Глава II.
ЛАФЕТ.

Общие указания.

Лафет 120-мм береговой пушки в 50 кал. сист. Виккерса спроектирован для стрельбы на бетонном основании, но обстоятельства мировой войны потребовали применения этой пушки сначала в позиционной, а впоследствии даже в полевой войне. Для первой цели лафет устанавливался на деревянном срубе, скрепленном болтами, опускавшемся в вырытую в земле яму; для второй цели он устанавливался для боя на железной платформе, которая для перевозки в походном положении имела 2 полуоси с колесами и соединялась с двуколесным же передком.

При переходе из походного порядка в боевой колеса снимались, и платформа опускалась на землю, причем под переднюю ее часть вырывали котлован. Для устранения подпрыгивания задней части платформы на последней устанавливался железный ящик с балластом.

Лафет и орудийный ствол перевозятся на двух повозках, как сказано выше (Гл. I).

Лафет 120-мм береговой пушки в 50 кал. принадлежит к типу лафетов с откатом орудийного ствола по станку, вследствие этого он состоит из двух частей: части, остающейся неподвижной при выстреле, и части, откатывающейся вместе со стволом. Для поглощения живой силы отката ствола, которая разрушительно действует на лафет, он снабжен особым приспособлением, называемым компрессором, а для возвращения ствола по окончании отката в первоначальное положение — приспособлением, называемым накатником. Оба эти приспособления состоит из частей неподвижных и частей, движущихся при откате ствола. Первые части укреплены к неподвижной части лафета, а последние — соединены со стволом.

Для наведения ствола в горизонтальной плоскости имеется поворотный механизм, делающий возможным круговой обстрел, а для наведения его в вертикальной плоскости — подъемный механизм, позволяющий придавать углы возвышения от -10° до +20°.

Таким образом лафет состоит из:

А. Станка.
Б. Подъемного механизма.
B. Поворотного механизма.
Г. Компрессора.
Д. Накатника.
Е. Установочных частей и щитового прикрытия. [34]

Станок.
(Лист
XXIV, XXV и XXVI).

Станок состоит из тумбы (1), которая служит для помещения вертлюга (10), назначающегося для поддержки люльки, и из люльки (23). Люлька служит для помещения в ней орудийного ствола. В ней он скользит при откате и накате после выстрела и вместе с ней перемещается при вертикальной и горизонтальной наводках.

При выстреле ствол под действием пороховых газов скользит в люльке назад. При этом живая сила отдачи его поглощается прикрепленным к нижней части люльки компрессором, шток с поршнем которого закреплен в проушине перекрывающего кольца ствола.

По прекращении отката ствол возвращается в первоначальное положение действием пружинного накатника, помещенного под люлькой и связанного со стволом двумя тягами.

Тумба (1) изготовляется из литой стали и имеет цилиндрическую форму с переходом в нижней части во фланец (А), в котором имеется 22 отверстия для болтов (Б) для крепления ее к бетонному основанию.

В верхней части тумба имеет расточку для помещения бронзового винтового колеса (146) поворотного механизма, а в нижней части расточку (С), в которую вставляется бронзовый вкладыш (2), удерживаемый от вращения двумя винтами, завернутыми в стык нижних торцов вкладыша и тумбы. Вкладыш (2) служит подшипником для нижней части штыря вертлюга. На верхнем срезе тумбы имеются 2 навинтованные отверстия, расположенные на одном диаметре, для завинчивания в них обухов, посредством которых тумба поднимается при перестановках. Отверстия эти закрываются навинтованными пробками.

В нижней торцовой части тумбы имеется шесть навинтованных отверстий (Д) с конической заточкой для шпилек, которыми прикрепляется к тумбе дно, поддерживающее шариковый подпятник (9—9а), служащий опорою для вертлюга. Навинтованные отверстия (Е) служат для винтов, прикрепляющих к тумбе поддон (211) для собирания стекающего масла.

В верхней части стенки тумбы имеется сквозное цилиндрическое отверстие, гладкая часть которого служит для помещения бронзовой зажимной шайбы (150), двух пружин Бельвилля (152) и стальной прокладной шайбы (151) (Лист XXIV), а нарезная часть — для завертывания зажимного винта (148), на который насаживается зажимная рукоять (147), составляющая часть поворотного механизма.

Наклонный канал (К) служит для смазки штыря вертлюга. Канал этот закрывается навинтованною пробкою, завертываемою в наружную его часть.

Вертлюг (10) служит поддержкой люльки и поворотной рамой для горизонтальной наводки ствола. Он изготовляется из кованной стали и имеет вилообразный вид. В верхней части он образует две щеки (е—е), в нижней — штырь (m), который утолщенной своею частью вставляется внутрь винтового колеса (146), а утоненной частью — пяткою — входит в бронзовый вкладыш (2), имеющийся в нижней части тумбы.

На внутренней поверхности вкладыша имеются 4 канавки для смазки, расположенные по четырем диаметрально противоположным производящим его внутренней поверхности.

На пяте вертлюга имеется цилиндрическое углубление (18) для помещения верхней половины подпятника (9) вертлюга, на который опирается штырь. Нижняя половина подпятника расположена в соответствующем углублении, выделанном в дне (5) тумбы; само же дно прикрепляется к тумбе посредством шести шпилек (6); шпильки ввертываются в навинтованное [35] отверстие в нижней части тумбы и удерживаются от поворачивания стопорными винтами (7).

Дно тумбы шестью своими отверстиями надевается на эти шпильки и закрепляется гайками со шплинтами.

Обе половины подпятника (9) представляют круглые изготовленные из специальной стали шайбы с круговыми канавками для двенадцати стальных шариков. Для удобства разборки подпятника в центрах шайб имеются навинтованные отверстия (М) для ввинчивания крючка, служащего для их вынимания.

Для собирания стекающего из нижней части тумбы масла к ней привертывается винтами (Е) поддон (211), который штампуется из латунного листа.

В нижней части поддона имеется ниппель с трубкой (214) и гайкой (213) для выпуска скопившегося масла.

Обе щеки вертлюга прямоугольного сечения имеют каждая выемку (n) во всю свою ширину для укрепления правой (107) и левой (108) балок, которые плотно пригоняются к боковым сторонам выемок и крепятся четырьмя болтами с гайками.

К балкам крепятся части поворотного и подъемного механизмов. Вместе с тем балки служат рычагами, надавливая на которые руками, можно быстро поворачивать орудие в горизонтальном направлении для грубой наводки при переходе от одной цели к другой.

К площадкам (p) вертлюга прикрепляются правая и левая коробки поворотного механизма четырьмя болтами каждая.

В верхней части щек вертлюга имеются вырезы (o—o), размер и форма которых соответствует в точности размерам и форме вкладных хомутов (11), надеваемых на цапфы люльки и служащих для соединения последней с вертлюгом.

Отверстия (S) — вспомогательные для обеспечения точной разработки гнезд для вкладышей хомута, так как от этого зависит правильное и надежное сцепление люльки с вертлюгом.

Эти отверстия закрываются латунными пластинками, укрепляемыми к вертлюгу винтами.

Навинтованные отверстия (t) на верхних плоскостях щек вертлюга назначаются для ввинчивания обухов при вынимании вертлюга из тумбы, т. к. одни и теже обухи обслуживают и тумбу и вертлюг при перестановке их. Когда обухи вывернуты, отверстия эти закрываются навинтованными пробками.

Отверстие (u), закрываемое винтовою пробкою, служит для смазки вертлюга и внутренней поверхности бронзового винтового колеса.

Люлька (23) изготовляется из литой стали и представляет вид лотка. В передней части она имеет два нарезанные отверстия — правое и левое, оси которых совпадают с одной прямой, перпендикулярной вертикальной плоскости ее симметрии. В эти отверстия ввинчиваются цапфы (26) люльки, служащие осью ее вращения при вертикальной наводке. Стопорными винтами (27) цапфы удерживаются от вывертывания.

Для удержания орудийного ствола от подпрыгивания служит крышка (24), прикрепляемая к люльке восемью болтами (25) с гайками.

Для удобства обращения с люлькой при соединении ее с вертлюгом или при снятии ее со станка в отверстие (b) крышки завертывается обух, за который она поднимается при помощи крана или талей.

Когда надобность в обухе миновала, он вывертывается, а в отверстие (b) завинчивается стальная пробка. В последнюю ввинчивается масленка (37), служащая для смазки бронзовых вкладышей люльки и крышки люльки. [36]

На внутренних поверхностях крышки и передней части люльки имеются продольные прямоугольного сечения пазы, в которые вставлены бронзовые шпоночные рубашки (30 и 31) коробчатого сечения с канавками для смазки. В этих рубашках скользит своими выступами-шпонками ствол во время отката и наката его после выстрела.

На внутренних поверхностях люльки и крышки имеются бронзовые кольцевые прокладки (33, 34 и 35). Эти прокладки служат для уменьшения трения между стволом и люлькой. К нижней части люльки прикреплена шестью гужонами стальная направляющая горбыля накатника (95) и цилиндр компрессора (45).

Для устранения попадания пыли и грязи в зазоры, образующиеся между стволом и верхними плоскостями люльки к последним привертываются полосовые латунные накладки (209).

В отверстие (b) с левой стороны люльки завертывается шпилька, на которую одевается зубчатая дуга подъемного механизма.

Люлька соединяется с вертлюгом при помощи вкладных хомутов (11), надеваемых на цапфы люльки и вдвигаемых в вырезы (o—o) щек вертлюга (Лист XXV).

Вкладной хомут имеет вид плитки, несколько суживающейся и закругленной спереди. В передней части хомута имеется отверстие (3), диаметр которого равен диаметру цапфы люльки. Этими отверстиями вкладные хомуты надеваются на цапфы люльки и удерживаются на них при помощи стальных круглых шайб с шпонками, прикрепляемых к срезам цапф тремя винтами каждая, на чертеже непоказанными.

Через отверстие хомута пропускается ось (17), на одном конце которой имеется рычаг для насаживания рукоятки (20); на другой её конец одевается шайба (18), закрепляемая винтом. На ось (17) при помощи двух шпонок насаживается вращающееся звено (16), которое при помощи звеньев (14), вращающихся на осях (15), соединяется с вкладышами (12).

На рукоятке (20) имеется ограничитель (22), который входит в дугообразный паз (x) вкладного хомута. Когда рукоятка находится в верхнем положении, вкладыши (12) сближаются друг с другом заподлицо с плиткой (11), при этом хомуты, надетые на цапфы люльки, могут быть безпрепятственно задвинуты в соответствующие им вырезы в щеках вертлюга. Хомуты и вырезы для них в вертлюге должны быть так пригнаны друг к другу, что при вдвинутой до отказа люльке вкладыши (12) расположились бы против соответствующих им углублений (r). Тогда при опускании рукоятки вниз вращающееся звено (16) поворачивается около своей оси и при помощи звеньев (14) раздвигает вкладыши, которые плотно входят в углубленил (r) в вертлюге. При этом, когда ограничитель рукоятки (20), скользящий при движении ее в пазу (x) упрется в стенку выреза (13), — оси, связывающие вращающееся звено с звеньями (14), перейдут мертвую точку, в то время, как оси (15) звеньев (14), связывающие их с вкладышами (12), останутся в вертикальной плоскости, проходящей через ось (17), т. е. на мертвых точках.

Такое положение звеньев, устраняя возможность выхода вкладышей из своих углублений при выстрелах или при случайных сотрясениях системы, делают надежными сцепление люльки с вертлюгом.

Рукоятка (20) может быть снята только тогда, когда люлька сцеплена с вертлюгом, т. е. когда ограничитель рукоятки будет находиться против выреза (13), через который он выходит наружу.

Когда люлька сцеплена с вертлюгом, рукоятка (20) должна быть обязательно снята. [37]

Подъемный механизм.
(Лист
XXIX и XXX).

Подъемный механизм служит для вертикального наведения ствола и состоит из:

а) Зубчатого сектора (100),
б) Кронштейна (111),
в) Валика с зубчаткой (117),
г) Бронзового винтового колеса (126),
д) Валика с червяком (128),
е) Приводного валика с конической зубчаткой (139).
ж) Указателя (102).

Зубчатый сектор (100) отковывается из стали и прикрепляется болтами одним концом к левой стороне люльки, как сказано выше, а другим к приливу цилиндра компрессора так, что плоскость симметрии его параллельна вертикальной плоскости, проходящей через ось ствола. На задней его стороне нанесены деления от 0 вниз до 10 и вверх — до 20. Каждое деление соответствует одному градусу угла возвышения.

Зубчатый сектор сцепляется с зубчаткой валика (117).

Для сборки валика (117) с деталями механизма, посредством которого он вращается, служит бронзовый кронштейн (111). Он имеет прилив (а) для сборки приводного валика (139) с валиком, на котором насажен червяк (127), и коробку для помещения винтового колеса (126) и валика с зубчаткой (117). Кронштейн прикрепляется болтами к левой балке лафета.

Валик с зубчаткой (117), которая составляет с ним одно целое, вращается в отверстии прилива (а) кронштейна (111), служащего для него подшипником. На валик свободно надето бронзовое винтовое колесо (126), сцепляющееся с ним при помощи дисков трения, что осуществляется следующим образом: бронзовое винтовое колесо имеет барабан (в), на внутренней поверхности которого проделаны четыре паза для выступов, имеющихся на внешней окружности бронзовых дисков трения (124). На утоненной части валика с зубчаткой также проделаны 2 продольные паза для выступов, находящихся на внутренней окружности стальных дисков трения.

На утоненную часть валика надевается нижняя шайба (121), шпонки которой входят в пазы валика. Затем надевается винтовое колесо и далее попеременно; стальной диск (123), входящий своими выступами в пазы валика, бронзовый диск (124), четыре выступа которого входят в четыре паза на внутренней поверхности барабана винтового колеса, стальной диск и т. д. по пяти дисков каждого рода.

Последнею надевается верхняя шайба (122) круговою заточкой к бронзовому диску трения. Таким образом бронзовые диски трения связаны с винтовым колесом, а стальные — с валиком (117).

На навинтованный конец валика (117) навинчивается нажимная гайка (118), между нею и верхней шайбой помещается пружина Бельвилля (125).

От продольного смещения валик удерживается с одной стороны заплечиком своей зубчатки, с другой стороны нижней шайбой.

Нажимная гайка при посредстве пружины Бельвилля производит нажатие на верхнюю шайбу, а последняя передает его дискам трения.

При завинчивании гайки давление дисков друг на друга увеличивается, при отвинчивании происходит обратное явление. [38]

Таким образом при вращении валика (117) вместе с ним вращаются и стальные диски, так как между их поверхностями и поверхностями бронзовых дисков, вследствие существующего давления между ними, возникают силы трения, которые заставляют бронзовые диски вращаться вместе со стальными, а следовательно и винтовое колесо. Такое устройство ведущих частей подъемного механизма делает его эластичным, что имеет большое значение для прочности вала, претерпевающего значительный изгибающий момент при выстреле.

Винтовое колесо (126) приводится во вращательное движение посредством двух валиков (139 и 128), расположенных под прямым углом и помещающихся в приливах того же кронштейна (111).

На валик (128) насажена коническая зубчатка (138), сцепляющаяся с конической зубчаткой (e), составляющей одно целое с приводным валиком (139), на квадратном конце которого насажен маховик (141) с ручкой. Маховик от выпадания удерживается шплинтом, пропущенным через отверстие в нем и отверстие в квадрате валика. От продольного смещения приводной валик удерживается с одной стороны заплечиком конической зубчатки (е), а с другой — маховиком.

Валик (128) вращается в упорношариковых подшипниках, между которыми на него насажен на шпонке стальной червяк (127).

Каждый шариковый подшипник состоит из стальных колец: внутреннего (132) и наружного (133) с круговыми канавками для помещения стальных шариков по 16 штук в каждом подшипнике. Во внутренних кольцах имеются окна для вкладывания шариков, закрываемые вкладышами.

От продольного смещения при вращении валик (128) удерживается с одной стороны головкой (8), с другой — установочной гайкой (135). После регулирования опорных шариковых подшипников установочная гайка в приданном ей положении удерживается зубчатым стопором, зубцы которого входят в зубцы, имеющиеся на фланце гайки. Стопор вставляется в углубление на срезе кронштейна и закрепляется винтом. На выходной же конец валика навинчивается гайка (129), закрепляемая шплинтом (130). Червяк (127) сцепляется с зубьями винтового колеса.

Для вертикального наведения ствола наводчик вращает приводной валик (139) за рукоятку маховика. При этом коническая зубчатка (e) валика, сцепляющаяся с конической зубчаткой (138) валика червяка, поворачивает червяк (127) и сцепленное с ним бронзовое колесо вместе с бронзовыми дисками. Вследствие возникающего трения между поверхностями бронзовых и стальных дисков, последние, а вместе с ними и валик с зубчаткой (117), на который они насажены, также получают вращательное движение.

Последнее передается зубчатому сектору и люльке со стволом. Таким образом, вращая маховик в ту или другую сторону, придают стволу углы возвышения или снижения, требуемая величина которых устанавливается по делениям на секторе и по указателю.

Указатель (102) углов возвышения на чертеже не указан — состоит из бронзового кронштейна (105), прикрепляемого болтом к заднему срезу левой балки, и коленчатого рычажка указателя, ось которого вращается в отверстии кронштейна. Рычажок постоянно нажимается к задней грани зубчатого сектора с делениями при помощи спиральной пружины, обхватывающей его головку, и один конец которой закреплен на кронштейне указателя, а другой, загнутый под прямым углом, заведен за колено рычажка. На выходной конец оси рычажка указателя навинчивается гайка, удерживаемая шплинтом. [39]

В лафете морского типа спиральной пружины не имеется, но на выходной конец оси рычажка указателя надета тарелочная пружина, прижимаемая гайкой.

Поворотный механизм.
(Лист
XXIV, XXV и XXIX).

Поворотный механизм имеет устройство, позволяющее: 1) точную наводку ствола или непрерывно следить за движением цели. 2) быстро изменять направление его для грубой наводки при переходе от одной цели к другой.

Он состоит из следующих частей:

а) Винтового колеса (146).
б) Стопора винтового колеса (148).
в) Среднего вала (167).
г) Валика с червяком (153).
д) Правой и левой коробок (157 и 159).
е) Правого приводного вала (176).
ж) Правого кронштейна (163).
з) Вертикального вала (181).
и) Левого приводного вала (175).

Бронзовое винтовое колесо (146) состоит из обода с зубьями и ступицы, составляющей одно целое с ободом.

Ступица винтового колеса вставляется в отверстие тумбы (Лист XXIV и XXV) и может поворачиваться в ней около общей с тумбой вертикальной оси. Для уменьшения трения при вращении колеса в тумбе на поверхности его имеется два кольцевых выступа (а) и (б). Внутренняя поверхность ступицы служит подшипником для верхней цилиндрической части штыря вертлюга, с которым она соприкасается для уменьшения трения кольцевым выступом (в).

Для смазки штыря вертлюга на внутренней поверхности ступицы имеются четыре канавки, а для смазки наружной поверхности винтового колеса наклонные отверстия (г) и также четыре канавки, проделанные на наружной поверхности ступицы.

Стопор винтового колеса, служащий для сцепления винтового колеса с тумбой, помещается в отверстии, проделанном в стенке тумбы, и состоит из зажимного винта (148) с рукоятью, прокладной шайбы (151), двух бельвиллевских пружин (152) и ззжимной шайбы (150).

Часть отверстия, обращенная к ступице винтового колеса, уширена и имеет гладкую поверхность; служит для помещения зажимной шайбы, пружин Бельвилля и прокладной шайбы. Обе шайбы имеют на наружной своей поверхности выступы, которые входят в паз, простроганный на поверхности этой части отверстия и удерживают их от вращения. Другая часть отверстия — меньшего диаметра — имеет нарезку для завинчивания зажимного винта, на квадрат головки которого насаживается зажимная рукоять (147). Последняя удерживается от выпадения шпилькой, проходящей через отверстие в квадрате.

Винтовое колесо сцепллется с червяком, составляющим одно целое с червячным валиком (153) (Лист XXIX), который имеет вид трубы. На левом конце своем он имеет фланец, а на правом нарезку и заточку. На внутренней его поверхности имеется паз, которым он насаживается на шпонку среднего вала (167).

Средний вал на левом конце имеет головку, а на правом нарезку для навинчивания гайки. На валу имеется шпонка для насаживания левой конической шестерни (169) и шпонки для насаживания червячного [40] валика (153) и правой конической шестерни (170). Левая коническая шестерня удерживается головкой вала, а правая гайкой (168).

Для сборки среднего вала с правым (176) и левым (175) приводными валами служат правая (157) и левая (159) бронзовые коробки, привернутые болтами к соответственным площадкам вертлюга. Обе коробки имеют отверстия, служащие для пропускание концов среднего вала и шеек приводных валов в кольцевые углубления для помещения наружных колец (172) шариковых подшипников. Обе коробки закрываются крышками, прикрепляемыми к ним болтами с гайками.

Средний вал вращаетсл в опорно-шариковых подшипниках (172). Каждый шариковый подшипник состоит из двух колец: наружного и внуреннего с кольцевыми канавками для помещения шариков по 16 штук в каждом.

Внутренние кольца имеют окна для закладывания шариков, закрываемые вкладышами. В левый подшипник упирается фланец червячного валика, а в правый — шайба, надеваемая на заточку правого его конца. На правый же конец червячного валика навертывается регулирующая гайка (155) и контр-гайка (156). Регулирующая гайка служит для регулировки шариковых подшипников; она должна быть завинчена настолько, чтобы средний валик свободно вращался и не мог смещаться вдоль оси.

Контр-гайка служит для закрепления гайки (153) в приданном ей при регулировке подшипников положении.

Правый приводной вал на заднем своем конце имеет головку (К) и шпонку для насаживания конической шестерни (180), а на переднем — шпонку для конической шестерни (179), сцепляющейся с такой же шестернею среднего вала. Правый приводной вал расположен горизонтально и вращается в подшипниках правой передней коробки (157) и правого кронштейна (163) и удерживается от продольного смещения вперед головкою (К) и от продольного перемещения назад кольцом (177), надеваемым на конец вала и закрепляемым шпилькой, проходящей через отверстие в кольцо в вале.

Правый кронштейн (163) привертывается болтами к правой балке и служит для сборки правого приводного вала с вертикальным валом (181), который на одном конце имеет шпонку для насаживания конической шестерни (184), сцепляющейся с конической шестерней (180) на заднем конце правого приводного вала, и нарезку для навинчивания гайки; на другом конце — шейку и квадрат для насаживания маховика (185) с рукояткой. Вертикальный вал вращается в подшипниках правого кронштейна и удерживается в нем гайкой с шплинтом, навинчиваемой на нижний его конец, и маховиком (185), насаженным на верхний его конец.

Левый приводной вал располагается наклонно и проходит через подшипники в левой коробке и в приливе (m) кронштейна подъемного механизма. На переднем конце его имеются шейка и шпонка для насаживании конической шестерни (178), сцепляющейся с такою же шестерней (169) среднего вала. На заднем конце вала имеются шейка и квадрат для насаживания маховика (185) с рукояткой. От продольного смещения назад вал удерживается кольцом (177), надеваемым на передний его конец и удерживаемым шпилькой, проходящей через отверстие в кольце и вале, и от продольного смещения вперед — маховиком (185).

Для точной наводки, чтобы заставить поворачиваться вертлюг с люлькой и орудийным стволом, необходимо сцепить винтовое колесо (146) с тумбой, т. е. сделать винтовое колесо неподвижным. Для этой цели следует повернуть зажимную рукоять (147) слева направо; при этом зажкмной винт нажмет на шайбу (151); последняя при посредстве пружин Бельвилля передаст давление зажимной шайбе (150), которая в свою очередь [41] нажмет на ступицу винтового колеса. Силою трения между поверхностями зажимной гайки и ступицы винтовое колесо сцепится с тумбой. Поворачивание шайб при завинчивании зажимного винта устраняется шпонками на шайбах, помещающимися в пазу на внутренней поверхности отверстия для стопора. Бельвиллевские пружины служат для смягчения случайных ударов во вращающуюся часть.

При вращении вертикального вала (181) за рукоятку его маховика будет при посредстве конических шестерен (184 и 180) вращаться правый приводной вал; вращение это коническими шестернями (179) и (170) будет передаваться среднему валу и сидящему на нем червячному валу. Последний, цепляясь червяком за зубья винтового колеса, остающегося неподвижным, будет передвигаться по его окружности и передавать движение вертлюгу с люлькой и стволом. То же происходит и при вращении левого приводного вала за рукоятку его маховика.

Для быстрого поворачивания системы на большой угол для грубой наводки необходимо отдать стопор, поворачивая зажимную рукоятку справа налево.

При этом винтовое колесо становится свободным, и тогда можно поворачивать систему, действуя руками на балку. Для ограничения поворота зажимной рукоятки в ту или другую сторону служат шпильки, завернутые в стенку тумбы.

Компрессор.
(Лист
XXVII и XXVIII).

При выстреле пороховые газы, действуя на дно канала орудия, дают ему толчок назад, который разрушительно действует на лафет. Для уменьшения этого разрушительного действия служит компрессор, который состоит из:

а) Цилиндра компрессора (45).
б) Регулятора наката (59).
в) Штока компрессора (60).
г) Крышки (48).
д) Гайки сальника (53).
е) Сальника.
ж) Регулятора отката (56).

Цилиндр компрессора (45) изготовляется из марганцевой бронзы и крепится внизу задней части люльки восемью гужонами. Для того, чтобы он не мог поворачиваться при выстреле, на верхней поверхности цилиндра имеется шпонка, которая входит в соответствующее ей гнездо в люльке. Эта же шпонка служит для центрования цилиндра компрессора таким образом, что ось его располагается в вертикальной плоскости, проходящей через ось орудия параллельно последней.

В передней своей части цилиндр оканчивается дном, задний конец его расточен и нарезан для завертывания стальной крышки (48).

В приливе верхней правой части цилиндра имеется отверстие (б) () для выхода воздуха при наполнении его жидкостью.

В дно цилиндра ввинчен регулятор наката (59) из кованой бронзы, имеющий вид стержня и служащий для урегулирования наката ствола после выстрела, делая накат плавным и мягким, без обратного удара ствола в люльку. Передняя цилиндрическая часть его имеет диаметр, равный диаметру отверстия в поршне штока (60) компрессора, но усечена плоскостью (в), параллельною оси цилиндра, образуя зазор между внутренней поверхностью штока и регулятором наката для прохода жидкости. Задняя часть регулятора наката меньшего диаметра, соединяется с переднею [42] коническим скатом. Квадратный конец (m) служит для надевания ключа для завертывания регулятора наката.

Шток (60) компрессора составляет одно целое с поршнем и изготовляется из кованой стали. В круговой желобок на цилиндрической поверхности поршня запрессовывается бронзовая рубашка, диаметр которой делается меньше внутреннего диаметра цилиндра компрессора на 0,1—0,15 мм. В поршне проделано окно (n) для регулятора отката (56), служащее для пропускания жидкости из задней в переднюю часть цилиндра при откате ствола после выстрела, и центральный канал, куда входит регулятор наката.

Конец штока пропускается через центральное отверстие стальной крышки (48), завинчиваемой в заднюю часть цилиндра компрессора. Навинтованная же часть его закрепляется в проушине перекрывающего кольца ствола при помощи установочной гайки (63) и крепительной гайки (64), входящих в заточки в этой проушине и закрепляемых шпильками.

Таким образом шток компрессора прочно связывается со стволом.

На заплечик между цилиндром и крышкой ставится кожаная прокладка (49) для устранения просачивания жидкости между крышкой и цилиндром компрессора.

В крышке (48) собирается сальник, состоящий из кожаного воротника (50), нажимного кольца воротника (51), сальниковой набивки (52) и гайки сальника (53). Сальник служит для устранения просачивания жидкости между штоком компрессора и крышкой (48). Чтобы воротник плотнее прижимался к поверхности штока, в крышке цилиндра имеется косой канал (д), через который при откате ствола жидкость надавливает на внутреннюю поверхность воротника.

Так как некоторая часть жидкости все же выносится штоком из цилиндра компрессора при откате и на случай, если она станет просачиваться через сальник и между крышкой и стенками цилиндра, к последнему прикрепляется поддон (220) для ее собирания.

Регулятор отката (56) располагается по нижней производящей внутренней поверхности цилиндра компрессора и передним своим выступом (e) вставляется в углубление в дне цилиндра. Он закрепляется стопорной пробкой (57), завертываемой в отверстие стенки цилиндра компрессора и в нижней стороне регулятора. Стебель пробки проходит через отверстие шашки (56-а), помещенной в углублении в регуляторе и в стенке цилиндра. Под головку стопорной пробки подкладывается кожаная прокладка (58).

Регулятор отката имеет вид планки переменного сочения, таким образом сообразованного с размерами окна в поршне, что во время отката ствола после выстрела давление в цилиндре компрессора остается постоянным. Он служит для регулирования отката.

Близ дна в стенке цилиндра имеется косой канал (e), соединяющийся с бронзовым резервуаром (67) для запасной жидкости, прикрепленным гужонами на правой стороне люльки и к цилиндру компрессору посредством соединительного винта (73) с высверленным в нем центральным каналом, который составляет продолжение косого канала. Под головку винта ставится кожаная прокладка.

Через навинтованное очко резервуара, закрываемое пробкой (74), производится наполнение компрессора жидкостью, при чем воздух выходит через отверстие, расположенное в приливе верхней правой части цилиндра компрессора.

Под головку пробки ставится кожаная прокладка. [43]

При откате ствола после выстрела часть жидкости из резервуара переходит в цилиндр компрессора, а затем при накате — часть ее выдавливается поршнем в резервуар. Кроме того она пополняет компрессор в случае ее убыли вследствие просачивания через воротники.

В боковой стенке резервуара имеется отверстие, закрываемое крышкой (68), через которое производится чистка резервуара. Под фланец крышки также ставится кожаная прокладка.

Действие компрессора заключается в следующем: при выстреле цилиндр компрессора, как наглухо соединенный с люлькой, остается неподвижным. Ствол же, скользя своими выступами-шпонками в пазах люльки, движется назад и тянет за собою шток компрессора, конец которого закреплен в проушине перекрывающего кольца. При этом жидкость, находящаяся позади поршня, продавливается через промежуток между окном поршня и регулятором отката в предпоршневую часть цилиндра компрессора.

Промежуток этот быстро увеличивается в начале отката, на некотором расстоянии начинает уменьшаться и в конце отката окно поршня закроется регулятором отката. В этот момент прекращается продавливание жидкости в предпоршневую часть цилиндра компрессора, вся живая сила отдачи ствола поглощается, и откат прекращается.

Как сказано выше, размеры окна и сечение регулятора отката сообразованы так, что давление в цилиндре компрессора во все время отката остается постоянным.

Так как при выдвигании назад штока компрессора внутренний объем цилиндра, занимаемый жидкостью, увеличивается, то он пополняется запасной жидкостью, переливающейся из запасного резервуара через косой его канал.

При накате ствол движется вперед, увлекая за собою шток компрессора с поршнем. При этом жидкость, находящаяся впереди поршня, протекает через промежуток между окном и регулятором отката в пространство позади поршня, а излишек ее переливается обратно в запасный резервуар, вследствие того, что накат происходит медленно и переливание жидкости в компрессоре совершается также медленно и не препятствует накату.

В то время, когда шток компрессора движется вперед, регулятор наката, входя в канал внутри штока, выдавливает жидкость через узкий кольцевой промежуток между стенками этого канала и наружной своей поверхностью. Вначале наката, пока в канал штока входит утоненная часть регулятора наката, жидкость выходит через более широкий выход и скорость наката быстрее.

Как только в канал штока войдет утолщенная часть его, выход для жидкости становится меньше и скорость наката уменьшается. Когда же регулятор наката войдет на всю свою длину и закроет промежуток, через который выдавливалась жидкость, скорость наката становится равной нулю.

Наибольшая допустимая длина отката равна 290,0 мм. При такой длине отката задний срез поршня не доходит до переднего среза крышки компрессора на 24,96 мм. При длине отката 314,96 мм крышка компрессора будет вырвана ударом о нее поршня. Нормальная длина отката равна 279,5 мм.

Накатник.
(Лист
XXVII и XXVIII).

Накатник служит для приведения орудийного ствола в первоначальное положение после прекращения отката. [44]

Он состоит из:

а) Заднего цилиндра накатника (79).
б) Накатной трубы (85).
в) Трех пружин накатника (80).
г) Переднего цилиндра накатника (81).
д) Регулирующего стержня пружин (86).
е) Обоймы, состоящий из двух горбылей (89 и 90).
ж) Двух тяг (92) с гайками (93).

Задний цилиндр накатника (79) отливается из бронзы и имеет вид трубы с утолщением, оканчивающимся внутренним фланцем (к), который служит упором в дно цилиндра компрессора.

Внутренним отверстием фланца цилиндр накатника надевается на цилиндрический выступ (y) дна цилиндра компрессора, чем достигается центрование обоих цилиндров. Для устранения поворачивания цилиндра накатника, во фланце его просверлено отверстие, в которое входит шпилька (v), завернутая в дно цилиндра компрессора.

Внутрь заднего цилиндра накатника вставляется накатная труба (85), отливаемая из бронзы: на одном конце она имеет фланец, которым упирается во фланец цилиндра накатника и в дно цилиндра компрессора, выступ (1) последнего служит для ее центрования.

На противоположном конце труба имеет навинтованное отверстие для завинчивания регулирующего стержня пружин (86).

На накатную трубу надеваются пружины накатника (80) таким образом, что задняя пружина упирается одним концом во фланец накатной трубы, а передняя пружина — в упорную шайбу (87), которая в собранном накатнике прижимается пружинами к кольцу (p). Между пружинами вставляются стальные прокладные шайбы (88).

Спиральные пружины накатника имеют прямоугольное сечение.

Стальной передний цилиндр накатника (81) имеет вид трубы с фланцем на одном конце. На другом конце приклепано кольцо (p).

Внутренний диаметр переднего цилиндра несколько больше наружного диаметра заднего цилиндра накатника, чтобы его можно свободно надеть на последний. К фланцу переднего цилиндра при помощи стального кольца (83) и винтов прикреплен кожаный грязесчищатель, служащий для устранения приставшей к наружной поверхности заднего цилиндра накатника пыли и грязи.

Для регулировки сжатия спиральных пружин накатника служит регулирующий стержень пружин (86), который имеет навинтованный стебель и головку с буртиком (б), куда упирается упорная шайба (87).

На передний цилиндр накатника надевается обойма, состоящая из верхнего (90) и нижнего (89) горбылей для того, чтобы ее можно удобно с ним соединить. На внутренней поверхности обоих горбылей имеется круговая заточка, в которую входит кольцо (r), приклепанное к наружной поверхности цилиндра (81). Оба горбыля стягиваются болтами (91) с гайками.

Верхний горбыль имеет две проушины (t) для тяг накатника и две закраины (u), которыми он вставляется в обхваты направляющей (95), служащей для направления движения горбыля во время отката и наката ствола после выстрела.

Тяги (92) представляют стальные круглые стержни с нарезкой на обоих концах. Они служат для соединения накатника с орудийным стволом, для чего пропускаются через отверстия проушин: перекрывающего кольца, цилиндра компрессора и верхнего горбыля. Передними своими концами при помощи двух гаек (93) они наглухо закрепляются в проушинах горбыля, а на задние концы их, пропущенные через проушины перекрывающего кольца навинчиваются гайки (93-а). Гайки (93) и (93-а) закрепляются [45] разводными шпильками. Оба цилиндра накатника, накатная труба, цилиндр компрессора с его штоком и регулятором отката должны быть собраны так, чтобы оси их совпадали с одной прямой, параллельной оси ствола и лежащей в вертикальной плоскости, проходящей через эту ось.

Тяги собираются таким образом, чтобы оси их лежали в плоскости, проходящей через оси цилиндров компрессора и накатника и перпендикулярной к вертикальной плоскости, проходящей через ось ствола, В случае несоблюдения этого условия при стрельбе произойдет изгиб одной или нескольких составных частей компрессора или накатника, следствием чего явится заедание в компрессоре или накатнике и выход системы из строя.

Действие накатника заключается в следующем.

Двигаясь назад при выстреле, ствол тянет за собой обе тяги накатника, увлекаемые перекрывающим кольцом за срезы гаек (93-а), навернутых на задние концы их. Движение это передается тагами обойме, верхний горбыль которой своими закраинами скользит в пазах направляющей (95), остающейся неподвижной вместе с люлькой. Обойма влечет за собой передний цилиндр накатника, вместе с упорной шайбой (87), надвигая его на задний цилиндр накатника, отчего пружины накатника сжимаются.

При этом движении грязесчищатель счищает с поверхности заднего цилиндра накатника приставшую к ней пыль и грязь.

Накатная же труба и задний цилиндр накатника остаются неподвижными.

Как только откат прекратился, пружины накатника под действием сил упругости начнут разжиматься упорная шайба, побуждаемая пружинами, скользит вперед по поверхности накатной трубы и тянет вперед передний цилиндр накатника вместе с обоймой и тягами накатника. Последние же, нажимая гайками (93-а) на перекрывающее кольцо, заставляют орудийный ствол двигаться вперед.

Когда упорная шайба упрется в буртик головки регулирующего пружины стержня, пружины накатника не могут более разжиматься и накат прекращается. В этот момент ствол и все части накатника и компрессор придут в первоначальное свое положение.

Установочные части.

120-мм береговая пушка устанавливается на бетонном основании. Для этой цели в бетон заделывается нижний установочный круг с 22-я отверстиями, сквозь которые пропускается болты. Болты устанавливаются вертикально и заливаются бетоном. На поверхность его накладывается верхний установочный круг, в отверстия которого пропускаются выходные концы болтов.

Тумба ставится на вернем круге, причем на концы болтов, проходящие сквозь 22 отверстия во фланце тумбы, навертываются гайки, закрепляемые шплинтами.

Щитовое прикрытие.
(
Лист III).

Нижний броневой щит (К) толщиною 50,8 мм крепится при помощи гужонов к двум кронштейнам, прикрепленным к вертлюгу болтами.

Нижний щит имеет в средней своей части цилиндрическую форму, защищающую лафет спереди, и отведенные стороны для прикрытия номеров орудийного расчета. [46]

Верхний щит (Л) толлщиною 6,5 мм укрепляется к вертлюгу наклонно при помощи кронштейнов и болтов. Он служит для защиты орудийного расчёта от осколков.

Спереди оба щита имеют вырезы (М) для прохода орудийного ствола — такой величины, что позволяют придавать ему углы возвышения от -10° до +20°.

Верхний наклонный щит имеет прямоугольный вырез (Н) для визирования прицельной трубы.


 

2010—2011 Design by AVA