[49]

ГЛАВА III.
Станок системы бывш. СПБ металлического завода
для 203-мм (8-дм.) 50 к. орудий.

УСТРОЙСТВО СТАНКА

Станок состоит из следующих главных частей: 1) качающаяся рама, 2) компрессор, 3) накатник, 4) поворотный кронштейн с площадками для наводчиков, 5) неподвижное фундаментное основание, 6) механизм вертикального наведения, 7) подцапфенное устройство, 8) механизм горизонтального наведения, 9) насос для подкачивания масла в компрессор станка и бак для масла, 1О) башеноподобный броневой щит, 11) прицельное приспособление (в настоящем руководстве описание не даётся), 12) приспособление для крепления станка по походному.

Качающаяся рама станка.
(См. черт. №№ 53, 56, 57, 58).

Две продольные параллельные балки (1 и 2) и кольца — переднее (3) и заднее (14) образуют качающуюся раму станка. Заодно с балками откованы цапфы, которыми качающаяся рама покоится в подшипниках кронштейна.

Переднее кольцо (3) связано с балками болтами (5 и 6) и двумя коническими клиньями (7).

Обойма (10) одета на орудие и связана с ним посредством двух выступов на орудии, входящих в соответствующий кольцевой паз рубашки, и двух стопорных винтов (13). Два продольных паза, продолжающиеся от заднего среза рубашки до кольцевого паза, служат для пропуска выступов орудия при одевании рамы на орудие.

Означенные выступы предохраняют орудие от продольного перемещения в обойме (10), а стопорные винты (13) — от вращения в ней. Обойма имеет боковые лапы (а) с бронзовыми направляющими планками (11), которыми рубашка с зажатым в ней орудием скользит по балкам рамы. Обойма (10) имеет в нижней своей части два прилива (а) с отверстиями для направления передних концов штоков (50) накатника.

Для смазки трущихся поверхностей балок и направляющих планок обоймы служат маслёнки Штауфера с густой смазкой, ввёрнутые в лапы рубашки. В передней части обоймы имеется внизу выступ (в) с отверстием, в котором укрепляется шток (79) компрессора.

Заднее кольцо (14) связано с балками болтами (15 и 16) и двумя клиньями (20). Клинья (20) удерживаются на месте стопорными винтами (21). Заднее кольцо, подобно обойме (10), имеет два продольных паза для пропуска выступов орудия при одевании рамы в собранном виде на орудие. Для уменьшения трения орудия о заднее кольцо при перемещении его к внутренней поверхности заднего кольца укреплены бронзовые планки [50] (17 и 18). К нижней части заднего кольца прилиты цилиндр (г) компрессора и ушки (д) с отверстиями для направления задних концов штоков (50) накатника. В этих же ушках имеются продольные отверстия для закладывания временных клиньев (55) (см. дальше).

Компрессор.
(См. черт. №№ 56, 59, 60, 62).

Компрессор состоит из упомянутого выше цилиндра (г), отлитого заодно целое с задним кольцом (14), штока (79) и контрштока или скалки (34). Цилиндр (г) тормозной втулкой (30) разделён на две части. Передняя часть представляет собой цилиндр компрессора, а задняя часть — цилиндр приёмника. Тормозная втулка (30) вставлена в цилиндр на резьбе и удерживается на месте стопорным винтом (31).

Шток (79) компрессора оканчивается спереди шейкой, которая посредством гайки (81) с шайбой (82) укрепляется в нижнем приливе (в) обоймы (10). Точное положение штока компрессора в приливе определяется шпонкой (1). С другого конца (заднего) шток (79) имеет головку с бронзовой втулкой (80), которой направляется в цилиндре компрессора. Бронзовая втулка (80) штока имеет конусный кольцевой уступ (л), который образует гидравлический буфер в конце наката и тем самым устраняет удар рубашки о переднее кольцо. Кольцевое пространство (ж) означенного гидравлического буфера в конце наката соединяется с цилиндром компрессора каналом (з), отверстие которого может регулироваться запорным шпинделем (66).

Запорный шпиндель (66) (см. черт. № 59) помещается в приливе цилиндра компрессора и уплотняется: пеньковой набивкой, помещаемой между прокладочными кольцами (63 и 64), и нажимной гайкой (65). Шпиндель (66) после надлежащей регулировки прикрывается бронзовым колпаком (67).

Шток (79) компрессора имеет внутри себя цилиндрическую полость, куда входит контршток (34) при откате; полость эта при этом служит каналом для прохода жидкости из цилиндра компрессора через полость контрштока в приёмнике. Заполнение пустоты, образующейся в передней части (и) компрессора при откате, а также выталкивание оттуда жидкости при накате, происходит через 10 наклонных отверстий (к) в головке штока (79) компрессора. Отверстие полости в штоке (79) компрессора прикрыто бронзовой регулирующей втулкой (32). Регулирующая втулка застопорена винтом (33). Контршток (34) своим задним кольцом ввёрнут в тело тормозной втулки (30) и укреплён в ней тремя винтамиa (36). На другой конец контрштока надет намертво бронзовый направляющий поршенёк (35).

Контршток (34) (см. черт. №№  62, 56) имеет внутри продольное цилиндрическое отверстие, сообщающееся непосредственно с полостью штока компрессора, и четыре прямоугольных прореза (т) вблизи поршенька (35) для пропуска масла из цилиндра компрессора через полость контрштока в приёмник. Задний конец контрштока (34) в приёмнике заканчивается дном, принимающим на себя удар быстро текущей жидкости, и имеет четыре прямоугольных прореза (м), сообщающих отверстия контрштока с приёмником.

Цилиндр компрессора заглушён спереди сальником, пропускающим тело штока (73).

Сальник компрессора (см. черт. № 59) состоит из: 1) кожаного воротника (40) (специальной кожи), 2) бронзового кольца под воротник (39), 3) прокладочного кольца (41) на воротник, 4) нажимной гайки (42), 5) прокладочного кольца (43), под набивку, 6) пеньковой набивки и 7) нажимной крышки (44), притягиваемой к цилиндру посредством шпилек (45). Жёлоб (90) с краном служит для скопления могущего просачиваться масла. [51]

Для удаления скапливающегося в цилиндре компрессора воздуха служит пробка (60), соединённая с каналом в верхней части цилиндра компрессора близ сальника.

Пробка для выпуска воздуха (60) ввёрнута в ниппель (58) и имеет продольный осевой канал, сообщающийся с выходящим в полость ниппеля (58) диаметральным каналом. Коническая головка пробки (60) закрывает канал, сообщающий цилиндр компрессора с полостью ниппеля. Ниппель (58) вставлен на резьбе в приливе цилиндра компрессора и уплотняется прокладочным кольцом красной меди. Такая же пробка (59) в нижней части компрессора служит для выпуска масла.

Приёмником (см. черт. № 60) называется часть цилиндра за тормозной втулкой, которая закрыта нырялом (24) — подвижным дном, — которое подаётся назад при проталкивании жидкости из цилиндра компрессора в приёмник и передаёт давление жидкости пружинным накатникам (при этом пружины сжимаются). Жидкость при откате попадает также и в кольцевое пространство (н), образуемое отростком тормозной втулки (30) и стенками цилиндра приёмника.

Приёмник накатника заглушён сальником, пропускающим ныряло. Сальник приёмника состоит из: 1) кожаного воротника (26) (специальной кожи), 2) кольца (25) под воротник, 3) прокладочного кольца (27), 4) нажимной гайки (28), 5) прокладочного кольца (29) под набивку, 6) пеньковой набивки и 7) нажимной крышки (22), притягиваемой к цилиндру шпильками (23). Жёлоб (88) с краном служит для скапливания могущего просачиваться масла.

Пробки для удаления воздуха и жидкости из приёмника (см. черт. № 59, 60). Для удаления воздуха, скапливающегося в приёмнике, служит пробка (60-а), расположенная в верхней части приёмника, близ тормозной втулки. В нижней части приёмника близ тормозной втулки (30) расположена пробка (59а) для выпуска жидкости из приёмника. Канал пробки с цилиндром приёмника сообщается кольцевым каналом (п) и радиальными отверстиями (р) в теле тормозной втулки (30). Вышеупомянутыми радиальными отверстиями (р) и кольцевым каналом приёмник сообщается с клапаном (69) с двумя шпинделями: для подкачивания жидкости в приёмник и компрессор и для соединения приёмника с манометром.

Клапан к манометру и насосу (см. черт. № 60) состоит из бронзового корпуса (69), укреплённого шпильками (77) к приливу цилиндра компрессора (г) и двух шпинделей (72) с маховичками (73), посредством которых с приёмником могут быть соединены: трубка (74), идущая к манометру или же (76) к насосу. Медные трубки к насосу и манометру уплотняются медными прокладочными кольцами (62), зажимаемыми ниппелями (70).

Шпинделя ходят на резьбе в корпусе клапана и уплотняются пеньковой набивкой, помещаемой между прокладочными кольцами (71) и зажимаемой ниппелями (70). В том случае, если трубки (74 и 76) снимаются, отверстия в корпусе клапана закрываются глухими гайками (78). Приёмник накатника и цилиндр компрессора наполняются веретённым маслом — жидкостью с удельным весом около 0,89 при комнатной температуре.

Пружинный накатник.
(См. черт. № 56, 54).

Пружинный накатник состоит из двух столбов пружин, парных (56) и однопарных (57 и 57а), Бельвилля, одетых на штоке (50), и траверса (48). Штоки (50) направляются в отверстиях приливов рубашки и заднего кольца. С передней стороны на штоке одеты на резьбе стальные втулки (49 и 92), скользящие в отверстиях приливов (а) рубашки. Во втулках (49), укреплённые на штоках (50) шплинтами (с), упираются столбы пружин, зажатые между этими втулками и ушками (д) заднего кольца. Втулки (92) [52] застопорены винтами (93). Втулки эти предвидены для возможности разборки пружинных накатников на станке. Задние части штоков (50) скользят в отверстиях ушков (g) заднего кольца (14) и пропущены через отверстия в траверсе (48). При помощи гаек (51) и контргаек (52) можно сжимать и ослаблять пружины. Квадратные головки на концах штоков (50) служат для удержания штоков ключом (414) от вращения при действии гайками (51 и 52). Во избежание порчи штоков при перемещении пружин (56) во время отката, последние имеют внутри медную облицовку, которой они связываются попарно, за исключением крайних одинарных пружин (57 и 57а).

Траверс (48) передаёт давление пружин нырялу, а через жидкость, наполняющую приёмник накатника и компрессор, также и подвижным частям станка. Между передним срезом траверса и задним срезом ушков заднего кольца положены бронзовые промежуточные кольца (94 и 95) во избежание нажатия ныряла (24) на тормозную втулку (30) приёмника в том случае, если в компрессоре нет давления или оно меньше нормального. При давлении в 60 атмосфер, при надлежащем сжатии пружин, между промежуточными кольцами (94 и 95) и траверсом остаётся промежуток, называемый траверсным расстоянием, который должен равняться около 10 мм. Траверсное расстояние поэтому служит указателем надлежащего давления в компрессоре и приемнике и даёт возможность обходиться и без манометра.

Поворотный кронштейн.

Поворотный кронштейн (61) (см. черт. № 53) состоит из стальной отливки с двумя кронштейнами (А). Наверху кронштейны имеют подшипники для цапф качающейся рамы с бронзовыми вкладышами (64) и выемки для подцапфенных устройств. Подшипники и указанные выемки закрываются крышками (62 правой и 63 левой), которые поддерживают и подцапфенные устройства. Крышки (62 и 63) крепятся к кронштейнам (А) шпильками (66 и 67). Кронштейны (А) в передней части имеют отверстия (Б) (см. черт. № 53, 63), в которые вставляются кронштейны (106 и 107) для валиков (108) привода поворотного механизма. В задней своей части правый и левый кронштейны (А) имеют отверстия (В), в которые вставляются кронштейны (175), через которые проходит вал (183) привода вертикального наведения. Левый кронштейн (А) имеет прилив (Г) с коробкой (а), в каковом имеется отверстие со втулкой (134) для поперечены (133) привода вертикального наведения и отверстия для шпилек (148) для крепления крышки (135) (см. черт. № 64, 65). К кроштейнам (А) крепятся балки (157 и 158) приводов вертикального и горизонтального наведения и кронштейны (31 и 32) (см. черт. № 53, 55) с площадками для наводчиков.

Нижнее основание поворотного кронштейна имеет: кольцевой жёлоб, коим поворотная часть лежит на шарах (119) (см. черт. № 62) фундаментного основания (118); центральное цилиндрическое отверстие с бронзовой втулкой (69), каковым поворотный кронштейн надевается на штырь (m) фундаментного основания (118); в передней своей части цилиндрическое отверстие, в которое вставляется коробка (73) лебёдки поворотного механизма, и отверстие для кронштейна (49) приспособления для крепления по-походному, каковой крепится к левому кронштейну (А) поворотной рамы около отверстия (Б); выточки в боковой кромке с передней и задней стороны подхватов (26 переднего и 27 заднего) с нарезанными отверстиями для крепительных винтов (28).

К боковой кромке основания поворотного кронштейна крепится кожух (29) винтами (30), прикрывающий шары. К поворотному кронштейну крепится также броневой щит (см. ниже).

Поворотный кронштейн (61) со всеми связанными с ним частями, как-то: качающаяся часть, механизмами вертикальной и горизонтальной [53] наводки, прицельным устройством, площадками с наводчнками, броневым щитом — уравновешены в общем центре вращения.

Неподвижное фундаментное основание.

Неподвижное фундаментное основание (118) (см. черт. № 62, 53) состоит из стальной отливки с центральным штырём (m). Фундаментное основание имеет круговой жёлоб, на который кладутся 50 стальных шаров (119). Для того, чтобы шары не соприкасались между собою, они помещаются в бронзовую обойму (120), состоящую из двух половин.

К фундаментному основанию крепится круговой зубчатый погон (192) (см. черт. № 62) для горизонтальной наводки болтами (193).

Примечание. Некоторые станки, предназначавшиеся ранее для бортовой установки на кораблях, не имеют кругового зубчатого погона, а лишь дуговой около 120°.

Фундаментное основание вверхней части по окружности своей имеет круговую выточку (n), в которую заходят выступы переднего и заднего подхватов (26 и 27) поворотного кронштейна (61).

Нижний фланец фундаментного основания имеет 32 отверстия диаметром 44,45 мм для крепления такового при установке на батарее.

Механизм вертикальной наводки.

Вертикальная наводка (см. черт. № 53, 54, 64, 65, 66) производится расположенными с обеих сторон станка маховиками (168) посредством: подъёмного винта (122), пары конических колёс (132, 142), цилиндрических колёс (207, 208 и 209) и цепных колёс (141, 181 и 181а), расположенных с левой стороны станка, и (181 и 181а), расположенных с правой стороны станка. Цепные колёса (181а) сидят на общем валике (183).

Подъёмный винт (122) имеет бронзовую втулку (123) и посредством валика (126) шарнирно связан с кронштейном (124), укреплённым к левой балке качающейся части станка. Коническое колесо (132) на шариках (138), собранных между кольцами (136 и 137), вращается во втулке поперечины (133). Коническое колесо (132) во втулке поперечины (133) вместе с шариковыми подшипниками стягивается нажимной втулкой (139), навёртываемой на втулку конического колеса (132) с нижней стороны. Правильно нажатая втулка (139) удерживается на месте звёздкой (140), закреплённой винтами (140а). Поперечина (133) своими цапфами при наводке качается во втулках: коробки (а), отлитой за одно целое с кронштейном (61) станка, и крышки (135), связанной посредством шпилек (148) с означенной коробкой. Цепь (171) с левой стороны станка огибает колёса (141, 181 и 181а) и натягивается особым натяжным прибором, помещающимся на крышке (135) подъёмного механизма. Цепь (170) с правой стороны станка огибает колеса (181 и 181а) и натягивается обыкновенным натяжным роликом. Натяжное устройство для цепи с левой стороны станка состоит из цепного колеса (149) со втулкой (150), вращающегося на оси (152) в ползуне  (151). Ползун (151) направляется в пазах тела крышки (135) и посредством винта (153) и пружин (155) поддерживается натяг цепи. Цепи (170 и 171) своими натяжными приборами должны быть натянуты настолько, чтобы была выбрана лишь слабина цепей, но этим натяг не должен отражаться на лёгкости и вертикальной наводки. Кронштейны (160) осей: маховиков (168) и цилиндрических шестерней (207, 208 и 209) поддерживаются балками (157 и 158), связанными с кронштейнами (61). Теми же балками поддерживаются и кронштейны валов (113 и 114) горизонтальной наводки. Наибольший угол возвышения +20°, наибольший угол снижения -5°. Смазка всех частей приводов вертикальной наводки производится густым маслом Тавота, для каковой цели в соответствующих местах имеются маслёнки Штауфера. [54] Винт смазывается жидким минеральным маслом, которое наливается в выемку (в) конической шестерни (132). Конец винта (122) ходит в кожухе (145), прикреплённом к крышке (135) коробки (а) прилива (Г) поворотного кронштейна (61).

Подцапфенное устройство.

Лёгкость вертикальной наводки обеспечивается особым устройством антифрикционных подцапфенников (см. черт. № 6).

Особенность устройства подцапфенников выражается в следующем: цапфы качающейся рамы двойные (уступом). Утолщённые части (а1) их, смежные с балками станка, предназначены для удержания усилия, соответствующего выстрелу, более же тонкими своими частями (б1) (концевыми) цапфы покоятся на роликах (16) в обойме, состоящей из двух частей: верхняя (1) с болтом (д1) и нижняя (2), связанных болтами (6). Обойма поддерживается тарелочными пружинами Бельвилля (9) посредством болта (д1) обоймы (1), проходящего через отверстие в крышке подцапфенника, и гайки (3) с контр-гайкой (4), зажимающих пружины (9) так, что при наводке вся нагрузка от веса станка с орудием передаётся на ролики, при выстреле же усилие передаётся на утолщённые части (а1) цапф. Возможность перекашивания оликов, а следовательно заедание и порча их устраняются тем, что все ролики заправлены в особую бронзовую рамку (17) с продольными переборками (в1) между роликами. Закраины (г1) не позволяют роликам перемещаться вдоль цапф. Цапфы и поддерживающие обоймы снабжены сменными поверхностями (13, 14 и 15).

Механизм горизонтальной наводки.

Горизонтальная наводка (см. черт. № 62, 63) производится расположенными с обеих сторон станка маховиками (169) посредством валов (113 и 114) конических колёс (110 и 111), винта (101) с винтовым колесом (87) и цилиндрической шестерни (88), катящейся по зубчатому ободу (192), связанному с фундаментным основанием (118) станка. Винт (101) вращается в подшипниках коробки (73) лебёдки и для уменьшения трения от осевого давления упирается своими заплечиками в шариковые подшипники (103). Коробка (73) лебёдки своей втулкой входит в отверстие горизонтальной доски поворотного кронштейна (61) станка и притягивается шпильками (82). Точное положение коробки определяется установочными штифтами (81). Сверху коробка закрывается крышкой (74), притягиваемой болтами (78 и 79). Для смазки червяка (101) в крышке (74) имеется отверстие, закрываемое крышкой (75). Червяк (101) сцепляется с винтовым колесом (87), имеющим связь с вертикальным валом (85) шестерни (88) посредством муфты трения. Муфта трения образуется бронзовыми (90) и стальными (91) дисками, из которых бронзовые диски имеют уступы, входящие в пазы обода винтового колеса (87), а стальные диски (91) сидят на гранях вала (85). Нажатие дисков производится посредством тарелочных пружин (97). Для смазки трущихся поверхностей во всех соответствующих местах предвидены маслёнки Штауфера. Валик (85) вращается в отверстии втулки (84), которая закреплена стопорными винтами (83) в коробке (73), и на конец его одета на шпонке (86) со стопорным винтом (89) цилиндрическая шестерня (88), сцепляющаяся с вышеупомянутым зубчатым ободом (192), укреплённым посредством болтов (193) на уступе фундаментного основания (118).

Насос для подкачивания жидкости в компрессор и бак для масла.

Насос для подкачивания жидкости в компрессор станка (см. черт. № 53, 67) прикреплён к площадке для наводчиков с левой стороны; насос соединён трубкой красной меди с клапаном (69), прикреплённым к компрессору станка. [55]

Жидкость в насос подаётся посредством трубки из бака (194), прикреплённого к комендорской площадке с левой стороны.

Насос состоит из бронзового корпуса (301) и корпуса (325) с клапанами, рычага (323), шарнирно связанного с поршнями.

Насос имеет два поршня: один большого (307) и другой малого (312) диаметра, причём поршень (312) может ходить внутри поршня (307).

При начале работы насосом, когда давление в компрессоре ещё незначительно, жидкость накачивается посредством большого поршня (307), в это время малый поршень (312) соединяется посредством костылей (308) с большим поршнем; когда же давление в компрессоре возрастет и накачивание жидкости станет затруднительным, включают поршень (307) и дальнейшее подкачивание жидкости производят посредством малого поршня (312). Достигается это тем, что поршень (307) поворачивают, действуя на фланец его (а) ключом (463) до тех пор, пока головки костылей (308), закреплённые на фланец (а) поршня (307), не встанут против вырезов (в) наружной шейки (с) поршня (312) и освободят его из сцепления с поршнем (307); в то же время фланец (а) поршня (307), попадая под головки костылей (302), закрепленных в корпусе насоса (301), составит с ним как бы одно неподвижное целое и поршень (312) получит возможность продвигаться во внутреннем канале поршня (307); при обратном движении фланца (а) поршень (307) разъединяется с корпусом насоса (301), а поршень (312) снова сцепится головками костылей (308) с поршнем (307), образуя с ним одно целое.

Соответственно этому насос снабжён двумя кожаными манжетами (304 и 309) по одной для каждого из поршней.

Корпус (325) имеет во внутренней полости нагнетательный клапан (332) и всасывающий (333); первый соединяется с клапаном (69) для подкачивания жидкости в компрессор станка, второй с баком (194) для жидкости.

Бак снабжён запорным краном (201).

Башнеподобный броневой щит.

Башнеподобный щит (см. черт. № 53, 55) состоит из двух половин, соединённых друг с другом зубцом (м) и связанных сверху броневой плитой (к), крепящейся к щиту винтами (4). В средней части щит крепится к поворотному кронштейну (61) фасонными кницами (8 и 9) посредством винтов (16) и болтов (15); в передней части станка кницей (5) с приклёпанным к ней круговым угольником (10), на который ложатся обе половины щита; угольник ещё соединяется с кницами (6, 7, 8 и 9) болтами (17) и боковыми кницами (6 и 7), крепящимися винтами (16) и болтами (15).

Прицельные приспособления.

Прицельные приспособления систем С.-Петербургского Металлического завода имеются с двух сторон станка и устанавливаются на кронштейнах (102n и 103n), связанных с балками (1 и 2) станка. Прицельные приспособления обеих сторон станка соответствующим образом связаны между собой.

Описания этих устройств с указанием ухода за таковыми, а также способом сборки и разборки даётся отдельно от настоящего руководства.

Приспособление для крепления по походному станка.

У многих станков, предназначавшихся для установки на кораблях, имеется приспособление для крепления станка по-походному. Устройство его следующее: (см. черт. № 66) на кронштейне станка имеется прилив с отверстиями, на котором установлен кронштейн (49) с штыревой втулкой. [56] Во втулке кронштейна (49) направляется штыр (50), который сцепляется с зубцами сектора (53) с рукояткой, посредством которой может спускаться и подниматься. При креплении по-походному штыр входит в отверстие в фундаментном основании станка (118).

Действие компрессора и накатника.

После выстрела обойма (1О) с закреплёнными в ней орудием и штоком компрессора (79) откатывается по балкам (1, 2) качающейся рамы станка назад (см. черт. № 56, 59, 60).

Благодаря тому, что шток компрессора (79) при откате входит внутрь компрессора, объём последнего уменьшается, давление в компрессоре увеличивается и жидкость проталкивается из задней полости цилиндра компрессора через отверстие втулки (32) переменного сечения в переднюю полость цилиндра компрессора и во внутреннюю полость штока (79), из каковой, далее, через пустотелый контршток (34) в приёмник.

Переменность сечения отверстия втулки (32) образуется контрштоком (34), входящим через это отверстие внутрь штока компрессора при откате орудия. Переменностью сечения этого отверстия при проталкивании через него жидкости достигается постоянство сопротивления компрессора, коим уничтожается живая сила отката. Таким образом контршток (34) является регулятором отката орудия.

Жидкость, поступая из цилиндра компрессора в приёмник, благодаря повышению давления в последнем, отжимает ныряло (24), заполняя при этом вследствие конусости кольцевое пространство (Н) между тормозной втулкой (30) и стенками приёмника. Отжатием ныряла (24) достигается повышение начального сжатия пружин накатника, необходимое для наката орудия. Ход ныряла при этом около 0,3 отката орудия.

Когда энергия отката будет поглощена и орудие остановится, то давление пружин накатника через ныряло (24) будет передаваться жидкости, каковая в свою очередь будет давить на поршень штока компрессора (79). Благодаря большей величине задней поверхности этого поршня, чем передней, а значит — и большему давлению жидкости на заднюю поверхность штока, шток (79) будет выходить из цилиндра компрессора и орудие накатываться.

Умерение скорости наката достигается тем, что накатниковые пружины (56) и (57), разжимаясь во время наката, встречают сопротивление жидкости, которую должны вытолкнуть нырялом (24) из кольцеобразного пространства (Н) через отверстие (О) в теле тормозной втулки (30) и по пустотелому контрштоку (34) в компрессор. Таким образом тормозная втулка (30) является регулятором наката орудия.

В конце наката вступает в действие гидравлический буфер, образуемый кольцеобразным пространством (Ж) в цилиндре компрессора. Степень тормажения этим буфером регулируется шпинделем (66), каковой прикрывает отверстие в канале, идущем из кольцеобразного пространства (Ж) в переднюю полость цилиндра компрессора, и является таким образом регулятором буфера наката.

СБОРКА И РАЗБОРКА КАЧАЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ СТАНКА,
КОГДА ТАКОВАЯ СОВЕРШЕННО РАЗОБРАНА.

В этом случае сборка производится на деревянных стеллажах.

1) Сборка и разборка качающейся рамы.

1) Ставят переднее (3) и заднее (14) кольца боком и на соответствующие места их накладывается балка (1 или 2). Заложив изнутри болты (5, 6 и 15, 16), притягивают кольца к балке. [57]

2) Поворачивают кольца вместе с балкой на другой бок, чтобы балка пришлась снизу, и накладывают на балку обойму (10).

3) На соответствуюцтие места переднего кольца обоймы и заднего кольца накладывают вторую балку. Заложив изнутри болты (5, 6 и 15, 16), притягивают кольца к балке. На равномерный натяг болтов необходимо обратить при этом особое внимание.

4) Поворачивают раму в правильное положение, ставят на места клинья (20) заднего кольца и закреплтяют их стопорными винтами (21).

5) Вколачивают лёгкими ударами молотка клинья (7) переднего кольца и затягивают их внизу гайками.

Разборка производится в обратном порядке.

2) Сборка и разборка компрессора и приёмника.

1) Продвигают обойму (10) насколько возможно назад и поворачивают раму так, чтобы цилиндр компрессора был наверху.

2) Заворачивают втулку (38) ключом (432) в цилиндр компрессора.

3) Вставляют шток (79) в цилиндр компрессора (при этом положение шпонки (1) штока должно быть снизу), продвигают шток в цилиндр при помощи берёзовой палки, вставленной в полость штока с навёрнутым на передний конец штока стержнем (500), служащим для направления штока в цилиндре компрессора во избежание порчи полости цилиндра и для проведения переднего конца штока через втулку (38). При этом в сальнике штока не должно быть воротника (40) во избежание порчи последнего. Свинчивают стержень (500).

4) На конец штока (79) одеваются: кольцо (39) с воротником (40), прокладочное кольцо (41) на воротник, нажимная гайка (42), прокладочное кольцо (43) в сальник и крышка (44).

5) Укрепляют посредством гайки (81) ключом (417) шток (79) компрессора в приливе (b) обоймы (10). Точное положение штока определяется шпонкой (1). Для точного направления шпонки (1) штока в гнездо её в приливе (b) обоймы (10) одевают хомут (431) на шток (79) и при помощи вставленного в ушко хомута ломика направляют шток шпонкой в гнездо её.

6) Продвигают кольцо (39) с воротником (40) и прокладочным кольцом (41) в сальник и ключом (422) заворачивают гайку (42), воротник (40) при вкладывания заправляют лопаткой (435).

7) Продвигают прокладочное кольцо (43) до гайки (42).

8) Закладывают в сальник пеньковую набивку, вколачивая её деревянной трамбовкой (438) или узкой дощечкой, ударяя по ней молотком, и окончательно уплотняют набивку крышкой (44) посредством кольца (436) из двух частей, закладываемого в сальник под крышку (44), крышку (44) поджимают гайками шпилек (45) ключом (407).

9) Ключом (407) отдают гайки шпилек (45) и вытаскивают крышку (44) из сальника.

10) Вынимают штифтами (433) кольцо (436) для трамбовки набивки.

11) Продвигают крышку (44) в сальник и притягивают её гайками шпилек (45) ключом (407) и патронным ключом (477) при помощи хомутика (431) и ломика (430).

12) Осторожно вкладывают тормозную втулку (30) приёмника вместе со скалкой (34) в цилиндр, при чём надо обращать внимание, чтобы скалка попала поршеньком в полость штока (79).

13) Заворачивают тормозную втулку (30), действуя ключом (426) посредством ворота (428). Конец ключа направляется втулкой (427), вставляемой в отверстие сальника приёмника.

14) Закрепляют втулку (30) стопорным винтом (31) с прокладкой красной меди ключом (402). [58]

[...]

 

2010—2012 Design by AVA