крепость находится в устье реки, имеющем отмели, выдающиеся в море. Батареи артиллерийского боя А, Б, В и Г. Возможно заваливание выхода (единственного) брандерами; вверх по реке имеется коммерческий порт — возможно ожидать прорыва мелких судов для минных атак торговых судов, стоящих в порту. Пунктирная линия показывает 4-фт. глубину.

Схема малой крепости в устье
Фиг. 12.

Отсутствие мористого заграждения очевидно. Место рейдового заграждения определяется известным уже приёмом. Определив, мы видим, что в центре зона рейдового заграждения и место заграждения для предохранения входа в реку от заваливания брандерами (в 2—2½ верстах от узкости) — совпадают. Приходится отдать предпочтение заграждению от брандеров, ибо с закупоркой входа — крепость теряет значение.

Постараемся определить границы этого заграждения, считая, что брандер может идти только прямым курсом: а) со стороны правого фланга узкость прикрыта выступом отмели, почему считаем достаточным заграждение довести до указанного на чертеже предела, б) с левого фланга узкость более открыта: здесь приходится руководствоваться соображением, что брандер не будет идти вдоль берега, то есть под ближним огнём батареи Г; поэтому считаем достаточным довести заграждение до предела, указанного на чертеже, поставить дополнительный участок сзади левого фланга уступом.

Рейдовое заграждение располагаем на определённой ранее зоне за вычетом участка, занятого заграждением против брандеров, не доводя до последнего примерно на ½—¾ версты и до отмели на берегу — на 1 версту, а не на 2, так как предполагаем, что батареи мин Уайтхеда по условиям местности ставить нельзя. [60]

Наконец, против прорыва мелких судов в реку устраиваем бон на линии батарей Б и В.

Относительно деталей проектированных минных заграждений полагаем следующее:

а) Левый фланг площадью 7 × 2 = 14 кв. вёрст требует 140 плавучих электроконтактных мин на 14 магистралях (два 7-жильных кабеля); мины ставятся «звёздочками» с углублением в 12—14 фт. и расстоянием до магазина в 50—60 саж. Станция — № I, наблюдательные пункты №№ 1 и 2.

б) Правый фланг имеет площадь 8 × 2 = 16 кв. вёрст и заграждается 16 × 10 = 160 плавучими электроконтактными минами, поставленными «звёздочками» на 16 магистралях (одна — 7-жильная и две — 5-жильных), прочие условия — как на левом фланге; станция — № II, наблюдательные пункты №№ 3 и 4. Всего в рейдовом заграждении 140 + 160 = 300 мин {40}.

в) Центр — преграждён «линейным» заграждением в 3 линии; расстояния: между линиями 75—100 саж., между минами 30 саж.; мины плавучие электроконтактные, поставлены с углублением в 10 фт. Число мин в заграждении ((7 × 500) / 30) × 3 = 350 штук и в уступе, расположенном на 400 саж. сзади левого фланга, — (750 / 30) × 3 = 75 шт., а всего 350 + 75 = 425 шт. Магистралей должно быть 425 / 10 = 42, так как при 6—8-вёрстном расстоянии нерационально ставить более 10—11 мин на одной магистрали. Очевидно, придётся взять шесть 7-жильных кабелей. Управление заграждением следует [61] возложить на станции №№ I и II, а наблюдение — на наблюдательные посты №№ 2 и 3.

Таким образом всего для заграждения данной малой крепости потребно:

300 + 425 = 725 {41} плавучих электроконтактных мин и один бон.

Цифра безусловно большая, но вызвана она:

а) Направлением берега по прямой линии.

б) Выдавшимся вперёд узким входом в реку, который необходимо предохранить от заваливания брандерами и

в) Необходимостью не допустить минной атаки коммерческого порта.

В сущности говоря, значение подобной крепости, прикрывающей подход к важному торговому пункту, при всей скромности её размеров оказывается далеко не малым {42}; принимая же во внимание невыгодные местные условия, большое сравнительно количество мин, как будто не соответствующее «скромным» размерам крепости, не должно казаться удивительным.

К сказанному о минной обороне малых крепостей мы находим нужным прибавить, что, по нашему мнению, дистанция, на которой следует располагать рейдовое заграждение от батарей артиллерийского боя едва ли зависит от состояния береговой артиллерии: флот, благодаря своей подвижности, всегда выберет удобную для себя дистанцию, с которой и будет состязаться с берегом. Если береговая артиллерия устарела, то это не значит, что минное заграждение должно считаться с этим фактом, то есть приблизиться к берегу: неприятельский флот воспользуется этим и совершенно безнаказанно для себя собъёт береговые батареи. Рейдовое заграждение всегда [62] должно располагаться на позициях, удобных для флота {43}, хотя этим может быть будет нарушен принцип «гармонии орудия с миной».

 

4. Приморские позиции.

Приморские позиции применяются при обороне устьев рек, внутренних проливов и проч., вообще в таких местах, где флот не может развернуться для борьбы с берегом. Это облегчает берегу его задачу: артиллерийское вооружение может быть уменьшено.

Возьмём пример (фиг. 13): положим, что нужно оборонить пролив, не позволить неприятелю проникнуть к востоку от батареи А, прикрывающей этот проход. Положим, что проход этот необходимо сделать недоступным ни для одного неприятельского судна, начиная с больших линейных кораблей и кончая минными катерами. Если наша задача так широка, то нам придётся принять меры, клонящиеся: а) к помощи батарее А в борьбе её с флотом, б) к воспрепятствованию неприятелю закупорить проход брандерами и в) к недозволению пройти через прлив мелким минным судам.

Схема приморской позиции
Фиг. 13.

Первую задачу нужно выполнить, помня, что неприятель развернуть своих сил не может. Следовательно, нужно поставить заграждение в таком пункте, с которого неприятель может обстреливать нашу батарею; заграждение это, находясь под нашим обстрелом, должно воспрепятствовать неприятелю перейти на более удобную, ближнюю позицию.

Полагаем, что этим условиям удовлетворит дальнее заграждение, поставленное нами на SW от батареи А: оно будет поставлено поперёк прохода в 3 линии, ворота у [63] правого фланга прикроем траверсом (вернее — уступом), отнесённым назад на 400 саж. и состоящим также из 3 линий. Для всего потребуется ((4 × 500) / 30) × 3 = 200 мин, поставленных на 200 / 10 = 20 магистралях, состоящих из трёх 7-жильных кабелей. В этих условиях расстояние между минами равно 30 саж., углубление мин следует, как нам кажется, принять равным 12 фт. — тогда это заграждение будет годиться и против брандеров; расстояние между линиями мин равно 75 саж. Наблюдательный пункт — № 1, станция — № I (с отдельным прикрытием).

Чтобы воспрепятствовать прорыву крупных (эскадренных) миноносцев {44}, следует выставить второе заграждение, под ближним огнём батареи А — таким заграждением будет поставленное в 1—2 верстах от батареи, поперёк прохода; оно будет состоять также из 3 линий (расстояние между линиями равно 50 саж.) мин с уменьшенным зарядом (пуда 2) на сближенных (до 20 саж.) расстояниях и с малым (6—7 фт.) углублением; проход образован уступным расположением линий. Мин потребуется (для 3 линий) ((500 × 3) / 20) × 3 = 225; магистралей — 225 / 15 = 15; станцию расположим у батареи А (№ II), наблюдательный пост — № 2.

Наконец, против мелких судов следует расположить в узкой части прохода бон. Таким образом, для обороны приморской позиции нам нужно: а) плавучих электроконтактных мин с нормальным зарядом — 200; б) таких же мин с уменьшенным зарядом — 225 и в) бон.

Нам кажется, однако, что для данной крепости есть [64] и второе решение, немногим, сравнительно, отличающееся от приведенного: если обязанности топить брандеры снять с дальнего заграждения, то картина изменится. В этом случае:

а) дальнее заграждение можно поставить не так густо и не с таким малым углублением: приняв расстояние между минами в 50 саж., мы получим ((4 × 500) / 50) × 3 = 120 мин, которые и поставим с углублением в 15—16 фт.;

б) заграждение, назначенное против миноносцев и поставленное из 2-пуд. мин, придётся отодвинуть вперёд (на расстояние 2—2½ версты от узкости), расстяние между минами взять 30 саж., а мины — с нормальным зарядом. Мин в этом случае будет ((3 × 500) / 30) × 3 = 150. Углубление их можно оставить прежнее (6—7 фт.) и

в) бон — оставить на прежнем месте.

В этом случае оборона будет состоять из 120 + 150 = 270 мин и одного бона.

Само собой разумеется, что если облегчить задание, то есть отказаться от защиты пролива против заваливания брандерами (если пролив этот очень глубок — что часто встречается — например, до 20 саж.) и не гнаться за мелкими судами, то и минная оборона значительно упростится: она будет состоять всего из 200 мин дальнего заграждения.


 

2010—2011 Design by AVA